Архангельск. Каргополь

Наш путь по России проходит всё севернее. По обеим сторонам Северной Двины, впалающей в Белое море, лежит Архангельская область. Это - край особой, самобытной культуры поморов - потомков пришедших в Двинскую землю новгородцев-ушкуйников, начавших едва ли не тысячу лет назад освоение путей в Студёное море - Северный Ледовитый океан. В дальнейшем эта земля играла видную роль в связях Московского государства со странами Северной и Западной Европы, что  отразилось в становлении её центра - города Архангельска. Здесь никогда не знали крепостного права, ценили устных сказителей и книги, здесь в Холмогорском краю вырос гениальный сын помора - Михайло Ломоносов...
                Архангельск
        До сих пор в  сёлах, где живёт много старообрядцев,  могут рассказать, что история архангельского герба началась задолго до строительства города. А когда - только Богу ведомо. По воле Господней спустился с небес на крыльях архангел Михаил и вступил в единоборство с дьяволом, который хотел пожрать дитя, родившееся у жены в золотом одеянии. Долгой была битва. Наконец пал нечистый от меча архангела и провалился сквозь землю у берега Белого моря. И до сих пор есть следы этого провала среди еловых лесов и топких болот...
         А достоверно известно, что пришедшие сюда новгородцы уже в XII веке особо почитали Михаила Архангела - борца со злом и тьмой, защитника света и добра. Ведь только солнце и позволяло в долгие северные летние дни встать на ноги, поднять хозяйство в краю, где пять месяцев - зима. И поставили близ двинского устья, на правом берегу сперва часовню в честь святого, а затем срубили из дерева целый монастырь. Выше по реке располагался бывший тогда центром этой земли город Холмогоры. А когда потеряла надолго Россия выход в Балтийское море, перед смертью Ивана Грозного последовал из Москвы указ о строительстве у монастыря в устье Северной Двины Ново-Холмогорского порта. Начали возводить его летом 1584 года. Вскоре, впрочем, на порт перешло название монастыря - Архангельский. И стал Архангельский город местом, где начинался путь через северные моря на Запад и на Восток - в сторону Сибири,
          Прошло сто с небольшим лет, и Архангельск особо приметил молодой Пётр I , использовавший судостроительные навыки поморов для создания больших кораблей и заложивший Новодвинскую крепость Задумал царь разделить Россию на несколько земельных частей, и символом одной из них, на Севере с центром в Архангельске, стал на Петровом рисунке герба России с областными эмблемами в 1701 году Михаил Архангел в шлеме, поражающий дьявола. После того, как на Белом море впервые победили шведов в Северной войне, как переволокли суда из Беломорья к Балтике, стал Архангельск центром одной из восьми российских губерний. И появился в 1712 году его знамённый полковой герб. Правда, почему-то архангел на нём скакал на коне и поражал супостата копьём, так что походил на Георгия Победоносца в гербе Москвы. И часто говорят, что и здесь ликом Михаил оказался похож на Петра...
         Оплошность исправила контора Франческо Санти, и в 1730 году в новом знамённом гербовнике на архангелогородской гербовой эмблеме Михаил вновь - пеший и попирает дьявола мечом и ногами.
          К концу XVIII века Архангельск утратил ведущую роль во внешней торговле России -  относительный упадок города отразился в упразднении в 1780 г. Архангелогородской губернии и вхождении её территории во вновь образованное Вологодское наместничество. Но при утверждении в том году местного герба герб, как уже давно существовавший, сохранил прежний вид - цельный, без верхнего поля с гербом нового административного центра. При этом архангел стал изображаться парящим в воздухе с обнажённым огненным мечом, а дьявол - поверженным, полулежащим и отвернувшимся от Михаила. Описание герба гласило: " В золотом поле щита виден летящий архангел, который вооружён мечом и щитом и поражает поверженного дьявола".
          Правда, в губернском  гербе XIX  века (Архангельская губерния вновь появилась в 1796 г.) и варианте городского герба 1859 г. архангел, названный в описании, наконец, по имени - Михаилом, вновь попирал демона ногами. На щите Михаила появился золотой крест, щит стал синим вместо красного. Такое изображение было ближе к гербам ряда европейских городов также с изображением деяния Михаила - своего покровителя : столицы Бельгии Брюсселя, города Шибеник в Далмации (Хорватия). Большой герб украсился якорями - символами портового города и красной Александровской лентой.
          Во время гражданской войны (1918 - 1920 годы) в Архангельске существовало одно из антисоветских правительств с участием умеренных социалистов и конституционных демократов (кадетов). Оно выпускало местные деньги с изображением архангела в окружении моржа и белого медведя среди снежных торосов - символов Северной области (деньги получили название "моржовки"). После этого почти до конца советской власти прежний герб не возрождался - "идейно" мешал религиозный сюжет. И новый не утверждался: были лишь проекты - корабль, ель и революционный памятник, или стена крепости и корабль.
          Но осенью 1989 года старый герб был восстановлен в прежнем виде (образца 1780 года). Правда, художник почему-то обратил дьявола лицом к Михаилу - получалось, что противоборство ещё продолжается. Вероятно, этим были вызваны попытки некоторых местных депутатов... вовсе убрать с герба дьявола. Мол, не нужно изображать зло. Можно, действительно, подумать: а, правда, зачем в гербе такая мрачная деталь ? Но и на всех иконах в церковной традиции дьявол показывается. А то ведь может получиться так, как в начале советского времени смеялся Владимир Маяковский над иными "борцами": "Сбрасывайте воображаемые оковы... Размахивайте победоносно руками". Таков, наверное, был бы вид архангела без "воображаемого" зла...
          Герб с поправкой в изображении демона - его вновь "отвернули" - был официально утверждён в 2003 году. Герб Архангельской области же воспроизводит рисунок XIX  века.
                На гербе, смотрю, архангел,
                В правой - меч, а в левой - щит,
                От его священной длани
                Дьявол скорчился - сидит.

                Так Всевышнего победой
                Завершился давний спор.
                И над городом рассветы
                Засияли... И с тех пор
               
                В лёгкой дымке, по-над морем,
                Как посланники земли,
                К нам стремятся на просторе
                Отовсюду корабли!..
          
                И над городом сиянье
                Всё сильней у берегов,
                Словно лёгкое дыханье
                Ломоносовских стихов.

                Белой ночью светел город,
                С океаном говорит,
                Герб над ним, со тьмою споря,
                Чистым золотом горит...
                (Владимир Герасимов)


                Каргополь

            Почти все старинные города нынешней Архангельской области получили гербы в 1780-1781 годах. Лишь один герб более старый - герб Каргополя.  Каргополь - неповторимый по своему расположению и красоте, во многом загадочный северный город. Время его основания определяют очень неточно: с XII по XIV век. Название трактуют и как "воронье поле" ("карга" - ворона), и как "медвежья сторона" (от корней из финских языков древнейших жителей), а некоторые даже считают, что "карго поль" - это греческое "грузовой город", так как издавна здесь селились монахи, знающие греческий язык. Попасть сюда нелегко: до сих пор надо ехать от ближайшей железнодорожной станции почти 80 километров. Рядом - озеро лаче, упоминаемое ещё в "Молении Даниила Заточника" XII века как место ссылки автора - приближённого какого-то князя. И позже сюда ссылали людей, но и строили богатый промыслами город там, где из озера вытекает река Онега. Мало где сохранилась такая не тронутая временем старина: остатки города  XV  века с валами, обилие церквей, купеческих палат, резных деревянных домов. Знаменит Каргополь своей радостной многоцветной игрушкой...
           Герб городу впервые составили в 1712 году для Каргопольского полка. В 1730 г. он уже описан: "Белый баран, лежащий в огне на дровах, что учинил Санти, поле лазуревое".И этот герб - тоже необычаен. Почему не ворона, не медведь, а баран?
           И тут начинаются изыскания и легенды. Чаще всего считают, что в здешних краях существовал многие века обычай, которого не было в более южных землях России: приносить в жертву барана, почитая Илью Пророка. Возможно, это перешло на святого ещё от языческих обычаев в честь бога грома и дождя. Но и в христианстве почитается "агнец Божий" (ягнёнок), и баран в огоне может означать верность до самопожертвования. Есть придания о том, что знамя с бараном в огне было ещё у каргопольского отряда на Куликовом поле. Однако достоверно известно о каргопольских полках лишь с XVI века...  Интересную басню о споре животных за каргопольский герб написал наш современник, местный краевед и поэт Геннадий Панин (книга "Побасёнки с рассказами о Каргополе").
                Вот собрались Медведь, Ворона и Баран.
                До оскорблений спор дошёл, обид и ран.
                У них о том, кто Каргополю имя дал,
                И каждый на себя честь эту брал.
          Первым держал слово Медведь:
                ...Медведь продолжил: - В споре краток буду.
                По-фински я "Кархун пуоли" - не забуду,
                Что просто означает тут Медвежья сторона.
                Знать, видно, правда здесь моя одна!
          Ворона в ответ заявила:
                ... С великою победой путь домой державший,
                Ступил на оно поле Князь совсем уставши,
                Окинув удивлённо взором поле с вороньём:
                "На оном месте учредим свой стол и отдохнём!"
         И оба накинулись на Барана:
                - Да, овцы целы, да не наш святой Баран!
                В герб города, попал он, может, из-за ран?
                - Нет, что вы, чем же я святой?
                Сей знак "агнца", само собой,
                За верность ратную, не робкую в бою,
                Я каргопольским воинам даю -
                Как дал сей знак московский царь,
                Руси великой и могучей государь.
        Седой Старик подтверждает права Барана:
                ...Взметнулся в небо синее берёзовый костёр
                И над бараном в ту минуту нож сверкнул остёр...
                От этого и герб у города такой -
                Немного странный, не совсем простой...
           Удивительно, что и у самого известного каргопола  - фамилия Баранов! Александр Андреевич Баранов - купец из Каргополя стал устроителем российских владений на Аляске в конце XVIII - начале XIX века.
           Остаётся отметить, что описание герба, утверждённого в 1781 году, полностью повторяет 1730 год с пометой "старый". С тех пор изображение в гербе не менялось, лишь менялась расцветка: в XIХ веке баран из белого стал чёрным (очевидно, в соответствии с правилом, по которому не рекомендуется "серебро" на "золотом" огне). Иногда частью герба становился герб Олонецкой губернии, к которой , а не к Архангельской, долгое время относился город. И наконец, в 2004 году, когда вновь был официально принят герб, баран стал вновь белым, а пламя - красным с золотой каймой.
               


Рецензии