Кришнамурти и теософия Гл. 16 Карлос Авелин
Каково истинное значение образа мыслей и сочинений Джидду Кришнамурти?
Этот вопрос важен, поскольку Кришнамурти по-прежнему считается источником вдохновения для многих доброжелательных теософов всего мира. Будучи мыслителем нового века, он довольно популярен. Однако объективное исследование его сочинений и устных высказываний показывает, что:
1) Кришнамурти игнорирует существование закона кармы;
2) он не знает или не упоминает о существовании закона реинкарнации и закона циклов;
3) он игнорирует существование ученичества;
4) он не понимает Пути, по которому должны идти странники, добиваясь успеха за счёт своих собственных способностей и самостоятельных усилий; 5) Кришнамурти игнорирует существование Учителей Мудрости или Посвященных эзотерической науки;
6) он не верит в существование точной эзотерической науки или философии; 7) он игнорирует и склонен отрицать существование высшего Я или бессмертной души, которая в значительной степени направляет низшее «я» каждого человека;
8) он не понимает важность изучения священных писаний древних религий или сочинений восточных и западных классических философов;
9) он игнорирует важность современного теософского движения;
10) он отрицает роль разума или рассудка в человеческой эволюции и предпочитает описывать человеческую мысль как нечто отрицательное само по себе;
11) Кришнамурти никогда не читал книг Елены Блаватской и не проявлял большого интереса к чтению книг вообще, теософских или других;
12) Обсуждая в своих лекциях и сочинениях проблемы, с которыми сталкивается наше человечество, он, похоже, не понимал ценность некоторых основных факторов человеческой эволюции, таких как демократия, этика, права человека или Организация Объединенных Наций.
С другой стороны, он демонстрирует прекрасное восприятие единства жизни в природе. Несмотря на несколько общих вопросов с теософией, Джидду Кришнамурти активно игнорирует большинство теософских учений и открыто противоречит многим из них.
Он – удивительный «аватар», который презирает мысль и деятельность мозга. Как понимать такое отношение с теософической точки зрения?
Кришнамурти является противником механических форм мыслей и эмоций, основанных на личной памяти. В этом он, кажется, прав. Низшее мышление, которое Кришнамурти осуждает, холодно и коварно. Оно регулируется привязанностью или отрешённостью. Ему не достаёт нравственности, и оно не может быстро реагировать на благородные чувства. Эгоистичное мышление часто бездушно и, кажется, доминирует на поверхности жизни в нашей цивилизации. Деятельность эгоистичного ума инстинктивно вызывает его отторжение у людей доброй воли. Тогда некоторые люди убеждают себя в том, что сам акт мышления является ложным, неправильным и презренным сам по себе и пытаются отрицать легитимность любой формы мышления. Все умственные действия считаются ими хуже бесполезных.
Такая неточная и пессимистическая критика обречена на провал. И она не такая невинная, как кажется.
Прицепив ярлык непригодности самому процессу мышления, некоторые последователи «Кришнамурти» могут бессознательно выдавать себе своего рода лицензию на мышление в эгоистических целях и, следовательно, слепо метаться в своей жизни между эгоистическими мыслями, с одной стороны, и с другой стороны «мистическим отрицанием всякой мысли». Если бы они согласились с тем фактом, что люди действительно могут мыслить правильно, им пришлось бы приложить усилия в этом направлении. Но они предпочитают избегать этого.
Джидду Кришнамурти подвергся иллюзии, что думать – это плохо, и начал провозглашать и обнародовать эту иллюзию. Уча, по-видимому, легкому пути - мистической лени на ментальном плане - его книги завлекли тысячи читателей в оккультную ловушку, которая заключается в пренебрежение рассудком. Многие из его последователей, не рассуждая, пришли в тупик этого культа.
Что же тогда должны делать люди доброй воли, которые хотят дожить до следующего шага человеческой эволюции? Они должны выбрать более сложный путь, идущий вверх, в направлении, противоположном безрассудной дороге, рекомендованной Кришнамурти.
Необходимо расширять, а не уменьшать взаимодействие между мыслями, эмоциями и действиями. Пренебрежение процессом мышления может только навредить антахкаране, священному мосту, который связывает высшее Я с низшим «я». Лишь устанавливая более тесное взаимодействие между мыслями, чувствами и действиями, человек сильнее притягивает присутствие высшего Я в повседневную жизнь.
Нужно любить то, о чем думаешь. Нужно понимать разумом то, что любишь. Правильная мысль нуждается в искренних эмоциях. Истина воспринимается на высшем уровне мышления. Правильное мышление находится в гармонии с внутренней тишиной, и из этой гармонии возникает правильное действие.
Хотя медитативное состояние ума выше мышления, оно не отрицают ум. Теософия стимулирует правильную умственную деятельность. Нужно как можно лучше понять каждый урок, прежде чем перейти к следующему уровню сложности. Именно правильное мышление позволяет выйти за пределы принципа мышления.
Для того чтобы странник мог извлечь пользу из продолжительных уроков, необходимо рассмотреть и понять как можно лучше семь уровней или принципов сознания. По мере того как мудрость начинает проявляться в жизни, физическое тело, эмоции и мысли постепенно очищаются. Мало-помалу они освобождаются от остатков накопленного невежества и начинают адекватно использоваться душой в рамках кармических ситуаций. Поэтому нельзя пренебрегать ни одним аспектом человеческой жизни, и разум является определяющим фактором в человеческой сфере. Мысль – это, по сути, божественная деятельность. Человеческое понимание жизни связано с мышлением, если оно человеческое, и его можно улучшить самостоятельно через постоянную практику правильного мышления. Сюда, конечно, не относятся неправильные эзотерические книги. 1
1 Первоначальная версия вышеупомянутой главы была опубликована на португальском языке в феврале 2013 года под названием «Кришнамурти и теософия». Она также была опубликована на английском языке в февральском выпуске журнала «Теософ эпохи Водолея» в феврале 2013 года, стр. 1-3.
Свидетельство о публикации №218110800743