Елеонский некрополь. Монах Филарет Дубина

Фото:надгробие с крестом на могиле монаха Филарета
 
Могила монаха Филарета (1930 — 2017)находится на "нижнем" кладбище. Монаха похоронили  у ног  его духовника — архимандрита Нектария (Чернобыль;1905—2000).  На могиле  возвышается  покрытый коричневым лаком деревянный крест с фотографией усопшего. На специальной каменной подставке, относящейся к  надгробию, начертано:
 
"Твой есмь аз, спаси мя
Здесь покоится
Монах Филарет
(Захар Дубина)
Родившийся 5 сент. 1930 г.
Скончавшийся 27 янв. 2017 г.
Вечная ему память."

В миру монаха звали Захаром (Захарием), в иночестве — Зосимой, в полном монашестве — Филаретом. Монах Филарет рассказывал что, он  "родился в Кременчуге" и  вырос без отца в бедной украинской семье. В  молодом возрасте овладел профессией зубного техника. Семья Захария  принадлежал  к катакомбной Истинно-Православной Церкви  (ИПЦ)на Украине.  С 11-ти лет  он помогал на клиросе в богослужениях катакомбной церкви на станции Межевая.  В 1944 г., в праздник Успения Божией Матери отрок Захарий вместе с другими прихожанами  стал называться «христианином-катакомбником» с приставкой «тайный».

В 1992 году Захарий  прибыл из Харькова на Святую Землю, "чтобы под  духовным руководством архимандрита Нектария служить Господу". Об этом клирике Захарий знал задолго до своего приезда на Елеон. Отец Нектарий (в миру Петр Чернобыль) тоже принадлежал к ИПЦ на Украине, куда с конца 1920-х годов уходили многие православные пастыри. За длительное время катакомбного существования из-за репрессий и невозможности поддержания регулярных контактов между отдельными епископами и приходами ИПЦ Украины практически лишилась духовенства. В 90-е годы прошлого столетия вышедшие из подполья некоторые общины обратились за окормлением к РПЦЗ, а ее члены стали искать себе духовников среди видных церковных деятелей РПЦЗ, как это и произошло и  в случае с Захарием Дубиной, чей духовник на Елеоне  тоже был родом из украинской земли. В пенсионном возрасте Захарий  решил оставить мирскую жизнь. С этой целью он  отправился в Святую Землю, где нашел архимандрита Нектария и  поведал  ему во время исповеди о  давнем намерении стать чернецом. Захарий пожертвовал все  свои финансовые накопления женской обители.  По  рекомендации  отца Нектария  Захарий  принял монашеский постриг из рук архиепископа Берлинского и Германского Марка (Арнд), курировавшего от Синода РПЦЗ участки Русской духовной миссии на Святой Земле".

Монах Филарет выполнял послушания  в металлической и столярной мастерских, где под его  руководством трудились паломники из числа мужчин. До 2000-го года он  был келейником архимандрита Нектария и всегда следовал его духовным наставлениям. Монах Филарет жил в добротно отремонтированном домике, расположенном напротив двух паломнических гостиниц. Справа от его домика находилась невзрачная  внешне хижина-келлия  монаха Поликарпа (Агобабова),   переселившегося в женский монастырь после того, как  он повздорил  с ныне покойным греческим архимандритом Иоакимом (Строгилу),   постригшем его в греческие монахи. Известно, что монах Поликарп пожертвовал деньги для ремонта монастырской колокольни и принимал участие в ее реставрации.  Проживая на территории обители  монах причислял себя не к РПЦЗ, а  к Русской Православной Церкви Московского Патриархата и посещал  богослужения в  Троицком соборе Иерусалима. Однажды  монахи Филарет и Поликарп  поссорились, но после  примирения   в игуменской между ними не было никакого общения. Монах Филарет избегал общения и с иеромонахом  РПЦЗ, подвизавшимся в монастыре — архимандритом Серафимом (Бобич).
 
Взгляды и поведение монаха Филарета называли  очень противоречивыми. О нем елеонские сестры говорили примерно так:
— Нашу церковь ( то есть РПЦЗ. — Примеч. автора) он не признавал, но мы уважали за его труды на благо обители и за его преданность монашеству.

...Монах Филарет появлялся на пороге главного храма Спасо-Вознесенского монастыря  только в самом конце утренних богослужений. Никто  не видел и не помнил, чтобы он когда-нибудь причащался в храме или присутствовал на вечерне. Обычно монах в конце богослужений молча становился в очередь и подходил к священнику, целовал  в его руке крест и потом направлялся со всеми в трапезную. Такое поведение монаха Филарета называли "чудачеством человека, не имеющего твёрдого церковно-канонического сознания". Другие видели в монахе Филарете  "хранителя чистоты веры", "образ стойкого катакомбника, непримиримого к Московскому Патриархату".

Монах Филарет был на особом счету у игуменьи Моисеи. "Они дружили. По вечерам в игуменской вместе смотрели телевизор", — рассказывал один  член Русской духовной миссии РПЦЗ. Архиепископ Марк в интервью автору этих строк (2012 г.) открыто назвал монаха Филарета "чудаком".

Отец Филарет молился у себя в келье, куда нередко разрешал  заходить гостям из числа паломников. После кончины монаха  появились сведения, что "в его келье несколько раз служили Литургию" совершавшие паломничество в Иерусалим некоторые клирики, отступившие  от канонической РПЦЗ.

Монах Филарет  хранил  в келье машинописные варианты копий некоторых писем отца Нектария,  его фотографии, а также тексты  отдельных проповедей. В  его келье  висел в  деревянной рамке большой  цветной фотопортрет игуменьи Тамары (урожд. Романовой). Как сторонник взглядов отца Нектария монах Филарет хранил разноцветные информационные листы, адресованные паломникам, посещавшим в Иерусалиме два женских монастыря РПЦЗ. Среди них тексты всяких «Заявлений», «Посланий верным чадам РПЦЗ во Отечестве и рассеянии сущим», «Обращений к верным чадам РПЦЗ членов общества ревнителей памяти блаженнейшего митрополита Антония Храповицкого».  По содержанию этих бумаг можно проследить, как неоднозначно  реагировала Русская духовная миссия РПЦЗ на будущее объединение Русской Православной Церкви. Так, в информационном листке, называемом «Для информации Русских паломников» и датированном январем/февралем 2000 года,  его сочинители  ругали «российских дипломатов» и «российского консула» в Израиле. Здесь содержались грубые нападки на «Московскую Патриархию» и  «Патриарха», причем, в выше перечисленных словах  вместо прописных букв  стояли строчные.

В келье монаха Филарета помимо  иконостаса  находился и укрепленный над кроватью могильный  крест. Интересен тот факт, что oн был  вкопан сначала  на месте  могилы архимандрита Нектария. Со слов хозяина кельи, история этого креста  была такова: в Иерусалиме, в одной еврейской семье умерла от рака Татьяна Гусева ( 1977 — 2004), духовная дочь отца Нектария. Перед смертью она  попросила игуменью похоронить ее тело на монастырском кладбище. Приезжавшие из Москвы на могилу дочери родители привезли с собою однажды два деревянных креста, которые установили на могилах старца Нектария и его духовной дочери Татьяны. Монах Филарет, устанавливавший с рабочими эти могильные  кресты, выразил при москвичах  желание «тоже иметь такой крест». Через два года монаху Филарету привезли в подарок  обещанный деревянный  крест, однако он имел несколько большие размеры. Это несколько смутило монаха. «Подарочный» могильный крест, простоявший около года в монашеской келье, не давал покоя монаху Филарету:

—Крест внешне выглядел более величественным и внушительным по размерам, чем тот, что установлен на могиле отца Нектария. Разве по своим грехам я достоин его? Лучше бы этот крест возвышался на могиле  моего батюшки, а мне после смерти пусть поставят  крест отца Нектария. Он  ведь поменьше и скромнее...
И вот наступил тот час, когда на елеонском кладбище могильные кресты поменяли. Для этой акции нашелся и повод: «крест на могиле отца Нектария подгнил в основании,  поэтому его надо было зачистить и подремонтировать». Так в келье у ложа  монаха Филарета появился могильный крест, стоявший до конца января 2017 года.
 
...Через месяц после кончины и похорон  монаха Филарета в социальных сетях появилась информация, что  "за несколько дней до смерти монаха напутствовал и причастил Святых Даров один из "епископов" неканонической РПЦЗ.


Рецензии