Семь дней в Феодосии

В Феодосию летом этого года я попал совершенно неожиданно для себя самого. Владислав, мой сын, который живёт уже лет десять в Москве с семьёй, собрался на машине в Крым на отдых, звал и меня, хоть на пару дней, повидаться, я отказывался, ехать не хотелось. Чёрное море у меня и в Одессе есть. Но восьмого июля, возвращаясь подшофе с празднования Дня Рыбака с бывшими коллегами, резко передумал.
 
- Да почему бы и нет? В Одессе меня ничего особо не держит. В Москву – далеко,  дорого и неудобно, а повидаться бы надо. Хоть с Вероникой поближе познакомлюсь, внучке  ведь уже четвёртый год! - В Крыму я бывал раньше только по делам, самым разным, даже служил месяц на сборах, на эсминце в Севастополе, но самого Крыма толком не видел.

В Феодосии же, в которой Влад уже забронировал номер на троих, я не был  никогда. Да и вообще, хотелось взглянуть на сегодняшний Крым своими глазами, прессе уже не знаешь, какой верить, все врут без исключения.

Вернувшись домой, набрал в Гугле «из Одессы в Феодосию», и - вуаля - открылся сайт заказа билетов на автобусы и микроавтобусы. Цена вопроса – 700 гривен, или 1600 рублей. Ещё винные пары из моей головы не выветрились, а билет я уже заказал, оставив себе сутки на сборы.

О проживании в Феодосии заботиться мне не приходилось, в комнате детей для меня хватало места. Дальше Влад собирался в Ялту и Евпаторию, но я так далеко не заглядывал. На автобус я сел с утра пораньше, с тем, чтобы ехать днём, в окошко смотреть, и границу днём проходить.

Вот о границе расскажу подробно, потому, что мало кто на ней побывал. Пограничных пунктов сейчас три, мы ехали через Армянск. Добрались туда в полдень, около  двенадцати. Там нас из двадцатиместного "Мерседеса" выгрузили, и выдали всем пластиковые жетончики, на одной стороне которых было написано «Одесса», а на другой «Феодосия». Сказали, что по другую сторону границы нас будет ждать такой же автобус. Вещи перед проходом границы пришлось нести на себе, пешком идти было не мало, с километр, если не больше.

На украинской стороне мельком глянули в паспорт, и пропустили на нейтральную землю, разделённую на две части. По одному тротуару люди с вещами  шли в Крым, по другому – в материковую Украину. Посередине – проезжая часть для автомобилей, медленно передвигающихся во встречных направлениях.

Ближе к крымскому пограничному пункту оба пешеходных потока уже проходили рядом, и разделены были только проволочной сеткой, ну, сетка-то тянулась весь километр зоны отчуждения, только сначала шла посередине дороги.

Здесь мне пришлось заполнить иммиграционную карточку с фамилией и именем, номером паспорта, указанием цели визита(частная), временем пребывания. Очередь собралась минут на двадцать, и российские пограничники были так  же вежливы, как и украинские, никто меня не задерживал, и в вещах не копался.

А вот после прохода границы ждать пришлось больше часа. Точная копия одесского автобуса нас, действительно, уже ждала, но пассажиры подтягивались медленно. Последнюю попутчицу мы и ждали более получаса, не знаю уж почему, что-то у неё с паспортом было. Но водитель без неё ехать отказывался, и поступал правильно, хотя люди и бурчали, и ворчали, и психовали.

Наконец, задержавшаяся  женщина прибежала, и мы тронулись в путь через Джанкой. Природа в северном Крыму ничем не отличалась от херсонской: те же деревья, те же степи, те же поля. Ну, разве что степей побольше, полей поменьше. Горы впереди по курсу показались только за полчаса до Феодосии, а моря мы по пути и вообще не видели.

Перед въездом в город  мы свернули налево и увидели, что рядом строят широкую современную трассу. Россияне, конечно, строят. Высадили нас на железнодорожной  станции «Айвазовская». Это было неожиданно, сын встречал меня на платформе автовокзала, и на два часа раньше. Украинские сим-карты не работали, даже и в режиме роуминга. Российские в режиме роуминга работали, но это стоило денег, и так просто никто своего телефона не давал.

Хорошо еще, что автовокзал был недалеко, через дорогу, сразу за красивейшей церковью святой Екатерины. Походив немного по его перрону , я понял, что нужно срочно покупать крымскую сим-карту, сына среди толпы я обнаружить не мог. После звонка Влад появился мгновенно, остановились они в пяти минутах езды, чуть дальше от центра Феодосии.

Ещё через полчаса я уже плавал в море. Людей в шесть вечера на берегу было мало. Пляж был песчаный, дикий, никаких раздевалок, киосков, но именно этим он мне понравился. В море не было никаких глупых буйков, ограничивающих плавание, никаких спасательных станций, и я после дороги получил огромное удовольствие, несмотря на неожиданно холодную воду.

Параллельно урезу воды тянулась песчаная полоса шириной метров десять - двенадцать  а сразу за ней полсотни разномастных строений, тесно прижавшихся друг к другу. Мини-отельчики были построены на базе эллингов – своеобразных лодочных гаражей.

Бывший лодочный причал начинался от бесплатного городского пляжа и тянулся в длину метров на триста. Выход к пляжу каждый отель имел свой, лестницы тоже были разные, внутренние и наружные, прямые и винтовые. Домов было всего около полусотни, пляж получился отделён от города, посторонний не зайдет.
 
Купаться я стал по утрам и вечерам каждый день. У сына были дела в городе. И мы уезжали с ним туда почти ежедневно, а иногда и Яну с Вероникой брали в центр, где внучка облюбовала детский развлекательный центр. Ездили однажды в Коктебель, где женская половина посетила дельфинарий, а чаще я отрывался от семьи и в одиночестве изучал достопримечательности Феодосии.

Город мне нравился. Он был, в основном, равнинным, и очень зелёным. Парки и скверы, сменяя друг друга тянулись параллельно морскому берегу широкой полосой.
 
Я посетил знаменитую на весь мир картинную галерею  И.К.Айвазовского, самого известного жителя города, в ней хранится самая большая в мире коллекция произведений  художника - более четырёхсот работ. В главном корпусе представлены полотна только на морскую тематику, и не только Айвазовского, но и других художников тоже.

Во втором корпусе, бывшем доме сестры художника, вывешены полотна на другие темы, и опять, не только Айвазовского.

Побывал я в очень интересном, хоть и небольшом по размеру, музее Александра Грина, вспомнил его жизнь и произведения, много и нового узнал, особенно о его личной жизни. В музей сестёр Цветаевых не попал, к сожалению, не хватило времени.

Зато я из конца в конец прошёл длинную феодосийскую набережную, и побывал также там, куда она не доходила. Я имею в вижу район старого города, где сохранились еще развалины Генуэзской крепости.

От неё мало что осталось, поэтому я на неё только издали посмотрел, зато неподалёку обнаружил несколько старинных храмов и красивый памятник Афанасию Никитину, который приезжал в эти места как раз для посещения храма Иоанна Предтечи. Знаменитый купец-путешественник стоит на небольшом постаменте, фигура выполнена из бронзы, в полный рост.
 
Рядом находилась и старинная армянская церковь, туда я тоже заглянул. В другом конце набережной я обнаружил ещё одну достопримечательность Феодосии - великолепный особняк, расположенный почти на берегу моря, известный под названием "Дача Стамболи".

На втором этаже виллы расположен музей подводной археологии, а первый сейчас реставрируется, пока лишь снаружи, а внутри проводятся экскурсии, мне как раз повезло попасть к её началу. Великолепная вилла построена в роскошном неомавританском стиле в начале двадцатого века для феодосийского табачного магната, Иосифа Вениаминовича Стамболи.
Скромно названный дачей дом, скорее напоминает дворец крымского хана. Небольшие купола в виде полусфер, крытые галереи и террасы, стрельчатые арки, мозаичные окна, ажурные решетки, изысканный интерьер - всё это радует глаз и заставляет поинтересоваться, что же там было в последние сто лет.

А было там многое. После революции в доме размещался штаб ВЧК, затем – санаторий, в войну – госпиталь для раненых красноармейцев, во время оккупации –  госпиталь для нацистов. Был в нём и пионерлагерь, и наркологическая клиника, и банк, и гостиница с рестораном. И, наконец, музей. Очень правильное решение!

Из дома Стамболи я попал в расположенный неподалёку большой ухоженный, тенистый парк с высокими деревьями. С удивлением обнаружил в нём древнегреческие развалины и заинтересовался их историей. Пришлось вернуться на дачу Стамболи, и даже там не сразу ответили на мои вопросы.

Всё же я узнал историю понравившегося мне парка. Первые посадки в нём были сделаны в 1959 году комсомольцами города при участии военных моряков. Территория парка - около шести гектаров, и он получил название Комсомольского.

Что же до древнегреческих развалин, они имитируют собой античные, которые примерно на этом месте и стояли.  Это своеобразное напоминание об основании в шестом веке до н.э. греческими выходцами поселения на берегу Феодосийского залива.

В парке находится мемориальный комплекс героям Великой Отечественной войны, и, кстати сказать, в городе очень многие улицы носят их имена.

Прошло пять дней, закончился срок, на который Влад снял номер, но уезжать мои дети передумали. Им, как и мне, Феодосия понравилась, и отель понравился, и пляж понравился, очень удобно было Яне там с внучкой. Но когда через несколько дней, они всё же собрались в дорогу, мы распрощались. В гостях хорошо, а дома лучше.

Предвосхищая вопросы читателей, сразу скажу, что разговоров на политические темы с крымчанами не вёл, да и вообще, ни на какие особенно не вёл. Говорят там все по-русски, как и в Одессе, так что меня все за местного принимали.
 
С водой в отеле было нормально, вода из кранов шла круглые сутки, но пить её не советовали - говорили, что техническая. Цены на всё выше одесских, а одесские - самые высокие в Украине. Карпатские отели дешевле почти вдвое. А что мне понравилось - то, что дороги стали строить и ремонтировать. Остальное, как мне кажется, дело самих крымчан, им там жить.

* На снимке - фонтан в центре Феодосии, возле музея Александра Грина.


Рецензии
Сколько раз бывал в Крыму раньше, а до Феодосии не добрался... Всегда мечтал побывать в музее Айвазовского. А там недалеко еще и Коктебель... Все названия на слуху. Теперь не знаю - попаду ли туда? Хотя и есть к кому. Старинный друг, однокашник живет там. Я был в Крыму в мае 2014, когда только начинали обустраивать границу. И был на своем авто - закрывал бизнес вопросы. Все происходило буднично, будто пограничные службы существовали всегда. По Крыму катался, как у себя дома: мы много колесили там раньше. Вот с Феодосией прокол... Значит, так судьбой решено. Удачи в творчестве!

Александр Алексеенко 2   06.04.2021 21:09     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.