концепцья счастья чрез призму йскусства

импорт текста из одноимённой соотв. презентации:



----
«Пространственные виды иск-ва»
[как очередной (..любой) - повод выйти опять-таки в сакральные сферы  ..интимного]


Материал для размышления на стыке психологии и философии. [.. - Касается-таки  сферы культурологии и областей искусствознания, (ну и естествознания, естественно].
[Синтез   искусств.  Синергия искусства и науки]..

   //
..`Маркетинговое` название:
«Любовь и ..искусство: сферы влияния».
[Концепция счастья чрез призму йскусства]


----
[Синтез   искусств.  Синергия искусства и науки]..


----
Содержание сего визуального эссе:

1. Введение в природу и сущность основных `китов` культуры, их взаимосвязь.
2.  Эволюция искусства: от древнейших традиций синкретизма до постмодерна: В историч. дискурсе = Архаика->Классика-> Модерн(+Пост);  В контексте теории искусства = Синкретизм-> Эклектика-> Синтетизм ->..Синергия.
3. Наука и искусство как источники `оптимального переживания` ( ~ `состояния `потока`) – ощущения радости, удовлетворения от самовыражения, творчества – (одного из видов) !счастья. {..Пожалуй, весьма достойно конкурирующих с другим видом его, -счастья, - ..!любовию. }.
4. Алхимия и метафизика искусства: эндорфин, серотонин   и прочие прелести психогенетики и психосоматики человеческоей.
5. Корреляция степени счастливости индивида и уровня культуры, хотя точнее (логичнее) наоборот: сначала причина, – затем следствие. Соотв. точнее (формула) направленность (вектор) взаимосвязи будет выглядеть примерно так: «Культура -> Счастье».

----
введенье в мои веды
2два основных  `кита` на которых зиждется культура: наука и искусство,)) *

=принт: `сэлф-шедевр с жёлто-синими китосами`

----
@конспект по теории и истории искусства и науки. (экскурс в сии дисциплины соотв. искусствознания и естествознания).
=схема1
=коллаж (аля `глазуновка`)  - культурологическый/(живописный,монументальный)

----
имхо скромные мои познания истории
эволюция концепций восприятия пространства и времени
=схема2

----
..исторический дискурс,  онтологическая культура.
классификация основных периодов (эпох, веков) хронологического развития социума, цивилизаций:

=коллаж эволюционный1  (элемент графика (т.е. из категории диаграммы)

----
искусство: от архаики до (суперпупер  мегатрансультра) модерна
эволюция в контексте художественно-материальноей  культуры,
[..`художественный (поэтическый) инстинкт`]
=коллаж эволюционный2  (элемент графика (т.е. из категории диаграммы)

----
искусство: от реализма до модерна и постмодерна

эволюция в контексте художественно-материальноей  культуры,
[..`художественный (поэтическый) инстинкт`]. продолжение {..}
=коллаж эволюционный3  (элемент графика (т.е. из категории диаграммы)

----
искусство: от модерна до постмодерна
эволюция в контексте художественно-материальноей  культуры,
[..`художественный (поэтическый) инстинкт`]. Продолжение {..}
=коллаж эволюционный4  (элемент графика (т.е. из категории диаграммы)

----
искусство: от модерна и постмодерна до ..`современного иск-ва`
=коллаж эволюционный5  (элемент графика (т.е. из категории диаграммы)

----
искусство: от архаизма => до ..`неоархаизма` (условно и, кубизма например).
[= некое `огрубление форм`; - утрирование, гротеск, гиперболизация - для большей выразительности, экспрессии].  {Есть примеры усиления выразительного эффекта – и в обратную сторону, – для подчёркивания, акцентирования утончённости; гротеск с противоположным соотв. знаком (стиль как к примеру у другого коллеги и современника Пикассо – Модильяни (Моди)) }.
Венера Виллендорфская,
 (ок. 23 тыс. лет до н. э.,
 Центральная Европа).

--
Автор Д. Ривера,
(соотв. схожую манеру
изображения
условно  можно отнести
например к традиции,
стилю `кубизм`а).

--
* b.t.p. – back to primitiw

----
Отличия пространственных (изобразительных и выразительных) от временных видов иск-ва. Различн. классификации его видов.
доподлинное, буквальное изображен. действительности (реальности), ..`фотографичность` изображения предметов
=табличка класс-ии  видов искусств из Википедии соотв. статья «Искусство»

----
? положение литературы: пространственный или временной? динамичный (ческий) или статический энто вид иск-ва соотв.??

Литературу всё же к временным (динамическим) – если по сути, содержанию – сложности (развёрнутости произведения) скорее всего следует относить всё же к соотв. динамическим видам. Сюжет ведь развивается же во времени,
движется во времени.

А как носитель информации – физически, книга сама по себе – да, вроде как бы статична – как те же предметы материальной (пускай  и художественного содержания) культуры: холст и скульптура – с каким-то сюжетом, мотивом запечатлённым.  Но покоящимся как бы в недвижении соотв., состоянии физич. покоя – т.е. в статике,  в пространстве, а во времени и не движется . В отличии, как например от сценического действа например, которое находится, да ещё и движется не только в пространстве, но и во времени - происходит некое развитие сюжета, мотива.
Выходит диалектика: с одной стороны по содержанию – сюжету – к временным, динамическим соотв. А физически – саму книгу – как бумажный носитель информации – как холст и скульптуру – просто к пространственным соотв. статическим видам искусства можно относить. Кому как нравится.

Но я склонен по содержанию всё же относить её к временнЫм.
Так же как с кино: если бабина с плёнкою – это статика. То уже само содержание её – этой некоей банки например – уже целый сюжет (..целая эпоха) в проекции на экране.  И кино – самый что ни на есть динамический экранный вид искусства.
И само собою все временные виды искусства - автоматически априори – также одновременно все безоговорочно однозначно и, – ..пространственные (но не статичные). Т.к. любой предмет материальной культуры, который можно почувствовать, осязать физически, и собственно который можно потрогать и т.п. и т.д. – есть предмет скорее всего физически имеющий какое-то место в пространстве.
Что может не быть в пространстве, опять таки неосязаемым основными органами чувств – так это ..мыслечувства например; – которые несколько эфемерны, хотя ..
Когда мы их как джина – и в `бутыль` – то это уже опять-таки ..материальное уже что-то.
Система `нипель`.

----
мотив и сюжет: суть произведения тв-ва/иск-ва

Пространственные статические =>

мотив

=
момент времени
[`кадр`]

--
~1 +/- мегабайт информации.

--
впечатление, чувства, эмоции

----
Временные динамические
=>
мотив
=>
развитие
=
развёрнутость
=
сюжет

=
от новеллы до ..эпопеи
(от часа из жизни человека до целой эпохи - в книге или в банке с киноплёнкой )

--
до ~1000 +/-мегабайт инф-ции

--
калейдоскоп впеча-
тлений, чувств,
эмоций.

----
концепции творчества : реализм и импрессионизм
=схема3
----
=схема4
----
=схема5

----
4S+: синкретизм -> эклектика -> анализ
-> синтез -> синестезия 
=> синергия -> `stereoocubizzm0`
--
Природа и сущность искусства

----
`фотографичная` (медитативная) и кинематографичная - природы сущности искусства (творчества).
(..)  - пока нету текста соотв.

----
беспрыстрастность науки и страсть творчества (искусства)
(..)  - пока нету текста соотв.

----
культурология = этика, искусствознание (-ведение) (-..любие) = эстетика

I.
культурология

=>

замешана с
..
общемировоззренческим
философическим
этическим
(и даже ..политико-экономическими)
- факторами, аспектами - жизнедеятельности и, творчества человека..

--
философско-психо-этическый `жанр`
(20/80 этика)

--
II.
искусствознание

=>

довольно чистое
- теория, школа, предмет, наука; 
включающее в себя дисциплины
- околоэстетическия
(эллегическые / эссеистистскые)

--
..
эстетика
(80/20)


----
Природа и сущность искусства
               

« - Почему у вашей женщины зелёный нос ??»
« -..Я пишу не женщин, а ..картины» 
                (А.Матисс)



(при)Открытие `метафизич. законов` мира  в конце XIX – начале XX вв.
`Сдвиги сознания`  у   творческих и/или учёных мужей (и не только), в общем личностей, человеков:
Намеренная ..`артистическая небрежность` и, ..опримитивление своего творческого стиля - для передачи сути явлений внешней жисни и внутреннего мира, а не внешних его проявлений..

« - Почему у вашей женщины зелёный нос ??»
« -..Я пишу не женщин, а ..картины»  (А.Матисс)

Постимпрессионизм: фовизм, пуантилизм..
Фото + мягкий размытый расфокусный дымчатый эффекты = пиктореализм. А.Стиглиц.
Поэтизация творчества.

Деформация, трансформация  классических канонов, традиций.
Эйнштейн -> теория относительности (физика, ..новая иная метафизич.картина мира);
Фрейд -> теории подсознательного (психоанализ, ..`механика` внутреннего мира) ; `популяризация` `тайных,сакральных`восточных медитативных (буддийских и пр. т.п.) практик  и т.д..

----
Природа и сущность искусства. {>>b.t.p.*<<}
Порог XX в.: Эволюция естественнонаучного + эзотерического (`мистическое`) + гуманитарного знания.. И одновремённая некая ..`деградация` творческих произведений.. Стремление передать внутреннее, а не внешнее проявление сущностей; сути явлений и предметов материального и нематериального  миров.

--
=график `типа `деградации` искусства 20в / хх в`

--
Живопись……Ван Гог , Гоген
Музыка ……...Сати
Театр …..……..`Но` (Япония)
Кинематограф…..Немецк.
экспрессионизм
..
[И др. соотв. в энтом же духе  ..`чудаки` (ну и, чудачки наверняка уже тоже).. ]

----
«Экранный век»: Процессы глобализации. Кроскультурные общественные векторы. Социальные ..(?)свободолюбивые ,околотворческые (самовыраженческие) проявления (..`великого и ужасного`) XXв.  Субкультуры.
Возникновения различных разнообразных субкультур, в особенности в крупных мегаполисах. Движения «хиппи», панков, `гранжа`, рокеров и др. так называемых «малых социальных групп». Объединяли и объединяют членов подобных сообществ общие мировоззренческие убеждения и взгляды на жиснь, философию, тематические интересы и хобби.

Подобные субкультуры могут (теоретически и практически порою также) вести весьма активную гражданскую и, даже некую политическую жиснь. Возможно даже иметь некый номинальный вес в соотв. политическоей жизни государства.
Однако чаще всего они довольно герметичны и ведут достаточно `камерный`  общественный образ жизни. Т.е. особо не вступая без надобности в контакты с представителями большинства (“мейнстрима”). 

Встречаются в определённых (увеселительных/тематических) местах, посещают концерты и т.п. Кто-то может называть эти `слёты`, сообщества – (второю) семьёю. Есть и радикальные проявления: фанатичное (весьма пагубное однако, порою) увлечение и потеря собственных искренних ориентиров, устремлений в жизни; потеря собственного «я»; слепое следование чужим целям и интересам внутри сией “группировки” (крайняя форма зомбирования в которой – приводит в формат, подобие уже некоей секты или т.п.).

----
Традиции `школы позитивистской психологии`: Михай Чиксентмихайи и его теория (и соотв.книга) «Поток..». Новый старый подход к изучению и, собственно уже и само обретение наконец-таки - своего сакрального - ..!счастья.

Концепции:
Классика жанра; старое – новыми словами:
«2два шага вперёд , 1один – назад»;
Ценить, чтить традиции , но и поощрять ..дух новаторства (..конструктивного, созидательного, зрелого, мудрого).
И т.д.

----
                Издержки современного прогресса, имхо .

   [пардонте за некоторый вынужденный морализаторскый,  нравоучительный тон, ..наставленческый жанр. (иначе   никак)].

  Технологии `облегчения быта` и, особенно    (пагубно влияющая на умы и души людей) - индустрия развлечений- аттракционов современных   медиасфер - на мой взгляд весьма усердно паразитируют  и, заодно стараются, чтобы  рядовой человек по минимуму использовал    свой интеллектуально-духовный потенциал: это и «СМИ-бульварщина",  "литература-жвачка", фильмы-блокбастеры и т.п. – низкопробный    ..`де*ьмо-трафик`, одноразка, фаст-фуд;  "экономика, медиа - де*ьма".

 «Зомби-ящик" - как современный символ,культ - по антиочеловечиванию    благородного облика хомосапиенс, скрывающегося (точнее таящегося до поры  до времени) глубоко внутри (каждого) индивида.

 И те информационные "блага" - пустышные по своей сути, как бы заполняющие   досуг (свободное время) - пассивные, приносящие сомнительные увы весьма  удовольствия - скорее всего (де)"культивируют" - такие некие (низкие) унижающие,    принижающие, попирающие человеческое достоинство вещи - (анти)"качества«   как: избалованность, .."комфортабельность", испорченность (слабость и развращённость).  возникающие в результате переизбытка материальных продукций и связанного с этим - обесценивания (инфляции)  - труда - как источника удовлетворения (аутотелического) - оптимального переживания,   состояния `потока`. тут же и неуважение труда и людей соотв. им занимающихся.

----
Не почитание традиций предков и соотв. отсутствие должного почтения и уважения к пожилым  людям. т.е. по сути `отрыв от корней` некый происходит. И СМИ этому способствуют.

   Молодёжь как будто стесняется, боится ..старости; и не знает особо как правильно и относится   к такому весьма и весьма распространённому, неизбежному `явлению природы`. [..Но всё ж до сих  пор таки остающемуся в статусе всё ж некоего ..феномена, однако (и увы)].   

    А тем временем - если к этому грамотно подходить, - с этого и можно начинать собственно изучение   самоей культуры; понятия `времени` - как процесса старения и эволюции; про быстротечность и соотв.  (бес)ценность его (- времени соотв.). С этого может быть начнётся осознание - стремление к   благородноей зрелости-мудрости; - пускай и несколько декорированноей со временем соотв. и  седыми волосами, и морщинками - испещрениями от песков времени;
солнечными и не очень - отпечатками   (слепками) времени - отражения: опыта, жисни, ..счастья, любовей; ну и, неизбежными неизбывными   нашими любименькими (-..только вот постфактум конечно же, чаще всего, однако ж) -..горестей и   печалей. тоже несомненно в том числе, как неотъемлемые части нашей жисни [- ох: боль, страдание]..    несущие однако же, ..при !правильном осознанном подходе - ..!катарсис - очищение {- душевное - ментальное    - духовное..}.

----
Вот и как бы и не только просто естествознание, но и культурология с этикой,философиею и психологиею.
И как будто бы прискорбная история получается однако; печальная повесть; проза суровая - реалий увы, современности. мрачноватенькые как будто оттенки-то намечаются-таки. [здесь и теперь].

 Вот на лицо и, ..чрезмерная -> разнеженность, ..слабость (но при этом уровень агрессии, к слову сказать, немаленький). одними из причин дезориентации, нецелеустремлённости (точнее наличие ложных, в т.ч. навязанных манипуляторами ценностей материального "золотого тельца") являются пожалуй в том числе: некая сумбурность социальной,педагогической политики; хаос
в море-океане информационного поля (официального и общего). отсюда в общем-то - беспорядочность многих современных жителей земли - со всеми перечисленными выше вытекающими последствиями, уж увы.

Приметы современности: тотальная повальная лень, т.к. есть соблазны (и !возможности лёгкие, легкодоступность информации в `паутине`) - особо не задумываясь - скопировать любой материал лишь только для оценки, зачёта пресловутого и только лишь, по сути формально,`для галочки`. В голове при
этом - `нуль без палочки`. `Копипастить` и в офисах затем и продолжают такие горе-школяры.

Эпоха просто на просто - конвейерная - ..`копипаста` - болваночная - пустышечная. Такой вот саркастическый тон, сатирическый очерк публицистическый вышел; из-под пера как будто - типа клавиатуры. Скепсиз, даже цинизм – нынче  как будто в тренде, в моде будто б: "зачем учиться, изучать там что-то, ..напрягаться? - открыто всё и изучена планета  вся - вдоль и поперёк, как будто бы. Романтика - не в моде вроде, хотя и есть ещё огонь и порох да запал.

Говорят, грядёт ..новый Ренессанс. У меня почему-то тоже такое предчувствие странно-оптимистичное. [..`Поддожжём`]..

----
=`визуальный ряд`  =коллаж   -фотоколлаж  с сирению и серхьоо-аля хипстеромз,))

----
В книге как бы предлагается использовать подход из серии "2 шага -вперёд, 1 -назад" (+2-1):
брать лучшее из традиций, обычаев => культуры - прошлого (трудолюбие,связь с природою и т.п.,например) - как некые даже (в современном мире без особоей прямоей прямо таки необходимости соотв..)
просто - практики (`веды`) - ..`тренажёры духа`, - для тонуса,формы поддержания -..духовноей прежде всего (ну и физическоей гимнастики, ..аэробики соотв. некиих) - ..психосоматических. т.е. связанных воедино (но в то же время с довольно автономными системами функционирования и развития соотв.).
А иначе - слабость, убогость. даже и при внешних атрибутах роскоши и комфортабельности и т.п.- по сути мишуры.
Ежели силою инженерноей мысли изобретён "перпетуум-мобиле" - не означает же это, что человеку нету вообще теперь и сейчас - абсолютно никакой необходимости соотв. - ходить пешочком к примеру.

Сей принцип, подход из серии:  `не самоцель, а средство` - очень применим - к средствам, технологиям - достижений современной науки - прогресса инженерных придумок всяческих хитрых. так в случае со сферою, областями  информационных технологий -айти: изобретена уже сверх -портативная -мощная ЭВМ-машина (по сути)- компутерр. исключает ли теперь наличие этого искусственного интеллекта - ..собственно человека, - в связи  с делегированием множества функций - автоматизированным системам управления - роботам (!(?). - вопрос, кажется - риторическый.
[Многие однако черезчур увлекаются этим "количественным"-математическим-техническим аспектом - технологий и, `залипают`в этой двухмерной ограниченноей плоскости: плоскоей, `игрушечноей`(..но небезобидноею порою, увы). Так что не заиграться бы, как-нибудь..].

----
Идеологом, управителем - в любом случае ведь остаётся - хомосапиенс человече, всё же - полюбому.  И, духовные интеллектуальные практики - никто ни за что - не отменял пока. хоть и машинам доверили, поручили  многие и многие весьма манипуляции и операции (сложные и не очень). вот как то да так. таков посыл: мыслить надо  всегда, и сейчас - тоже полезно.
Океан-море информации => порождает некый хаос. необходимо соотв. упорядочение -> порядок -> ясность => духовность
=> зрелость мудрость  => сила красота. 

Благородный труд, в особенности - на ниве духовности, - просветляет, развивает человеческие качества: доброту,  эмпатию, творческие способности и, конечно же - интуицию ()..
Ключевые понятия - которыми апеллирует автор книги "Поток" (М.Чиксентмихайи) - некые `аутотелические`: личность, труженники; профессии (люди  искусства, науки, инженерии (в широком смысле слова соотв.), спортсмены, различные и `ремесленники` (тоже соотв. в ш.с.с.).

Состояние удовлетворённости (воодушевлённости) - как от самоего собственно процесса труда (творчества) и удовлетворение  результатами - описывается и называется автором - как некое `состояние оптимального переживания` - `состояние `потока` -  ..`~полёта~`.  >> поток << - в игре, в творчестве; в труде, в ..работе.

 Большая разница с другим похожим фонетически (и семантически даже маленько, ..физиологически даже пожалуй) - .."удовольствиё".  Оно пожалуй более простое - примитивное по природе сущности своей, физиологично пожалуй разве что, по-хорошему. Сфера досуга,  развлечений, пассивного отдыха; по сути - неактивного и, неразвивающего (как минимум, а порою и притупляющего ум и, ..иные сферы  ..ментального). В меру конечно тоже полезно, бесспорно. однако часто люди злоупотребляют таким видом отдыха пассивного - и, буквально  "обмякают" - становятся "ватными" мозги и, душа (и дух). - в этом коварство кроется различных видов зрелищ - аттракционов - подменяющих  реальность - иллюзионом. хорошо бы ещё и качественным его контентом соотв. но часто - просто мусор информационный заливается в мозги и  души современного потребителя-обывателя; - не отсеивающего, нефильтрующего - весьма неизбирательного - в содержании информации потребляемоей.

----
Как гласит известный лозунг - копирайт: "мы - то что мы едим (..)". в т.ч. - конечно же и ментально, - особенно; и в первую очередь - мыслечувства, генерируемые и визуализируемые сознанием; и, что гораздо принципиальнее и важнее - ..подсознанием, душою, ..духом.

Кстати, автор сией книжки Михай Ч. нераз ссылается на своего коллегу-классика, который ввёл в новую науку [относительно - прикладного практического  характера и назначения: где главные функции, не просто философическые `теория-теория`, порою чересчур абстрактные соотв.], - `психологию.{психоанализ. (подсознательное)}`. в частности, собственно ключевые соотв. понятия её:  `подсознание`, `психоанализ` и пр.; имя его увековечено в анналах теории и истории человеческих, (его величество) `папа` Фрейд.

В частности такую его мысль цитирует сей автор `Потока` (здесь недословно, передаю смысл): "как подытожил соотв. классик (этой) психологии в своё время, - "человеку нужны (соотв. для счастья) - счастье в работе и в любви" соотв.; ..счастья (- уж пардонте за тавтологии).

В общем : `гармония - внутри, {[(=>)]} `гармония - снаружи`; полная гармония - ~ !счастье.


----
=`визуальный ряд 2` = аля `чай /сэндз – ин посреди сахары – `покидая благоуханну гавань`

----
Алхимия и метафизика искусства

Опять-таки наряду с уже несколько пресловутою (но действительно довольно истинною) алхимиею ..любви, – существует ещё чудо, магия – экстаз от общения с ..!искусством:
как изнутри – в качестве собственно непосредственно творца (получая удовлетворение от самовыражения, созидания);
так и в роли потребителя – получая эстетическое удовольствие от созерцания (..чтения, ..осязания ..) некоего произведения искусства.

----
=`визуальный ряд 3` = аля `жёлтые `доски объявлений`

----
Концепция `счастья человеческого`
[(в контексте) – через призму (синтеза) наук(и) и искусств(а).]

Заветное сакральное слово - понятие:   гармония.

Человек - единое целое: душа, тело и Дух. Хотя каждая из них довольно достаточно и необходимо – вполне, как будто и, ..самодостаточны {но не совсем автономны или даже совсем не автономны (пожалуй кроме собственно Абсолюта - Духа)}. Все работают хорошо – только в связи, взаимосвязи друг с дружкою..

Так и в общественном контексте, социологическом: индивид – может быть вполне себе и самостоятельным, но счастлив по-настоящему будет в гармонии не только с самим собою; Но и с окружающим (внешним) миром людей; и всей соотв. остальной искусственной (культурной) средою; и в общем-то и, с дикою природою тоже (`на всякый пожарный`: всегда и никогда не помешает).

Может и с искусством {и (гуманитарными) науками} такая ж `петрушка`?!
– Все самостоятельны по-своему, но квинтэссенция – в их целостной, гармоничноей связи, взаимосвязи ??

Моё мнение – так и есть.

----
=`визуальный ряд 4` = аля ` метро-фойе  `

----
ежели считать свободное творчество наивысшею целию человека (..разумного).   [место художественноей критики в плоскости науки и её переход уже в разряд (со)творчества соотв.].

(..)


Рецензии