Арбат. Воспоминания художника. Часть 1. Глава 11

      Предыдущая глава:  http://www.proza.ru/2018/10/26/628

        Коста-Рика.
Сан Хосе. Бег с президентом. Ричард. Землетрясение. Жидкий асфальт. Манцинелла.

      Сан-Хосе привлекал большое количество туристов, которые приезжали и прилетали отовсюду. Объяснялось это просто. Когда США потеряли Кубу, превратившуюся из острова развлечений в остров Свободы, им срочно понадобилась более-менее адекватная замена в Центрально-американском регионе. И выбор пал на Коста-Рику. Стараясь не допустить повторения Кубинского сценария, американцы полностью ликвидировали в стране вооружённые силы, оставив только полицию.
- В случае нападения агрессора защищать вас будем мы, - уверили они правительство и народ этой страны. Но количество полицейских Коста-Рики было таким, что им могла бы позавидовать прежняя армия. Сотрудники в штатском были повсюду. На моих глазах произошёл такой случай: местный воришка вырвал у прохожей девушки-туристки сумочку и помчался прочь. На крик о помощи откуда ни возьмись появился бдительный страж порядка в гражданской одежде! Он догнал налётчика и тот сразу же превратился из дерзкого монстра в жалкое существо. Надо сказать, что полиция во всех странах Центральной Америки, где мне пришлось побывать, действует одинаково решительно и жёстко.
                ***
      По утрам, чтобы день гарантированно начинался с позитива, я делал пробежки по парку. Так называемый «бег трусцой» помогает не только «встать на утреннее крыло», но и прокрутить в голове массу проблем, а порой даже найти решения или по крайней мере – приблизиться к ним. А ведь проблем у нас всегда хватает! С этим согласится каждый.
      Через некоторое время я уже обменивался приветствиями практически со всеми, кто одновременно со мной занимался спортом в этом уютном районе города. Приветствия с легкоатлетами-любителями были весьма разнообразными: с теми, кто боялся сбиться с дыхательного ритма - только жестами: кивком головы, взмахом руки, с другими – словом, а то и небольшой фразой на испанском или английском. И только одна группа из трёх мужчин делала вид, что не замечает меня. Во время разминки у озера я поинтересовался у своих новых друзей, что это за обособленная компания. Ответ был неожиданным. Оказывается, по парку вместе со всеми бегал и делал зарядку президент Коста-Рики! Рядом, обычно по обе стороны от него, бегали двое охранников, тоже в спортивной форме. Оружия при них я не видел. Со стороны могло показаться, что все трое делают одни и те же упражнения синхронно. Но это было не так.  Президент отдавался зарядке целиком, в то время как его сопровождающие успевали внимательно следить за всеми людьми поблизости и за всей окружающей местностью.
      Так или иначе, но постепенно наши отношения с президентом и его охраной стали более дружественными, а ещё немного погодя мы уже обменивались короткими приветствиями. Казалось бы, в самый раз предложить главе государства портрет. За деньги или бесплатно – всё равно. Но это был бы хороший политический и профессиональный ход! Помешала стеснительность. Рекламировать себя может далеко не каждый! Осенью того же года, работая уже в Австрии, в Зальцбурге, я поведал о полугодовой Коста-Риканской эпопее коллегам – художникам, среди которых был и поляк Ричард. Именно он живее всех отреагировал на мой рассказ об экзотике тропиков, об особенностях океанских побережий, о тамошнем президенте и ненаписанном ему портрете.
      Немного погодя Ричард купил билет и улетел в Центральную Америку. Предварительно он взял адреса и телефоны моих друзей в Сан-Хосе. В следующем году мы снова встретились на кемпинге Зальцбурга. И теперь уже поляк рассказывал о красотах Коста-Рики и о зарядке в парке её столицы.
Ему удалось подружиться с президентом и его семьёй. Мало того, что он сделал портреты всей огромной родне президента (что поднимало его рейтинг в глазах коллег), так он еще вернулся из путешествия с хорошим банковским счётом! Я искренне поздравил друга с успехом. 
     Моя портретная деятельность на площади Культуры набирала обороты. С Арбатом, конечно, сравнения не могло быть: Москва по масштабу – не Сан-Хосе! Туристов в Коста-Риканской столице в десятки раз меньше, чем в нашей! Но зато какие экзотические типажи среди них попадались! На стульчике для моделей передо мной менялись местные аборигены с побережья Атлантики и Тихого океана, путешественники с разных континентов и жители Сан-Хосе.
                ***
     Сюрпризом для меня стало землетрясение ровно в 6 баллов буквально через несколько дней после моего прилёта в Коста-Рику. Я был дома один, готовил на завтрак кофе. Внезапно вся конструкция дома заходила ходуном, было такое впечатление, что меня трясли, как муху в спичечном коробке. Инстинкт самосохранения, который дремлет в нас до поры до времени, сработал мгновенно, и я, оказавшись в проёме открытой двери между комнатами, упёрся в задний косяк спиной, а руками – в противоположный. На все голоса завыли сигнализации припаркованных машин, с пальм посыпались кокосы. Под ними погибла соседская кошка, метнувшаяся спасаться на дереве. Увы, это ей не Россия с берёзами...
                ***
     Общение с художниками города взаимно расширяло наши творческие горизонты. Один только Аварка чего стоил! Этот парень рисовал и писал всё, что только попадалось в поле его зрения. И мне стало мало одних портретов.
Раз за разом, всё чаще и чаще я стал выезжать на берег океана. Машину Датсун-максима мне любезно предоставляли друзья. Надо сказать, что волей случая или просто из-за удобства общения моими друзьями становились американцы или канадцы. Всё потому, что более-менее сносно в то время я мог общаться только на английском.  Останавливались обычно в частных пансионатах прямо на берегу. Они были дешёвыми и душевными.  По дороге я делал пейзажные наброски природы. И сухие, и влажные джунгли по-своему красивы всегда! Но больше всего меня, как моряка, конечно же, привлекало побережье. Расстояние от Сан-Хосе было почти одинаковым: что до Тихого, что до Атлантического океана. Но выбор чаще всего падал на Тихий. И дорога – чуть короче и красочнее, и впечатлений от разнообразия стихии – больше. Атмосфера была на редкость вдохновенной. Таким образом, в моей живописной галерее появились не только морские пейзажи, но и картины на самые различные темы, такие как: «Жара» и «Первый портрет». Пробираясь по пескам и зарослям, приходилось встречаться с игуанами, змеями и обезьянами. Из жизненного опыта я знал: если никого не трогать, не трогают и нас. Но не обходилось и без исключений. Почему-то обезьяны, любительницы полакомиться с видом на океанский простор, не терпели спортсменов, бегающих по берегу мимо пальм. Кокосовые орехи, которыми бросались «предки» в своих «потомков», частенько попадали в цель, и последствия порой были нешуточными. А вот попасть кокосом в обидчиц было намного сложнее. Они сидели высоко и проявляли чрезвычайную изворотливость. Так что отважившиеся на дуэль со злодейками практически всегда терпели на неудачу. Не исключено, что эти хвостатые существа запоминали всех, кто хотел дать им отпор, и в следующий раз тем доставалось «пристального внимания» намного больше, чем остальным бегущим.
     Невиданная жара стояла везде. А у моря, в безветренном мареве, духотища была совсем невыносимой. Асфальт расплавился, и переходить дорогу было крайне сложно. Приходилось бросать впереди себя ветки, они под весом человека хоть и тонули в сером месиве, но давали несколько секунд для того, чтобы сделать очередной шаг.  Проблема усложнялась тем, что с ближайших пальм нас обстреливали обезьяны. Эти твари научились бросать плоды так метко, что промахи случались редко. На бананы и манго мы внимания почти не обращали. Но когда летели кокосовые орехи, последствия могли быть серьёзные.  Вот и сейчас в тридцати метрах от меня эти хвостатые снайперы сбили мужчину с ног на самой середине дороги. Он, падая, растянулся во весь рост и по-настоящему влип в асфальт, после чего дойти ногами до рук или руками до ног стало для него непреодолимой задачей. Тем более, что немного погодя несчастный сильно усугубил своё положение, встав на колени и локти. Обезьяны ликовали!
Выйдя из асфальтовой лавы, я бросил бедняге огромный сучок лимонного дерева, а потом ещё три. Выбираясь из вязкого асфальтового болота, мужчина настолько выбился из сил, что минут двадцать приходил в себя в тени ближайшего навеса. Мы счистили с его рук и ног асфальт, сколько смогли. Остальное ему предстояло смывать растворителями.
      Меня до сих пор не покидает недоумение: ну кто догадался в условиях открытой местности практически на экваторе делать асфальтовые покрытия дорог! Есть же бетонные плиты!
                ***
      Следом произошло одно из неприятных событий в моей жизни. Мы с друзьями остановились в живописном месте на берегу тихой лагуны. Погода располагала к творчеству. Сделав несколько пейзажных набросков, я решил попробовать, что за яблоки растут вдоль побережья. Деревья, похожие на яблони, находились у самой воды, отчего падающие плоды широким слоем заполняли полосу прибоя. Все они были зелёного цвета. Я выловил два фрукта покрупнее и надкусил один из них. Вкус был настолько неожиданным, что я закашлялся. Вяжущая, жёсткая, приторная мякоть едва проглатывалась. Внутри оказалась косточка, похожая на персиковую. Что-то недоброе показалось мне в этом странном сочетании формы и вкуса. Второе «яблоко» я доедать не стал.
     Но и съеденного хватило, чтобы внутри меня начался бурный процесс, стремительно набирающий обороты. Уже через полчаса моя талия исчезла. Меня буквально распирало. Наивно полагая, что добавочное давление извне исправило бы положение, я отплыл от берега и попытался нырнуть. Но не тут-то было! Едва погрузившись на малую глубину, активно работая руками и ногами, я тут же оказывался на поверхности. К тому же и состояние моё менялось не в лучшую сторону. Начались позывы в лес (благо он был всегда в шаговой доступности). Пришлось срочно искать больницу. Она оказалась в нескольких километрах, на горе, за довольно высоким каменным ограждением, что делало её похожей на крепость. Бросив машину у самых ворот, я помчался искать нужного специалиста. Им оказался мужчина лет 50-и крепкого телосложения. Он представился доктором, назвал свои имя-фамилию. Мне показалось, что он с одного взгляда понял мою проблему.
- Manzanilla de la muerte? – спросил он меня. В переводе это означало – яблоко смерти.  Я подтвердил. К нам подошли ещё двое в белых халатах. Доктор что-то начал говорить им. Я понимал не все слова, потому что было много специфических выражений. Все трое посматривали на меня без энтузиазма. И вдруг среди замысловатой речи мне показалось, что говорили о статистике последствия этой самой «манцинеллы». Я отказывался верить, надеясь, что мой перевод с испанского – ошибочный! Но они повторили его ещё раз: из сегодняшних девяти, отравившихся «яблочком», семерых уже нет в живых. Каково состояние двух оставшихся и каковы их перспективы, зависло для меня загадкой. Внезапно накатившая внутренняя волна заставила меня преодолеть каменную стену поблизости от нас, и я оказался на маленьком выступе над обрывом. Через очень короткое время вернулся в медицинский коллектив, который отнёсся к моему внезапному исчезновению с пониманием. О стационарном помещении меня в больницу речь не зашла ни разу. Их интересовали подробности: место и время употребления «яблочек», а также количество. Очень удивились, что съел полтора фрукта.
- Часто одного кусочка хватает, чтобы отравиться навсегда, - сказал тот, кто был моложе всех.
- Советую побольше пить лимонного сока, - сказал доктор, - он должен помочь.
     Но при одном только упоминании о лимонном соке меня снова понесло через забор. Интуитивно я чувствовал: всё что угодно, только не лимон! Чтобы не мучить рассказ многочисленными повторами, скажу только, что посещать джунгли мне приходилось каждые десять – пятнадцать минут.
- А как же Вы не заметили предупреждений на дороге? Там же ясно сказано: «манцинелла опасна для жизни!» - недоумевал доктор.
      Мне не хотелось вдаваться перед ним в детали своих знаний испанского языка. Ведь все объявления вдоль трасс наивно воспринимались мной как благодарность за чистые обочины.
      Я отъехал от больницы и стал спускаться по серпантину вниз. Мысли одна другой лихорадочнее скакали в голове: «Неужели не найду выход из этой ситуации?! А если налечь на воду? А если клизмы? А если…» И вдруг сверкнуло: «Молоко!!! Как это я мог забыть?!!!» Ещё в детстве я столько слышал о его спасительных свойствах!!! Но что толку: ни одной коровы в Коста-Рике не было видно за все месяцы моего проживания там. С другой стороны, от города доводилось отъезжать не так часто. Я нажал на педаль и помчался в ближайший небольшой посёлок с мечтой о трёхлитровой банке спасительного напитка! Там я влетел в магазинчик и спросил про молоко. К моей радости молоко оказалось, но только в 200-граммовых пакетиках с приклеенными к ним трубочками.
- Сколько молока у вас есть? - спросил я шоколадную продавщицу, - покупаю всё, - добавил я.
- Литра три наберу, - ответила она.
      Первый же выставленный на прилавок пакет молока был вскрыт немедленно и выпит в три глотка. Я, как говорится, нутром чувствовал – вот оно, спасение!!! Продавщица, видя, что парень я решительный, засуетилась во всю наличную прыть. Следующие два пакета мгновенно постигла участь первого. Мой очередной стремительный уход в лес, моё не менее стремительное возвращение округлило её и без того удивлённые глаза до предела. Она никак не могла решить, куда сложить рассыпанное по прилавку молоко. Я расплатился, сгрёб многочисленные бесценные пакеты и умчался к машине. Пакеты высыпал на пассажирское сиденье и ударил по газам. До темноты хотелось успеть на основную базу, расположенную в 60-и километрах. На ходу доставал пакет за пакетом, теперь уже аккуратно прокалывал круглую фольгу трубочкой и с достоинством выпивал содержимое. Частота посещения леса сократилась до считанных минут. Практически не успевала разгуляться педаль газа, как наступало время педали тормоза. Но всё-таки, согласитесь, это сущие пустяки в сравнении с той статистикой, которую озвучили мне люди в белом на высокой горе. До облаков там было – рукой подать… 
     Выполнив в этот день все мыслимые и немыслимые нормы ГТО по бегу и прыжкам, на следующий день я был гарантированно жив и относительно здоров. Ещё болела голова и потребовалось некоторое время, пока угомонятся внутренние устройства, но страшное было позади!
      Мораль этой правдивой истории такова:
Читайте научно-популярную литературу, в том числе и медицинскую. Верьте: любые ваши теории и практики могут понадобиться везде, причём в самый неожиданный момент! Запасайтесь знаниями!

       Следующая глава:  http://www.proza.ru/2018/12/01/20


Рецензии
Класс! Слава Богу, что всё закончилось хорошо и Вы с нами! Читаем далее...

с уважением,

Эля Рассолова   12.04.2020 16:11     Заявить о нарушении
В том приключении мне пришлось постоять на самом краю...
Спасла интуиция !)

Валерий Махатков   13.04.2020 22:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.