Сотворение неба и земли

Книга «Бытиё» начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю». Согласно официальному толкованию, здесь имеется ввиду мир маетриальный и духовный. Ни о каком сотворении планеты Земля речи не идёт, некоторые видят в этой фразе сотворение всей Вселенной. Таким образом, получается, что о сотворении планеты Земля прямо не сказано, хотя второе предложение, следущее за первым, уже относится в материальной Земле. Это выглядит несколько странно. Представим, что в начале Бог создал два мира – мир духовный и мир материальный. Затем повествование ведётся о делах земных, а о том, что происходило в духовном мире, не рассказывается. О сотворении ангелов вообще не говорится ни слова.
***
Если обратить особое внимание на Быт.1:1, то, можно заметить, как два предложения последовательно стоят одно за другим: «В начале Бог сотворил небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». Что касается «безвидной земли», то это, несомненно, планета Земля. Возникает вопрос: не связаны ли эти два предложения единым смыслом? Если предположить, что связаны, то мы должны признать, что в 1-м и 2-м предложении речь идёт об одной и той же Земле, о нашей планете. Поэтому фразу: «Сотворил Бог Землю» нужно понимать в том же смысле, что и «Земля была пуста». Это не «материальный мир», и не «Вселенная», а всего лишь планета Земля. И, соответственно, «небо» - это атмосфера Земли.
***
Такой вариант толкования мне кажется наиболее правдоподобным. Этот смысл ближе к поверхности, и предпочитать какой-то другой, более иносказательный смысл, нет никаких причин.
***
В то же время возникает другой вопрос: а что было до того момента, когда Бог сотворил Землю? Очевидно, что момент сотворения планеты Земля не есть то самое «начало», которое означает начало всех творений. В начале был сотворён мир, а затем планета, иначе быть не могло. Поэтому нужно признать, что фраза «в начале» вовсе не означает начало всего творения.
***
Можно также заметить, что и слово «конец» в Библии вовсе не означает абсолютный, совершенный конец всего. К примеру, говорится, что Иисус пришёл «в последние дни». В Новом Завете также говорится, что «наше время – последнее». Слова «первое» и «последнее», «начало» и «конец» относятся к чему-то конкретному, к какому-то отрезку времени. Поэтому Библия начинается с повествования о том, как была сотворена планета Земля, а не вообще с начала творения. Нет никакой необходимости в том, чтобы отвергнуть тот смысл, который лежит на поверхности, и искать иносказание. Я бы заметил, что в современном иудаизме чаще всего так и делается: вместо того, чтобы предпочесть более простой смысл, который выражен простыми словами, евреи ищут во всём иносказание. И доискались до того, что первым человеком был вовсе не Адам, а какой-то гермафродит. Со своей стороны, я пытался понять, как они пришли к такому выводу, но не смог. По всей вероятности, тут главную роль играет сила авторитета.


05.11.18


Рецензии