Про Сашку

Раньше, когда у мальчика Саши спрашивали, чего он больше всего в жизни любит и чего не любит, он отвечал:
- Люблю конфеты, лимонад, пирожные всякие, яблоки, бананы, груши…
- Ну а еще?
- Картошку, сосиски, макароны…
- Ну а если не из еды?
- Ну…. Кататься люблю на велике, на самокате… На аттракционах, особенно, на цепочных каруселях.
- Ну а чего больше всего не любишь?
- Кашу манную, - тут у Саши появилось на лице такое противное выражение, как-будто в этот самый момент кто-то украдкой сунул ему в рот ложку с манной кашей, - она такая противная, особенно когда комки в ней встречаются, просто бееееее.
- А если каша с изюмом?
- Ну, тогда, - ответил Сашка, немного подумав, - тогда изюм можно съесть, а манную кашу бабушке нужно отдать.
- Почему бабушке?
- Потому что она кашу очень любит. Сама говорит каждый раз, что она, когда была маленькая, всегда кашу очень любила.
В то время Сашка еще ходил в детский сад.
Но время шло, Саша рос и вот, в один прекрасный момент, 1-го сентября, школа открыла перед Сашкой свой новый удивительный мир знаний и приключений. В тот самый день, 1-го сентября, когда Саша стоял возле дверей школы в ожидании парадной линейки сжимая в руке букет с розами, он с задумчивым видом спросил меня:
- Папа, а что, я теперь и правда совсем взрослый?
- Конечно, сынок, - улыбнулся я.
- И что, я теперь не мальчик, а мужчина?
- Нет, почему же, ты мальчик, но уже совсем взрослый.
- А….
Сашка отвернулся, продолжая, видимо, о чем-то сосредоточенно думать.
Учеба давалась Сашке неплохо. Бывали и двойки, конечно, бывали слезы и от непонимания, чего от него хочет учительница и от простого нежелания что-либо делать. Конечно, веселиться во дворе с друзьями гораздо интереснее, чем сидеть над книжкой или писать в прописи черточки и закорючки. Но зато сколько счастья в глазах у Сашки было в тот день, когда он принес домой пропись с первым своим красным флажком – своей первой отличной отметкой.
Но время шло и вот мы сами не заметили, как уже второй класс раскрыл перед Сашкой свои двери. И опять, в тот самый свой первый школьный день, 1-го сентября, Сашка снова шел в школу, крепко сжимая в одной руке букет роз, а другой рукой крепко сжимая мою руку. Все повторялось, за исключением того, что Сашка был уже второклассник:
- Пап, мам, а что, а я теперь правда совсем взрослый? - снова спросил он меня как и тогда.
- Конечно.
- А тогда… Тогда…
Он не договорил. Напрасно мы пытались выяснить, что же беспокоит его сегодня. Он лишь отмалчивался.
Прошло несколько недель. Однажды, ранним утром, когда я уже уехал на работу, а мама собирала Сашку в школу, он подошел к ней и все с тем же задумчивым видом спросил:
- Мам, я ты же не врала, что я теперь совсем взрослый?
- Нет, - ответила мама, гладя утюгом Сашкины школьные брюки.
- Тогда почему вы меня все время провожаете в школу, как - будто я совсем маленький? – с каким-то отчаянием в голосе возразил Сашка.
- Ну как…, - смутилась мама, - понимаешь, на дорогах сейчас опасно, машин много. Вот мы и беспокоимся за тебя.
- Но ведь я правила дорожного движения хорошо знаю. Мы в школе проходили и дома книжку читали. Я же ведь взрослый…
- Все равно, - ответила мама, улыбаясь, - на дорогах много всяких опасностей может быть…
- Каких?
- Ну, - ответила мама, внезапно попав впросак, - вдруг, собака какая-нибудь бешеная выскочит из подворотни и привяжется к тебе. Или сумасшедший какой…
- Но ведь ты сама мне говорила, чтобы я ходил по улице, где люди ходят, а не через подворотни. Тогда и не привяжутся… Правда?
- Скажи, - вдруг спросила мама, отставив в сторону утюг, подойдя к Сашке, и положив руки ему на плечи, - а почему ты вдруг решил поговорить об этом?
- Потому что… Потому что… Потому что в классе все меня дрязнят…
- В смысле, дразнят?
- Называют меня маленьким. Ну из-за того, что ты меня в школу провожаешь все время.
- Кто дразнит?
- Ну, Ванька Сидоров и Ленка Колючкина. Все время меня дразнят «эй, малыш»…
- Ну, во-первых, не Ванька и Ленка, а Ваня и Лена. А во-вторых, Ваня и Лена живут в доме напротив школы, им дорогу переходить не нужно. А в-третьих, объясни им, что мама и папа провожают тебя в школу не потому, что ты маленький, а потому, что просто волнуются за тебя. Вот и все.
- Нет, ты не понимаешь же, - чуть не плача воскликнул Сашка и отвернулся.
Зато теперь, когда в нам в гости приходили наши друзья или родственники и спрашивали Сашку, он больше всего в жизни любит и чего не любит, он отвечал:
- Не нравится, что меня каждый день провожают в школу как маленького.
*****
Каждый день Сашка заводил с нами разговор о том, чтобы мы его не провожали в школу. И каждый раз он оканчивался ничем. Но вот, в один прекрасный октябрьский день Сашка встал утром в семь утра, умылся, заправил кровать и пошел на кухню завтракать.
- Ну, Саша, - ответила мама, накладывая Сашке в тарелку ароматные куски яичницы с жареной колбасой, - мы с папой посоветовались и решили, что ты прав. Ты уже взрослый и сам можешь ходить в школу.
- Правда? - воскликнул Сашка, не веря своим ушам.
- Конечно. Тем более, что ты сам считаешь себя взрослым. А взрослые должны сами уметь нести ответственность за свои поступки.
- Ага, - ответил Сашка, пережевывая яичницу.
- Только прошу тебя, идти строго по улице, никуда не сворачивая. Ну ты помнишь, как мы с тобой всегда ходим.
- Ага, конечно, - воскликнул Сашка, отодвигая в сторону пустую тарелку и, выскочив из-за стола, бегом устремляясь в свою комнату за ранцем.
- Саша, а чай как же?
- Не хочу, правда, мам.
- Ну тогда бутылку с минералкой не забудь взять с собой, она на тумбочке стоит.
*****
Через 10 минут довольный Сашка с рюкзаком на плечах весело шел по улице, направляясь в сторону школы. Шел он, ежеминутно поглядывая по сторонам на проходящих мимо пешеходов всем своим видом будто говоря пешеходам:
- Смотрите, а я один в школу иду без взрослых.
Впрочем, хвастуном Сашка никогда не был. Но гордость за себя так и переполняла его. Он представлял, как придет в школу и как ответит этой Ленке Колючкиной по прозвищу «Колючка», которая то и дело его дразнит малышом:
- Вот, я же говорил, что смогу сам в школу ходить, а ты не верила.
Он даже представлял себе, как ее глаза округлятся от удивления и она еще даже переспросит его:
- И что, тебя отпустили? Одного?
- Да, - небрежно ответит он, - сказали, что хватит уже мне ходить за ручку с мамой и папой. Пора самому в школу ходить.
И от осознания своей взрослости у Сашки становилось так тепло на душе, что просто хотелось петь. Да и погода на улице была такая, что и правда хотелось петь. Теплое, греющее совсем не по-осеннему солнышко ласково улыбалось Сашке сквозь ветви раскидистых кленов, росших вдоль дороги. Яркая разноцветная опавшая листва, восхитительно пахнущая яблоками, мягким ковром стелилась под ногами, сопровождая мальчика по дороге в школу, своим шуршанием как - будто успокаивая его:
- Не бойся. Все будет хорошо.
Сашка так был увлечен дорогой, что и не заметил свою маму, которая шла немного позади по другой стороне дороги. Она шла не спеша, осторожно, боясь, чтобы Сашка ее не заметил.
Вот и первый светофор. Сашка уверенно подождал, пока не загорится зеленый свет и, осмотревшись по сторонам, перешел дорогу. Впереди еще один перекресток и все, до школы просто рукой подать. Вон уже и показались вдали белые стены школы. Вот и перекресток. Но что такое… Перекресток был весь перекопан. Может, теплотрассу собрались менять, а может…
- Может, это клад нашли? – сам себе сказал Сашка, рассматривая котлован.
Хорошо бы на обратном пути спросить у рабочих…. Но сейчас… Сейчас надо искать другое место для перехода улицы. Ближайший переход был совсем недалеко, метрах в ста. Но это был нерегулируемый перекресток, без светофора. Сашка направился к нему. Конечно, вы знаете, как нужно переходить нерегулируемые перекрестки – сначала нужно подойти к краю проезжей части, посмотреть налево, потом направо и, если машин нет, то можно переходить. И Сашка, конечно, тоже знал эти правила. Но… Подойдя к перекрестку он вдруг понял, что от неожиданности совершенно забыл правила перехода таких перекрестков. Так иногда бывает и не только с детьми. Бывает, запомнишь какую-нибудь важную вещь, стихотворение, например, да так, что хоть ночью тебя разбуди, ты его без запинки расскажешь. А потом случается что-то такое, ну что-то неожиданное и ты все напрочь забываешь, как - будто и не знал вовсе.
Сашка недоуменно стоял на краю перекрестка, осматриваясь по сторонам. Мимо него друг за другом проезжали машины, томно урча и выплевывая сизые клубы выхлопного газа. Какое-то отчаяние постепенно стало овладевать мальчиком. Ему так вдруг захотелось, чтобы его мама была тут, рядом с ним, взяла его за руку и… Вдруг, он почувствовал, что кто-то подошел и встал рядом с ним. Он посмотрел направо и увидел стоящую возле проезжей части старенькую бабушку палкой. Старушка стояла и посматривала по сторонам явно намереваясь перейти дорогу. Она даже осторожно поставила одну ногу на проезжую часть, но тут же отдернула ее, как - будто она наступила не на дорогу, а на раскаленную скороводку. Глядя на старушку у Сашки невольно сжалось сердце:
- А ведь она тоже боится перейти дорогу, - подумал он.
В этот момент все отчаяние и страх исчезли. Сашка вспомнил, как в классе учительница Ольга Викторовна рассказывала им о правилах перехода нерегулируемых перекрестков. И уже совсем не боясь он сделал шаг к старушке:
- Ой, скажите пожалуйста, - начал Сашка, немного запинаясь от волнения, - вас через дорогу перевести?
Старушка взглянула на мальчика. Лицо у нее было старое-старое и сморщенное, как печеное яблочко. Но глаза были добрыми-предобрыми:
- Ох, внучек, помоги мне, пожалуйста, а то я старая никак в голову не возьму, как переходить. Машины едут и едут окаянные, прости Господи.
- Ой, но вы не бойтесь, давайте руку, и я вам помогу и все объясню, - ответил Сашка, протягивая руку, - переходить такие перекрестки проще простого, просто нужно правила знать.
- Ну спасибо тебе, милок, - улыбнулась старушка, - а то я, старая, в школе училась так давно, то и не помню толком ничего.
- Ну тогда держитесь.
Сашка взял старушку за руку и они подошли к краю проезжей части:
- Вот, смотрите… Сначала мы смотрим налево… Видите, машин нет. Теперь направо. Вон сейчас та красная проедет и все. Теперь еще раз налево. Теперь можно идти. Не спеша только, а то тут скользко может быть. Вот.
Сашка и сам не заметил, как перевел старушку на другую сторону дороги. Уже на другой стороне дороги старушка поблагодарила мальчика:
- Ну спасибо тебе, сынок. Теперь знать буду, как переходить тут дорогу. А то живу-живу на свете, а правил так и не знаю… Ты скажи, тебя зовут как?
- Саша Никитин, - ответил Саша.
- А учишься ты где?
- В школе 2094, вон там, во втором классе.
- Во втором? Значит, ты уже совсем взрослый. А я сначала подумала, что маленький. А в классе каком? Не в «В» случайно?
- Да, в «В», - удивился Сашка, чувствуя, что начинает краснеть от смущения, - а как вы догадались?
- Ну, - улыбнулась старушка, - я немножко волшебница.
- Вы шутите, - недоверчиво ответил Сашка, - волшебниц не бывает.
- Ну не бывает…. Но все равно. Спасибо тебе.
- И вам спасибо. До свиданья.
Сашка поправил рюкзак и пошел к школе.
- А ведь совсем и не страшно переходить дорогу, - сказал Сашка себе, - теперь понятно, почему взрослые ходят вместе с нами в школу. Наверное, им тоже бывает немножко страшно переходить дорогу, только они ведь совсем взрослые, а взрослые не могут просто так признаться в этом. А если вместе... Вместе ведь совсем не страшно, правда?
Мама в это время стояла на другой стороне дороги и смотрела на своего сына, направляющегося к школе:
-      А ведь он и правда у меня совсем взрослый, - подумала она.


Рецензии
А знаете, я сразу подумал, что этот рассказ про вашего сына. ) Потом в рецензиях это подтвердилось. И, между нами говоря, так написать может только отец (или мать). Хороший рассказ. Не разочаровался, зайдя к Вам с ответным визитом.
Удачи Вам!

Виктор Богданов   20.07.2020 17:49     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.