Царь Петр и новая столица

Осматривая первые сооружения Петербурга, домишки, траншеи, временные укрепления, адмирал Головин видит только удобный плацдарм для продолжения войны со шведами. Конечно, Петр разделяет его мнение, но он уже мечтает о иной судьбе зарождающегося города». Близость моря вскружила ему голову.Мысль о том, что можно будет весь год дышать морским воздухом, купаться в туманах, наблюдать в под¬зорную трубу за движением кораблей на горизонте, приводит его в такой восторг, что он забывает об элементарных предосторожностях, разрабатывая свой первый проект строительства города. Нигде Б России ему не бывает так хорошо, как здесь, где он одновременно и на воде, и на суше. Царь чувствует себя, как рыба в воде. Он любит эти болотистые лощины, эти пустынные равнины, эти темные и грустные леса, где рыскают волки, эти парящие туманы, в которых финские рыбаки кажутся привидениями. Чем больше эта местность кажется ему необитаемой, тем сильнее желание Оставить здесь свой след. Он уверен, что из этого мрачного небытия может подняться большой город, который станет его детищем. Увещевания  приближенных о том, что место для города в этой бедной провинции, вдали от столицы, под дулами шведских пушек, плохо выбрано, не достигают цели, более того, он смеется над теми, кто говорит ему о трудностях строительства большого города на болотистой почве. Поклонник голландцев, он хочет приручить водную стихию.Петербург будет русским Амстердамом, городом на сваях, пересекаемым каналами, разделенным на острова.
По финской легенде дома были  построены в воздухе, опущены таинственной силой на море, где остались, как водные птицы. Нева в переводе с финского означает грязь. Все здесь липкое, сомнительное, нездоровое. Но Петр находит здесь свой -рай. Для него неважно, что Нева, когда западный ветер мешает ей выйти в море, идет вспять и затопляет дома на низких берегах, для него неважно, что суровая зима заковывает корабли во льдах на  шесть месяцев и весной,во время распутицы, дорожное сообщение прерывается и город отрезан от страны. Воздвигая Петербург, царь бросает вызов и природе, и прошлому России. Так как для него Петербург это анти-Москва. Петр ненавидит бывшую резиденцию царей, ее континентальный климат, вековые традиции, местные суеверия, интриги двора, восточный образ мышления, сварливый и отсталый. Для него Москва -это царевна Софья, стрельцы с их наглым высокомерием.Если он хочет повернуть свою родину к будущему,ему нужно "прорубить окно" на запад.  Таким образом, Петербург, рожденный
на пустом месте вопреки законам природы, получивший развитие благодаря власти, станет не просто городом на карте России, он воплотит мечту царя об обновлении, символизирует отказ от идейного  наследия.
на одном из двух больших островов,
расположенных в правой части дель ты Невы, вынужден перенести
 Город сделает его имя бессмертным, станет символом его царствования. Петр смутно осознает все это, не думая еще о переносе столицы. Строительство начинается без четкого плана и ведется с перерывами,следуя капризам монарха. После попыток создать  центр города левый берег, который выше правого и меньше подвержен наводнениям. Потом меняет свое решение еще раз и подражая Амстердаму выбирает в западной части города более низкое место - Васильевский остров. Впоследствии и этот проект был отклонен.
На правом берегу, где Нева наиболее широкая, на Заячьем острове
была сооружена сначала деревянная крепость, будущая Петропавловская цитадель, потом появляется Троицкая церковь, тоже деревянная и здания биржи. Недалеко от биржи - шале, стены которого вырублены из ели, а крыша сделана под черепицу -  первое жилище Петра в его городе. Передняя, две комнаты, потолок и стены которых обтянуты тканью и побелены, мастерская с токарным станком, топорами, рубанками, молотками, пила¬ми, всеми инструментами плотника. Двери такие низкие, что царь должен был наклонять голову, переступая порог. Несмотря на то, что, он был высокого роста, ему всегда нравились маленькие комнаты.
На следующий год он строит лютеранскую церковь, который на долгое время станет административным и торговым центром, местом продажи государственными службами табака, водки, вина, пива. Недалеко кипит базар, где торгуют заморскими товарами. Большое оживление царит вокруг рынка, там толпятся представители всех сословий петербургского общества. В районе Мойки мясники забивают скот прямо на улице, здесь же выбрасывают и требуху. Зловоние стоит такое, что покупатели не решаются приблизиться к мясным лавкам. Скоро мясникам приказывают носить форму и выставлять свой товар в лавках, построенных по единому проекту. Жители должны соблюдать чистоту и подметать перед своим жилищем.
Было запрещено  выбрасывать отходы  в реки и каналы.
Сподвижники царя живут в таких же условиях, как и он.
 Ничто уже не может остановить начатое строительство. Как всегда, препятствия только стимулируют деятельность Петра, придают  дополни¬тельную энергию. Ему казалось, что его идеи оправдывают
жертвы. Толпы рабочих сгоняют из ближайших районов к устью Невы. Есть среди них и каменщики,и плотники, и кузнецы, а также мастера на все руки. Исходя из обстоятельств их используют несколько месяцев или пожизненно
 В 1704 г. губернаторы разных областей получают приказ поставить в год 40000 рабочих. Работая от восхода до заката солнца,  живя в лачугах, плохо накормленные, плохо ухоженные, они даже не имеют необходимых орудий труда:ни кирок, ни тачек. Чтобы поднять низкие берега реки, несчастные переносят землю в полах одежды и в мешках, сшитых из старых циновок. Часто они трудятся, стоя по пояс в  воде. За малейшее непослушание - кнут. Беглецам вырывают ноздри. Здоровье этих несчастных оборванных людей  ухудшается из-за ненастья,  дизентерии, цинги Каждый день хоронят умерших в общей могиле. На их место пригоняют новые жертвы.  Но нехватка рабочих продолжается. К негодованию помещиков, у них отбирают крестьян. Оторванные от деревни, от семьи, они, попадая в столицу, работают под жестким присмотром. Несчастные случаи и болезни увеличивают  смертность. Чтобы оправдать жертвы,
Петр сравнивает искусство архитектуры с военным искусством. Как нельзя выиграть битву без потери определенного количества солдат, так невозможно построить город без потери определенного количества рабочих. Между тем дипломаты утверждают, что не было такой битвы в истории войны, где погибало бы столько же, сколько при строительстве с Петербурга. Они называют цифру в 100000. Мемуарист Вебер поднимает эту цифру даже до 200000. Фундамент чудесного города, раскинувшегося над водами— это кости рабочих.
Чтобы управлять армией рабочих, царь приглашает в феврале 1704 г. итальянского архитектора Доменико Трезини. Большая частью архи¬текторов -  иностранцы; голландцы, итальянцы, шведы, немцы, французы. Они приходят в ужас от условий, предложенных им в этом городе. Жалованье выплачивается нерегулярно; они дрожат от холода в бараках, противятся принимать плохую пищу, страдают от волокиты, жалуются на отсутствие квалифицированной рабочей силы. При первой же возможности сбегают из этого ада, который Петр упорно называет "раем". Трезини заменяет этих архитекторов и продолжает строительство. На всех фабриках производят кирпич и черепицу. Печи для обжига горят день и ночь. Рубят лес вокруг города, чтобы обеспечить строительные работы. Понемногу стали устанавливать
механические лесопилки по типу водяных и ветряных мельниц.
Не было стекла, и даже в домах высокопоставленных лиц окна были
из слюдЫ. но больше всего хлопот ив-за камня. Его не найти в этой местности, а архитекторы требуют. Царь запрещает строительство  с использованием камня по всей стране, камень предназначается  только для Петербурга. Корабли могут  причалить только в том случае, если на борту есть тридцать бутовых камней. Каждый кучер, въезжающий в город, должен был заплатить пошлину - самое малое,
3 мостовых камня. Это все напоминает муравьиную работу, где каждый приносит |свою веточку в муравейник.
Царь лично следит за продвижением работ, он бегает от одной строительной площадки к другой, одинаково легко разговаривает как с архитекторами, так  и с рабочими, критикует работу каменотеса, отвергает эскиз дворца, кричит благим матом на мастера, подбадривает виртуозного плотника, сам берет рубанок и начинает строгать доску.
Неутомимый Трезини строит церковь  в Петропавловской крепости, с золоченным шпилем, крепость в  Кронштадте, монастырь Александра Невского, здание 12 коллегий, Сенат и Синод, делает чертежи набережных, наводит деревянные мосты над каналами. Другие архитекторы приходят на смену: француз Леблон, немцы Шедель и Шлютер, выходец из Базеля Валуа. Но этот чудесный город еще только пустая скорлупа, обманчивое украшение, необитаемый, мертвый, холодный. Для того, чтобы он ожил, нужно про¬вести осушительные работы. В 1706 г. Петр приказывает адмиралу Головину обосноваться в Петербурге, где он намерен  новое здание Адмиралтейства и судоверфь.
В 1707 г. на этой верфи работает 3000 рабочих. Гордый тем, что он имеет специальность плотника, царь охотно берется за плотницкую работу, умело держит в руках рубанок, устанавливает мачты. Каждый спуск корабля на воду бурное празднество, на котором одинаково чествуют и  Вакха,и Нептуна.
В 1708 году Петр приглашает  на жительство сестру Наталью, двух вдовствующих цариц,   должностных лиц высокого ранга, богатых торговце.
 Для большинства приглашенных привыкших к вольготной московской жизни, этот подневольный переезд означает ссылку. Это только начало. Скоро 3500 дворянских семей  обязаны были обосноваться в новой столице. После пожара, уничтожившего трпеть Москвы. выходит новый указ, запрещающий  восстанавливать  сгоревшие дома дома и приказывающий 5000 семьям, жертвам несчастного случая:дворянам, торговцам, ремесленникам, переехать в Петербург и здесь начать новую жизнь.


Перевод Галины ОСТЯКОВОЙ.
Редакция ответственности Вячеслава ОРЛОВА.

 "PIERRE LE GRAND" HENRI TROYAT


Рецензии