Жатва 85

      Фото - Когда же всё это кончится?


                17.2.4. СТРОЙКУ МОЖНО ТОЛЬКО ПРЕКРАТИТЬ.

      Не думайте, что после строительства нового дома я почивал на лаврах. Нет, не тут-то было! Т.к. котёл в новом доме мы установили довольно мощный, то уже на стадии проектирования нового дома мы решили провести трубы отопления от котла и в старый дом, и в баню, которую Тамара переименовала в гостевой дом, поставив везде батареи. В старом доме, примыкающем к новому, для разводки труб мы использовали подвал, а от него к гостевому дому пришлось вести трубы отопления под землёй через семиметровый промежуток между домами, что было, конечно, очень расточительно с точки зрения теплопотерь. Работы по теплофикации проводили спецы — Андреевы приятели водопроводчики Миша и Коля.

      Теперь оба дома, и старый, и гостевой, были готовы. Периодически мы старались усовершенствовать наши дома. Шифер на крыше гостевого дома мы с Андреем заменили на металлочерепицу. На скатах крыши установили желоба и водостоки квадратного сечения, как и в новом доме. Крутой свес крыши с северной стороны мы продолжили до касания этого свеса с пограничным забором. Между глухой стеной дома и забором возник длинный крытый промежуток, который грех было не использовать в качестве сарая. Для этого на стену дома я повесил три ряда простых полок из старых досок и натащил туда всякого хлама, оставшегося после строительства, с которым почему-то жалко было расстаться.

      На втором этаже гостевого дома с западной стороны мы отгородили от общего, слишком большого и длинного помещения спальню. Получилась уютная спальня на два окна и большая гостиная с немецким камином. На первом этаже холодное помещение сарая я утеплил минеральной ватой, обшил внутри вагонкой и покрасил белёсым финским лаком на водной основе, который, в отличие от нашего нитролака, даёт дереву приятный светлый цвет и не желтеет со временем. В окно вставили вторую раму и пробили дверь в моечную сауны, которая таким образом стала проходной, но иначе наш длинный, как у викингов, гостевой дом модернизировать было нельзя. Получилась ещё одна жилая комната на первом этаже, куда мы поставили диван-кровать и старые письменный стол и буфет, за неимением средств просто перекрашенные соответственно в чёрный и оранжево-красный цвет.

      Теперь сам Бог велел пристроить к гостевому дому с западной стороны полноценную ванную и организовать ещё один вход в дом через открытую веранду. Эта одноэтажная пристройка во всю ширину дома была покрыта двускатной крышей тоже из металлочерепицы. В этой крыше над самой ванной сделали окно, как в ванной в новом доме. В ванной, конечно, с унитазом и раковиной, на стены и на пол с электроподогревом положили красивый кафель. Горячая вода обеспечивалась электрическим бойлером. Ванная получилась славная. Перед ней образовалась маленькая прихожая тоже с кафельным полом, выходящая на открытую деревянную веранду, где можно было за круглым столом пить чай и даже повесить гамак.

      После окончательной отделки нового дома наш гостевой дом, обшитый вагонкой и покрашенный в тёмно-коричневый цвет, смотрелся мрачновато. Познакомившись с одной маляршей-молдаванкой, которая работала на стройке шикарного коттеджа неподалёку, мы договорились, что она оштукатурит нам гостевой дом так же, как новый дом. Дополнительно мы утеплили стены снаружи минеральной ватой и под штукатурку положили древесно-стружечные плиты, стены окрасили в белый цвет и прилепили коричневые доски-фахверки.

      Мы решили поднять кондиции старого дома и поставить там полноценную ванну. Возможное место для ванны было только одно: в имеющемся санузле разобрать восточную наружную стенку и отодвинуть её на ширину ванны. Но просто делать какой-то маленький довесок к дому было глупо. Поэтому сначала хотели пристроить к старому дому на месте этой стенки сарай. Места для этого помещения было мало: с одной стороны — соседний участок, с другой — водоразборный колодец, канализационные септики и стена зимнего сада нового дома. Нам удалось договориться с соседкой о том, что новое строение будет вплотную примыкать к соседнему участку.

      Строили вдвоём с Андреем: сначала залили ленточный фундамент, а потом внутри него на песок залили бетоном сплошную плиту. На этот фундамент поставили каркас из досок под односкатной пологой крышей. Тут меня посетила почти гениальная мысль — вместо сарая построить нормальное тёплое помещение и использовать его в качестве моей художественной мастерской. Для такого помещения необходимо было организовать на входе прихожую и крытое крыльцо. Под эти площади пришлось ещё доливать фундамент и продлевать крышу над ними.

      Стены я утеплял минеральной ватой между двумя слоями плёнки — дышащей и не дышащей — и двумя слоями вагонки — снаружи и изнутри. Крышу мы с Андреем покрыли металлочерепицей, а снизу я её тоже утеплил толстым слоем минеральной ваты. На крышу мы установили окно «Велюкс», а в стенах — три окна со стеклопакетами: два в комнате — на юг и на восток, а одно — восточное, в прихожей. Наружная дверь — стальная, дверь в комнату — застеклённая.

      Главная изюминка помещения — наличие полноценного санузла с маленькой сидячей ванной. В нём же повесили бойлер для горячего водоснабжения мастерской и, главное, для ванны, установленной в санузле на первом этаже старого дома. При установке ванны заодно мы положили там кафель на пол и стены санузла. Правда, жаль, что не подложили под него тёплый пол. Как и было по первоначальной задумке, ниша для ванны оказалась внутри мастерской, выгородив в мастерской по обе стороны от себя нишу для сидячей ванны и нишу для миникухни с мойкой и электроплитой. Позднее там установили даже стиральную машину. Над санузлом получились вместительные антресоли.

      Вагонку на всех стенах и потолках я покрыл белёсым лаком и повесил застеклённые и открытые книжные полки с книгами. На полу — кафель, положенный на бетонную плиту, сверху — ковёр. Практика показала, что при постоянном проживании пол не холодный. Обогрев и комнаты, и прихожей - от батарей, подключённых к котлу в новом доме, в санузле — от полотенцесушила. У северной стены я поставил диван-кровать и старую кухонную мебель: буфетик и пенал. В углу у окон — стол, а в прихожей поместился холодильник. Благодаря «Велюксу» в крыше, днём комната хорошо освещалась, а вечером можно было зажечь плоские светильники-блины на потолке. Снаружи мастерская была отделана так же, как и новый дом — белая штукатурка с фахверками.

      В общем, получилась довольно комфортабельная келья, идеальное место для того, о чём писал Пушкин:

                «На свете счастья нет, но есть покой и воля.
                Давно завидная мечтается мне доля,
                Давно, усталый раб, замыслил я побег
                В обитель тайную трудов и тихих нег».

      Я расставил там свои мольберты, и свою последнюю реставрацию картины сделал именно в этой мастерской. Вот так я выглядел на стройке своей обители (смотри фото).

      Кстати, о счастье. Бывает ли оно? Вот и Есенин писал:

                "Глупое сердце, не бейся.
                Все мы обмануты счастьем".

      Многие люди думают, что птицу счастья можно на удачу поймать за хвост, в крайнем случае, заработать упорным трудом или купить, если есть куча денег. Самые наивные полагают, что в состоянии счастья можно пребывать долго-долго. Ну, а мне как рисовальщику представлялась такая картина: счастье - это миг, когда достигаешь чего-то очень желанного, но этот миг быстро проходит. Графически его можно изобразить в виде точки, иногда ослепительно яркой и цветной. Другое желанное Пушкинское состояние - покой - может быть продолжительным, однако его легко нарушить. Для меня покой - это прямая, мёртвая линия. Как поётся: "Вечный покой сердце вряд ли обрадует". Что же тогда воля, то есть свобода? - Это узор, чудесный узор, для каждого человека свой, в меру его фантазии и таланта, конечно, ограниченный рамкой его возможностей.

      Ну, воспарил! Вернусь-ка на грешную землю. Отопление трёх домов дизельным топливом обходилось в копеечку. Как манны небесной мы ждали газификации Лисьего Носа, обещанной генпланом развития Петербурга. Помню, перед выборами губернатора я даже написал Матвиенке письмо о необходимости скорейшего подвода газа в Лисий Нос для превращения его в элитный посёлок. Наконец, в 2011 году началась прокладка труб.

      Валентина Петровна как блокадница, прописанная   Лисьем Носу, имела право на первоочередную льготную газификацию своего дома. Но в списках льготников, представленных нашим муниципалитетом, нашего адреса не оказалось. Мне пришлось побегать по начальникам, в том числе сходить на приём к главе администрации Приморского района, чтобы восстановить справедливость. Магистральные газовые трубы с помощью специальной техники протаскивали под асфальтом улиц. Думаю, что благодаря моим хлопотам труба под нашей улицей к заливу была проложена не в последнюю очередь.

      За государственный счёт газ подводился только до ближайшего к границе участка дома с установкой редуктора, снижающего давление газа в магистрали. Ввод в дом, установка газовых котлов и газовых плит — за счёт заказчиков, но для льготников — газовые котлы отечественного производства бесплатно. Нам надо было провести газ во все три дома на участке, причём в старый дом — на льготных условиях. Но чтобы не тянуть два разных газопровода вдоль домов, мы решили объединить газификацию всех домов в одном проекте, который выполнила лицензированная организация. Чтобы избавиться от длинных теплотрасс мы разместили в каждом доме свой котёл. Один котёл в новом доме у нас уже был, но нужно было заменить дизельную горелку на газовую. Работы по реализации этого проекта проводила «Петербургская газовая компания».

      Но для этого необходимо было сначала построить ещё две котельные — в гостевом и старом доме. Мы готовились к этому заранее и начали строительство котельных ещё до окончания разработки проекта. Котельную в гостевом доме построили как его продолжение до границы участка с запада, уже за пристроенной ванной, отхватив для неё часть открытой веранды и продолжив двускатную крышу. Опять мы с Андреем залили фундамент и сделали каркас с минеральной ватой. Снова я зашил и покрасил стены: внутри вагонкой, а снаружи досками «в ёлочку». На пол и на две стены положили кафель, провели скрытую электропроводку, поставили окно из старого дома и ещё два маленьких окошка, использовали старые двери. Экономили на всём.

      Котельную для старого дома заканчивали, когда проект газификации был уже готов, и исполнители были готовы приступить к работе. На этой стройке мы впервые познакомились с Сайфиддином — парнем из Таджикистана, приехавшим на заработки в Питер, который в дальнейшем стал нашим основным строителем. Для этой котельной мы использовали пустующий угол между бревенчатой западной стеной сруба старого дома и северной стеной пристроенной веранды. Высокий фундамент пришлось делать на столбах, как и во всём старом доме. Каркасные стены снаружи обили вагонкой, а изнутри на три стены и пол котельной положили красивый бело-красный кафель с декором «в шотландку».

      К стене, граничащей с верандой, пристроили большой стеллаж для хозяйственных нужд, а к противоположной стене, где размещался котёл, - хозяйственный стол с мойкой, под которым помещалась стиральная машина, а над которым висели ещё вместительные полки. На западной стене — окно, уже современное, со стеклопакетом, и двойная дверь, снаружи стальная, а внутри деревянная, на второе крыльцо старого дома. Эту пристройку мы с Андреем временно накрыли односкатной крышей из металлочерепицы. Временно, потому что крышу старого дома мы тогда ещё не меняли, но знали, что это предстоит.

      К сожалению, по вине «Петербургской газовой компании» работы по прокладке и разводке газопровода на все три дома пришлось отложить до весны, и мы добились компенсации за срыв срока: ведь нам пришлось всю зиму ещё мучиться с дизельным топливом и переплачивать за него. Наконец, привезли кучу стальных газовых труб разного диаметра. Была ещё ранняя весна, и помню, как на холоде, ночью я срочно красил эти трубы эмалью, которая ложится прямо на ржавчину.

      В новом доме газовую плиту подключили к магистрали в том же месте, где раньше стоял железный шкаф с газовыми баллонами, по той же трубе, проходящей над книжной стенкой в библиотеке. В гостевом доме на кухне мы поставили новую газовую плиту с вытяжкой, а электроплиту сняли и сделали новую столешницу. В старом доме собирались подвести газ к уже имеющейся чешской газовой плите, но гибкого шланга достаточной длины у газовщиков не оказалось, и они обещали его подвезти, когда будут включать газ, а пока проверили всю свою работу. О недоделанном шланге они, видимо, забыли.

      Настал великий день подключения. Этот день я буду вспоминать, как день своего второго рождения. На следующее утро, выйдя из нового дома и проходя мимо старого, я почувствовал сильный запах газа. Открыв дверь, я понял, что весь старый дом заполнен газом. Предупредив всех, чтобы ничего не зажигали и не щёлкали выключателями, я открыл настежь все окна и двери старого дома. Оказывается, нам пустили газ, а газовый шланг к плите так и не был подключён, и кран оставался открытым. И через сутки ещё воняло газом, но Бог спас. Представляю, что было бы, если бы рвануло! Не было бы ни старого, ни нового, ни гостевого дома, да и всех нас вместе с соседями не стало бы. Как раз перед этим разразился скандал в Сестрорецке, где газовщики тоже напортачили с подключением, что привело к взрывам нескольких квартир. Так как мы сами, с Божьей помощью, справились с ситуацией без всякого урона, то мы не стали заявлять об этом происшествии, понимая, что доказать вину газовщиков будет практически невозможно.

      Единственное, что мы получили от льгот — бесплатную установку котла «Нева» в старом доме. Установка и подключение других котлов произошло несколько позже специалистами фирмы, где мы приобрели немецкий настенный котёл для гостевого дома и газовую горелку, родную для нашего котла, в новом доме. Наши водопроводчики, Миша и Витя, ликвидировали подземную трассу между старым и гостевым домом и переключили батареи и горячее водоснабжение гостевого дома на свой котёл. По моему предложению электрические бойлеры в ванной и на кухне мы оставили в качестве буферных ёмкостей.

      Котёл в старом доме работал только для снабжения кухни и душа с умывальником горячей водой и грел только одну батарею в котельной, т.к. все остальные батареи были подключены к новому дому. Замена дизельной горелки на газовую в новом доме я прочувствовал как большое счастье. Не говоря уже о примерно десятикратной экономии на топливе, мне приходилось чуть ли не через две недели снимать и чистить дизельную горелку и котёл от копоти, кроме того, она сильно шумела. Газовая горелка работала безотказно и бесшумно. В старом доме бывшую спальню Тамариных родителей, которая стала проходной в котельную, новые жильцы — молодая семья с маленьким сыном — попросили освободить от кроватей и заняли её четырьмя гардеробными шкафами. Электрический бойлер в санузле тоже переключили в буферный режим. От электричества работал только бойлер для ванны, установленный в мастерской.

      Ну, вроде бы, всё построено и не раз перестроено. Нет, как показала дальнейшая жизнь, всё ещё впереди. А пока упомяну, что работы хватало и на участке. Территорию за северной стеной нового дома, которая у нас долго использовалась для хранения стройматериалов, где был даже сооружён навес под шиферной крышей, надо было привести в порядок и облагородить.

      Навес я снёс и соорудил на его месте перед мастерской ещё одну альпийскую горку, имени своего шестидесятипятилетия. Мы с Тамарой посадили на её вершине пару пирамидальных туй и прочие теневыносливые растения, которые разрослись и благоденствовали, закрывая от соседских взоров окно нашего туалета в новом доме. Так что третье главное дело мужчины — посадить дерево — я тоже выполнил и перевыполнил, наверное, стократно.

      Ещё одним важным делом была прокладка и мощение дорожек по всему участку. От калитки мимо нового и старого дома к гостевому дорожка была замощена старыми, отшлифованными ногами прохожих камнями-кубиками из чёрного базальта, брусчаткой, которую сняли с ликвидируемых трамвайных путей в городе и которую подвёз и продал нам один предприимчивый строитель. Те же камни я использовал для мощения проходов между грядками нашего французского огорода и для автомобильной площадки под навесом у входа. На другой площадке для стоянки автомобиля наших жильцов, которую удалось организовать сбоку от въезда в гараж у нового дома, мы использовали обычную тротуарную плитку.

      А для мощения параллельной дорожки вдоль забора с южной стороны перед беседкой и за прудом с горками, а также дорожек от домов к беседке и к теплице я привёз со склада плоские плиты песчаника. Кое-где я обошёлся простыми булыжниками из нашей земли и кусками битого белого мрамора, выброшенного на помойку при реконструкции какой-то городской бани.

      Для качественного мощения дорожки надо было выбрать из-под неё грунт на глубину около полуметра и засыпать траншею песком, сделать бордюр из более массивных камней и только потом по уровню вколачивать резиновым молотком в песок булыжники или другие камни. Так что ремесло мощения дорожек я тоже освоил и даже как-то в подарок моей жене ко дню её рождения замостил дорожку и назвал её «имени 5 августа». К этому делу мы привлекали и наёмную рабочую силу, в частности, к мощению дорожек из плитки и песчаника. Дорожку из песчаника мы сделали и от гаража к моей мастерской. Теперь вечно заваленный досками закоулок у огромной персидской сирени, которую так любила моя мама во время её редких приездов к нам, приобрёл пристойный вид, как и остальной сад.

      Зимой в перерывах между стройками моей главной работой была очистка дорожек от снега, которого порой выпадало так много, что получались траншеи глубиной больше метра. Так кроме строительных специальностей я вполне освоил и квалификацию дворника. Благодаря связям общества «Примула», посмотреть на наш сад и на другие сады членов этого общества иногда приезжали целые экскурсии садоводов-любителей из Москвы и других городов, причём общество даже немного зарабатывало на этих демонстрациях.

      Так что для нас с Тамарой, не без наших трудов, конечно, Господь исполнил мольбу Марины Цветаевой:

                "За этот ад,
                За этот бред,
                Пошли мне сад
                На старость лет".
 

                Назад на: http://www.proza.ru/2018/10/29/869
                Продолжение на: http://www.proza.ru/2017/12/20/847
           Вернуться к оглавлению: http://www.proza.ru/2017/12/14/1967


Рецензии