Ростов Великий. Углич

   Ростов Великий
            Ещё почти 70 километров по Ярославскому шоссе  - и справа вновь ширится озеро, за которым, как в сказке, отражаются белые стены с башнями, "блещут маковки церквей и святых монастырей" ... Это - озеро Неро, город Ростов Великий и его исторический Кремль. История Ростова уходит в незапамятные времена. Ещё в IX веке, судя по летописному упоминанию, существовал этот город в земле финского племени меря, куда пришли тогда и славяне-кривичи.  (И название озера - Неро - напоминает о мерянах). Долгое время Ростов был центром Северо-Восточной Руси, затем - центром небольшого княжества. С городом связаны Ярослав Мудрый, его брат - святой князь Борис, храбрый князь Василько, митрополит Дмитрий, оставивший след в русской культуре...  И даже былинный богатырь Алёша Попович называется ростовчанином. А ростовская финифть? Этот промысел известен всему миру.
            Герб города ведёт происхождение от печати и монет местных князей, известных с XIV  века. И сразу - загадка: что за зверь? Если перефразировать песню Владимира Высоцкого - "то ли лось, то ли олень, то ли конь"! Всё же зверя, ставшего символом Ростовской земли, именуют оленем. Оленьи рога, лосиные ноги и грива, обвивающая шею...  Может быть, это - оборотень из языческих преданий, которому поклонялись здесь тысячу лет назад? Или - фантастический зверь из средневековых повестей? Позднее стали рассказывать легенду о князе Владимире Красное Солнышко, приезжавшем в Ростов, убившем на охоте такого необыкновенного зверя и приказавшего использовать его изображение как знак местных купцов. Вообще-то, княжил в Ростове другой Владимир, правнук крестителя Руси Мономах -  может быть, легенду скорее надо связывать с ним - заядлым охотником? Но несомненно одно: олень - оборотень был предметом осбого почитания местных жителей.
                Я живыми вижу их,
                Древних родичей своих.
                Был кормильцем их Олень,
                Был радельцем им Олень,
                Не оленье ль мясо ели,
                Не Оленю ль песни пели,
                Не его ли шли молить
                Лету двери отворить?
         Так представил символ Ростова местный уроженец, поэт И.Ханаев.
         Олень не сразу закрепился как единственный герб Ростовской земли. На местных монетах изображался также человек с топором под деревом с птицей - возможно, Иоанн Предтеча. А при Иване Грозном на большой печати царя с символами всех его владений Ростовская земля представлена изображением.сидящей птицы - возможно, орла. Но уже в XVII  веке, при царе Михаиле Фёдоровиче, на знамёнах Ростова вновь появляется олень - теперь у него ещё и золотой ошейник. Так же изображён этот красавец и в книге эмблем - "Титулярнике" Алексея Михайловича. Официально герб Ростова утверждается в 1782 году - в красном поле серебряный олень, рога, копыта и грива - золотые.
          Вплоть до наших дней не возникало уже никаких других вариантов местного герба. Вновь герб 1782 г. был официально восстановлен решением местных властей от 2001 года.

 Углич
             Ну что, далее по шоссе - Ярославль? Не будем торопиться. Обычно в поездках по "Золотому кольцу"  туристы из Ростова поворачивают влево, уклоняясь от основного маршрута, и попадают в Углич.
             Углич возник на правом берегу великой Волги чуть позднее Ростова Великого - в Х веке  под названием Углече-Поле. После нашествия Батыя появляется удельное Угличское княжество. Но уже в XIV  веке, при московском князе Иване Калите, Углич передаётся Москве как вассальное княжество. Теперь здесь правят родственники правителей Москвы. Более ста лет существовали монеты и печати, на которых постепенно стал изображаться один символ - всадник с поднятой саблей в правой руке. Быть может, это - вариант московского всадника с копьём, напоминавший о подчинении Углича Москве?
              После денежной реформы в XVI  веке выпуск местных денег прекратился, и символ Углича исчезает до тех пор, пока не произошли страшные события. Последним удельным угличским князем стал младший сын Ивана Грозного Дмитрий, едва родившийся к моменту смерти отца, живший в своём владении с матерью, Марией Нагой. В мае 1591 года 9-летний мальчик погиб при так и не выясненных обстоятельствах. Его нашли на дворе окровавленным, с ножичком для игры в "тычку" в руке. Возможно, что с Дмитрием случился припадок (он страдал эпилепсией), и он порезался во время игры. Но тут же распространился слух, что это - дело рук наёмных убийц, присланных из Москвы Борисом Годуновым, чтобы избавиться от соперника в борьбе за власть после будущей смерти больного и бездетного сводного брата Дмитрия, царя Фёдора. Есть и версия, по которой царевича намеренно довели до припадка какие-то подосланные люди. Тут же в городе началось восстание почувствовавших себя оскорблёнными местных жителей. Его жестоко подавили и даже сослали в Тобольск вместе с мятежниками колокол, созывавший народ на бунт, вырвав ему язык.
               В истории России были и другие погубленные царевичи и малолетние цари. Но долгое время лишь Дмитрий был провозглашён святым. Почему?  Власть Бориса Годунова, ставшего царём, многим казалась неубедительной. Как только в стране разразился голод и мор, появились самозванцы, выдававшие себя за чудесно спасшегося и бежавшего в Польшу Дмитрия. Первый из них даже захватил почти на год власть в Москве, пока не был свергнут и убит. Затем появился другой Лжедмитрий, совершавший набеги во многие области России. Оба они даже заставляли мать Дмитрия признать в них своего сына. для искоренения веры в самозванцев царь Василий Шуйский приказал привезти из Углича в Москву гроб с телом настоящего царевича, чтобы народ лицезрел его в Кремле. Тогда же Дмитрий был провозглашён церковью святым, и останки мальчика стали почитать, как мощи. По преданию, мать - тогда уже инокиня Марфа - выткала в монастыре первую плащаницу с изображением сына. Постепенно святой царевич Димитрий стал восприниматься как покровитель Углича. До наших дней особо почитается церковь Димитрия, называемая "на Крови", построенная на месте гибели царевича.
               В 1729 г. был составлен первый рисунок герба Углича для созданного Угличского полка.  Это было овальное изображение стоящего Дмитрия в короне с сабелькой для "тычки" в правой руке и агнцем (ягнёнком) в левой. Ягнёнок - символ простодушия и детской невинности. В 1782 году, когда заново утверждались гербы городов Ярославской губернии, герб Углича был уточнён - в красном французском щите святой мальчик остался с сабелькой, но в левой руке держит уже мешочек с орехами для игры. У него появился вокруг головы золотой нимб святого.
               Святой и герб стали настолько привычными, что угличане всегда связывали свой город с трагическими событиями. В XIX  веке в Углич вернули "ссыльный" колокол, был заново отстроен дворец Дмитрия, и в Москву время от времени следовали просьбы перезахоронить сына Грозного в Угличе.
               Конечно, в советское время о царевиче надолго забыли. А во времена начала туризма появился вариант городского герба - колокол и чайка над волжской водой, напоминающая букву "У". (Кто не знал часов "Чайка" местного часового завода!)  Но и колокол был отвергнут местными ревнителями идеологии, как связанный с церковью.  И тогда всё чаще стали изображать... исторический герб с царевичем. Его и приняли вновь в 1999 году.
                Углич, Углич!  Русский город,
                Ты нам близок, ты нам дорог
                Древней прелестью своей,
                Что жива до наших дней.
                Жив твой кремль с резьбой занятной,
                В нём, народом не забыт,
                Крытый крышей восьмискатной,
                Терем Дмитрия стоит.
                (Наталья Кончаловская. "Наша древняя столица")


Рецензии