концепцья счастья чрез призму йскусства
----
«Пространственные виды иск-ва»
[как очередной (..любой) - повод выйти опять-таки в сакральные сферы ..интимного]
Материал для размышления на стыке психологии и философии. [.. - Касается-таки сферы культурологии и областей искусствознания, (ну и естествознания, естественно].
[Синтез искусств. Синергия искусства и науки]..
//
..`Маркетинговое` название:
«Любовь и ..искусство: сферы влияния».
[Концепция счастья чрез призму йскусства]
----
[Синтез искусств. Синергия искусства и науки]..
----
Содержание сего визуального эссе:
1. Введение в природу и сущность основных `китов` культуры, их взаимосвязь.
2. Эволюция искусства: от древнейших традиций синкретизма до постмодерна: В историч. дискурсе = Архаика->Классика-> Модерн(+Пост); В контексте теории искусства = Синкретизм-> Эклектика-> Синтетизм ->..Синергия.
3. Наука и искусство как источники `оптимального переживания` ( ~ `состояния `потока`) – ощущения радости, удовлетворения от самовыражения, творчества – (одного из видов) !счастья. {..Пожалуй, весьма достойно конкурирующих с другим видом его, -счастья, - ..!любовию. }.
4. Алхимия и метафизика искусства: эндорфин, серотонин и прочие прелести психогенетики и психосоматики человеческоей.
5. Корреляция степени счастливости индивида и уровня культуры, хотя точнее (логичнее) наоборот: сначала причина, – затем следствие. Соотв. точнее (формула) направленность (вектор) взаимосвязи будет выглядеть примерно так: «Культура -> Счастье».
----
введенье в мои веды
2два основных `кита` на которых зиждется культура: наука и искусство,)) *
=принт: `сэлф-шедевр с жёлто-синими китосами`
----
@конспект по теории и истории искусства и науки. (экскурс в сии дисциплины соотв. искусствознания и естествознания).
=схема1
=коллаж (аля `глазуновка`) - культурологическый/(живописный,монументальный)
----
имхо скромные мои познания истории
эволюция концепций восприятия пространства и времени
=схема2
----
..исторический дискурс, онтологическая культура.
классификация основных периодов (эпох, веков) хронологического развития социума, цивилизаций:
=коллаж эволюционный1 (элемент графика (т.е. из категории диаграммы)
----
искусство: от архаики до (суперпупер мегатрансультра) модерна
эволюция в контексте художественно-материальноей культуры,
[..`художественный (поэтическый) инстинкт`]
=коллаж эволюционный2 (элемент графика (т.е. из категории диаграммы)
----
искусство: от реализма до модерна и постмодерна
эволюция в контексте художественно-материальноей культуры,
[..`художественный (поэтическый) инстинкт`]. продолжение {..}
=коллаж эволюционный3 (элемент графика (т.е. из категории диаграммы)
----
искусство: от модерна до постмодерна
эволюция в контексте художественно-материальноей культуры,
[..`художественный (поэтическый) инстинкт`]. Продолжение {..}
=коллаж эволюционный4 (элемент графика (т.е. из категории диаграммы)
----
искусство: от модерна и постмодерна до ..`современного иск-ва`
=коллаж эволюционный5 (элемент графика (т.е. из категории диаграммы)
----
искусство: от архаизма => до ..`неоархаизма` (условно и, кубизма например).
[= некое `огрубление форм`; - утрирование, гротеск, гиперболизация - для большей выразительности, экспрессии]. {Есть примеры усиления выразительного эффекта – и в обратную сторону, – для подчёркивания, акцентирования утончённости; гротеск с противоположным соотв. знаком (стиль как к примеру у другого коллеги и современника Пикассо – Модильяни (Моди)) }.
Венера Виллендорфская,
(ок. 23 тыс. лет до н. э.,
Центральная Европа).
--
Автор Д. Ривера,
(соотв. схожую манеру
изображения
условно можно отнести
например к традиции,
стилю `кубизм`а).
--
* b.t.p. – back to primitiw
----
Отличия пространственных (изобразительных и выразительных) от временных видов иск-ва. Различн. классификации его видов.
доподлинное, буквальное изображен. действительности (реальности), ..`фотографичность` изображения предметов
=табличка класс-ии видов искусств из Википедии соотв. статья «Искусство»
----
? положение литературы: пространственный или временной? динамичный (ческий) или статический энто вид иск-ва соотв.??
Литературу всё же к временным (динамическим) – если по сути, содержанию – сложности (развёрнутости произведения) скорее всего следует относить всё же к соотв. динамическим видам. Сюжет ведь развивается же во времени,
движется во времени.
А как носитель информации – физически, книга сама по себе – да, вроде как бы статична – как те же предметы материальной (пускай и художественного содержания) культуры: холст и скульптура – с каким-то сюжетом, мотивом запечатлённым. Но покоящимся как бы в недвижении соотв., состоянии физич. покоя – т.е. в статике, в пространстве, а во времени и не движется . В отличии, как например от сценического действа например, которое находится, да ещё и движется не только в пространстве, но и во времени - происходит некое развитие сюжета, мотива.
Выходит диалектика: с одной стороны по содержанию – сюжету – к временным, динамическим соотв. А физически – саму книгу – как бумажный носитель информации – как холст и скульптуру – просто к пространственным соотв. статическим видам искусства можно относить. Кому как нравится.
Но я склонен по содержанию всё же относить её к временнЫм.
Так же как с кино: если бабина с плёнкою – это статика. То уже само содержание её – этой некоей банки например – уже целый сюжет (..целая эпоха) в проекции на экране. И кино – самый что ни на есть динамический экранный вид искусства.
И само собою все временные виды искусства - автоматически априори – также одновременно все безоговорочно однозначно и, – ..пространственные (но не статичные). Т.к. любой предмет материальной культуры, который можно почувствовать, осязать физически, и собственно который можно потрогать и т.п. и т.д. – есть предмет скорее всего физически имеющий какое-то место в пространстве.
Что может не быть в пространстве, опять таки неосязаемым основными органами чувств – так это ..мыслечувства например; – которые несколько эфемерны, хотя ..
Когда мы их как джина – и в `бутыль` – то это уже опять-таки ..материальное уже что-то.
Система `нипель`.
----
мотив и сюжет: суть произведения тв-ва/иск-ва
Пространственные статические =>
мотив
=
момент времени
[`кадр`]
--
~1 +/- мегабайт информации.
--
впечатление, чувства, эмоции
----
Временные динамические
=>
мотив
=>
развитие
=
развёрнутость
=
сюжет
=
от новеллы до ..эпопеи
(от часа из жизни человека до целой эпохи - в книге или в банке с киноплёнкой )
--
до ~1000 +/-мегабайт инф-ции
--
калейдоскоп впеча-
тлений, чувств,
эмоций.
----
концепции творчества : реализм и импрессионизм
=схема3
----
=схема4
----
=схема5
----
4S+: синкретизм -> эклектика -> анализ
-> синтез -> синестезия
=> синергия -> `stereoocubizzm0`
--
Природа и сущность искусства
----
`фотографичная` (медитативная) и кинематографичная - природы сущности искусства (творчества).
(..) - пока нету текста соотв.
----
беспрыстрастность науки и страсть творчества (искусства)
(..) - пока нету текста соотв.
----
культурология = этика, искусствознание (-ведение) (-..любие) = эстетика
I.
культурология
=>
замешана с
..
общемировоззренческим
философическим
этическим
(и даже ..политико-экономическими)
- факторами, аспектами - жизнедеятельности и, творчества человека..
--
философско-психо-этическый `жанр`
(20/80 этика)
--
II.
искусствознание
=>
довольно чистое
- теория, школа, предмет, наука;
включающее в себя дисциплины
- околоэстетическия
(эллегическые / эссеистистскые)
--
..
эстетика
(80/20)
----
Природа и сущность искусства
« - Почему у вашей женщины зелёный нос ??»
« -..Я пишу не женщин, а ..картины»
(А.Матисс)
(при)Открытие `метафизич. законов` мира в конце XIX – начале XX вв.
`Сдвиги сознания` у творческих и/или учёных мужей (и не только), в общем личностей, человеков:
Намеренная ..`артистическая небрежность` и, ..опримитивление своего творческого стиля - для передачи сути явлений внешней жисни и внутреннего мира, а не внешних его проявлений..
« - Почему у вашей женщины зелёный нос ??»
« -..Я пишу не женщин, а ..картины» (А.Матисс)
Постимпрессионизм: фовизм, пуантилизм..
Фото + мягкий размытый расфокусный дымчатый эффекты = пиктореализм. А.Стиглиц.
Поэтизация творчества.
Деформация, трансформация классических канонов, традиций.
Эйнштейн -> теория относительности (физика, ..новая иная метафизич.картина мира);
Фрейд -> теории подсознательного (психоанализ, ..`механика` внутреннего мира) ; `популяризация` `тайных,сакральных`восточных медитативных (буддийских и пр. т.п.) практик и т.д..
----
Природа и сущность искусства. {>>b.t.p.*<<}
Порог XX в.: Эволюция естественнонаучного + эзотерического (`мистическое`) + гуманитарного знания.. И одновремённая некая ..`деградация` творческих произведений.. Стремление передать внутреннее, а не внешнее проявление сущностей; сути явлений и предметов материального и нематериального миров.
--
=график `типа `деградации` искусства 20в / хх в`
--
Живопись……Ван Гог , Гоген
Музыка ……...Сати
Театр …..……..`Но` (Япония)
Кинематограф…..Немецк.
экспрессионизм
..
[И др. соотв. в энтом же духе ..`чудаки` (ну и, чудачки наверняка уже тоже).. ]
----
«Экранный век»: Процессы глобализации. Кроскультурные общественные векторы. Социальные ..(?)свободолюбивые ,околотворческые (самовыраженческие) проявления (..`великого и ужасного`) XXв. Субкультуры.
Возникновения различных разнообразных субкультур, в особенности в крупных мегаполисах. Движения «хиппи», панков, `гранжа`, рокеров и др. так называемых «малых социальных групп». Объединяли и объединяют членов подобных сообществ общие мировоззренческие убеждения и взгляды на жиснь, философию, тематические интересы и хобби.
Подобные субкультуры могут (теоретически и практически порою также) вести весьма активную гражданскую и, даже некую политическую жиснь. Возможно даже иметь некый номинальный вес в соотв. политическоей жизни государства.
Однако чаще всего они довольно герметичны и ведут достаточно `камерный` общественный образ жизни. Т.е. особо не вступая без надобности в контакты с представителями большинства (“мейнстрима”).
Встречаются в определённых (увеселительных/тематических) местах, посещают концерты и т.п. Кто-то может называть эти `слёты`, сообщества – (второю) семьёю. Есть и радикальные проявления: фанатичное (весьма пагубное однако, порою) увлечение и потеря собственных искренних ориентиров, устремлений в жизни; потеря собственного «я»; слепое следование чужим целям и интересам внутри сией “группировки” (крайняя форма зомбирования в которой – приводит в формат, подобие уже некоей секты или т.п.).
----
Традиции `школы позитивистской психологии`: Михай Чиксентмихайи и его теория (и соотв.книга) «Поток..». Новый старый подход к изучению и, собственно уже и само обретение наконец-таки - своего сакрального - ..!счастья.
Концепции:
Классика жанра; старое – новыми словами:
«2два шага вперёд , 1один – назад»;
Ценить, чтить традиции , но и поощрять ..дух новаторства (..конструктивного, созидательного, зрелого, мудрого).
И т.д.
----
Издержки современного прогресса, имхо .
[пардонте за некоторый вынужденный морализаторскый, нравоучительный тон, ..наставленческый жанр. (иначе никак)].
Технологии `облегчения быта` и, особенно (пагубно влияющая на умы и души людей) - индустрия развлечений- аттракционов современных медиасфер - на мой взгляд весьма усердно паразитируют и, заодно стараются, чтобы рядовой человек по минимуму использовал свой интеллектуально-духовный потенциал: это и «СМИ-бульварщина", "литература-жвачка", фильмы-блокбастеры и т.п. – низкопробный ..`де*ьмо-трафик`, одноразка, фаст-фуд; "экономика, медиа - де*ьма".
«Зомби-ящик" - как современный символ,культ - по антиочеловечиванию благородного облика хомосапиенс, скрывающегося (точнее таящегося до поры до времени) глубоко внутри (каждого) индивида.
И те информационные "блага" - пустышные по своей сути, как бы заполняющие досуг (свободное время) - пассивные, приносящие сомнительные увы весьма удовольствия - скорее всего (де)"культивируют" - такие некие (низкие) унижающие, принижающие, попирающие человеческое достоинство вещи - (анти)"качества« как: избалованность, .."комфортабельность", испорченность (слабость и развращённость). возникающие в результате переизбытка материальных продукций и связанного с этим - обесценивания (инфляции) - труда - как источника удовлетворения (аутотелического) - оптимального переживания, состояния `потока`. тут же и неуважение труда и людей соотв. им занимающихся.
----
Не почитание традиций предков и соотв. отсутствие должного почтения и уважения к пожилым людям. т.е. по сути `отрыв от корней` некый происходит. И СМИ этому способствуют.
Молодёжь как будто стесняется, боится ..старости; и не знает особо как правильно и относится к такому весьма и весьма распространённому, неизбежному `явлению природы`. [..Но всё ж до сих пор таки остающемуся в статусе всё ж некоего ..феномена, однако (и увы)].
А тем временем - если к этому грамотно подходить, - с этого и можно начинать собственно изучение самоей культуры; понятия `времени` - как процесса старения и эволюции; про быстротечность и соотв. (бес)ценность его (- времени соотв.). С этого может быть начнётся осознание - стремление к благородноей зрелости-мудрости; - пускай и несколько декорированноей со временем соотв. и седыми волосами, и морщинками - испещрениями от песков времени;
солнечными и не очень - отпечатками (слепками) времени - отражения: опыта, жисни, ..счастья, любовей; ну и, неизбежными неизбывными нашими любименькими (-..только вот постфактум конечно же, чаще всего, однако ж) -..горестей и печалей. тоже несомненно в том числе, как неотъемлемые части нашей жисни [- ох: боль, страдание].. несущие однако же, ..при !правильном осознанном подходе - ..!катарсис - очищение {- душевное - ментальное - духовное..}.
----
Вот и как бы и не только просто естествознание, но и культурология с этикой,философиею и психологиею.
И как будто бы прискорбная история получается однако; печальная повесть; проза суровая - реалий увы, современности. мрачноватенькые как будто оттенки-то намечаются-таки. [здесь и теперь].
Вот на лицо и, ..чрезмерная -> разнеженность, ..слабость (но при этом уровень агрессии, к слову сказать, немаленький). одними из причин дезориентации, нецелеустремлённости (точнее наличие ложных, в т.ч. навязанных манипуляторами ценностей материального "золотого тельца") являются пожалуй в том числе: некая сумбурность социальной,педагогической политики; хаос
в море-океане информационного поля (официального и общего). отсюда в общем-то - беспорядочность многих современных жителей земли - со всеми перечисленными выше вытекающими последствиями, уж увы.
Приметы современности: тотальная повальная лень, т.к. есть соблазны (и !возможности лёгкие, легкодоступность информации в `паутине`) - особо не задумываясь - скопировать любой материал лишь только для оценки, зачёта пресловутого и только лишь, по сути формально,`для галочки`. В голове при
этом - `нуль без палочки`. `Копипастить` и в офисах затем и продолжают такие горе-школяры.
Эпоха просто на просто - конвейерная - ..`копипаста` - болваночная - пустышечная. Такой вот саркастическый тон, сатирическый очерк публицистическый вышел; из-под пера как будто - типа клавиатуры. Скепсиз, даже цинизм – нынче как будто в тренде, в моде будто б: "зачем учиться, изучать там что-то, ..напрягаться? - открыто всё и изучена планета вся - вдоль и поперёк, как будто бы. Романтика - не в моде вроде, хотя и есть ещё огонь и порох да запал.
Говорят, грядёт ..новый Ренессанс. У меня почему-то тоже такое предчувствие странно-оптимистичное. [..`Поддожжём`]..
----
=`визуальный ряд` =коллаж -фотоколлаж с сирению и серхьоо-аля хипстеромз,))
----
В книге как бы предлагается использовать подход из серии "2 шага -вперёд, 1 -назад" (+2-1):
брать лучшее из традиций, обычаев => культуры - прошлого (трудолюбие,связь с природою и т.п.,например) - как некые даже (в современном мире без особоей прямоей прямо таки необходимости соотв..)
просто - практики (`веды`) - ..`тренажёры духа`, - для тонуса,формы поддержания -..духовноей прежде всего (ну и физическоей гимнастики, ..аэробики соотв. некиих) - ..психосоматических. т.е. связанных воедино (но в то же время с довольно автономными системами функционирования и развития соотв.).
А иначе - слабость, убогость. даже и при внешних атрибутах роскоши и комфортабельности и т.п.- по сути мишуры.
Ежели силою инженерноей мысли изобретён "перпетуум-мобиле" - не означает же это, что человеку нету вообще теперь и сейчас - абсолютно никакой необходимости соотв. - ходить пешочком к примеру.
Сей принцип, подход из серии: `не самоцель, а средство` - очень применим - к средствам, технологиям - достижений современной науки - прогресса инженерных придумок всяческих хитрых. так в случае со сферою, областями информационных технологий -айти: изобретена уже сверх -портативная -мощная ЭВМ-машина (по сути)- компутерр. исключает ли теперь наличие этого искусственного интеллекта - ..собственно человека, - в связи с делегированием множества функций - автоматизированным системам управления - роботам (!(?). - вопрос, кажется - риторическый.
[Многие однако черезчур увлекаются этим "количественным"-математическим-техническим аспектом - технологий и, `залипают`в этой двухмерной ограниченноей плоскости: плоскоей, `игрушечноей`(..но небезобидноею порою, увы). Так что не заиграться бы, как-нибудь..].
----
Идеологом, управителем - в любом случае ведь остаётся - хомосапиенс человече, всё же - полюбому. И, духовные интеллектуальные практики - никто ни за что - не отменял пока. хоть и машинам доверили, поручили многие и многие весьма манипуляции и операции (сложные и не очень). вот как то да так. таков посыл: мыслить надо всегда, и сейчас - тоже полезно.
Океан-море информации => порождает некый хаос. необходимо соотв. упорядочение -> порядок -> ясность => духовность
=> зрелость мудрость => сила красота.
Благородный труд, в особенности - на ниве духовности, - просветляет, развивает человеческие качества: доброту, эмпатию, творческие способности и, конечно же - интуицию ()..
Ключевые понятия - которыми апеллирует автор книги "Поток" (М.Чиксентмихайи) - некые `аутотелические`: личность, труженники; профессии (люди искусства, науки, инженерии (в широком смысле слова соотв.), спортсмены, различные и `ремесленники` (тоже соотв. в ш.с.с.).
Состояние удовлетворённости (воодушевлённости) - как от самоего собственно процесса труда (творчества) и удовлетворение результатами - описывается и называется автором - как некое `состояние оптимального переживания` - `состояние `потока` - ..`~полёта~`. >> поток << - в игре, в творчестве; в труде, в ..работе.
Большая разница с другим похожим фонетически (и семантически даже маленько, ..физиологически даже пожалуй) - .."удовольствиё". Оно пожалуй более простое - примитивное по природе сущности своей, физиологично пожалуй разве что, по-хорошему. Сфера досуга, развлечений, пассивного отдыха; по сути - неактивного и, неразвивающего (как минимум, а порою и притупляющего ум и, ..иные сферы ..ментального). В меру конечно тоже полезно, бесспорно. однако часто люди злоупотребляют таким видом отдыха пассивного - и, буквально "обмякают" - становятся "ватными" мозги и, душа (и дух). - в этом коварство кроется различных видов зрелищ - аттракционов - подменяющих реальность - иллюзионом. хорошо бы ещё и качественным его контентом соотв. но часто - просто мусор информационный заливается в мозги и души современного потребителя-обывателя; - не отсеивающего, нефильтрующего - весьма неизбирательного - в содержании информации потребляемоей.
----
Как гласит известный лозунг - копирайт: "мы - то что мы едим (..)". в т.ч. - конечно же и ментально, - особенно; и в первую очередь - мыслечувства, генерируемые и визуализируемые сознанием; и, что гораздо принципиальнее и важнее - ..подсознанием, душою, ..духом.
Кстати, автор сией книжки Михай Ч. нераз ссылается на своего коллегу-классика, который ввёл в новую науку [относительно - прикладного практического характера и назначения: где главные функции, не просто философическые `теория-теория`, порою чересчур абстрактные соотв.], - `психологию.{психоанализ. (подсознательное)}`. в частности, собственно ключевые соотв. понятия её: `подсознание`, `психоанализ` и пр.; имя его увековечено в анналах теории и истории человеческих, (его величество) `папа` Фрейд.
В частности такую его мысль цитирует сей автор `Потока` (здесь недословно, передаю смысл): "как подытожил соотв. классик (этой) психологии в своё время, - "человеку нужны (соотв. для счастья) - счастье в работе и в любви" соотв.; ..счастья (- уж пардонте за тавтологии).
В общем : `гармония - внутри, {[(=>)]} `гармония - снаружи`; полная гармония - ~ !счастье.
----
=`визуальный ряд 2` = аля `чай /сэндз – ин посреди сахары – `покидая благоуханну гавань`
----
Алхимия и метафизика искусства
Опять-таки наряду с уже несколько пресловутою (но действительно довольно истинною) алхимиею ..любви, – существует ещё чудо, магия – экстаз от общения с ..!искусством:
как изнутри – в качестве собственно непосредственно творца (получая удовлетворение от самовыражения, созидания);
так и в роли потребителя – получая эстетическое удовольствие от созерцания (..чтения, ..осязания ..) некоего произведения искусства.
----
=`визуальный ряд 3` = аля `жёлтые `доски объявлений`
----
Концепция `счастья человеческого`
[(в контексте) – через призму (синтеза) наук(и) и искусств(а).]
Заветное сакральное слово - понятие: гармония.
Человек - единое целое: душа, тело и Дух. Хотя каждая из них довольно достаточно и необходимо – вполне, как будто и, ..самодостаточны {но не совсем автономны или даже совсем не автономны (пожалуй кроме собственно Абсолюта - Духа)}. Все работают хорошо – только в связи, взаимосвязи друг с дружкою..
Так и в общественном контексте, социологическом: индивид – может быть вполне себе и самостоятельным, но счастлив по-настоящему будет в гармонии не только с самим собою; Но и с окружающим (внешним) миром людей; и всей соотв. остальной искусственной (культурной) средою; и в общем-то и, с дикою природою тоже (`на всякый пожарный`: всегда и никогда не помешает).
Может и с искусством {и (гуманитарными) науками} такая ж `петрушка`?!
– Все самостоятельны по-своему, но квинтэссенция – в их целостной, гармоничноей связи, взаимосвязи ??
Моё мнение – так и есть.
----
=`визуальный ряд 4` = аля ` метро-фойе `
----
ежели считать свободное творчество наивысшею целию человека (..разумного). [место художественноей критики в плоскости науки и её переход уже в разряд (со)творчества соотв.].
(..)
Свидетельство о публикации №218111001150