Москва

          Немецкое слово "герб" - "Herbe" означает "наследство".  В средние века в Европе из поколения в поколение стал передаваться наследственный знак - герб, рисунок на щите или личной печати знатных людей. Правда, что-то похожее на гербы было ещё у вождей и территорий  древнего мира. Стали возникать и гербы государств, которые принадлежали их правителям, и гербы купеческих союзов, ремесленных цехов, городов. Со временем появились герольды - особые люди, составлявшие гербы; возникли объяснения разных рисунков и цветов в гербах. Если символом вельможи был лев, то это был признак храбрости, если на городском гербе изображались открытые ворота - значит, город гостеприимно встречает людей. Щит синий - это цвет мирного неба, золотой - знак богатства, красный - стойкости и пролитой в боях крови, белый(серебряный) - чистоты помыслов и высокого происхождения. Это целая наука - геральдика. Свои законы были и у знаков тамги на Ближнем и Среднем Востоке, и у монов в Японии (это также сочиняемые по особым правилам символы).
       На Руси ещё тысячу лет назад, при князе Владимире Красное Солнышко, были родовые знаки князей - трезубцы и двузубцы. После крещения Руси к ним добавились изображения святых - покровителей князей. С тех пор, как русские земли разделились на отдельные княжества, печати и щиты местных правителей, а затем и монеты, выпускавшиеся в разных землях, стали обозначать символы исторических городов - Новгорода, Суздаля, Владимира, Рязани. При Петре I созданная в России Герольдмейстерская комиссия стала утверждать гербы городов. В Российской империи свой герб получили почти все города - центры губерний или уездов. Сейчас составлены гербы почти всех городов России.
        Давайте отправимся в геральдическое путешествие по городам нашей страны и узнаем по их гербам немало об их прошлом, о том, чем они знамениты. И начнём со столицы России - Москвы.

                КЕМ ВОЗВЫСИЛАСЬ МОСКВА

         Многие помнят, что год первого упоминания о Москве - 1147-й.  В тот год суздальский князь Юрий Долгорукий дал "обед силён" в честь своего союзника - князя Святослава в поселении, которое в летописи названо Москов.  Вскоре был построен первый московский кремль - деревянная крепость на холме над Москвой-рекой. Выгодно расположенная Москва была одним из 12 городов, основанных князем Юрием. Небесный покровитель князя - святой Георгий Победоносец - изображался на княжеской печати.  Легендарный римский воин-христианин на ней стоит с поднятым копьём.
          О Георгии Победоносце почти нет точных исторических сведений, написано же о нём несколько вариантов жития.  Они повествуют, что Георгий являлся видным военачальником при римском императоре Диоклетиане. Будучи ещё язычником, Диоклетиан устроил страшные гонения на христиан, и Георгий был им казнён в самом начале IV века. Никакие муки не заставили воина отречься от веры, в которой его воспитал ещё отец. Видя стойкость Георгия, будто бы сама императрица стала христианкой...Много легенд рассказывают о Георгии.  Обычно считается, что он родом из области Каппадокия (на территории современной Турции), но, например, в Хорватии вам расскажут, что святой Юрай родился в этих местах, в древней Иллирии. Больше всего известно предание о том, как Георгий поразил копьём поверженного им змея (дракона) - то ли при жизни, то ли явившись на помощь людям, которых пожирало чудовище, прямо с небес после смерти. "Чудо Георгия о змие" стало сюжетом церковных фресок и икон.
            Георгий Победоносец с поверженным чудовищем изображён в гербах некоторых городов мира, например, хорватского порта Сень, итальянского города Реджо-ди-Калабрия, румынского Джурджу (города Георгия). Святой воитель издавна считается покровителем Грузии и поражает змея в государственном гербе страны. Само русское название Грузии происходит от имени Георгий, а во многих языках оно так и пишется - Георгия.
            У потомков Юрия Долгорукого, среди которых были и первые московские князья, сохранилась родовая печать со всадником или пешим воином с копьём. Но на первых монетах Москвы, появившихся при Дмитрии Донском, в конце XIV  века, мы видим не только всадника, но и другой символ - птицу, возможно - курицу(петуха) или перепёлку. Вскоре она исчезает, остаётся только воин. Может быть, птица была знаком городского самоуправления во главе с тысяцким, упразднённого при князе Дмитрии ?  Уже в XV веке воитель изображается только верхом на коне, правой рукой он протыкает копьём змея. В то время этот образ, конечно, связался с борьбой русских земель во главе с Москвой против ига Золотой Орды. А от изображения всадника с копьём на монете пошло и её название - копейка.
             В конце XV века первый "государь всея Руси" Иван III  поместил щит со всадником, поражающим змея,  на одну сторону своей печати, а на другую - двуглавого орла, введённый им государственный символ России. На Фроловской (ныне - Спасской) башне нового кирпичного Кремля появилась скульптура святого Георгия. Так Георгий Победоносец стал покровителем Москвы - столицы Российского государства. Со времён Ивана IV Грозного щит со всадником оказался на груди орла. Впрочем, всадника в разное время изображали по-разному - в доспехах и без доспехов, в короне, едущего в одну или другую сторону, без змея внизу. Иногда ему придавали сходство с правящем государем, например, царём Алексеем Михайловичем или его сыном Петром I . Иностранцы часто считали, что в гербе Москвы изображён именно царь, и так же считали и многие русские, не искушённые в истории московской эмблемы. Герб Москвы - первопрестольной столицы - продолжал изображаться на груди двуглавого орла и после того, как столица была перенесена Петром в Санкт-Петербург.
              При Екатерине II , в 1781 году, герб Москвы был утверждён заново и уточнён - поле щита красное (червлёное), на всаднике - доспехи римского воина и синий плащ, конь - белый, красное седло, чёрный змей. Белый, синий и красный - те же цвета, что на трёхцветном российском флаге.  В 1883 году появился большой герб Москвы, увенчанный царской золотой короной; при этом всадника развернули с левой в правую сторону. Посчитали, что он должен "приезжать", скача слева направо, а не "уезжать" справа налево, в соответствии с правилами геральдики. Но такой рисунок не прижился. Так, художник Виктор Васнецов изобразил на фасаде Третьяковской галереи Георгия, по-прежнему едущего на коне налево. При этом святой здесь одет в одну тунику, без римских доспехов. Часто вообще начинали изображать воина в старинных русских доспехах - шлеме и кольчуге.
             После революции 1917 года большевики отменили все символы, связанные с религией. В 1924 году был предложен новый герб Москвы - вместо "чуда Георгия о змие" обелиск Свободы, стоявший тогда у Моссовета, за ним - пятиконечная звезда и вокруг - серп и молот, колосья и шестерёнка,  челнок, наковальня и даже динамо-машина.Такой герб с символами труда до сих пор сохранился в ограде Большого Каменного моста. Но после того, как исчез обелиск Свободы, этот герб перестал употребляться, да и мало кому он нравился. В последние советские десятилетия чаще всего использовались другие эмблемы Москвы: кремлёвская башня и часть стены с зубцами, красный флаг над куполом Сената (тогда - здание Совета Министров СССР) и Кремлёвский дворец съездов. Проводился даже конкурс на герб Москвы, но не привёл к результату. И всё чаще вспоминали про всадника, поражающего змея - изображали его, как исторический символ столицы, при этом приходилось оговаривать, что это, скорее, не святой, а славный русский воин...
            В 1990 году, когда Советское государство уже распадалось и провозгласила суверенитет Российская Федерация, был восстановлен традиционный герб Москвы. Вначале художник К.Иванов изобразил святого Георгия в тунике    и плаще, с копьём в виде креста с перекладиной.  Но через три года вернулись к рисунку 1781 года с римским шлемом, бронёй и щитом и двуострым копьём. С 1993 года щит с гербом Москвы вновь помещён и на грудь нашего государственного двуглавого орла, а с 1994 года - на тёмно-красный флаг Москвы.
       В наши дни всадника с копьём можно увидеть на многих административных зданиях Москвы, как скульптуру - над земным шаром на Манежной площади, на Поклонной горе он изображён в храме Георгия Победоносца, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Сходство со святым Георгием имеет и памятник полководцу Георгию Константиновичу Жукову у Исторического музея, на котором маршал верхом на коне топчет фашистскую свастику. Вот как преломился в ХХ веке древний сюжет легенды о победе добра над злом.
           Герб Москвы воспет в русской поэзии.
                Вдруг летит с отвагой ратной -
                В бранном шлеме голова -
                Ясный, Кроткий, Златоглавый,
                Кем возвысилась Москва.
                (Александр Блок)
        Московский герб: герой пронзает гада.
         Дракон в крови. Герой в луче. - Так надо.
                (Марина Цветаева)
               


Рецензии
Этот исторический экскурс в геральдику будет полезно почитать не только детям, но и взрослым, так или иначе истересующимся этой наукой.
Желательно, чтобы в самом тексте очерка или отдельно были даны пояснения понятий "тамга" и "моны", поскольку они известны далеко не всем читателям.
У меня также возник вопрос: в какие века русские земли были едины, если позже, как Вы, Аркадий, написали, они разделились на отдельные княжества?
Кроме того, хотелось бы, чтобы автор исправил несколько описок.

Алла Валько   23.01.2019 22:23     Заявить о нарушении
Алла, принимаю замечания насчёт описок, сразу же исправлю.Попытаюсь объяснить популярно тамгу и моны. Под единством русских земель я имел в виду времена расцвета Киевской Руси в конце Х - первой половине ХI в.в., хотя степень этого единства дискуссионна.

Аркадий Кузнецов 2   24.01.2019 00:38   Заявить о нарушении
Тогда понятно, о каком единстве идёт речь.

Алла Валько   24.01.2019 10:29   Заявить о нарушении