дрессура

Динку, щенка немецкой овчарки, я начал дрессировать с двух месяцев.
Две тоненькие книжки, приобретенные специально для этой цели, были прочитаны мною за пару часов.
Из них вытекало, что дрессировке собак надо уделить должное внимание и главное выбрать метод, которого определяет методику обучения.
Первый метод – наказание. Любое неисполнение команды приводит к наказанию. Но мне кажется, а я исхожу из своего опыта, чувство обиды, унижения – все это присуще собакам. Метод сам по себе очень прост. Бей себе собаку, ори на нее до тех пор, пока она не ощутит страх, всепоглощающий и ужасный, сопровождающийся непроизвольным мочеиспусканием, поскуливанием, опрокидыванием на спину с подогнутыми лапами, тогда ты для нее станешь единственным условным и безусловным рефлексом. Собака из кожи вылезет, чтобы выполнить все твои требования, будет делать это суетливо и бестолково. При таком отношении ты для нее никогда не станешь другом, никогда она не подарит тебе свою любовь, искреннюю и бескорыстную. Никогда не пожертвует собой ради тебя, ибо страх сидит в подкорке ее небольшого мозга, парализуя все ее действия.. Из наших дрессировщиков этого метода придерживался Б.Эдер. Этот метод я отмел сразу и навсегда, хотя он и описан красиво как «Случай маленького Альберта». Существует, надо сказать, «Случай маленького Петера», с помощью которого можно избавить собаку от синдрома страха, но дело это трудоемкое, а результат сомнителен. С другой стороны, полностью исключить само наказание нельзя, хотя бы из воспитательных целей.
Второй метод основан на павловских рефлексах. Первое условие этого метода подкормка (вкусопоощирельный метод). Выполнил команду, получи поощрение: кусочек мяса, сухарик, короче лакомство. Не выполнил – дырку от бублика. В цирке это проходит, там дрессура сложная, животные дикие, и потом работа есть работа, можно и поголодать, а собака другое дело. Она все время с тобой, член семьи и никуда от этого не денешься. Опять же, пищевой рефлекс срабатывает пока собака голодна. А где вы видели голодную собаку в наше время, на помойке? Представьте, кончилось лакомство и собака тут же теряет к хозяину интерес. Собаки, как и люди, меркантильны. Можно один раз обмануть, а дальше что? Я видел такого горе дрессировщика, он километры отматывал в попытках поймать свою собаку. А если она служебной породы или бойцовской, не приведи бог, что с ней тогда делать и что делать окружающим людям, вокруг которых она бегает, да еще без намордника, а если дети, здесь я даже перекрестился. Вторым условием для выработки условных рефлексов четкое и громкое произнесение команд. С этим трудно не согласиться. Условие простое и понятное. Третьим условием по И.П.Павлову – полушария головного мозга собаки во время выработки условного рефлекса должны быть свободны от других видов деятельности. Иван Петрович, по всей видимости, придумал это условие после опытов с водкой, иначе как узнать, свободны эти полушария или нет. Чтобы кобель не обращал внимания на пустующую суку и выполнил команду «ищи», а как же инстинкт продолжения рода, заложенный природой. Любовь - дело серьезное. Какая уж тут работа. Четвертое условие – зрительное подражание (подражательный метод). Выполняет собака или дрессировщик команду «барьер», перелезает через препятствие, собака посмотрит на это безобразие, посомневается и выполнит. Ведь другая собака или хозяин смог, а у хозяина  вообще две ноги. Здесь тоже все без дураков, как без дураков и пятое, последнее условие. Условный раздражитель должен предшествовать безусловному (механический метод). Сказал стоять, а она сидит, ручку под животик, вот она и встала.
Я уже приготовился было к дрессировке, как узнал о теории передачи условных рефлексов по наследству. Н.П.Студенцов, Мюнтцинг, К.В.Судаков утверждали, что условные рефлексы становятся безусловными, да и сам И.П.Павлов не отказывался от этого предположения. И пускай Кру и Эгер в своих опытах на крысах и В.П.Коган на дафниях не подтвердили эту гипотезу, последующие опыты на шимпанзе оставили этот вопрос открытым. Почему я так долго об этом. Как человек ленивый я сразу понял, если хозяева родителей моей Динки не были дебилами и дрессировали своих собак, то моя задача свелась бы только к тому, чтобы она на подсознании вспомнила все команды и с ходу начала бы их выполнять. Вы даже не улыбайтесь. К такому же выводу пришел мой друг Андрей. Его Горыныч, красавец ризеншнауцер занял бронзу на первенстве России, схватывал все команды сразу и на лету. В следующих рассказах я еще вернусь к нему.
Итак, все сомнения отброшены, собака дрессирует себя сама, я лишь напоминаю последовательность шагов исполнения команд. Дина – «сидеть». Дина – «лежать». Дина – «стоять». Час и без всякой подкормки. Я был вдохновлен, собака счастлива. Мы были готовы к любым подвигам и наш энтузиазм не знал границ.


Рецензии