Жизненные откровения за40т. ЗАРЯ II. Религия

ЗАРЯ II. Религия.

Из глубины веков шагающие, религии несут в мир человеческий и положительные свершения. При этом сразу хочу установить границы, под религиями понимаю лишь те течения, которые существуют 500 лет и более. Их достаточно, для тех целей, которые я укажу ниже. Всё то, что новоявленные спасители насочиняли в последующие годы можно смело объявлять неудачными пародиями на религиозные учения, как не прошедшие главного испытания - временем. Религии скрупулёзно собирали, сохраняли и оттачивали веками представления о том, что можно называть человечностью. «Время, честный человек оно все покажет», и оно показало цели, качества, идеалы для людей. Если и существуют понятия нравственности, добра и зла, которые фундаментальны, то они там. Если освободить религию от волшебства останется человеческий опыт, сохраненный и пронесённый через столетия, правила обычаи мирного доброго сосуществования всех со всеми, правда до сих пор это лишь ориентир и недостижимый горизонт. 

Второе благое дело религий - это успокоение общества. Научное знание говорит о том, что мы не равны и не только по социальному положению, но и по изначально заложенным способностям, которые определяется индивидуальной структурой нашей нервной системы, в целом, и мозгом, в частности. Различия эти не в долях целых чисел, а кратные, по некоторым показателям на порядок – в десятки раз, а качественные различия по структурам ещё больше усложняют взаимопонимание. Людям, которые в силу природных умалений не в состоянии мыслить, не способны постичь суть вещей, вполне могут довольствоваться религиозными предписаниями, готовыми алгоритмами поведения, которые писались еще для безграмотных рабов, нищих, больных и убогих. Для  них  единственной задачей каждого дня было выжить, а не задумываться о том, зачем они живут и за что все эти несчастья на их голову. Их утешала формула «на всё воля божья» и обещания вечной жизни: за страдания здесь, ждет награда там. И самое примечательное, что и тогда и сейчас, обещая после смерти лучшую долю, религия почти не обманывает, только при одном условии: чем хуже в реальной этой жизни,  тем будет лучше после смерти – потому что после смерти не будет ни боли, ни страха, ни одиночества, ни уныния, ни голода, ни холода - там ничего нет.

Низкий интеллект – это не синоним бедности. Глупость - это скорее степень близости к животному поведению, она не зависит от достатка, напротив, если человек в жизни озабочен лишь неуемным желанием иметь и потреблять, будь то еда или их эквиваленты (вещи и деньги), стремиться максимально размножиться и прокричать об этом всему миру – это уподобления самым низким в своем развитии живым организмам, которые занимаются ровно тем же самым. Животное начало есть в каждом человеке не иметь его невозможно, так как определено структурно в мозге палеокортексом или лимбической системой. Она составляет всего 10% от головного мозга, очень энергетически дёшево обходится, именно она толкает каждого индивида на инстинктивное поведение искать пищу, размножаться и доминировать. Религии такие стремления называют греховным, происками дьявола. На самом деле, это часть нашей природы и в силу того, что размер этих структур мозга реализации невелик, энергии требует немного, животное поведение поощряется самим мозгом через многочисленные внутренние наркотики: эндорфины, серотонин, окситоцин и канабиоиды. Противостоят палеокортексу области полушарий мозга. Большие полушария с бороздами и извилинами в разы превосходят лимбичиескую систему – называются неокортексом или неокортикальной системой. Неокортекс - 90% головного мозга, в следствие этого, требует гораздо больше энергии. В кортикальной системе есть области, главная функция которых торможение инстинктивного поведения, первоначальное его функция была подавить (хотя бы временно) инстинкт невозможности дележа пищи с неродственным особями. Неокортекс определяет рассудочную деятельность человека, благодаря ему мы можем совершать произвольные действия.  Приобретя этот подарок природы, мы смогли объединиться в большие группы, что способствовало выживанию вида. Как добавка люди стали использовать передние области полушарий головного мозга для ассоциативного мышления, развития интеллекта, творчества. Ведь чтобы мыслить, создавать новое остановить себя от дум биологических (как при животной агрессии сосчитать до десяти прежде, действовать, помогает «не наломать дров», повинуясь инстинкту). Таким образом, низкий интеллект означает близость к животному, объясняется небольшим размерами областей тормозящих инстинктивное поведение. Религия с одной стороны утешает часть общества, обделенную по способностям или физически, с другой - запугивает божьей карой излишне агрессивных, тем самым позволяет социуму находиться в определённой стабильности.

Всё было прекрасно: кто верит в бога, высших существ - выбирает наиболее близкую религию набор нравственных идеалов, правил, алгоритмов, ритуалов. Уровень знаний человечества не давал однозначно отнять главные рычаги управления у религии. Но по мере просвещения и накопления знаний сейчас люди встали перед фактом, что основные властные рычаги религии приобрели формы анахронизма и уже перестают работать и, даже более, наносят прямой вред людям в нравственном и физическом смысле. Я упомяну три основных.

Во-первых, это бессмертие души или истории с реинкарнацией. Смерть есть, научный факт, это такая же естественная часть жизни, как и рождение. Мы отправляемся в ничто, из которого собственного сюда и попали. Неизбежность смерти даёт самое определённое будущее, которое можно себе представить. Страх умереть - непреодолим, это проявление инстинкта самосохранения, он оберегает нас от саморазрушительных поступков. С этим страхом можно лишь научиться жить. Трус боится и не делает, смелый боится и делает, приобретая отвагу. Вред же религиозного бессмертия заключается в том, что люди, убедив себя в том, что никогда не умрут, становятся рабами этой иллюзии, им кажется, они разобрались со страхом смерти. Однако сразу приобретают другой страх - страх неопределенности. С ним они борются таким же незамысловатым методом: ритуализируют свою жизнь, делая каждый день одно и тоже. При чем, с годами доходят в повторяемости до самых мелких деталей. Получают ещё один обман -  предсказуемости жизни, а на самом деле убивают саму жизнь. Внутри растет пустота из-за того, что мы не помним нашу жизнь – от года остается день воспоминаний, от пяти лет - месяц, от двадцати пяти - год.

Наша память устроена таким образом, что остается только опыт, отличающийся новизной. При этом, для выживания ценность представляет в первую очередь отрицательный опыт, понятно почему: он помог нам преодолеть трудность, которая, зачастую, могла прекратить наше существование. В силу страха пережитого мы воспроизводим ее многократно, тем самым, переводя воспоминания из кратковременной памяти в долговременную. Вы прямо сейчас, можете задуматься о воспоминаниях. Как нам было хорошо лишено тех деталей и подробностей, какими богаты события, чрезвычайно волнительные, глобальные точки нашей жизни, которые зачастую меняют наши взгляды на неё. Эти воспоминания можно сравнить с фонарями на ночной аллее они освещают не только пространство под ним, но и захватывают пространство рядом. Так и яркие воспоминания, позволяют воспроизвести в памяти соседние события. А когда день похож не день, мнимая предсказуемость не оставляет примечательных, поразительных событий либо их так мало, что создается чувство стремительного течения времени. В действительности оно идёт также как и всегда, только ничего не происходило. Если события текут непрерывной рекой, нет времени на то, чтобы остановиться и подумать, воспроизвести воспоминания, вновь пережить их, то от них тоже мало чего остается. Подробности запоминаются от многократных обращений к памяти а так обрывки того, миг другого, мгновение без привязки к чему-либо пустота внутренняя вселяет тревогу – а где жизнь? Вот где уместна известная мудрость «человек, который живёт, как будто он никогда не умрёт, умирая, сожалеет, о том, что не жил». Умирать можно очень медленно и всё это время сожалеть. Старость, которая заметной становиться после сорока лет, рубеж не случаен, поскольку восемьдесят лет это тот предел, за которым нас нет. Хорошо если вообще дожили до этой цифры. Мало, кто признается каково существовать, перемахнув за восемь десятков. С обещанием бессмертия религии получают желающих стать мучениками, которые повышают социальный вес религии: раз есть готовые принести такую жертву. Знание о конечности жизни дает ценность каждому дню и кладет конец безрассудному разбазариванию отпущенных мгновений, о бессмысленной жертве речь вообще не идёт.

Во-вторых, религии властвуют, обещая исцеления, чудес, как следствие выдуманного бессмертия. От этого безусловный физический вред, так как человек ожидая волшебства не занимается своим здоровьем. Его убежденность в существовании души прозрачной, вечно молодой, здоровой субстанции приводит к тому, что он борется с надуманными недомоганиями выбирая средства такие же сказочные: ходит к шарлатанам колдунам, медиумам, ясновидящим. При этом настоящих отключений функций, связанных с образом жизни, питанием и старением люди не хотят видеть, объясняя детскими отговорками, либо глуша их медикаментами, которые сами себе прописывают. Неизбежность смерти, отсутствие какого-либо существования за ее пределами, дает осознание неизбежности старости, невозможности чудес (само слово чудо бессмысленно; чудо – это когда происходит невозможное, раз оно происходит - оно возможно). Люди ищут чудес в религиозных ритуалах, теряя время на возможность диагностироваться у врачей. Другой стороной чудесного исцеления является проецирование волшебства на медицину, которая на самом деле очень ограничена в возможностях. Излечимы лишь травмы, хирургические патологии и инфекционные заболевания (пока антибиотики действуют на бактериальные инфекции) и ВСЁ.  Остальное «лечение»  - это перевод заболевания в хроническое течение. Медицина выполнила свою функцию, если вы умерли от другой причины, нежели от той болезни, которую купировали. Наша кончина не минуема. Вместе с тем образ жизни, спорт, внимательное отношения к себе и работе организма  - не средство от смерти, это лишь шанс продлить работу заложенных резервов, а значит пожить без хронической боли и «радостей» старости немного подольше.

В-третьих, важный инструмент манипуляции паствой, наносящий не менее разрушительный вред для нравственности - это «отпущение грехов», приводящий к еще большему оскотиниванию людей. Они как провинившиеся животные приходят, посмотрят грустными взглядом, и,  как ни в чем не бывало, шагают совершать новые звериные подвиги. А ведь если бы не эти индульгенции, стыд и совесть оставались бы более значимыми словами, нежели то, во что они превратились сейчас. Все подлости и зло нами творимое будет с нами до смерти и никто не может нас от них освободить – это лицемерие.

И, наконец, в-четвертых многообразие религий это основа для конфликта, и не раз становилось причиной войн, за право объявить своего бога божественней, других. Бог – пустота – она для всех одинакова - основа для объединения.

Религия ненаучна, её основа вера, бездоказательное принятие событий, явлений, существ. Время окончательно забрало у неё всякую прерогативу на научность, двадцатый век окончательно закрепил за ней роль утешителей униженных и оскорбленных. Однако остались люди, желающие утешиться в нелегком бытие и в бога не верующих, для них человечество изобрело психологию. Психология - знание о душе дословно с латыни, то есть знание о том чего нет. Психология псевдонаука, которая оперирует словами, например сознанием и подсознанием.  Сейчас научное объяснение этим терминам есть это всё те же системы мозга – руководящие рассудочной деятельностью и заведующие гормонально-инстинктивным поведением. Всё это имеет физическое материальное выражение в виде структур, никакой абстракции и словоблудия. Психология вас выслушает и объяснит, почему вы это делали или это чувствовали. Она объясняет уже случившееся, как, впрочем, и религия. Наукой она не является, поскольку не обладает способностью прогнозирования и не проверяема. Весь накопленный материал у психологии быстро устаревает, она основана на словах, значение слов стремительно меняется. Одни слова объясняются другими словами, никаких опытов, экспериментов, которых можно было повторить воспроизвести и получить такой же результат повторно у психологии нет. Психология не учитывает колоссальную разницу людей по нервной системе. Адепты психологии в неё тоже верят у них свои «святые», «апостолы» и «пастыри». Однако важного испытания они ещё не прошли – гонения, не говоря уже о проверке временем их теорий.


Рецензии