Архангельск. Каргополь
Архангельск
До сих пор в сёлах, где живёт много старообрядцев, могут рассказать, что история архангельского герба началась задолго до строительства города. А когда - только Богу ведомо. По воле Господней спустился с небес на крыльях архангел Михаил и вступил в единоборство с дьяволом, который хотел пожрать дитя, родившееся у жены в золотом одеянии. Долгой была битва. Наконец пал нечистый от меча архангела и провалился сквозь землю у берега Белого моря. И до сих пор есть следы этого провала среди еловых лесов и топких болот...
А достоверно известно, что пришедшие сюда новгородцы уже в XII веке особо почитали Михаила Архангела - борца со злом и тьмой, защитника света и добра. Ведь только солнце и позволяло в долгие северные летние дни встать на ноги, поднять хозяйство в краю, где пять месяцев - зима. И поставили близ двинского устья, на правом берегу сперва часовню в честь святого, а затем срубили из дерева целый монастырь. Выше по реке располагался бывший тогда центром этой земли город Холмогоры. А когда потеряла надолго Россия выход в Балтийское море, перед смертью Ивана Грозного последовал из Москвы указ о строительстве у монастыря в устье Северной Двины Ново-Холмогорского порта. Начали возводить его летом 1584 года. Вскоре, впрочем, на порт перешло название монастыря - Архангельский. И стал Архангельский город местом, где начинался путь через северные моря на Запад и на Восток - в сторону Сибири,
Прошло сто с небольшим лет, и Архангельск особо приметил молодой Пётр I , использовавший судостроительные навыки поморов для создания больших кораблей и заложивший Новодвинскую крепость Задумал царь разделить Россию на несколько земельных частей, и символом одной из них, на Севере с центром в Архангельске, стал на Петровом рисунке герба России с областными эмблемами в 1701 году Михаил Архангел в шлеме, поражающий дьявола. После того, как на Белом море впервые победили шведов в Северной войне, как переволокли суда из Беломорья к Балтике, стал Архангельск центром одной из восьми российских губерний. И появился в 1712 году его знамённый полковой герб. Правда, почему-то архангел на нём скакал на коне и поражал супостата копьём, так что походил на Георгия Победоносца в гербе Москвы. И часто говорят, что и здесь ликом Михаил оказался похож на Петра...
Оплошность исправила контора Франческо Санти, и в 1730 году в новом знамённом гербовнике на архангелогородской гербовой эмблеме Михаил вновь - пеший и попирает дьявола мечом и ногами.
К концу XVIII века Архангельск утратил ведущую роль во внешней торговле России - относительный упадок города отразился в упразднении в 1780 г. Архангелогородской губернии и вхождении её территории во вновь образованное Вологодское наместничество. Но при утверждении в том году местного герба герб, как уже давно существовавший, сохранил прежний вид - цельный, без верхнего поля с гербом нового административного центра. При этом архангел стал изображаться парящим в воздухе с обнажённым огненным мечом, а дьявол - поверженным, полулежащим и отвернувшимся от Михаила. Описание герба гласило: " В золотом поле щита виден летящий архангел, который вооружён мечом и щитом и поражает поверженного дьявола".
Правда, в губернском гербе XIX века (Архангельская губерния вновь появилась в 1796 г.) и варианте городского герба 1859 г. архангел, названный в описании, наконец, по имени - Михаилом, вновь попирал демона ногами. На щите Михаила появился золотой крест, щит стал синим вместо красного. Такое изображение было ближе к гербам ряда европейских городов также с изображением деяния Михаила - своего покровителя : столицы Бельгии Брюсселя, города Шибеник в Далмации (Хорватия). Большой герб украсился якорями - символами портового города и красной Александровской лентой.
Во время гражданской войны (1918 - 1920 годы) в Архангельске существовало одно из антисоветских правительств с участием умеренных социалистов и конституционных демократов (кадетов). Оно выпускало местные деньги с изображением архангела в окружении моржа и белого медведя среди снежных торосов - символов Северной области (деньги получили название "моржовки"). После этого почти до конца советской власти прежний герб не возрождался - "идейно" мешал религиозный сюжет. И новый не утверждался: были лишь проекты - корабль, ель и революционный памятник, или стена крепости и корабль.
Но осенью 1989 года старый герб был восстановлен в прежнем виде (образца 1780 года). Правда, художник почему-то обратил дьявола лицом к Михаилу - получалось, что противоборство ещё продолжается. Вероятно, этим были вызваны попытки некоторых местных депутатов... вовсе убрать с герба дьявола. Мол, не нужно изображать зло. Можно, действительно, подумать: а, правда, зачем в гербе такая мрачная деталь ? Но и на всех иконах в церковной традиции дьявол показывается. А то ведь может получиться так, как в начале советского времени смеялся Владимир Маяковский над иными "борцами": "Сбрасывайте воображаемые оковы... Размахивайте победоносно руками". Таков, наверное, был бы вид архангела без "воображаемого" зла...
Герб с поправкой в изображении демона - его вновь "отвернули" - был официально утверждён в 2003 году. Герб Архангельской области же воспроизводит рисунок XIX века.
На гербе, смотрю, архангел,
В правой - меч, а в левой - щит,
От его священной длани
Дьявол скорчился - сидит.
Так Всевышнего победой
Завершился давний спор.
И над городом рассветы
Засияли... И с тех пор
В лёгкой дымке, по-над морем,
Как посланники земли,
К нам стремятся на просторе
Отовсюду корабли!..
И над городом сиянье
Всё сильней у берегов,
Словно лёгкое дыханье
Ломоносовских стихов.
Белой ночью светел город,
С океаном говорит,
Герб над ним, со тьмою споря,
Чистым золотом горит...
(Владимир Герасимов)
Каргополь
Почти все старинные города нынешней Архангельской области получили гербы в 1780-1781 годах. Лишь один герб более старый - герб Каргополя. Каргополь - неповторимый по своему расположению и красоте, во многом загадочный северный город. Время его основания определяют очень неточно: с XII по XIV век. Название трактуют и как "воронье поле" ("карга" - ворона), и как "медвежья сторона" (от корней из финских языков древнейших жителей), а некоторые даже считают, что "карго поль" - это греческое "грузовой город", так как издавна здесь селились монахи, знающие греческий язык. Попасть сюда нелегко: до сих пор надо ехать от ближайшей железнодорожной станции почти 80 километров. Рядом - озеро лаче, упоминаемое ещё в "Молении Даниила Заточника" XII века как место ссылки автора - приближённого какого-то князя. И позже сюда ссылали людей, но и строили богатый промыслами город там, где из озера вытекает река Онега. Мало где сохранилась такая не тронутая временем старина: остатки города XV века с валами, обилие церквей, купеческих палат, резных деревянных домов. Знаменит Каргополь своей радостной многоцветной игрушкой...
Герб городу впервые составили в 1712 году для Каргопольского полка. В 1730 г. он уже описан: "Белый баран, лежащий в огне на дровах, что учинил Санти, поле лазуревое".И этот герб - тоже необычаен. Почему не ворона, не медведь, а баран?
И тут начинаются изыскания и легенды. Чаще всего считают, что в здешних краях существовал многие века обычай, которого не было в более южных землях России: приносить в жертву барана, почитая Илью Пророка. Возможно, это перешло на святого ещё от языческих обычаев в честь бога грома и дождя. Но и в христианстве почитается "агнец Божий" (ягнёнок), и баран в огоне может означать верность до самопожертвования. Есть придания о том, что знамя с бараном в огне было ещё у каргопольского отряда на Куликовом поле. Однако достоверно известно о каргопольских полках лишь с XVI века... Интересную басню о споре животных за каргопольский герб написал наш современник, местный краевед и поэт Геннадий Панин (книга "Побасёнки с рассказами о Каргополе").
Вот собрались Медведь, Ворона и Баран.
До оскорблений спор дошёл, обид и ран.
У них о том, кто Каргополю имя дал,
И каждый на себя честь эту брал.
Первым держал слово Медведь:
...Медведь продолжил: - В споре краток буду.
По-фински я "Кархун пуоли" - не забуду,
Что просто означает тут Медвежья сторона.
Знать, видно, правда здесь моя одна!
Ворона в ответ заявила:
... С великою победой путь домой державший,
Ступил на оно поле Князь совсем уставши,
Окинув удивлённо взором поле с вороньём:
"На оном месте учредим свой стол и отдохнём!"
И оба накинулись на Барана:
- Да, овцы целы, да не наш святой Баран!
В герб города, попал он, может, из-за ран?
- Нет, что вы, чем же я святой?
Сей знак "агнца", само собой,
За верность ратную, не робкую в бою,
Я каргопольским воинам даю -
Как дал сей знак московский царь,
Руси великой и могучей государь.
Седой Старик подтверждает права Барана:
...Взметнулся в небо синее берёзовый костёр
И над бараном в ту минуту нож сверкнул остёр...
От этого и герб у города такой -
Немного странный, не совсем простой...
Удивительно, что и у самого известного каргопола - фамилия Баранов! Александр Андреевич Баранов - купец из Каргополя стал устроителем российских владений на Аляске в конце XVIII - начале XIX века.
Остаётся отметить, что описание герба, утверждённого в 1781 году, полностью повторяет 1730 год с пометой "старый". С тех пор изображение в гербе не менялось, лишь менялась расцветка: в XIХ веке баран из белого стал чёрным (очевидно, в соответствии с правилом, по которому не рекомендуется "серебро" на "золотом" огне). Иногда частью герба становился герб Олонецкой губернии, к которой , а не к Архангельской, долгое время относился город. И наконец, в 2004 году, когда вновь был официально принят герб, баран стал вновь белым, а пламя - красным с золотой каймой.
Свидетельство о публикации №218110901441