Пушкин, гадалка Кирхгоф и подружка Люда

Пушкин был суеверен, это факт. Его визит к неизвестно откуда взявшейся в 1810 году в Петербурге гадалке-немке Шарлотте Кирхгоф, вдове пастора и бывшей модистке, - тоже не секрет, как и её роковые предсказания его трагической судьбы. Но здесь речь пойдёт только о первом, самом приятном предсказании относительно письма про скорые деньги, над которым поэт сначала от души посмеялся, но, как оказалось позже, смеялся он преждевременно.

Если верить воспоминаниям современников, да и самому Пушкину, то дело было вот как: зимой 1818 года, желая узнать свою судьбу, ватага молодых людей завалилась на квартиру знаменитой гадалки. Среди этих неожиданных посетителей кроме Пушкина был его приятель Никита Всеволожский, основатель общества «Зелёная лампа», балетоман, с которым Пушкин разделял все забавы юных дней и которому ухитрился проиграть в карты тетрадь своих стихов. Среди гостей гадалки были также Александр Всеволожский, актёр Сосницкий и Павел Мансуров.
 
Гадалка уделила внимание всем своим посетителям. Последним в очереди за судьбой оказался Пушкин. Она гадала ему и по руке, и на картах. Первое её предсказание было очень приятным, хотя и маловероятным: она сказала, что Пушкина ожидает дома денежное письмо. Это известие несказанно развеселило вечно обременённого долгами поэта. Он не поверил в возможность такой удачи, поэтому поначалу легкомысленно отнёсся и к другим предсказаниям гадалки. Однако предсказание о скорых деньгах не заставило себя ждать: когда Пушкин возвратился вечером домой, его уже ожидало там письмо от его товарища по лицею Корсакова, в котором тот писал, что у него появилась возможность возвратить Пушкину свой старый карточный долг. А дальше сбылись и все остальные предсказания, к большому сожалению для последующих поколений.

Каким уж таким магическим предвидением обладала мадам Кирхгоф, я, разумеется, понятия не имею. А вот про свою подругу Люду могу точно сказать, что она не маг. Но однажды в юности судьба свела её на юге России с цыганкой, которая нагадала ей на картах всё, что незамедлительно сбылось. На Люду это произвело такое впечатление, что она попросила гадалку научить и её этому магическому ремеслу. Гадалка осмотрела Люду критическим взглядом и сказала: «А что, глаз у тебя чёрный, да и волос тоже – потянешь! Научу, но предупреждаю, что передать ты это можешь только тем, кто младше тебя. Будешь старших учить – и сама пропадёшь, и их загубишь». И научила Люду, которой тогда едва исполнилось двадцать лет, гадать на картах.
 
С тех пор Люда гадала всем, кто бы её ни просил. Не знаю, сбывались ли у других её предсказания, но мне она нагадала радостное событие, которое сразу же и сбылось – в точности как у Пушкина.

Однажды, много лет назад, мы сидели, как было тогда принято, на её уютной кухне за чашечкой кофе. Люда предложила погадать на картах и вдруг нагадала мне «пакет о деньгах». Я, почти как Пушкин, просто расхохоталась: мои финансы «пели романсы», и никакой пакет о деньгах я в принципе ниоткуда ожидать не могла. С тем я и отправилась домой.

В подъезде привычно вставляю ключ в почтовый ящик, выгребаю всякую эпистолярную макулатуру и поднимаюсь на свой этаж. Захожу в квартиру, без особого интереса бросаю взгляд на один из больших конвертов и вдруг понимаю, что это скорее пакет. Закрадывается подозрение, что это тот самый «пакет о деньгах», о котором «говорили» карты, раскинутые моей подругой просто для развлечения. Подругой, обученной гаданью степной цыганкой.  Дрожащими руками вскрываю пакет, а в нём документы на получение денег, которые я уж никак не ожидала вообще когда-либо увидеть – старинный мне долг, с которым я уже давно распрощалась.
 
Вот что это? Как эти Людкины карты могли такое знать? Были и другие предсказания с её же карт, очень конкретные - и они также сбылись. Поэтому я попросила подругу научить меня этому искусству, но она объяснила мне, что толку из такого обучения не будет. Я её на год старше, а её цыганская наставница такой вариант строго исключила. Учить можно только тех, кто младше.

Так что гадать я не умею, да и не моё это дело. Глаза у меня голубые, волосы светлые. Куда уж мне...


Рецензии