Эллины и филэллины

В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ. Очень краткий экскурс...
(статья 2016 г.)

 Итак, год Греции... Мы, как и бОльшая часть европейцев, называем эту страну привычным именем, восходящим к римлянам. Или самоназванием, неизменным три с лишним тысячи лет - Эллада, возможно - "страна солнца" (Гелиоса). Для каждого образованного и культурного человека Греция - край, который связан с детства с несколькими образными пластами. Самый первый и главный, древнейший - конечно, Греция мифов, богов и героев. Следующий - расцвет страны и всей эллинской культуры в классическую древность. И последний - уже не такой всеобщий - Греция средневековая, новая и современная.
          Часто говорят, что современные греки - совсем другой народ, совсем другая культура, нежели греки древние. Это и так, и не так, как и с египтянами, например. При всей толще веков греки никогда не забудут былое величие своей родины. Был проект "Великие эллины", аналогичный нашему "Имени России", и пять из десяти имён в первой десятке оказались из древности: Александр Великий, Платон, Аристотель, Перикл, Сократ... Есть среди первых десяти имён и Иоанн Каподистрия, человек, бывший государственным деятелем Греции, России и вновь Греции.
           Греческое восстание, осенённое именем Байрона и воспетое Батюшковым, Кюхельбеккером, Пушкиным - это в нашем сознании уже ближе к концу. А фундамент восприятия понятия "Греция" в разные времена был разным. Сейчас это, конечно, книга Гаспарова "Занимательная Греция". В мои школьные времена были сборник мифов Куна и переложения поэм Гомера Тудоровской и биографий Плутарха Лурье и Ботвинником. Сто лет назад в России были те же мифы, но в пересказе Шваба, и "Маленький всемирный историк" (переиздан в "лихие" 90-ые). Пушкин же и его друзья читали всё это в подлиннике...
           Где-то посреди - Византия, для современных греков  величина духовная, но не политическая (император Константин занял в вышеупомянутом списке лишь 71-ое место!). И совсем в конце всего ряда - долгий путь в ХХ веке к демократии, сиртаки и бузуки...  Конечно, особняком - "греческий след" на Руси, в России и ближнем зарубежье.
                -------
            С чем впервые связывается у ребёнка в нашей стране слово "Греция"? Понятно, с грецкими орехами. А затем? С греческими мифами. Мифы, боги, олимпийские боги - самые распространённые ассоциации с Грецией у старшеклассников, не вытесненные ни пляжами, ни шубами...  Затем уже начинается знакомство с доподлинной греческой историей и прежде всего - с античной.
            Одновременно оказывается, что в русском языке очень много греческих слов! Тетрадь, стиль, академия, герой, кукла, свёкла, огурец, театр, музей, педагог, политика, демократия, монархия, тиран, стратег и названия почти всех наук и школьных предметов - математика, арифметика, геометрия, физика, ботаника, зоология, биология, астрономия, география, история... Ух! Невзначай можно выяснить (особо любопытным), что и идиот, и паразит, и демон, и гад - тоже слова, пришедшие от греков! Да что там, на поверку греческого происхождения оказывается и у, казалось бы, совершенно русских слов - кровать, стул, корабль... Не говорим уже о многих крылатых словах и выражениях: "ахиллесова пята", "олимпийское спокойствие", "сизифов труд", "лаконичный", "альфа и омега", "менторский тон", "дары данайцев", "бог из машины", "эпигоны", "сократовский лоб"... В общем, кругом сплошная Греция!
           Кроме того, греческое влияние в нашей жизни присутствует и через православие и вообще христианство - не забудем, что христианские идеи закрепились в поздней древности прежде всего в эллинистическом мире. Из Византии же на Русь и в Россию пришли не только символы веры, не только иконы, службы и монастыри, но и канонические имена, и сейчас более половины россиян носят имена греческого происхождения - Александр, Андрей, Пётр, Василий, Дмитрий, Геннадий, Евгений, Елена, Ирина, Софья, Екатерина,Анастасия,  а ещё значительная часть - библейские, пришедшие через греков - Иван, Мария, Михаил, Дарья...)
                -------
          Все знают про исторический путь "из варяг в греки". Или, в контексте русско-греческих связей - "из грек в варяги". Ещё Геродот, по-видимому, исследовал его до днепровских порогов. Уже в это время - за полтысячелетия до нашей эры - Северное Причерноморье стало частью мира греческих колоний. Культурное влияние местных прибрежных полисов испытали степные обитатели - скифы, сарматы, аланы... Это же относится и к меотам (ахеям, сиракам) - адыгским племенам на Кавказе.  Опосредованное влияние эллинской культуры коснулось праславян, воспринимавших её достижения через скифов и более поздних южных соседей. Археологи нашли греческие изделия и технологии даже у приволжских финно-угорских племён рубежа нашей эры.
        Легенда "Повести временных лет" описывает путешествие апостола Андрея в Скифию и далее по пути "в варяги", на котором он предрекает расцвет Киева и посещает будущую землю Новгорода... Достоверно можно сказать, что уже в первые века нашей эры в славянские земли проникали христианские проповедники, а также греко-римские купцы. В обратном направлении славяне, варяги и чудь ходили в земли Византии военными экспедициями и набегами. "Передаточным звеном" между греками, славянами и тюрками оказалось с начала средневековья Тмутараканское княжество в Керченском проливе. Через него прошла и миссия в Хазарию Кирилла и Мефодия, самой своей судьбой связавших греческую и славянскую культуру.
         История крещения Руси слишком сложна и запутана, чтобы уверенно говорить о том или ином "византийском следе" при разных князьях. При ком из них утвердились на Руси греческие священники - при Ольге, Ярополке или, быть может, ещё Аскольде? Да и Владимир Красное Солнышко - как в точности окрестил он своих подданных, с активным участием греков в свите своей новой жены Анны, или по арианскому, скорее болгарскому, обряду? Но вот уже при Ярославе Мудром Русь, несомненно, знала греческие книги - не только церковные, но и и изложение Аристотеля и других мыслителей и пересказы Гомера, византийскую технику мозаики. Анна Византийка стала далеко не последней русской княгиней из византийских принцесс; пожалуй, самой известной из последующих является жена Всеволода Ярославича, дочь Константина Мономаха и мать Владимира Мономаха, вероятно, много способствовавшая образованию детей (среди которых были ещё и Евпраксия-Адельгейда, несчастная жена императора Генриха  IV, и Янка-Анна, основавшая первую русскую женскую школу).
         В "обратном процессе" разорение греческих земель русскими дружинами сменилось мирным проникновением русичей в Византию. Можно вспомнить первого русского, владевшего недвижимостью в Греции - князя Олега Святославича, получившего остров Родос в приданое за своей женой, красавицей Феофанией. Правда, ненадолго - Феофания внезапно умерла, без неё стало скучно буйному князю на Эгейском море, и он предпочёл вернуться на Русь, вновь ввязавшись в усобицы. Более благообразная история произошла через   поколение - приезд в империю жены племянника императора Алексея Комнина, тоже Алексея, известной как Зоя Добродея (или Евпраксия Мстиславовна, внучка Владимира Мономаха). Зоя прославилась даже среди греков необыкновенной учёностью, изучением медицины и написанием трактата "Аллима" по врачебному делу, популярного и на Руси, и на Западе.
          Затем, после временного завоевания Константинополя крестоносцами и - вскоре - монгольского нашествия, связи культур значительно ослабевают.  Вновь они усилились уже в XIV  веке, когда из доживающей последние времена Византии, как и из других балканских стран, началась волна отъезда людей в условиях османского вторжения. Вспомним: Феофан Грек, византийский монах-иконописец, прославился, работая над росписью храмов Москвы и Новгорода и воспитав новую живописную школу во главе с Андреем Рублёвым. Андроников монастырь, где работал тот же Рублёв, основан греком Андроником. В русскую культуру пришли традиции исихазма - особого взгляда на мир с отчётливо выраженным духовным сосредоточением. Общерусскую митрополию, до окончательного раздела на Московскую и Киевскую, вновь около столетия, как и до XIII века, часто возглавляли греки. Последним был митрополит Исидор, отстранённый в Москве после признания им Флорентийской унии с католиками. (Был ещё, впрочем, поставленный Лжедмитрием в 1605 г. патриархом Игнатий, происходивший с Кипра или Крита, конечно, невиновный в той политической игре, в которой самозванцу был удобнее патриарх-иностранец).
            Ещё несколько раз византийская традиция привлекалась московскими государями. Так было, когда Иван  III  в 1472 г. взял в жёны Софью Палеолог, племянницу последнего императора ( не она ли превратилась в русских сказках в Василису Премудрую, то есть царицу Софью? ) Одновременно в России появились и герб Палеологов - чёрный двуглавый орёл, и теория "Москвы - третьего Рима". И ещё одна фигура - Максим Грек, советчик князей и спорщик среди духовных лиц, человек сложной и трагической судьбы. Через сто с лишним лет патриарх Никон вновь вспоминает о греческом духовенстве, приглашая в Россию учёных братьев во Христе править церковные книги... В покорённой османами Греции в это время остаётся единственная русская ниточка - община на Афоне.
      Многие переселенцы оставили свой след в России - взять хотя бы бояр Ховриных, потомка грека Гавраса из Крыма. Греческие купцы и мастера закрепились в Москве и Петербурге (вспомним братьев Лихудов, на средства которых была организована Славяно-греко-латинская академия - ныне Китай-город в Москве украшает памятник им, дар Греции). В XVIII веке, после присоединения к Российской империи Северного Причерноморья, части греческого населения края было предложено (часто в приказном порядке) освоить пустующие степи. Так появились компактные греческие общины в Приазовье (до Ростова), на Кубани, в Ставрополье. Туда же прибывали балканские греки и понтийцы из Малой Азии.
                ------
           XIX  век - время, когда Греция особо отозвалась в русской, но и в любой европейской культуре, как колыбель самой европейской цивилизации и как страна, вернувшая себе свободу. Россия сыграла, как известно, видную роль в поддержке движения за независимость  Эллады. Политическое сближение началось ещё с побед флота Ушакова на Ионических островах, опеки республики Семи свободных островов , и продолжалось предоставлением повстанческим организациям возможности действовать из Кишинёва и Одессы ("Безрукий князь друзьям Мореи из Кишинёва уж мигал" - это у Пушкина про А.Ипсиланти, между прочим, участника войны 1812 года на стороне России). Удивительное знамение истории - европейски образованный  грек с Керкиры Иоанн Каподистрия - на посту министра иностранных дел России - кажется, такое могло произойти  только при Александре I , с его стремлением к общеевропейскому объединению. Министерский служащий республики Семи островов; служащий Министерства иностранных дел России, затем - министр; живущий в Лозанне признанный руководитель всеевропейской греческой диаспоры; наконец, первый глава независимой Греции (архонт, то есть президент), ставший жертвой покушения враждебного клана - таковы ступени этой необыкновенной жизни.
           Неравнодушие к судьбе Эллады в годы борьбы за свободу объединило в Российской империи и эллинов, и филэллинов (друзей Греции и греческой культуры). Примеру Байрона следовали десятки россиян, приехавших в Грецию помогать повстанцам; и трудно даже объяснить популярность этеристов в России до такой степени, как изготовление крестьянами большого изображения Колокотрониса и висящие в усадьбе Собакевича портреты того же храброго генерала и героини Бобелины. Ещё в 1840-ые годы писались стихи Николая Щербины "После битвы" ("Песня греческих повстанцев"); мало известно, что это - первый вариант известной песни:"Раскинулось небо широко, эгейские волны шумят..."
           История России и Греции переплетается самым разным образом. Сестра другого поэта - великого князя Константина Константиновича (К.Р.) великая княжна Ольга Константиновна в 1867 г. стала королевой Греции. Почти полвека она находилась на престоле - до злосчастной гибели супруга, Георга I, от рук террориста (увы, такое было характерно не только для России).  Проспект королевы Ольги - одна из важнейших магистралей Афин. Наша соотечественница оставила след на этой земле, как покровительница культурной жизни и основательница медицинских учреждений, сама помогавшая врачевать раненых во время войн. Затронули Грецию и нахождение российских частей на иностранных фронтах в 1915-1917 г.г., и послереволюционная эмиграция, хотя на берегах Эгейского моря, где тоже тогда бушевали политические страсти и разразилась трагедия беженцев из Турции, наши соотечественники пробыли в основном недолго. Было немало случаев участия советских военнопленных в партизанском движении в Греции в 1941-1944 годах. А затем, в конце 1940-ых годов, сотни и сотни политэмигрантов отправились в СССР после поражения в гражданской войне ЭЛАС - коммунистов и их союзников. Смешались они с другими потоками - понтийских и крымских греков, высланных в центральноазиатские республики...
          При всём при том в Греции всегда как-то трепетно относились к России, помня Корфу и Наварин. До сих пор греки подчёркивают, что в 1941 г. они задержали сопротивлением гитлеровцам нападение на СССР. Вспомним ещё некоторые имена из немалого числа этнических греков среди знаменитых людей нашего отечества: это удивительный собиратель произведений искусства в советское время, человек с драматической судьбой Георгий Костаки, лётчик Константин Коккинаки, дирижёр Одиссей Димитриади, археолог Виктор Сарианиди, певица Елена Камбурова...  Мало кто знает, что греческие корни - у маршала Жукова и академика Сахарова.
          На самом исходе советского времени образовалось Общество греков СССР, ставшее вскоре Обществом греков стран СНГ. До сих пор его составные части из разных государств объединены. Как-то удалось вместе пройти через многие трудности, включая массовый отъезд части греков на историческую родину. С 2000-ых годов в Москве действует Греческий культурный центр.
        ...Как меняются времена! Почти полвека назад в СССР Грецию считали бедной, отсталой страной и клеймили режим "чёрных полковников". С тех пор Греция раньше нас перешла к современной демократии, интегрировалась в Европу (при всех нынешних непростых моментах), значительно опередила Россию по уровню жизни и ряду других показателей. А у нас...
          Для кого-то Греция стала страной, где проведено время отпуска, для кого-то - где сделан более или менее удачный бизнес или состоялась работа по контракту (не только у этнических греков), есть россияне, связывающие Грецию с корпоративами на островах, школьными лагерями отдыха и, наконец, с паломничеством на Афон. Но вот современная греческая культура, думается, весьма мало дополнительно узнана по сравнению с временами шедевров Теодоракиса, фильма "Грек Зорба" и песен Мелины Меркури. А ведь ныне Греция - страна нобелевского лауреата поэта Й.Сефериса, романиста Н.Казандзакиса, режиссёра с мировым именем Т.Ангелопулоса. Есть авангардный театр, мало похожий на постановки древних авторов на гасстролях 60-ых - 80-ых годов, есть рок-музыка, как везде в наши дни положено, национальный мюзикл... Год Греции, конечно, должен стать моментом нового знакомства с духовной жизнью потомков древних эллинов.
           "В Греции всё есть". Эту фразу, повторяемую персонажем чеховской "Свадьбы" Дымбой, хорошо и надолго у нас запомнили. Раньше её произносили иногда с иронией, потом - с полной уверенностью в процветании Греции.
          О! Это райская страна! В ней много неземного:
          В продаже - всё и круглый год... Ну как это постичь?
                (Б.Вайханский. 1990 г.)
            Хоть и говорят, что греки и русские - два народа, которые меньше всего хотят работать (надо бы ещё прибавить, по крайней мере, албанцев и черногорцев), всё же известно и хитроумие земляков Одиссея - ну да как-нибудь справятся они с любыми проблемами. А до внутренней культуры греков, их привязанности к хорошим традициям, гостеприимства и доброжелательности нам, считающим себя "духовно близкими", ещё нужно идти и идти... В общем, будем филэллинами!
                -------
            "Страна героев и богов" - так назвал Грецию Пушкин. И для него земля Эллады была прежде всего краем мифов. В том же стихотворении, посвящённом восставшей Греции, Пушкин вспоминает о "гробах Перикла" и "царственных Афинах". В другом его "греческом" стихотворении - сравнение современного погибшего героя с тираноборцем Аристогитоном. Примерно тот же образный строй в стихах, посвящённых Греции, у Жуковского, Батюшкова, Вяземского, Рылеева, Кюхельбеккера, Тютчева и многих(!) других русских поэтов пушкинской поры.  Позднее Грецией грезили Мей, Майков,  Тургенев и Михайлов. К слову сказать, из них из всех на греческую землю ступил только Вяземский, и то уже совсем не в молодом возрасте. (Правда, Грецию видели Гоголь и Добролюбов, но это не отразилось в их творчестве, не говоря об их ранних стихотворных опытах).
            У Козьмы Пруткова было уже вышучивание этой тяги к прекрасной Элладе:
                Кто любит сердечно былую Элладу,
                Тунику, Афины, Ахарны, Милет,
                Зевеса, Венеру, Юнону, Палладу, -
                Тот чудный, изящный, пластичный поэт!
          Этот "древний мир" (Михайлов) был, наконец, освоен и нашей живописью. Первым был, понятно, Айвазовский с его миром Средиземноморья. Затем - Поленов (достаточно пойти не только в Третьяковку, но и в Музей изобразительных искусств в Москве, к созданию которого имел отношение художник, и увидеть россыпь этюдов и пейзажей). И - Валентин Серов, также участник греческих "музейных" экспедиций, создавший "Похищение Европы" и "Одиссея и Навзикаю"... Поленов же настолько полюбил Грецию, что написал оперу "Отзвуки Эллады".
           Эллада нашего "серебряного века" - это страна, где мудрецам "лунной Греции цветут сады"(Цветаева), "святые острова, где не едят надломленного хлеба, где только мёд, вино и молоко, скрипучий труд не омрачает неба и колесо вращается легко" (Мандельштам). Даже Есенин в начале мировой войны стал писать о европейских странах, в том числе Греции:
                Ах, Греция! мечта души моей!
                Ты сказка нежная, но я к тебе нежней...
           Для Волошина, побывавшего в Греции, эта страна "вернулась передо мной со своим гармоничным жизнерадостным миросозерцанием и со своими светлыми изгнанными богами". Именно светлый, ясный, сказочный эллинский дух обозначался тогда в русской культуре, питая и символизм, и неоклассицизм с акмеизмом, и противостоял жёсткости окружающей действительности.
          В последующее время Греция ярко отражалась в нашей литературе, начиная с 1960-ых годов - времени "солидарности с греческим народом".  Диапазон измеряется от плакатно-публицистичных "Мифов современной Греции" Долматовского до пронзительных стихов Инны Кашежевой об Акрополе, Эпидавре...
                -------
          И - о том, что можно представить на выставке, посвящённой году Греции в России. О Греции нашими соотечественниками написано не то, что немало, а много прекрасных страноведческих книг. Перечень некоторых из них можно найти в великолепном путеводителе "В Греции всё есть", изданном в 1997 году редакцией журнала "Моя Москва" при содействии Греческой организации по туризму. Там же, кстати, немалый очерк "Россия и Греция" и огромное количество эпиграфов-цитат. Приведу перечисленные в путеводителе книги и добавлю кое-что от себя.
           М.Л.Гаспаров. Занимательная Греция.
           И.А.Кун. Легенды и мифы Древней Греции.  Книга выходила в печати много раз, через неё чаще всего наши сограждане узнавали древнегреческую мифологию, включая изложение мифов в античной литературе. Автор имел греческие корни.
            Я. Милиадис. Истории из Геродота. Одно из нечастых у нас изданий древней литературы в пересказе греческого же автора для школьников.
           В.Бутромеев. Детский Плутарх. Есть разные изложения для юных читателей биографий знаменитых эллинов - и дореволюционные, переизданные в 90-ые годы, и книга С.Лурье и М.Ботвинника "Знаменитые греки", и "Слава далёких веков" - пересказ С.Маркиша, и более недавние "Жизнеописания знаменитых  греков и римлян".
           Л.Винничук. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.
           И.Сидоров. Афины. Г.Соколов. Дельфы. (издательство "Искусство").
           В.М.Полевой. Искусство Греции (Древний мир, Средние века, Новое время).
           И. Эренбург. Размышления в Греции.
           М.Рощин. Греческая тетрадка. Подробные публицистические заметки об Элладе, увиденной нашими писателями в 1950-ые и 1980-ые годы.
           Эхо Эллады. Сборник стихов и прозы современных греческих писателей.
           Геракл и мы. Антология современной греческой поэзии. (оба издания - 1983 г.)
           Добавляю:
           К.Колобова. Как жили древние греки; она же - Древний город Афины и его памятники.
           Е.Озерецкая. Олимпийские игры. Популярный рассказ о древних состязаниях, их традициях и художественная повесть.
           Я.Парандовский Олимпийский диск. Также художественная повесть об Играх 468 г.до н.э. популярного польского писателя.
            Недавно вышли в одном томе - А.Усова. Маленький гончар из Афин; Дж.Триз.Фиалковый венец; М.Ботвинник. Путешествия Геродота (те книги, по которым узнавали о Древней Греции периода её расцвета в мои школьные времена...)
            В.Лобачёв. Путешествие в 907 год (Русь и Византия в год похода на Царьград Олега Вещего).
            М.Александропулос. Сцены из жизни Максима Грека. Роман крупного греческого писателя о Максиме Греке.
            И.Корнилакис. Иоаннис Каподистрия - святой от политики. Книга также современного греческого публициста.
            В.Меньшиков. У потомков Гомера.
            А.Дружинина. Греция далёкая и близкая. Публицистические книги о современной Греции(по состоянию на конец 80-ых годов), греческой культуре, международных связях.
           И несколько изданий с участием Общества дружбы с Грецией и Кипром (в котором автор состоит более 20 лет) 2000-ых годов.
           И.Панова. С великим именем Эллада(Греция, какой я её знаю и люблю).
           Антология греческой поэзии.
           Также много интересного - в сборниках, вышедших к 10-летию и 20-летию Московского общества греков (в 1999 г. и 2009 г.) и в его журнале.
         


Рецензии
"Александр Великий"
Понимаю желание современных греков включить этого деятеля в когорту великих греков. Греки-современники царя македонян считали варварами, а за Александром нехотя признавали эллинское происхождение. Оно основывалось на легендах, согласно которым Филипп и Александр якобы происходили от героя Темена, потомка Геракла.

Относительно происхождения слова "гад" из греческого - спорно. Это слово - общеславянское, что уже делает сомнительным его происхождение из греческого языка. К тому же параллели славянскому "гаду" находятся в балтских и германских языках.
Столь же спорно происхождение русских слов "стул" (как и "стол") и "корабль" из греческого; скорее, наш стул пришел к нам из немецкого "штуль". Основа *st-a-l (основание, стояк, свая) имеет праиндоевропейское происхождение.
Что касается "корабля" - здесь можно спорить, поскольку византийские греки произносили "каравос/каравион" (краб/крабик/тип морского корабля). Не могли же предки восточных славян заимствовать слово у древних греков (т.е. самое раннее в 1 веке до н.э.), поскольку тогда восточных славян не было в природе, зато у древних славян было словечко "къръб" - наше "короб" - предмет, сделанный из древесной коры (сравните чешское слово "крабице" - коробка). У славян для корабля было общее слово "лодь".

"сократовский лоб" - менее знаменит "сократовский нос" из-за его, надо полагать "курносости".

"а также греко-римские купцы."
Загадочно звучит - "грекоримские". В подтексте, видимо, греки, сыновья "римскоподданных")).

Жаль, что вы прошли мимо среднегреческого имени Алексей.

"степные обитатели - скифы, сарматы, аланы..."
Так аланы - это часть сарматской племенной общности.

"князя Олега Святославича, получившего остров Родос в приданое за своей женой, красавицей Феофанией."
Вообще-то Олег Святославич, как проигравший усобицу и, видимо, насоливший византийскому императору Никифору, был изгоем (изгнанником) и ссыльным, но через пару лет отсидки на Родосе греки (Алексей Комнин) женили его на Феофано и помогли ему вернуть себе Тмутаракань. Затем Олег действует в союзе с половцами (предатель!) и разоряет Северскую землю (исконную Русь!), захватывает часть Северо-Западной Руси, потом терпит поражение и бежит (ему в догонку: "не убегай никуда - договоримся"). В конце концов по договору Олег подучил княжение в Северской земле. Был женат на половчанке и сыну нашел жену у половцев. Всегда уклонялся от походов против половцев.

"Одновременно в России появились и герб Палеологов - чёрный двуглавый орёл, и теория "Москвы - третьего Рима".
Византийская геральдика не знала гербов в западноевропейском смысле этого слова. Отчасти родовые гербы у знатных византийцев заменялись монограммами. В эпоху правления Палеологов их родовые монограммы представляли собой изображение креста белого цвета с четырьмя литерами "В" (василевс) желтого цвета по углам (крест-тетраграмматон) на червленом поле.
Относительно орла на византийских эмблемах. Здесь ясности нет, есть гипотезы. А.В. Соловьев предполагал, что двуглавый орел - это имперский знак, появившийся при Комнинах, а при Палеологах орел стал знаком чиновников высшего ранга. Есть и другие гипотезы, сводящиеся к тому, что орел не был родовой монограммой Палеологов, но являлся традиционным имперским знаком на протяжении веков - "обобщенным символом империи".
Этот символ восприняли также болгарские цари, сербские, черногорские и албанские правители того времени (эмблема сохранилась в этих странах до наших дней), а также представители боковой ветви Палеологов, ставшие маркизами Монферрата (конец 14-го - начало 15 вв.) и другие западные феодалы византийского происхождения (из династии Комнинов). Но и на гербе маркизов Монферрата двуглавый орел соседствовал с тетраграмматоном.
С 13-го века двуглавые орлы фиксируются в гербах некоторых крупных немецких и французских феодалов, они появляются в геральдике нидерландских рыцарей. Император Свящ. Римской империи немецк. нации Сигизмунд Первый (15-й век) делает двуглавого орла имперским гербом (сохранился у австрияков до наших дней).
Итак, двуглавый орел - не "герб" Палеологов, а имперский знак Византии, перекочевавший не только в российскую геральдику.

Алексей Аксельрод   05.06.2023 12:02     Заявить о нарушении
Алексей, спасибо за заинтересованность - вполне почти во всём с Вами соглашаюсь. Просто в не очень большой статье не всё можно детализировать и не обо всём написать. Извиняюсь за пропуск имени Алексей.

Аркадий Кузнецов 2   05.06.2023 15:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.