Метафизический образ Волка

Почему образ Волка в описаниях большинства народов представлен резко отрицательным? Волк, конечно, хищник, но ведь хищниками являются и многие другие звери, нашедшие почетное место в фольклоре и геральдике, например, львы, орлы или леопарды. Потом, кажется, я понял в чем дело: неприязнь к волку объясняется тем, что он не просто хищник, а, скажем так, околочеловеческий хищник, нападающий на достояние людей, на домашний скот. Волк – враг цивилизации, враг устроенного быта. Волк – метафизическая антитеза пса – защитника человеческого имущества, цивилизации. Символ «свободного волка» по всем позициям противостоит символу «цепного пса». И потому волк стал эмблемой «варварских дружин», которые сокрушали застойные цивилизации, придавая динамику историческим процессам.


Рецензии
Нужно еще различать нюансы понятия "хищник", далеко не всегда совпадающего с понятием "плотояд"

Например, саранча не плотояд, она питается растительной пищей, но по характеру своего экологического поведения она хищник.
Касатки, львы - типичные плотояды, но не хищники. Акула - и плотояд, и хищник.

Волк также - и плотояд, но он же и хищник.
Хищничество есть такая стратегия популяции, когда она действует в экологической среде по методу демографической экспансии.

Типичная ситуация с волками (кстати, в некоторых районах Сибири сегодня так и происходит), когда нарушен экологические баланс ареала: волки могут образовать гигантскую стаю в тысячу особей (или сотни стай в сотни особей), которые, как и саранча, представляют страшную опасность для всего живого.
Тем более, что волчья стая с её детальным разделением функций и строгой иерархией, замкнутой на вожака, есть чрезвычайно эффективный социум на охоте.

Кстати, Киплинг не напрасно отмечал некоторую "антропогенность" волчьей стаи. Многие кочевые этносы унаследовали социальное ранжирование, замкнутое на военного вождя, и особый внутренний этос, именно у популяций животных со стайным поведением хищников (а оседлые этносы - у популяций со стратегией стадного поведения)


Дмитриев   09.12.2018 10:16     Заявить о нарушении
Уважаемый Дмитриев, жаль, что Хасан Бакаев не ответил на вашу рецензию.
Хочу привести Вам (уж простите за вторжение) кусочек моей работы "Украинские боги, архетипы, автохтоны" http://stihi.ru/2021/02/08/9479

"Русская сказка про Ивана-царевича, летающего на Сером Волке и спасающем принцессу — есть отклик древнейшей половецкой (украинской) легенды про бога-волка Хорса (Корса), который помогал праведным людям. Именно под влиянием этой легенды в украинском языке возник этнический фразеологизм "вовчику-братику"..."

Наилучшие пожелания!

Сергей Рикардо   25.01.2022 04:17   Заявить о нарушении