3
Проблемой было незаметно попасть домой.
А продержаться теперь нужно до завтрашнего вечера. Вот добреду назад, и придётся ждать, пока погаснут окна в квартире.
Тихо открыть дверь. Послушать: уснули ли? Сняв обувь между дверей, на цыпочках в темноте подойти к своей комнате. Неслышно отпереть и войти. Закрыться изнутри. Снять одежду и рухнуть в кровать, почувствовав: сколько сил отнял этот вечер.
Утром проигнорировать соседский стук в дверь. Меня нет дома.
Дождаться, когда все уйдут. Сходить на кухню, поесть. Помыв посуду, оставить её на видном месте, на столе. Чтобы соседки вечером ответили обеим на звонки: вроде не ночевал, а днём был, ел, опять ушёл. Это уже по-иному волнительно для Леры и Тильды. Ну, негодяй, загулял у девки, но с собой покончить не собирается.
«И чего связался с этой малолеткой?» – ругал себя на следующий день, лёжа в постели. Одна девица, похоже, Джульетта, никак не могла уйти, поэтому я не мог выйти.
«Зачем мне проблемы той красивой девчонки? Не с жиру ли бесится? Мало мне своих? Кто я ей, и кто она мне? Нет, конечно, порыв благородный, по зову сердца, но вряд ли ей я должен поведать о Звезде по имени Солнце.
Однако теперь деваться некуда. Вечером придётся идти туда. Лучше её не ждать. Приду – нет её на набережной, пойду на мост прыгать».
Джульетта сегодня явно не собиралась никуда уходить, поэтому у меня созрел иной план. Я оделся, словно пришёл с улицы, выждал момент, когда она ушла в комнату, выбрался в коридор и скрылся между входных дверей. Пошумел замком, погремел ключами и открыл дверь. Разделся в прихожей и пошёл на кухню ставить чайник.
Джульетта тут же вышла.
- Привет, Виталик!
- Привет, Джульетта!
- Тебя тут обыскались твои женщины…
- Меня нет ни для кого. А вот-вот вообще могу уехать далеко и надолго.
- Так и передать?
- Да, не сочти за труд.
Поев, я всё-таки решил для гарантии свалить из дома. Могли нагрянуть, узнав о моём отбытии. Только объяснений мне не хватало.
Взял все оставшиеся деньги. Покутить что ли напоследок? Что бы мне ещё хотелось на этом свете?
Поломал над этим голову и не понял, что именно. Может, потому и ухожу?
Вставил наушники плеера, включив песню «Крэйзи». Она меня всегда успокаивала и на время мирила с миром.
Пожал плечами в ответ на не услышанный вопрос Джульетты, показав на уши.
И ушёл.
Я – не знаток английского, но как-то пытался перевести эту песню о безумии. Благо, текст был не слишком сложен. Пелось о том, что он помнит, когда сошёл с ума. Это оказалось даже приятно. Исчезли заботы. До этого он знал слишком много. Видимо, для того, чтоб быть счастливым. Те, кто считают себя нормальными, ошибаются. Они-то и есть сумасшедшие. Почему нет? Только сумасшедшие способны таким сделать белый свет. Но каждый приходит в этот мир не случайно, и умирает, лишь выполнив своё предназначение.
Maybe I'm crazy,
Maybe you're crazy,
Maybe we're crazy,
Probably…
Возможно, я сумасшедший,
Возможно, ты сумасшедший,
Возможно, мы сумасшедшие…
Возможно…
Классный припев, он меня особенно заводил. Надо же было написать такую песню…
Каково же моё предназначение? Пересказать кому-то историю Солнца? Кому это нужно и что это способно изменить?
У этой девочки не было взгляда волчицы. Возможно, к её ситуации больше подходила песня «Сплина» о той, что ходила голой на лестницу, и что хотела даже повеситься… вспоминая тех, о ком плакала, и ненавидя тех, о ком плакала… Зачем мне это знать? Мы даже именами не обменялись. Ей плевать на меня. Почему нужно за неё переживать? Она сейчас в школе, а топится для разнообразия – в перерыве между занятиями и сном. Ладно, слишком много о ней думаю.
Я свернул на 18-ю линию, чтобы выйти на набережную Шмидта.
Мудрецы якобы утверждают, что в каждом борются зло и добро.
А я думаю, не в каждом. В некоторых просто нечему бороться.
Это – пустые, полые люди, не обязательно с трухой в башке, как в мешке. Они могут быть очень неглупыми, прекрасно устраиваясь здесь за счёт других.
Но всё равно их царства обречены лежать руинами в пустых долинах, над которыми висят мёртвые звёзды…
А те, кто им служил и поклонялся, будут там же, молясь кактусу в пять утра.
Ибо ума у них недостаточно, как и решимости, они – не заблудшие бурные души, но полые, просто пустые внутри. Зря они надеются, что тысячелепестковая Роза сумрака расцветёт для них в этом царстве смерти.
И здесь и там они незрячи, видя то, о чём им скажут,
бесцветны, тихи, будучи эхом чужого,
бесформенны, меняясь под «как изволите?»
без сил и при жизни, хотя бы на жест…
Заметят ли они разницу, здесь появившись?
Ведь они не жили.
Не всё ли им равно кому поклоняться: живому идолу или живому кактусу?
Я много раз перечитывал загадочную поэму-пророчество Элиота о полых людях, стремясь проникнуть в потаённый смысл строк. И прочёл её так, как сказал.
В одном из более близких к тексту переводов говорится с издёвкой, что
«Глаз нет здесь
В долине меркнущих звёзд
В полой долине
В черепе наших утраченных царств
К месту последней встречи
Влачимся вместе
Страшимся речи
На берегу полноводной реки»
То есть, они погибают в пустыне, не видя реки под носом. Как не видели её и при жизни. И даже не искали.
«Никто и никогда не вспомнит самого главного
У безмятежной и медленной реки».
Как вспомнить то, чего не знал?
Только иные, чем они, могут надеяться жить, как поётся:
«На берегу очень дикой реки,
На берегу этой тихой реки.
В дебрях чужих у священной воды,
В теплых лесах безымянной реки».
Это для них сказано:
«Мы будем жить с тобой
В маленькой хижине,
На берегу очень дикой реки.
Никто и никогда, поверь,
Не будет обиженным
На то, что когда-то покинул пески».
Не с кем мне жить в этой маленькой хижине.
Я – плохой человек. Я никого не сделал счастливым, никого не спас. Эта девчонка не в счёт. Конечно, можно попробовать ей помочь. Но как? Прыгнуть на её глазах и кричать при этом, чтоб испугалась броситься? Если не удастся отговорить иначе. Почему бы и нет? Да, я – плох, во мне живёт зверь, как и в каждом. Но мой, видно, сильнее…
Что ж, если от него можно избавиться, только убив себя, я прикончу его.
Пусть он чувствует страх, скоро вместе уйдём.
Некогда меня посетила мысль, что стихи, настоящие стихи, пишет кто-то один, а подлинным поэтам лишь удаётся расслышать их. Тогда эти строки могут быть объединены, как единое пророчество – для каждого, ибо каждый соединит их собственным способом, близким ему, узнав своё. Даже тот, кто совсем не поэт, как я, например. Тут важно искать, не опуская рук, а не уподобляться полым людям.
Поэтому-то из Элиота вытекает песня Наутилуса о реке, поэтому в другой песне для меня сказано: как убить в себе зверя. В моём случае – вместе с собой.
Я готов утопиться хоть сейчас, но… придётся ждать до вечера. Нельзя обманывать доверие. Вдруг я что-то смогу для неё сделать?
Зверь… Я стал вспоминать эту песню, переделывая её под себя. Здесь скрывается зверь, во мне.
Он почувствовал страх, впереди его крах.
Он не спит, он хрипит, слишком сильная боль.
Я остановился у набережной, продолжая напевать.
Он идёт, он вопит, в нём пылает огонь.
…Ты с последней звездой улетишь в этот путь.
У тебя хватит сил не дождаться утра,
Этим вечером ты себе скажешь: «Пора!»
Искры тают в ночи, звезды светят в пути,
Вдаль лечу и мне трудно кого-то найти...
Я перешёл набережную и двинулся по гранитным плитам, напевая придуманное.
Потом я подумал, что, конечно, оборотни морочат мне и поэтам головы, перекупая людей, дурача их, а сами потешаясь.
Но те, кто поддаются на их посулы, виноваты сами. Можно повестись на обман –это одно, но не устоять перед искушением, согласиться участвовать в дурном деле… Не считая роковых стечений обстоятельств, вина за поступки лежит на вершащих зло, а не только на тех, кто подбил их на это. Ведь творящие плохое получают выгоду от своего поведения, если не материальную, то хотя бы похвалу.
Скорее всего, оборотни в нашем мире непобедимы, однако в мир Других быть забранным – надо заслужить. То, что удаётся расслышать поэтам, что нередко невнятно или иносказанием даже им сообщено, всё это – от Других. Не от оборотней же!
Однако насколько верно слышат поэты… Рерих мучился этим, ища знаки-подсказки и сомневаясь в возможности их прочитать. И писал о том:
«…Великое "сегодня" потускнеет
завтра. Но выступят
священные знаки. Тогда,
когда нужно. Их не заметят.
Кто знает? Но они жизнь
построят. Где же
священные знаки?»
И
«Иногда кажется, будто звучит
Царское слово. Но нет,
слов Царя не услышать.
Это люди передают их
друг другу.
Женщина – воину.
Воин – вельможе.
Мне передает
их сапожник–сосед.
Верно ли
слышит он их от торговца,
ставшего на выступ крыльца?
Могу ли я им
поверить?»
Однако… если Элиот правильно услышал и верно передал, а я верно его истолковал… то высшая справедливость всё же есть, хотя и не здесь, поскольку у нас на неё нельзя рассчитывать.
От столь сложных рассуждений у меня заболела голова. Или то погода виновата?
Усилился ветер, пошёл дождь, от которого захотелось спрятаться. Я натянул капюшон и побежал на другую сторону в поисках харчевни. Попалось кафе, где и решил переждать ненастье и побаловать себя напоследок.
Ожидая заказа, просмотрел журналы. Сплошная реклама и тому подобная чушь.
В кафе мне удалось пробыть не менее часа, по моим представлениям. Невзирая на дождь, зарядивший явно надолго, по-настоящему темнеть и не думало. А значит, до встречи у Тучкова моста был вагон времени.
В книжные в последнее время я перестал ходить. В самом крупном сетевом – две полочки тоненьких томиков поэзии на самом верху, стихов давно мне известных. Магазины старой книги умирают, и стихов не продают. Говорят: не востребованы. Плохо дело. Лера говорила, что стихами полнится интернет, и может найти и распечатать мне любое стихотворение… Но я туда не хожу. Ещё одно изобретение оборотней, чтобы успешнее зомбировать нас, подменяя слова.
Книжные отпали. Оставалось кино. Там, если и не понравится фильм, то можно уснуть.
Я поехал на Невский.
Признаюсь, я измучился, таскаясь повсюду до вечера, и чуть не опоздал на последнее свидание. Пришлось нырять в метро, а от Василеостровской бежать к мосту.
Одинокую, тёмную небольшую фигурку у парапета я заметил издалека. Она стояла и глядела вниз. Что-то внутри меня ёкнуло.
Мне удалось подойти со спины, но пугать не хотелось, и я медлил позвать её, придумывая, как это лучше сделать. Она опередила меня, обернувшись.
- Ты? – вырвалось у неё.
Я склонил голову.
Лицо её было мокрым, то ли от слёз, то ли от дождя.
- Плачешь? – спросил я.
Она вытерла ладонью лицо и сказала:
- Дождь.
И добавила:
- Ты опоздал. Я уже всякое думала…
Я вздохнул, и, пытаясь хрипеть, как он, пропел:
- «Мы успеем… в гости к Богу не бывает опозданий. Так что ж там ангелы поют такими злыми голосами?»
- Ты веришь в это? – спросила она.
- Нет.
- Жаль. А я подумала – веришь.
- Почему? Церковь не жалует самоубийц. Раньше их даже запрещали хоронить рядом с усопшими иным способом. И не отпевали.
- У тебя лик иконописный. И взгляд ясный. Подобные люди нож за пазухой не держат. Сегодня я в церкви была. За себя и тебя свечки поставила. Спасителю. Там на иконах похожие лица. А ты ведь вчера спас меня.
Я поразмышлял про себя, прежде чем отозваться на это. Конечно, что-то в этом было. Лицо у меня удлинённое, нос прямой, узкий и вытянутый. Может, она и права.
- История с этими лицами, - сказал я, - довольно сомнительная. Если приглядеться, вокруг мы таких лиц не увидим. То есть, писались они с других икон, а те, в свою очередь, когда-то с иных людей, пусть идеализированных. Ты знаешь, что некогда будущую Русь захватили будущие шведы… не улыбайся, так и было, только их у нас именовали вор-ягами сиречь разбойниками. Они правили на Руси около восьмисот лет. Так вот их лица больше похожи. Для этого достаточно посмотреть на современных шведов. Улавливаешь мысль?
- Ты хочешь сказать, что дальние предки у тебя – викинги?
- Нет, - помотал я головой, - совсем не это.
- А что же?
Я уже забыл сам, что хотел сказать, и потому сказал другое:
- Спасибо тебе за свечку.
Она издала смешок.
- Ты сегодня какой-то не такой…
- Да, - сказал я, - я сегодня – иконописный.
(далее:http://www.proza.ru/2018/11/10/1433)
Свидетельство о публикации №218111001429
Очень понравилась эта глава. Многое из нее Вы использовали недавно в своих мемуарах ( кстати, у них есть общее название?). О полых людях, о поэзии, о том, что стихи пишет кто-то один и важно расслышать что-то из этого и передать. Интересно о Рерихе, и цитаты из его стихов напомнили мне многое. ))
И это тоже: "Мудрецы якобы утверждают, что в каждом борются зло и добро.
А я думаю, не в каждом. В некоторых просто нечему бороться.
Это – пустые, полые люди...
Но всё равно их царства обречены лежать руинами в пустых долинах, над которыми висят мёртвые звёзды…"
Не знаю, противоречит ли это словам Евангелия: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих. Ибо ангелы их на небесах всегда видят Лице Отца Моего Небесного". Может, их ангелы потеряли всякую связь с ними?
И сцена встречи, конечно, тоже понравилась.
Большое спасибо и всего Вам самого доброго!
Вера Крец 22.11.2024 22:50 Заявить о нарушении
Если глянете в самое начало романа "Они среди нас", то там упомянута версия об ангелах, пожелавших остаться на земле против высшей воли... А поскольку вы наверняка читали, что ангелам понравились дщери человеческие, от которых они имели потомство, то...
Рад, что нравится) Но там ещё будут такие поороты сюжета, что... Нет, молчу))
Ааабэлла 22.11.2024 23:01 Заявить о нарушении