Нравственное развитие и научный прогресс

Большинство людей не видят никакой связи между этими двумя явлениями, считая, что они существуют параллельно, совершенно независимо друг от друга. Но на самом деле они очень тесно взаимосвязаны, и отставание в нравственном развитии неизбежно тормозит научное. И наоборот.

Наука – это наши знания о мире и взаимосвязи явлений в нем, степень развития нашего сознания. Но наше сознание неразрывно связано с нашим телом, потому что мысль – это продолжение чувств. Умная мысль – это хорошо осознанные и правильно сформулированные чувства. А чувства зарождаются в нашем теле как реакция на мир.

И если мы неправильно понимаем свои чувства, если неадекватно воспринимаем мир, то наше мировоззрение искажается. А человек с искаженным восприятием не может быть объективным. И это отражается на логике мышления, на том, как он формулирует свои вопросы, и КАКИЕ вопросы он формулирует.

Приведу небольшой пример. В своей книге «ДНК-генеалогия от А до Т» биохимик Анатолий Клёсов пишет:

«В связи с этим возникает вопрос – а когда жил общий предок Homo sapiens, общий предок современных людей? …

Чисто концептуально, «общий предок» всех людей на сегодняшней планете – это тот, потомство которого выжило, в отличие от множества его современников, и продолжилось в потомках до настоящего времени».

Итак, рассуждения ученого базируются на следующих допущениях:

1. Причину происхождения надо искать в ПРОШЛОМ.

2. Эта причина была воплощена в конкретном человеке (самце) – общем предке.

А то, что этот человек (самец) был одним из множества таких же самцов и самок, происхождение которых опять же под вопросом, ученый предлагает обойти вниманием:

«Во все времена было множество мужчин и множество женщин, а до них было множество самцов и самок, предшественников тех самых мужчин и женщин, и переход одних в других занял миллионы лет, и никто не может дать четких определений, в чем выражался этот переход, это все вопросы определений, которых, в общем-то, нет. Да, наверное, никого это отсутствие четких определений особенно и не беспокоит».

Но с точки зрения здравого смысла, именно отсутствие четких определений больше всего и должно беспокоить. Это означает, что мы в принципе неправильно ставим вопросы и неправильно мыслим. И это приводит к таким выводам, как необходимость существования общего предка всех современных людей, общего предка всех современных млекопитающих, и даже первой клетки – прародительницы всех живых организмов.

Такое представление о происхождении жизни не дает ответов ни на один важнейший вопрос, и вообще противоречит здравому смыслу.

Объективные знания мы можем получить, только опираясь на факты, а не предположения и модели. Когда речь идет о событиях, происходивших сотни тысяч, миллионы и даже миллиарды лет, у нас нет достоверных данных, а полностью доверять своему воображению и даже мышлению было бы неправильно, потому что они сформировались в условиях настоящего.

Во всех наших рассуждениях и исследованиях мы должны отталкиваться от настоящего – ОТ СЕБЯ. Мы не знаем, что было тысячи и миллионы лет назад, но мы точно знаем, кто есть мы, наши родители, бабушки и дедушки, братья и сестры – двоюродные и троюродные, их супруги и дети… Если хорошенько поискать, всегда можно найти общих родственников, друзей, сватов. И в этом мы смысле мы все едины и родственны.

Если вы не осознаете этого единства на уровне чувств, то вы не сможете правильно интерпретировать события прошлого. Чем глубже мы погружаемся в изучение прошлого, в изучение материи, тем шире должно быть наше мировоззрение, тем величественнее и свободнее должен быть наш дух. Иначе наша узость и ограниченность приведет нас к ложным выводам.

Таким образом, допущение о том, что причину происхождения надо искать в прошлом, является ложным. Истинная причина всегда в настоящем, в нас.

Перенося, таким образом, вопрос о происхождении из прошлого в ОБОЗРИМОЕ НАСТОЯЩЕЕ (именно так – нет прошлого и будущего, есть единое обозримое настоящее), мы начинаем изучать непосредственно объективную реальность – целостно, всесторонне. И центр этой реальности – в нашем сознании.

Мы не только продукт эволюции, но и её живая движущая сила. И мы ответственны за неё. И вот это понимание лежит в основе нравственного закона вселенной. Без знания и соблюдения этого закона любые научные достижения бессмысленны и в конечном итоге, разрушительны.


Рецензии