Сыктывкар. Нарьян-Мар

                Сыктывкар
     К востоку от Архангельской области лежит Республика Коми, территория которой доходит до Северного Урала. Около тысячи лет здесь живут коми-зыряне - народ финской языковой группы. В XV веке край вошёл в состав Московского государства. Русское население осваивало прежде всего бассейн реки Вычегды - важное звено на пути на Урал и в Сибирь. Здесь возникли большие торговые сёла. Одно из них - Усть-Сысола было в 1780 году преобразовано в город Усть-Сысольск. Долгое время он оставался единственным в этой земле. Огромный Усть-Сысольский уезд входил в состав Вологодской губернии.
     В том же 1780 году город получил герб, описание которого гласит: "В верхнем поле герб Вологодский, внизу - медведь, лежащий в берлоге в голубом поле. В знак того, что такового рода зверей в окрестностях города находится довольно. "
     Однако для коми медведь - не просто близкий сосед в северных лесах. Ош - Медведь - широко почитаемый герой легенд и сказок. Он - хозяин земли, отец мифических богатырей, может и помочь человеку, и помешать. Некоторые племена не охотились на медведя, считая его своим предком. Вероятно, и в устье реки Сысолы было когда-то святилище в честь Оша. Поэтому-то Топтыгин и оказался в городском гербе. Спящий в берлоге медведь - символ его связи с родной землёй. Сама берлога изображалась золотой - в знак богатства земли...
    В 1860-ые годы появился вариант герба, на котором губернский герб занимает угол, а медведь с красными глазами и языком уже привстал и выходит из берлоги. Вероятно, спящий мишка не приглянулся новому начальству, которое в духе времени реформ думало как-то цивилизовать отдалённый край? Одна деталь этого варианта совсем неудачна - медведь стал чёрным, а чёрный медведь означал для коми смерть...
    В советское время Усть-Сысольск стал столицей автономной Республики Коми и получил новое имя - Сыктывкар (Сыктыв - название на языке коми реки Сысолы, "кар" - город). Вопрос о гербе был вновь поднят в 1970-ые годы. В 1978 году, когда отмечалось 200-летие города, был утверждён его новый герб. автором которого стал художник В.Поляков. Наибольшей находкой в гербе стал щит в форме национального орнамента коми. В центр поместили старый щит с серебряным медведем, уже совсем вышедшим из берлоги, "как олицетворением разбуженного и преображённого края". Над зверем появилось ветвистое дерево, двойник человека в поверьях коми, символ связи земли, неба и подземного мира. Три потока воды стали означать впадение реки Сысолы в Вычегду. По углам разместились белые ели, тоже стилизованные под народные узоры, верхнюю ель окружила шестерёнка - распространённый советский символ промышленности. Цвета щита - красный и синий - повторяли цвета флага РСФСР.
    Этот вариант городского герба запечатлён в стихотворении сыктывкарского поэта Валерия Вьюжина "Мой город":
    ...Между железною дорогой
       И полноводною рекой
       Твой герб с медведем и берлогой
       Поставлен мирною рукой.

       Давно не признак глухомани,
       Давно не символ старины -
       Твой герб подчёркивает грани
       Минувших лет и новизны.

    ...Ровняя старые овраги,
       Стоишь с ковшом наперевес,
       И в горы глянцевой бумаги
       Ты перемалываешь лес.

       Вода и лес окольцевали
       Тебя, мой город, навсегда.
       Такая ширь, такие дали
       Не все имеют города.
      В ноябре 1993 года герб Сыктывкара значительно преобразился. Изображение медведя теперь стилизовано под знак- оберег и стало золотым. Он поджимает голову и расставляет передние лапы, оберегая зелёный росток ели, как хранитель города. Щит стал серебряным (цвет снежных полей Севера), синие ленты рек получили продолжение зелёными полосами, означающими леса, и белыми полосами (синий, зелёный и белый цвета вместе - цвета флага Республики Коми). Рисунок полос напоминает северное сияние. Вверху - золотой знак "шондибан", означающий солнце (автор герба - художник Анатолий Неверов).
     В дальнейшем вновь вернулись к уточнению герба, так как некоторые его детали сочли не вполне понятными (например, реки теперь текли прямо на медведя). В 2005 году появился уточнённый вариант: щит стал зелёно-синим, ленты исчезли, "шондибан" и росток ели теперь - белые, верхний знак считается в таком виде звездой (очевидно, Полярной).
     Медведь,встречающийся в окрестностях столицы края Коми и поныне, связывает город с историей и культурными традициями.
           ...Его опасались по имени звать.
              У коми он - дух, охранитель.
              Священным народ его стал называть,
              Ещё - "божество" и "вершитель".
              Республики нашей он символ навек,
              Хозяин тайги, покровитель.
              С ним в мире, согласье живёт человек,
              Быть может, он - наш прародитель!
                Влада Старкус,
                школьница, город Инта.

                Нарьян - Мар

      Если поглядеть на герб Нарьян-Мара - столицы Ненецкого автономного округа на самом северо-востоке Европейской России, сразу вспомнится известная песня:
                Нарьян-Мар мой, Нарьян-Мар,
                Городок не велик и не мал,
                У Печоры у реки,
                Где живут оленеводы
                И рыбачат рыбаки! (слова Инны Кашежевой)
      Всё, как в песне: голубые волны - река Печора, голова северного оленя с ветвистыми рогами и две рыбины в реке. Такой герб город за Полярным кругом получил, как и Сыктывкар, в 1978 году. Красный цвет поля герба указывает на название Нарьян-Мар - "красный город" (первоначально поле было голубым). Река - синяя. Автор герба - Семён Коткин.
      Город Нарьян-Мар был основан как посёлок в устье реки Печоры в 1931 году и вскоре преобразован в город. Его развитие началось в связи с освоением Северного морского пути и началом добычи угля в Воркутинском бассейне. В варианте герба 1978 года среди рогов оленя изображена буровая вышка.
      В 2001 году герб Нарьян-Мара был уточнён. Изчезла вышка, а изображения оленьей головы и рыб стали ближе к ненецким народным орнаментам. Красный цвет щита теперь означает красоту, мужество и жизнь, а синий(голубой) - честь, славу, преданность, истину и добродетель.
             


Рецензии