Кришнамурти и теософия Гл. 16 Карлос Авелин

Аватар, пренебрегающий практикой мышления
 
 
  Каково истинное значение образа мыслей и сочинений Джидду Кришнамурти? 

Этот вопрос важен, поскольку Кришнамурти по-прежнему считается источником вдохновения для многих доброжелательных теософов всего мира.  Будучи мыслителем нового века, он довольно популярен.  Однако объективное исследование его сочинений и устных высказываний показывает, что:

1) Кришнамурти игнорирует существование закона кармы; 
2) он не знает или не упоминает о существовании закона реинкарнации и закона циклов; 
3) он игнорирует существование ученичества; 
4) он не понимает Пути, по которому должны идти странники, добиваясь успеха за счёт своих собственных способностей и самостоятельных усилий;  5) Кришнамурти игнорирует существование Учителей Мудрости или Посвященных эзотерической науки; 
6) он не верит в существование точной эзотерической науки или философии;  7) он игнорирует и склонен отрицать существование высшего Я или бессмертной души, которая в значительной степени направляет низшее «я» каждого человека; 
8) он не понимает важность изучения священных писаний древних религий или сочинений восточных и западных классических философов;
9) он игнорирует важность современного теософского движения; 
10) он отрицает роль разума или рассудка в человеческой эволюции и предпочитает описывать человеческую мысль как нечто отрицательное само по себе; 
11) Кришнамурти никогда не читал книг Елены Блаватской и не проявлял большого интереса к чтению книг вообще, теософских или других; 
12) Обсуждая в своих лекциях и сочинениях проблемы, с которыми сталкивается наше человечество, он, похоже, не понимал ценность некоторых основных факторов человеческой эволюции, таких как демократия, этика, права человека или Организация Объединенных Наций.

 С другой стороны, он демонстрирует прекрасное восприятие единства жизни в природе.  Несмотря на несколько общих вопросов с теософией, Джидду Кришнамурти активно игнорирует большинство теософских учений и открыто противоречит многим из них. 

Он – удивительный «аватар», который презирает мысль и деятельность мозга.  Как понимать такое отношение с теософической точки зрения? 

Кришнамурти является противником механических форм мыслей и эмоций, основанных на личной памяти.  В этом он, кажется, прав.  Низшее мышление, которое Кришнамурти осуждает, холодно и коварно.  Оно регулируется привязанностью или отрешённостью.  Ему не достаёт нравственности, и оно не может быстро реагировать на благородные чувства.  Эгоистичное мышление часто бездушно и, кажется, доминирует на поверхности жизни в нашей цивилизации.  Деятельность эгоистичного ума инстинктивно вызывает его отторжение у людей доброй воли.  Тогда некоторые люди убеждают себя в том, что сам акт мышления является ложным, неправильным и презренным сам по себе и пытаются отрицать легитимность любой формы мышления.  Все умственные действия считаются ими хуже бесполезных.
  Такая неточная и пессимистическая критика обречена на провал.  И она не такая невинная, как кажется. 

Прицепив ярлык непригодности самому процессу мышления, некоторые последователи «Кришнамурти» могут бессознательно выдавать себе своего рода лицензию на мышление в эгоистических целях и, следовательно, слепо метаться в своей жизни между эгоистическими мыслями, с одной стороны, и с другой стороны «мистическим отрицанием  всякой мысли».  Если бы они согласились с тем фактом, что люди действительно могут мыслить правильно, им пришлось бы приложить усилия в этом направлении.  Но они предпочитают избегать этого. 

Джидду Кришнамурти подвергся иллюзии, что думать – это плохо, и начал провозглашать и обнародовать эту иллюзию.  Уча, по-видимому, легкому пути - мистической лени на ментальном плане - его книги завлекли тысячи читателей в оккультную ловушку, которая заключается в пренебрежение рассудком.  Многие из его последователей, не рассуждая,  пришли в тупик этого культа.

Что же тогда должны делать люди доброй воли, которые хотят дожить до следующего шага человеческой эволюции?  Они должны выбрать более сложный путь, идущий вверх, в направлении, противоположном безрассудной дороге, рекомендованной Кришнамурти. 

Необходимо расширять, а не уменьшать взаимодействие между мыслями, эмоциями и действиями.  Пренебрежение процессом мышления может только навредить антахкаране, священному мосту, который связывает высшее Я с низшим «я».  Лишь устанавливая более тесное взаимодействие между мыслями, чувствами и действиями, человек сильнее притягивает присутствие высшего Я в повседневную жизнь. 

Нужно любить то, о чем думаешь.  Нужно понимать разумом то, что любишь.  Правильная мысль нуждается в искренних эмоциях.  Истина воспринимается на высшем уровне мышления.  Правильное мышление находится в гармонии с внутренней тишиной, и из этой гармонии возникает правильное действие.

  Хотя медитативное состояние ума выше мышления, оно не отрицают ум.  Теософия стимулирует правильную умственную деятельность.  Нужно как можно лучше понять каждый урок, прежде чем перейти к следующему уровню сложности.  Именно правильное мышление позволяет выйти за пределы принципа мышления. 

Для того чтобы странник мог извлечь пользу из продолжительных уроков, необходимо рассмотреть и понять как можно лучше семь уровней или принципов сознания.  По мере того как мудрость начинает проявляться в жизни, физическое тело, эмоции и мысли постепенно очищаются.  Мало-помалу они освобождаются от остатков накопленного невежества и начинают адекватно использоваться душой в рамках кармических ситуаций.  Поэтому нельзя пренебрегать ни одним аспектом человеческой жизни, и разум является определяющим фактором в человеческой сфере.  Мысль – это, по сути, божественная деятельность.  Человеческое понимание жизни связано с мышлением, если оно человеческое, и его можно улучшить самостоятельно через постоянную практику правильного мышления.  Сюда, конечно, не относятся неправильные эзотерические книги. 1
 
 
  1 Первоначальная версия вышеупомянутой главы была опубликована на португальском языке в феврале 2013 года под названием «Кришнамурти и теософия».  Она также была опубликована на английском языке в февральском выпуске журнала «Теософ эпохи Водолея» в феврале 2013 года, стр. 1-3.


Рецензии