Главный инженер

   Из цикла "ПсковЭлектромаш"


   Каких только записей не найдёшь в моей трудовой книжке, аж о трёх томах.
Есть и такая.
   Как-то так получилось, что до почётного "выноса тела" на пенсию в 2009 году, написав, сразу вспомнил о грядущей пенсионной реформе, я успел, судя по записям должностей, кем только ни поработать.
   Но, не высока честь быть главным инженером на предприятии, куда по утрам и сотня человек не спешит.
   Иное дело наш "Псковэлектромаш" в "старой жизни". Без малого аж до четырёх тысяч работающих доходило.  Но там, работая начальником ИВЦ до отъезда на Крымское ПМЖ в 91-ом уже прошлого века, я успел почислиться только в списках резерва.
   Как потом узнал уже перед самым отъездом на "Остров Крым", как тогда казалось насовсем, своим преемником меня хотел видеть Главный инженер объединения Александр Павлович Радинский.




   1977-ой год. Четвёртый год идёт, как я работаю в военной приёмке.
   Конец месяца. Где-то после полуночи. Отработал пару смен подряд. Напряжно.
Пора бы и домой. Однако, "родному заводу" до плана не хватает.
   На поузловой контроль перед сборкой предъявляют четыре позиции. Проверяю размеры. Не катит. Что-то знакомое. Поднимаю протоколы, партию с точно такими же отклонениями я забраковал пару суток назад. Как окончательный брак сборочные единицы были отправлены в изолятор брака. Пацаны с ОТК  отнекиваться не стали. Народ подневольный. Говорят, Олег Борисович Тиханов, начальник производства ещё днём лично приказал.

     Ну ребята, говорю, возражений не будет, если я их лично "отклеймлю"?
Все молчат.
     Сгоряча отметил зарубками на фланцах. Голову поднял, главный технолог, Толик Петров как-то странно смотрит. Даже радость какая-то в глазах. Понял, я что лишнее сотворил, это залёт.

     Отоспался, вышел на работу. Написал рапорт - докладную в три адреса: шефу, Районному инженеру в Ленинград, в ГАК(авиакосмос) в Москву. Николай Макарович отказывается бумаге ход давать - скандал. Говорит, неужели на такую низость заводские способны. Пришлось нажать. Не принять рапорт он и права не имеет.

     Через десять дней Николай Макарович меня в первый отдел зовёт, ознакомиться с секретной бумагой. "Родной завод" обвиняет меня в беспределе и выставляет иск приёмке на серьёзную сумму.
     Сник Николай Макарович, говорит, что я своей позицией непримиримой до скандала дело довёл, да и личную репутацию свою на заводе вконец испортил.

     Если начальник тебя сдаёт, деваться мне некуда. Поставив в известность шефа, тут же иду в отдел кадров, беру приёмную записку и к главному инженеру Александру Павловичу Радинскому. Типа, Ваша взяла. Согласен, говорю, на должность зав сектора в СПКТБ. Меня давно сватают на дохлую тему. 
   
     Вернулся я в свою контору через пару часов, положил шефу на стол оформленную приёмную записку с заявлением об увольнении. Макарыч побежал к директору. Как же так, вы же говорили, что он такой-сякой. Станислав Владимирович главного инженера в кабинет пригласил. Смеётся Радинский, военпред-то он для нас плохой, а зав сектором будет в самый раз.

     Вот так и закончилась моя служба
в военном представительстве.
Где-то в подсознании я и сам подставился.
В приёмку пришёл на освоение новой техники.
Среди военных просто специалистов нужных не оказалось.
Попросили помочь. Через три года кадровая проблема
была решена, на моё место руководителя группы пришёл
человек в погонах, и я оказался как бы сбоку.
Старший инженер в 27 лет - это должность.
А дальше? До самой пенсии? - это уже скучно. Да и вопрос зарплаты
сыграл не последнюю роль. Пока молодой, дополнял
заработок совместительством, по вечерам преподавая в институте,
по выходным тренером-инструктором,
всё-таки мастер спорта.
Но это пока молодой.
Жить без перспективы неинтересно.


   

 

     12.12.90. Время летит... Я начальник ИВЦ на своём НПО "Псковэлектромаш".
Уже ясно, что с "перестройкой" у нас ничего не получилось. Но  предприятие в успешных. Пока?

     Широко разрекламированные в союзе лет пять назад ЭВМ серии СМ не выдержали конкуренции со стремительно совершенствующимися забугорными персоналками. Вывожу машины (Убогие, бесполезно висящие на балансе предприятия и отдела, два комплекта ЭВМ СМ-1700 безвозмездно передаём Генералу Осипову в ИВЦ облУВД. Там они найдут применение.) 
     В. Васильев, тёзка, который "демократ" из четвёртого инструментального цеха:
-    Ты за кого? За нас или за директора?
-    За кого «за вас»?
-    За рабочих, -  спрашивает отставной офицер, теперь считающий себя рабочим классом.
-    Я заключал трудовой договор не с рабочими, а с директором.
-    Вывез машины. Почему не посоветовались с трудовым коллективом?
-    Отвечает тот, кто несёт ответственность, а не тот, кого для отвода глаз назвали (профсоюз, СТК и прочая жидко – рабская компания).

     Отвалил активист. Но и мне грустно…

     "Перестройка..." Слово для меня почти что матерное.
     Написал в заводскую "Энергию", 1000 экз. раз в неделю очередную статью. Непроходная получилась.   http://www.proza.ru/2017/04/23/362
     Показал рукопись статьи Сковороде (Геннадий Тарасович, начальник производственного отдела, мужик думающий, но уж больно «себе на уме»).
-    Убери про баранов, вставь про четырнадцатую зарплату
для инструментальщиков.

     Ване (Иванов Иван Васильевич, товарищ по институту. В "новой жизни" такой же пенсионер, Друг, признанный Поэт, член Союза писателей) .
-    Убери про «Умный, честный и партийный».

     Саня Лисичкин и Гриша Бер (триумвират в отделе организации управления, я в этой связке третий).
-    Дурак!! Зачем это тебе надо?  Всё, что написано, верно.
Но тебя не поймёт директор, и набьют морду рабочие.
Им даже разбираться лень будет.

     Широбоков, Виктор Геннадьевич, пришёл ко мне в ИВЦ студентом – заочником, начинающим электромехаником, бабушка (хмурая диссидентка Илга Жановна) привела с личной рекомендацией. Говорит, ни ей, ни мне за него стыдно не будет. Бабушка оказалась права. За пару лет мужик многого добился, и по специальности, и в общественной и в «личной жизни» - успел жениться и дочку завести, депутат городского совета (в "новой жизни" друг в "Контакте"):
-    Спасибо! Мне было интересно. Но это только как конспект серьёзной лекции, и ни в коем случае не статья в газете.

     В кабинете главного инженера А.П.Радинского. Подписывая документы на вывоз ЭВМ, говорю, что лет пять назад в почти аналогичной ситуации я ушёл с завода, сам себя приговорив к добровольной трёхлетней ссылке, а сегодня – Решение принято, и душа не болит.
-    Вот ты и стал  настоящим Руководителем.


     1997 год. Вернулся на "историческую родину". Навестил свежую могилку Александра Павловича. Чуть больше шестидесяти ему было. Обширный инфаркт. Говорят, умер в кабинете, сидя за рабочим столом.


        На фото. Двадцать первый век.
                Проходная АО"Псковэлектромаш",
                в новой жизни" на заводе работает всего лишь
                человек шестьсот (в 1990-ом НПО - свыше 4-х тысяч).

 


Рецензии
Понятно! Пэмз...А я в 87 на Автоэлектроарматуру как пришел, так там и работаю...Уже 32 года...Разработка электроники...А на ЕС ЭВМ жена моя , однокурсница, работала...В Агроинформе...

Спасибо,С уважением,Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   30.11.2019 18:50     Заявить о нарушении
Я в ИВЦ облсельхозтехники в середине восьмидесятых
трёхлетнюю добровольную ссылку отбывал.
На прозе я под псевдонимом.
Супруга Ваша меня наверняка помнит.
Васильев Владимир. Периферийной техникой занимался.

Василий Овчинников   30.11.2019 19:28   Заявить о нарушении
А на автоэлектроарматуре у меня
в "новой жизни" знакомые,
уже давно пенсионеры.
Костя Майер.
Иван Васильевич Иванов - Поэт неслабый.
Коля Матрос - Николай Александрович Иванов,
турист водник.

Василий Овчинников   30.11.2019 19:32   Заявить о нарушении
Всех троих знаю...С Майером в одном отделе работали...С Иваном Васильевичем пересекались по службе...Колю Матроса тоже знаю...У меня работа всегда была такая - весь завод! Хотя в подчинении только пять человек - инженеров... Всем привет, с кем общаетесь...Я давно их не встречал...

Валерий Павлович Гаврилов   30.11.2019 19:41   Заявить о нарушении
Жена, Андреева Валентина, Вас помнит немного...

Валерий Павлович Гаврилов   30.11.2019 19:42   Заявить о нарушении
Кстати, недалеко от меня в мирном - участок Александра Михалыча...Тоже на ИВЦ работал программистом в те годы...Нынче электриком числится в товариществе...Еще в прошлом году на столб лазал...

С уважением,Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   30.11.2019 20:25   Заявить о нарушении
Так мы рядом.
Михалыч у нас в уважухе.

Василий Овчинников   01.12.2019 06:28   Заявить о нарушении
Да, Михалыч мужик добрый!

Валерий Павлович Гаврилов   01.12.2019 10:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.