Рай по-советски

Я не знаю, как давно в последнее время стало модно ругать Союз. Я с этим столкнулась впервые в 2007-м году. И должна признаться, сама накатала на одном русско-американском форуме довольно большой и ругательный пост.      

Да, мне есть что сказать плохого в адрес Союза. Но сейчас мне не хочется этого делать. Почему? Потому что и без меня хватает желающих полить его огульно дерьмецом. А я вот смерть как не люблю такие перекосы в одну сторону. И не важно, что это за сторона -- негативная или позитивная.         

Вот тут народ всё вещает за драконовско-людоедскую систему, по которой Союз был, якобы, построен. Я уже писала прежде, что не знаю ни одной страны, которая в своём развитии не прошла бы через потоки крови своих собственных граждан. Или история Штатов не изобиловала реками крови индейцев, чёрных, детей, женщин... Ах, да... Детей и женщин вроде как не убивали в таких, скажем так, промышленных масштабах... Нет? А вы точно в этом уверены? А разве захват чужих земельных наделов не сопровождался вырезанием целых семей, включая женщин и детей? Ну, да Бог с ним... Я не об этом хотела... Я хочу рассказать вам о МОЁМ Рае по-советски. Только должна предупредить: я -- человек крайне неприхотливый практически во всём, что касается быта и материального мира. Ну, в смысле мира шмоток-тряпок и прочего... А теперь давайте-ка я вам расскажу, как я жила и на какие перспективы расчитывала, работая в славном городе Ижевске.

Итак... Зарплата у меня была тогда 168 руб. в месяц, включая "уральские" 25% от основной зарплаты (честно вам говорю, до сих пор так и не удосужилась посчитать её размер). Да плюс двойная оплата сверхурочных и работы в выходные. Жила я в заводской общаге. Чтобы вы смогли себе это представить -- девятиэтажное здание с одним входом, т.е. по-сути башня такая девятиэтажная с лоджиями с двух сторон на каждом этаже, исключая самый первый. 

Далее каждый этаж делился на 4 блока, связанных между собой по два общей кухней. В каждом блоке было по 4 комнаты и одна большая общая. Плюс умывальная на 3 раковины, два туалета и душевая с одним душем. В каждой комнате жили по три человека и соответственно там изначально находилось три кровати-односпалки, три прикроватные тумбочки и три встроенных небольших шкафа.

В общей комнате находилось большое настенное зеркало, большой обеденный стол с шестью, по-моему, стульями, одно старенькое креслице, две красные дорожки около стола во всю длину комнаты, один общий для этого блока холодильник, два серванта -- там хранилась личная обеденная посуда и всякие сыпучие продукты вроде сахара и круп. И выход на лоджию. Т.е. всё это богатство было расчитано на 12 душ. Ну, телек можно было взять на прокат в ближайшем прокатном пункте. Их, собственно, брал кто-то один из комнаты и потом просто передавали типа как по наследству. Просто, когда этот человек съезжал, телек переоформлялся на кого-то следующего или и вовсе выкупался вскладчину.

Кухня... Выход на небольшой балкончик, две раковины, ещё два небольших серванта, стол со шкафчиками и одна газовая плита на 4 конфорки. Духовка была отключена изначально во избежание пожара. Вот этой кухней пользовались уже 24 человека. В тех сервантах и в тумбочках стола хранилась посуда каждого из жильцов, по пол.полки на человека. Ещё там же, на кухне был мусоропровод, а около него натянуты верёвки для сушки белья. 

Ну, это вот был такой общаговский стандарт.   А теперь самая главная хитрость -- всё это удовольствие обходилось каждому из нас по 5 руб. в месяц! Врубились, нет? Т.е. место в этой общаге + неограниченно свет, газ, вода и отопление + ежедневная уборщица, вымывавшая кухню и весь сан.блок -- всё это стоило ПЯТЬ РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ! Не хило, а? При зарплате-то  фактически от 200 рублей и выше! Ну-ка... Любой из вас вот прямо сейчас пересчитайте при ваших нынешних доходах это какая плата за квартиры и комунальные услуги должна была бы у вас составлять в пересчёте на ту нашу, советскую оплату обычной заводской общаги?  Подозреваю, что не каждый олигарх сможет похвастаться такими пропорциями!   

А ещё... ну, в качестве дополнительного бонуса, добавьте сюда же еженедельные танцы по выходным в актовом зале общаги -- вход, разумеется, бесплатный. А ещё продукты по сниженным ценам в общаговском буфете... И должна вам доложить, даже живя в Штатах, я за 25 лет НИ РАЗУ не видела в супермаркетах таких свежайших и чистейших кусков говядины без малейших признаков жира или жил, какие продавались в нашем буфете буквально за полцены!  Я когда впервые такие чудеса увидала -- я глазам своим боялась поверить... Вот честное слово!   

А ещё прямо под общагой, через дорогу находился продуктовый с обалденной молочкой! А ещё метров через 50, в соседнем доме -- хлебный. А в одной троллейбусной остановке от общаги  был вообще хлебозавод и их собственный небольшой магазинчик, где всегда можно было купить совершенно одуряюще пахнущую, ещё тёплую каравайку, удержаться от которой нет абсолютно никакой возможности! В итоге я, например, покупала сразу две каравайки -- половина первой сжиралась прямо там же, по дороге в общагу, а вторая уже дома в компании соседок вприхлёбку с только что купленной бутылкой молока или "Снежка" или ацидофилина, кефира, ряженки... Скажите мне на милость, чем не ужин?

Нет... Поймите меня правильно -- я не говорю за изобилие. Вовсе нет. Но с голоду-то ведь тоже никто не пух, правда?   

А по другую сторону в двух трамвайных остановках был ещё один продуктовый, а под ним в полуподвальчике овощной. Правда, по весне там даже свежей морковки было не найти -- уж что было, то было... Но её ранней весной по всему городу было не найти. Даже на рынке. Но лично меня это как-то не особо убивало. Зато там яблоки каким-то образом были почти до лета. А я была именно по яблокам спец.))) А чуть позже, уже в конце мая прямо под общагой на трамвайной остановке сидели бабульки с первым урожаем зелёного лучка, укропчика, тоненькими бастылинками морковки... И ещё через пару недель уже в магазинах первые огурчики Бог знает каким образом... правда, втридорога... Но на салатик побаловать себя, любимую, всегда можно было наскрести штучек на 5-6. Ну, а дальше пошло-поехало...

У бабулек наперебой первая виктория, а потом осетинцы подкатывали с помидорами. А потом у тех же бабулек кабачки, капустка, в овощном свеколка... И понеслось... ))) 

Ну, чем не Рай, скажите-ка мне...  Солнышко светит, ручейки журчат, из сумки по дороге домой торчат первые пучки лука и укропчика... Домой придёшь, картошечки наваришь, салатик соорудишь из огурца, пары яиц, зелёного лука и укропа. Что ещё вам нужно? А вечером с соседкой по общаге Любкой Догадиной до часу ночи в "дурака" в общей комнате: "А это вот тебе на погоны "шестёрочки"!" А потом до трёх утра я ей песни под гитару...))))

А то ещё девчонки после выходных навезут из дома молока в трёхлитровых банках и мне несут. Я туда пару столовых ложек сахару, ложку сметаны и через пару дней всем блоком простоквашу  хлебаем...))) Так к нам на простоквашу ещё и из соседнего блока девчонки приходили.   

А как забеременела, так мне и вовсе обещали всю комнату в моё единоличное  владение выделить. Плохо, да? Девчонки  замуж выходили за наших же общаговских ребят, так им тоже комнату на семью прямо там же, в общаге выделяли. Нас таких, беременных да с детьми уже трое в блоке было. Слушайте, мы же бед не знали! Шли все вместе гулять -- одна с колясками стоит, остальные в магазин идут. Они или сами ей всё, что нужно купят, или очередь займут и подождут, пока она отоварится. И дальше всей компанией на прогулку. Чего было не жить-то??

А летом сядь на любой автобус, доедь до конечной -- вот ты и в лесу! Ещё метров 100 пройдёшь -- и полный пакет грибов. Чёрт... И кому это всё помешало?

Ой, мамочки... А торты "Прага" в гостинице "Центральная"... Весь город туда съезжался.))) Тамошние кондитеры их печь не успевали.  А пломбир с шоколадным сиропом в кафе "Пингвин"! Какая вкуснотища была! А клюквенное желе из настоящей клюквы с шоколадной стружкой пробовали?  А пельмешки в горшочках, запечённые под сыром? И ведь стоило это всё копейки!! Да даже тот же дефицит... Ну, да... Было. А кто говорит, что не было? Но даже к дефициту можно было с юмором отнестись.

Я, например, знала, в каком магазине можно было всегда яиц купить и без талонов.))) Знала, но никому не говорила. И вовсе не из жадности, а чисто по приколу.)))) Мне забавно было, что из всей общаги я одна это знала. Но если кто просил, я всегда привозила. И майонез тоже. Девчонки на выходные на центральный рынок за ним ездили, а я знала магазинчик, где он всегда ящиками стоял -- приходи и бери.))) Девчонки тоже удивлялись. 

Разок на спор привезла  ветчины на талоны.. Вот вечером  как-то стрельнуло , что именно там сегодня ветчину должны  будут продавать. Девчонки мне -- куда на ночь-то глядя, спятила? А я им -- привезу и всё тут.))) Ну, одна на всякий случай дала мне свои талоны и деньги, а я и привезла.  Ох, остальные потом как пожалели, что не поверили...))))   

А эту рыбку ледяная, помните? Её же ни варить, ни жарить нельзя было -- она резиновая сразу делалась... Так я придумала как и её приспособить.)))) Вот если её в кляре вывалять да на сковородочку с разогретым маслом -- за уши потом не оттащишь!

Слушайте... Да чего там говорить? В самой прекрасной  стране мира можно ныть да искать недостатки. Нет на Земле такого места, где бы жилось без проблем. Всё дело в том, как вы сами к ним относитесь. Вот меня, например, это не только не напрягало -- мне даже весело было! Хотите верьте, хотите -- нет.  Меня всю жизнь  другое убивало... Что в моей родной семье семьи не было. Все четверо мы друг дружке глотки постоянно грызли. Я именно поэтому и в Ижевск сбежала. Не могла я больше выносить этой постоянной вражды. Я потому и к девчонкам в общаге и к моим мужикам и бабонькам в цехе так  душой прикипела, что они заменили мне семью, какой у меня никогда дома не было. Это ОНИ меня любили и оберегали, как родную. И я платила им тем же...         


Рецензии
Вы поумнели, жизнь она всех учит. Жили вы в райских условиях по сравнению с послевоенными общагами барачного типа. Союз конечно был не жизнеспособный строй, поэтому и развалился. Но в нем было много и хорошего, что ушло с ним.
А что впереди - полная неопределенность. После Путина опять может последовать развал и раздрай регионов. Нет достойных лидеров, есть только олигархи.

Алекс Савин   02.12.2018 19:20     Заявить о нарушении
А Вы считаете, что Путин -- достойный лидер??

Анна Силантьева   14.12.2018 20:57   Заявить о нарушении
Спасибо Анна за ответы. Грамотнее и опытнее Путина у нас лидера пока нет.
Я с большим интересом прочитал вашу статью "Некоторые русские в Америке". У нас там живет с 2003 года родственница почти ваших лет и тоже из Ульяновска, живет в штате N-Y. Раньше жили в Бруклине. Она не пишет что такое Проджекты и живет c сыном в арендуемой квартире - 1000S в месяц. Существуют ли теперь эти проджекты?
Она писала что есть только шелторы - вроде трущоб. Чем отличает проджект от них?
Какое жилье у вас теперь? Буду благодарен за ответ.

Алекс Савин   14.12.2018 21:22   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алекс.
Да, проджекты существуют и я живу в одном из них. Это датированное жильё для малоимущих, очень похожее на наши советские дома и ЖЭКи. Т.е. это целые кварталлы многоэтажных домов под управлением офисов от города. И сами эти дома принадлежат городу. Квартплата в них составляет 1/3 от годового дохода семьи или квартиросъёмщика, если это одинокий человек.
А шелторы -- это временное жильё для бездомных. Есть семейные шелторы. В них, как правило, живут матери с детьми, оказавшиеся по каким-то причинам без крыши над головой. Есть женские шелторы для одиноких женщин. И есть мужские для мужчин. Там свои правила проживания, достаточно жёсткие. Т.е. взрослые должны в обязательном порядке работать. Каждое утро они покидают шелтор в определённое время и каждый вечер они обязаны так же в определённое время туда вернуться. Никакого алкоголя там быть не может, никакой наркоты, никакого оружия и никаких драк. Нарушение этих правил наказывается выселением из шелтора и тогда человек оказывается уже полностью предоставленным самому себе.
Там людей кормят, помогают им с поисками работы, оформлением социальных пособий, с получением такого датированного жилья, как например проджекты.
А насчёт Путина... Ладно... Я лучше промолчу. Вы, видимо, очень много не знаете и не очень хотите знать. Так зачем я буду Вас разубеждать? Я и так уже достаточно перессорилась со многими моими друзьями, живущими в РФ. И если честно, я уже просто устала каждый раз объяснять людям, особенно, когда они не хотят этого знать, во что Путин превратил эту несчастную страну... Мне до смерти обидно за Россию. Она могла бы жить гораздо лучше! Но не живёт.

Анна Силантьева   17.12.2018 10:37   Заявить о нарушении
Спасибо Анна за интересный ответ.
Вопрос: для проживания в проджекте тоже требуется наличие работы у проживающего? Наша родственница инвалид после автомобильной аварии, с мужем развод (русский), а сын учится в 10 классе. Их доход (субсидии и алименты) составляют около 2000$. Живут они в небольшом старинном городке севернее Нью-Йорка.
Как вы полагаете, может родственница рассчитывать на социальное жилье (проджект) в штате или в Нью-Йорке и что для этого нужно делать? Ваш ответ очень ценен для нас.

Алекс Савин   17.12.2018 12:00   Заявить о нарушении
Алекс, ей нужно выяснить адрес их центрального оффиса Housing Authority у них в городе. Подойти туда, заполнить анкету. И ей дальше всё объяснят -- где, в каких районах расположены их дома, на сколько комнатную квартиру они смогут претендовать, как скоро. Потом ей выдадут список требуемых документов, которые нужно будет предоставить на рассмотрение. И если её данные подходят требованиям этого оффиса, то они пришлют ей письмо с извещением, что ей делать дальше.
Я, к сожалению, не могу объяснить подробнее, потому что в каждом городе могут быть свои условия. Они и в самом Нью-Йорк Сити могли давно измениться почти за 25 лет с тех пор, как я проходила эту процедуру.

Анна Силантьева   18.12.2018 04:16   Заявить о нарушении
Анна, спасибо за ответ. Наша родственница пишет, что на проджект всегда были большие очереди и они поэтому не подавали заявку. Они живут в штатах с 2003 года, сначала в Бруклине (аренда у китайца), затем переехали в Нью-Джерси, теперь последние 2 года в штате Н-Й, название города не помню - длинное.
Сколько лет вам пришлось ждать этот проджект? Сколько комнат в вашей квартире и какая оплата за них?

Алекс Савин   18.12.2018 11:26   Заявить о нарушении
Алекс, количество комнат зависит от состава семьи. Рент от общего годового дохода семьи. Поэтому мне нет смысла рассказывать Вам об этом в моём случае. А квартиры я ждала (только не забывайте, что это было почти 25 лет назад) 2 года с того момента, как мои документы попали в очередь уже в самом проджекте. Но на тот момент у меня была совершенно экстренная ситуация. Вообще же 2 года -- это минимальный срок ожидания. А в среднем люди ждут около 5 лет. Но даже в течение этого срока им могут присылать предложения из других проджектов. И если они захотят и их устроит и район, и квартира, то они могут заселиться значительно быстрее.

Анна Силантьева   19.12.2018 07:44   Заявить о нарушении
Спасибо Анна за ответ на мое письмо. Я сообщу родственнице эти сведения. Вас беспокоить она не будет.

Алекс Савин   19.12.2018 10:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.