Становление

            Как много дорогих сердцу воспоминаний у каждого человека нашей необъятной  Родины. Маленькие поселки и большие города, села, аулы и хутора затерянные в бескрайних просторах, каждый из них накапливает и бережет эти воспоминания. Из сохраненных памятью  событий сплетается общая историческая канва, передаваемая из поколения в поколение. Внесем и мы свою небольшую лепту.

            Провинциальная спокойно текущая жизнь коренного мещанско-купеческого населения  маленького уездного городка Вязники расположенного в трехстах километрах к востоку от Москвы   в годы революции была безвозвратно нарушена.
Далекие  от политической жизни старообрядцы, не принявшие новые порядки, были попросту устранены, а те, кто остался, вынужденно приспособились к новому укладу жизни, приняв новую власть, как данную от Бога.  Достаточно образованные, трудолюбивые они знали и любили каждый свое дело, дававшее им средства к существованию.
 
              Городская площадь, две магистральных улицы, на которых высились  каменные дома девятнадцатого – начала двадцатого века, занимаемые под жилье и учреждения, да на окраинных улочках и переулках деревянные  жилища. За ними в окружении садов и огородов размещались разномастные постройки для крупного рогатого скота и птицы. Небольшое население городка было взаимосвязано родством, знакомством, бытом, службой.  Жители вела подсобное хозяйство, обеспечивая  городок почти всеми необходимыми продуктами питания.

              Пусть скромные, но значимые для городка достижения наполняли гордостью души горожан. Общеизвестной достопримечательностью городка была родителева (родительская) вишня, по преданию с давних времен завезенная из Греции. Вишневые сады располагались не только у жилищ, но и вдоль городских валов и на самих этих валах, балуя жителей городка через каждый год хорошим урожаем.   На огородах трудолюбивые жители получали   самые ранние урожаи огурцов местного сорта, выведенного  здесь путем многолетних  и кропотливых усилий. 

                Большая часть населения занималась не только  своим подсобным хозяйством, работая на предприятиях градообразующего льняного производства.  Ранним утром,  выпустив свою живность в  стадо, проходившее через центр городка на пойменные луга,  люди спешили на льняные и полотно - ткацкие фабрики. 
Летние вечера население, в основном молодежь, проводила в городском парке на Венце. Пожилые предпочитали неспешные беседы на лавочках у домов. А зимой молодежь проводила время  в городских клубах, пожилые предпочитали домашние посиделки.

                Война ворвалась нежданно-негаданно и принесла с собой горе  в каждую семью. Большинство мужчин уходило на фронт.  Все тяготы военного времени легли на женские  и подростковые плечи. Используя преимущество тыла, для защиты от вероломных врагов промышленные предприятия срочно перестраивались на выпуск оборонной продукции. Кроме выпуска брезента, пряжи, крученой нити, дратвы и мешковины осваивали новые производства. На фронт отправляли белье, телогрейки, гранатные сумки, маскировочные халаты, вещевые мешки, брезентовые чехлы, плащ-палатки, полевые госпитали и многое другое.

               На базе механических мастерских был срочно создан механический завод, выпускающий осколочные корпуса для ручных гранат и стаканы для зенитных снарядов.  В октябре 1941 года в городок перевелась Серпуховская летная школа и, объединилась с Центральным аэроклубом. Так  возникла школа пилотов, воспитывавшая знаменитых «Сталинских соколов».

              Каждый житель городка вносил посильную лепту, осуществляя сбор денежных средств и продуктов питания.  «Все для фронта, все для победы». Уверенность в безусловной победе наших войск над фашистами придавала труженикам тыла силы и помогала стойко переносить  невзгоды  военного времени сообща со всем народом нашей страны.

                Великая Отечественная война закончилась, как и предполагали, полной победой над немецкими захватчиками. Городок оживал, возвращались фронтовики. Восстанавливались старые и создавались новые семьи. В устоявшийся купеческо-старообрядческий менталитет городка вносилась новая, почерпнутая во время освобождения стран Европы, свежая струя. Появились трофейные вещи, фильмы, люди стали раскованней. Главное, что объединяло – война закончилась, все дома, все вместе, можно и нужно жить дальше. Павшим в боях за Родину жителям города - вечная слава и память. Никто не забыт. Ничто не забыто. Живым жить и совершенствовать свой город.

               Всеобщим уважением у жителей городка пользовалась интеллигенция в лице медицинских работников, деятелей культуры и учителей. Среди учительских семей городка хорошо были известны преподававшие в техникуме братья Орловские  Константин и Александр и пользующаяся большим авторитетом директор школы Мария Ивановна Огудина.

               Их дети учились в одной школе и с детских лет дружили. Дочери Константина Николаевича Леля и Нина, дети Марии Ивановны Саша и Лена, сын Александра Николаевича  Коля всегда были неразлучны. И в кино,  и на речке,  и на  интересные мероприятия эта дружная пятерка, даже повзрослев,  появлялась всегда в полном составе. В городке поговаривали о возможных  свадьбах Саши и Лели, Коли и Лены.  К этому все шло.

               Но война внесла свои коррективы. Призванные на воинскую службу Саша и Коля были отправлены в войска разных фронтов. Леля дождалась своего жениха и,  вскоре после войны, Саша женился на ней. Вторая свадьба не состоялась. Колюшка, как его все звали,  в 1943 году погиб на фронте. Лена осталась одна.

               И надо же было так случиться, что в конце войны в городок на пополнение и обучение был направлен химический батальон. В нем старшим лейтенантом служил Дмитрий Тельчаров. Двадцатилетний красавец военный, получивший на танцах в городском клубе из-за своего южного темперамента прозвище «бешеного лейтенанта», пришелся по вкусу девчатам. Но его сердце приковала только одна – Лена. Не сразу та ответила ему взаимностью, но время лечит. И настойчивый поклонник все-таки сумел привлечь к себе внимание интересной девушки. Они поженились, и их союз был прочно скреплен появившимся  желанным сыночком  Сашенькой.

               Родился ребенок слабеньким с врожденным пороком сердца. Сразу после родов тяжело заболела Лена. Стоял вопрос о жизни и смерти. Одному требовалось переливание крови, другой только что появившийся пенициллин, считавшийся тогда панацеей от всех болезней. Пенициллин достали в Москве. Кровь ребенку дала медсестра роддома, навсегда ставшая как бы членом семьи Огудиных. Тетя Катя, так он звал ее всю жизнь, не расставшись с ним после роддома, стала  его нянькой, а потом по жизни хорошим другом и советчиком. Время шло. Порок сердца компенсировался и ничем не напоминал о себе.

                Вскоре отца Сашеньки после окончания института направили на работу в другой город далеко от Москвы. Мария Ивановна настояла оставить внука с ней. Вскоре молодые уехали. А Огудины вместе с Сашенькой остались в трехэтажном капитальном доме на центральной улице городка недалеко от городской площади.

                Первый этаж занимала сберкасса. Рядом с ней жила семья хозяйственных служащих, отвечавших за порядок в доме и его дворе. На втором располагались городская и детская библиотеки. Здесь же в служебной квартире жила заведующая библиотекой, с сыном которой был дружен наш герой. Третий этаж занимали три квартиры, в которых жили учителя школ городка, в том числе и Огудины.

               Сашенька был всеобщим любимцем. Научившись рано читать, он как у себя дома пользовался книгами и в соседних двух квартирах. Но книги для взрослых, да еще  без картинок, были малопривлекательны для ребенка, и семья начала создавать свою детскую библиотеку. Первыми авторами, с которыми он познакомился, были С.Михалков, С.Маршак, А.Барто, Н.Носов, А.Гайдар, а из зарубежных детские издания «Путешествий Гулливера»  Д.Свифта и «Приключения барона Мюнхгаузена»  Р. Распэ.
 
                Когда ребенку исполнилось четыре года,  в доме появился клубок шерсти с двумя глазами, хвостом и четырьмя лапками. Это был пушистый котенок, которого, благодаря его ярко рыжему окрасу, прозвали Барсиком, так как на Барса он явно не тянул. Несколько лет ребенок и котенок, живя душа в душу, росли вместе. Вместе ели – ребенок за столом, Барсик под столом. Вместе играли. Да и спали вместе – котенок в ногах ребенка. Когда Сашенька уезжал к родителям,  Барсик скучал.  Бабуся, по возвращении внука, говорила ему:
- Барсик, Саша приехал!
Этого вполне хватало, чтобы кот перевернул весь дом. Снова игры, прогулки, сон вместе. Шли годы. Ребенок подрастал, а Барсик старел. Короток кошачий век. В одно из возвращений внука дед показал ребенку место во дворе дома, где был захоронен Барсик. Теперь нет уже и этого места, осталась только память о преданном рыжем друге.

                Сашеньке как единственному внуку разрешалось дома в рамках разумного, все. К домашней библиотеке добавился расположенный рядом с домом книжный магазин. Продавщица  тетя Наташа помогала Сашеньке выбирать книги, в основном сказки и классику.  Дружба с тетей Наташей продолжалась и в зрелом возрасте.  Еще одним источником книг были городская и детская библиотеки.        Сашеньке разрешалось, лежа на полу, на коврике возле книжных полок, выкладывать книги рядом с собой  и копаться в них до тех пор пока его, не забирали домой.

                По мере взросления состав книг менялся, а чтение  стало любимым занятием мальчика. Особенно ему нравились сказки А.С. Пушкина. Поэтому с малоежкой  Сашенькой, если он капризничал и не ел приготовленную для него гречневую кашу с молоком, начинался такой разговор:

- Ты сказки Пушкина любишь?

- Люблю.

- А Пушкин любил гречневую кашу с молоком,  ешь!

- Не буду.

- А говоришь что любишь, нехорошо, ешь!

Куда денешься,  приходилось  есть.         
                Среди детских игр появилась игра в книжный  магазин. Гостям дома предлагалось «купить» книги из книжного шкафа. Отступное принималось в виде конфет, преимущественно леденцов. Книги из шкафа не иссякали, так как покупатели, уходя, как - бы «забывали» купленные книги взять с собой.          
          Отсюда, из детства и отрочества, и на всю жизнь любимыми авторами стали М.Ю.Лермонтов, А.П.Чехов, И.А.Бунин, А.И.Куприн, С.А.Есенин. В старших классах школы к ним добавились  В.П.Аксенов и А.А.Вознесенский, с произведениями которых познакомила Сашеньку Антонина Яковлевна Орловская. Так чтение определило взрослое предпочтение, от детского увлечения литературой прямой путь вел к выбору гуманитарной профессии, к становлению мировоззрения.

                С чего начинается Родина? Этот вопрос неоднозначен. Для Сашеньки она начиналась с ее познания. Хотя за пределы двора он впервые попал еще в бессознательном возрасте. Не обошлось без курьеза. Когда он родился, дедом была приобретена коляска, с виду напоминавшая тележку мороженщика того времени, такая же белая и громоздкая. Как - то раз дед, надев белый китель, выкатил коляску с младенцем Сашенькой со двора в ближайший городской парк. Гуляет он в парке и видит, что к нему собираются мальчишки и девчонки. Ситуацию прояснил вопрос одного из них.

-  Дядя, почем мороженое?

 Можно представить разочарование собравшихся ребятишек, когда вместо мороженого они увидели в коляске ребенка. Коляска вскоре была заменена на другую, не вызывавшую никаких ассоциаций и сомнений. Ну а зимой Сашеньку вывозили со двора в санях, запряженных тем же дедом.
 
                Детская память сохранила  двор при доме, в котором он жил. Во дворе стояли сараи – ровесники дома и старый колодец. В глубоком детстве за сараями был огород, где  жители дома возделывали грядки. Сашенька с дедом также участвовали в этом. У обоих были лопаты, ведерки, лейки. Только у Сашеньки они были  детские, гораздо меньшего размера. Тем не менее, он помогал деду как мог.

               Со временем старые сараи, колодец, грядки снесли. Двор обсадили тополями. Поставили скамейки. Появились новые компактные сараи. Двор преобразился. Дети играли в нем в городки, футбол, прятки. Взрослые вели на скамейках чинные беседы.  Сашенька начал выходить во двор с книгами. Сидел. Читал. Выходить за пределы двора, на улицу, без взрослых ему долго не разрешалось. Сейчас нет уже и этого двора. Осталась только память.
         
               Время шло. Начались совместные прогулки по городу. Сначала прогулки ограничивались расстоянием от дома до городской площади и обратно. Но уже они давали ребенку пищу для размышлений, поскольку старинные дома привлекали его внимание. Дед, проживший всю жизнь в городке, рассказывал любопытному внуку о том, как все выглядело задолго до его рождения. Так накапливались первоначальные знания, рос интерес к городскому прошлому.

               Более длительной была прогулка в городской детский парк, где можно было покачаться на качелях. Рядом с парком был тир, куда стали часто заходить пострелять по мишеням дед с внуком. А за тиром в старом здании конюшен одного из местных фабрикантов, приспособленных под кинотеатр, они смотрели новые фильмы. Дед был заядлым любителем кино и сумел привить внуку свое увлечение. Для понимания внуком смысла взрослых фильмов, дед по пути из кинотеатра домой с удовольствием пересказывал их содержание более доступно.

               Самым длительным маршрутом был путь от дома к жившим почти на окраине города родственникам. Среди них внимание Сашеньки более всего привлекала А.Я. Орловская. Потомственная интеллигентка, дочь донского войскового старшины, закончившая в свое время Петербургские Бестужевские женские курсы, всю жизнь, проработавшая в системе народного образования, она во многом повлияла на умственное развитие Сашеньки, его воспитание.

                Путь к ее дому шел мимо старинного городского кладбища по мощеной осколками кладбищенских памятников дороге. Сашенька читал обрывки надписей, а дед их комментировал. Так зарождался интерес ребенка к старинным городским кладбищам – хранителям праха поколений горожан. Потом он обошел их все, знакомясь с давно ушедшими жителями городка.

               Начиная с шести лет. Сашеньку вывозили на лето на родину его отца  - в болгарское село Трояны на берегу Азовского моря рядом с Бердянском. Там жили дед с бабулей по отцу и его сестра тетя Шура. Море, воздух, молочные продукты,  фрукты и овощи из своего хозяйства способствовали укреплению здоровья и отдыху. Там же Сашеньку начали приучать к трудовой жизни. Вместе с дедом он обрезал кусты винограда в домашнем винограднике, ходил с бабулей в сельское стадо на ежедневную дневную дойку коров. А вечера проводил  в сельском клубе, в котором его тетя работала кассиром. Там были кино и танцы. Поездки в Трояны знакомили с болгарским бытом, способствовали освоению болгарского языка. Они существенно разнообразили  жизнь Сашеньки, но душа его безраздельно  принадлежала родным Вязникам.

                У каждого из нас была в жизни своя Арина Родионовна. Ею стал для Сашеньки его дед. Вспоминая детство, мальчик всегда видел его рядом с собой. Дед, вернувшийся с войны с искалеченными ногами, вел домашнее хозяйство, пока Мария Ивановна руководила школой. Он  не чаял души во внуке,  поил и кормил Сашеньку, подстригал его послушные волосы, на старой швейной машинке шил ему незатейливую одежду, гулял и играл с ним. Учение плаванью в протекавшей вдоль городка реке, едва начавшись, скоро закончилось из-за одного случая. 
Мальчик, играя на мели, далеко ушел от берега и поскользнувшись,  упал. Неожиданная глубина испугала ребенка, и  он стал тонуть. Дед со своими искалеченными ногами едва успел спасти внука.

               Постепенно отношения деда и внука выросли в незаменимость одного для другого. Из далекого детства вспоминается один весьма характерный для их отношений эпизод. Осенний вечер. Дождь. Деда дома нет.
   -  На улице кап-кап, а деда дома нет, - плаксиво ноет Сашенька.
Но вот появляется дед. Весь мокрый, но с чувством выполненного долга.
- Дед, где ты был?
- За хлебом ходил!
- Дай хоть хлеба,  - умиротворенно говорит Сашенька, довольный тем, что дед  снова с ним дома.
Эпизод. А как много сказано. И так всю жизнь.

               В жизни Сашеньки не меньшую роль играла и бабушка, бабуся, как он ее звал. В отличие от деда она была более серьезной, официозной, деловой. Это сказывалось и во взаимоотношениях с внуком.

              Сашенька любил ходить с бабусей в ее школу. В учебное время там можно было, затесавшись к первоклашкам, посидеть у них на уроке и послушать рассказы учителей. Впоследствии это сказалось в том, что он мог учиться в первом классе без особого напряга. А на перемене можно было зайти в школьный буфет к тете Паше, всегда угощавшей чем - то вкусненьким. Тетя Катя – Тетя Наташа – Тетя Паша – три ангела-хранителя Сашенькиного детства.

              Летом же, когда в школе никого не было, можно было, зайдя в учительскую, постучать на барабане или подудеть в горн. Все это было интересно и заманчиво. Из  окон директорского кабинета открывался вид на протекавший возле школы ручей, за которым располагался построенный после войны кинотеатр. Афиши его были видны издали. Если шел новый интересный кинофильм, можно было, попросив у бабуси денег, посмотреть его. А из классов, расположенных напротив кабинета, открывалась панорама центра городка с историческими постройками.

                Познание городка продолжалось. Где-то лет в шесть,  мама отвела Сашеньку в городской краеведческий музей.  Он располагался в трехэтажном особняке конца восемнадцатого века. В музее были представлены история края, его природа, национализированная у одного из местных фабрикантов коллекция картин русских художников. Для Сашеньки особый интерес представляли отдел природы и художественный отдел, так как исторический отдел был выше понимания шестилетнего ребенка.
                В отделе природы его внимание привлекло чучело волка – матерого хищника, ростом с него, выловленного  в местных лесах. Ну а картины буквально заворожили мальчика. Под стать им были и комнаты, в которых они находились. Кафельные печи, штофные обои, убранство дверей и окон вызывали неподдельное восхищение. Верхом блаженства стала подаренная ему директором музея Н.П.Рождественским кукла клоуна. Музей надолго остался в памяти ребенка, тогда и не подозревавшего, что связь с ним продлится всю жизнь.

                Чем старше становился Сашенька, тем основательнее изучался им родной город. Дома, улицы, переулки были обойдены не один раз. Привлекали внимание сохранившиеся в городе церкви, от которых веяло древностью. С  возвышавшейся над городом Троицкой колокольни  он прекрасно просматривался. Одним из любимых  длительных маршрутов стал обход городка по проходившей к югу от него окружной дороге Москва – Горький.

                Он позволял взглянуть на городок со стороны глазами проезжавших по шоссе людей. Со временем от созерцания Сашенька переходил к изучению истории городка в музейном архиве и библиотеке. Составить общее представление о прошлом края позволяли работы краеведов. Но этого оказалось мало. С возрастом началась работа в архивах, давшая новый богатый материал. Сашенька перешел к написанию истории родного края. Так слились воедино все его интересы. Так закончилось его становление.

                И хоть давно Александр живет в другом городе, все  также  манит и притягивает его этот заброшенный между Москвой и Нижним Новгородом городок. Манит своим прошлым, прошедшей в нем молодостью. Вспоминается И.С.Тургенев – «Как хороши, как свежи были розы… И все они умерли… умерли…». Да, городок на месте, разве что чуть постарел. Однако в нем  нет уже людей Сашенькиного детства. Другое время. Другие люди. Но память не отпускает…
               

            


Рецензии
Как много дорогих сердцу воспоминаний у каждого человека нашей необъятной Родины... Спасибо! Наша жизнь... Шаги по ее дороге... Грустно. Еще раз спасибо!!!

Александр Финогеев   17.10.2022 16:23     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Героя моего рассказа уже нет. Но память останется. Наталья.

Наталья Маторина   25.10.2022 16:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.