Итальянцы в России, русские в Италии,

искусство и жизнь

(Статья 2011 года)

Итак, наступает год Италии в России и год России в Италии. Для различных литературно-выставочных мероприятий, конечно, весьма заманчиво. Сколько сразу вспоминается…

Адриатические волны,

О Брента! Нет, увижу вас… -

восклицал молодой Пушкин, находясь в Одессе в ссылке в обществе итальянцев. (Что это он только так мечтал о Бренте? Ныне это узкая речушка среди заболоченных берегов, где представляешь себе разве что какого-нибудь Дуремара с пиявками). А вот ещё:

Да, это юг! Да, это юг! –

Всё взору говорит… -

это уже Некрасов от имени княгини Трубецкой в поэме «Русские женщины», безусловно, восклицает так , вспоминая свои итальянские впечатления.

В ночи лазурной почивает Рим,

Взошла луна и овладела им… -

это Тютчев. Образ Рима в нашей поэзии весьма симптоматичен – остатки былого величия и один из культурных центров мира.

Умри, Флоренция, Иуда,

Исчезни в сумрак вековой!

Я в час любви тебя забуду,

В час смерти буду не с тобой… -

«Итальянские стихи» Блока. И его же:

Флоренция, ты ирис нежный,

По ком томился я один…

«Ненавижу и люблю !» Кстати, слова, сказанные тоже на земле Италии более двух тысяч лет назад Катуллом.

Да, это юг. Да, это страна грёз, красоты и, кажется, вечной радости, света и тепла.

А вообще-то впервые Италия стала манить наших соотечественников, как сказочное «тридесятое царство», ещё в петровское время – достаточно вспомнить «Гисторию о российском матросе Василии Кареотском и прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли». Да и известный роман о Бове-королевиче, попавший в Россию в XVIII веке, тоже итальянского происхождения – изначально это была повесть о принце Буово. Уже дипломат Фёдор Толстой при Петре восхищался Венецией, замечая, что ничего подобного нет нигде в мире.

Ещё раньше началось встречное движение. С XIV века в Москву поехали итальянцы – «фрязи», как их называли. Сначала частоте сношений способствовало близкое положение черноморских владений Генуи и Венеции, затем, после захвата их османами, - потребность в лучших в Европе зодчих, инженерах, техниках. Кремлёвские зубцы пришли прямиком из итальянской стрельчатой кладки. Аристотель Фиораванти, Бон Фрязин, петрок Малый(Петроккьо), Пьетро Солярио – без них не было бы привычного вида Кремля и Китай-города. А далее итальянские зодчие, скульпторы, художники, музыканты, певцы, актёры поехали в новую столицу – Трезини, Растрелли, Локателли, Кваренги, Бренна… Им навстречу устремились русские – учиться на земле искусств живописи, ваянию, зодчеству, музыкальной композиции, игре и вокалу.

Часто выделяют несколько образов Италии в культуре Европы и в том числе – очень ярко – в России. Это классицистическая Италия – страна древностей, героев и образцов. Романтическая Италия – страна бурных эмоций, любви,ревности, песен и прекрасной природы. Италия критического реализма – страна богатых господ и бедного народа, потускневших исторических воспоминаний и актуальной политической борьбы. А потом была ещё и Италия модернизма (нашего «серебряного века») – страна масок, таинственных мистерий и абсурда. Вспомним удивительное возрождение в начале ХХ

века интереса к комедии дель арте и пьесам Гоцци. Арлекины, Коломбины, Панталоне, Пульчинелло наводнили искусство эпохи войн и революций – от «Балаганчика» Блока до музыки Стравинского и театра Вахтангова., ещё и Пьеро-Вертинский. Далее – сытые по горло соцреализмом советские люди питали большой интерес к итальянскому неореализму.

Почему-то нашим соотечественникам (впрочем, не только им) очень хорошо творчески работалось именно в Италии. Там написаны «Мёртвые души», «Преступление и наказание», опера «Пиковая дама» - сугубо российские по тематике произведения, в которых нет ничего итальянского. В недавнее время там же лучше всего вдохновлялись и Тарковский, и Бродский. Об «итальянских» сюжетах в русской литературе, включая писателей, не бывавших на Апеннинах, и говорить нечего. После «Гистории» были и «Венецианская монахиня» Сумарокова, и «Анжело» Пушкина, и «Песнь торжествующей любви» Тургенева, и «Римские элегии» Майкова, и «Сказки об Италии» Горького, и…и… Всё-таки, вероятно, действительно итальянцы (часто считают – северные) психологически чем-то близки России – иначе как их Пиноккио мог стать нашим Буратино, почему Арлекин и Пульчинелло настолько сродни Петрушке, и, хотя бы, - как чеховский герой «Дамы с собачкой» в совместной экранизации стал итальянцем в России?

В чём корни этой близости – в общей широте и открытости души, или в том, что Россия и Италия , если сталкивались в войнах, то редко и никогда – по вине России или Италии и ничто не омрачило восприятия друг друга? Всё-таки и Гарибальди мало где так любили, как у нас (но в наши дни почти не вспомнили про его 200-летие!) , и , между прочим, это отразилось и в присутствии у нас итальянской детской литературы. Если всему миру хорошо известен только «Пиноккио», то у нас увлекались Джанни Родари (и не потому, что он коммунист!), и, например, издавали и интерпретировали «Джованнино и Пульчерозу» Джованни Пирелли…

Всё это – большой материал, который может быть задействован нашими библиотеками в наступающем году. А кроме всего этого, почему бы не провести, например, конкурс письменных работ «Моя Италия» - ведь у каждого она своя. Для кого-то Италия – римские развалины, Цезарь и Спартак, для кого-то – Микелианджело и Рафаэль, а, может быть, это – фильмы Феллини или фестиваль в Сан-Ремо, но почти наверняка образ Италии – притягательный, изящный и яркий. Немало уже и тех, кто вспомнит свои непосредственные туристические впечатления.

Так же, как предыдущий раз по Франции, с помощью продукции из турагенств и специальной литературы можно хорошо представить различные регионы Италии. Мы знаем Рим, Венецию, Флоренцию, Милан, Неаполь, может быть, Геную, хотя уже не факт. А ведь есть ещё затерянная в Альпах Аоста, «носок» итальянского сапога Калабрия и «каблук» Апулия, гастрономическая столица Италии Парма, колыбель учёности Болонья, край Абруццо, о котором многие услышали только в связи с недавним землетрясением…. Есть загадочный остров Сардиния и гремучая смесь различных культур, начиная с финикийской и древнегреческой – Сицилия, в связи с которой многие вспоминают только «коза ностру».

Словом, Италия – страна, в которой и в связи с которой нас ждут ещё открытия. У автора этого материала многие из них были пятнадцать лет назад – во время недельной поездки в эту страну. Кое-что из них я предлагаю читателям.

(См. "Один день в итальянской школе")


Рецензии
Добрый вечер! Вы, всё-же, слишком снисходительны к итальянцам: сталкивалась
Италия с Россией в войне - была главной союзницей Гитлера.
Под Сталинградом и их армии стояли...
С уважением.

София Ладзарус   13.11.2018 02:54     Заявить о нарушении
Я имел в виду, что Россия и Италия, конечно, сталкивались в войнах (ещё отчасти в Крымской войне, а до этого в наполеоновских), но никогда это не было непосредственно по инициативе Италии, а в случае с итальянским походом Суворова в интересах Австрии - по инициативе России.

Аркадий Кузнецов 2   13.11.2018 18:54   Заявить о нарушении
Но вступить в союз с Германией и Японией - эта инициатива Италии.
"Фашизм" - слово и явление итальянское, и ответственность за него с итальянцев
никто снять не может.
С уважением.

София Ладзарус   13.11.2018 20:31   Заявить о нарушении
Это - безусловно. Этого я не ставлю под сомнение.

Аркадий Кузнецов 2   13.11.2018 21:21   Заявить о нарушении