Пётр Алейников. Грустные глаза весёлого актёра

«Здравствуйте, наш воспитатель чувств!» - Так начинается одно из писем к артисту Петру Мартыновичу  Алейникову. А дальше – вопрос, звучащий, как требование:
«Ответьте, где сейчас находится артист Алейников и почему не участвует в новых кинофильмах?»
Это письмо запоздало. 9 июня 1965 года Пётр Мартынович после тяжелой болезни скончался. Но зрители об этом не знали и письма всё шли и шли. Домой, в редакции, на киностудии…
«Я скажу Вам лично, - писал школьник, - здорово Вы играете. В ряде фильмов Вы играете незначительные роли, но играете, как никто!»
«Вы, человек, который поднимал дух молодёжи моего времени, вселяя бодрость, уверенность», - это письмо с Камчатки от немолодого человека с просьбой приехать.
«Не забывайте ваши шутки и жесты, они очень хороши… Когда вас нет в фильме, скучно…» - пишут солдаты из воинской части.
Экипаж корабля просит послать на всех одну карточку. «Зал грохнул от радости, от появления вашего. Вот он где! Не уходите от нас, вы нам дороги.»
В этих выдержках из нескольких писем столько любви к актёру и заботы о его судьбе, что невольно задумываешься над тем, какую роль он играл в духовном формировании поколения. Да и не одного. Это дано не всякому. Не каждому напишут: « Вы, поистине народный артист!»
Алейников не только удачно сыграл ряд ролей, он выразил тип тогдашнего современника – в его главных чертах и в его многообразии. И если в этом портрете есть и пробелы, то вина не артиста – слишком часто его оставляли без новых сценариев, слишком часто заставляли повторятся… А потом, когда пришел иной возраст, не задумались над продолжением жизни открытого актером характера. Просто про этот характер забыли, а с ним и самого актёра, как это впрочем, часто бывает в нашем искусстве кино.
Длительное отсутствие Алейникова на экране болезненно переживали зрители, об этом говорят их письма. Артист и сам переживал, что в течении долгого времени не имел интересных предложений. То, что у этого актёра было много сил и возможностей для создания разнообразных ролей, видно по последней его работе в фильме «Утоление жажды», где он сыграл трагическую роль старого рабочего. За эту роль жюри Всесоюзного кинофестиваля, проходившего в Ленинграде в мае 1968 года, посмертно присудило ему Почётный диплом первой степени. А начиналось всё в далеком прошлом радужно и счастливо. После тяжелого детства (где светлые воспоминания остались только от Могилёвской детской воспитательной коммуны, куда он попал случайно) – годы учения в мастерской А. Герасимова в Ленинградском институте сценических искусств. Именно коммуна помогла формированию Алейникова, как актёра. Жизнь в сложном коллективе была не проста, она выработала наблюдательность и, главное, чуткость к другим людям, подход к ним без предвзятости, желание понять, прежде чем вынести тот или иной приговор.
И вот – первая роль, первый успех.
… На необитаемый остров в Арктику прибыли шесть зимовщиков. Отгремели выстрелы прощального салюта, скрылся за горизонтом пароход, зимовщики начали распаковывать свои вещи… И тут из ящика, как черт из табакерки, вылезает парень – первый арктический заяц – Петр Молибога! Так увеличилась семья учёных в фильме «Семеро смелых», так выросла семья советских киноактёров. Которые были настоящими профессионалами в искусстве и скромными по жизни людьми. До это Петр Мартынович снимался в маленьких эпизодических ролях фильмов «Крестьяне» и «Люблю ли тебя», после Арктической эпопеи он утвердил себя, как актёр талантливый и самобытный, со своей неповторимой изюминкой и характером. Думаю, что его раскрыл талант режиссера Сергея Герасимова, который на фоне фильмографии 30-х годов поставил по-настоящему глубокий фильм. «Семеро смелых» было явлением принципиально новым в нашем киноискусстве и новое это проявилось в игре актёров. В те годы в основном играли, подчеркивая эмоции, продолжая романтические традиции героического театра. Некоторые просто «снимались» игнорируя психологию, эксплуатируя типажность, внешние данные. Сергей Аполлинариевич Герасимов, сам выдающийся артист, отдавший дань и тому и другому увлечению, нашёл пути для воссоздания правды жизни персонажа. Главное заключалось в непосредственной реакции на окружающее. Человек совершает обычные действия, но всегда они связаны с его психологическим состоянием. Это проявилось и в игре Алейникова. Все смены настроения повара Молибоги передавались через обращение с привычными вещами (кухонная утварь и т.д.), что позволило без нажима, без открытой демонстрации чувств, раскрыть глубину и напряженность в самых естественных проявлениях. Такая манера игры актёров отвечала возрастающему интересу современников к чувствам, душевному миру нового человека.
Свои новшества Герасимов продолжил развивать и в фильме «Комсомольск», где Пётр Алейников играл роль… Петра Алейникова, подростка, отправившегося в тайгу строить город Юности, бескомпромиссного, готового каждую минуту отдать все силы борьбе за правду. В характере этого юноши нашли продолжение черты, открытые в Молибоге, - прямота, общительность, непосредственность реакции, честность, готовность к добру. Алейников играя свои роли, незамысловатые по содержанию, создал тип молодого человека того, довоенного времени. Его имя стало нарицательным, обозначая вполне определённый характер. Жизненность этого характера подтверждали роли, сыгранные актёром в картинах других режиссеров, по методу работы далёких от Герасимова. Алейников сумел сохранить верность принципам Герасимовской школы. Так в фильме Л.Лукова «Большая жизнь» (1-я серия) молодой шахтёр Ваня Курский выделяется своей убедительностью, естественностью поведения. Актёру впервые пришлось играть парня, будто наделённого одними отрицательными чертами, но в ходе действия начавшего понимать многое из того, что раньше не задевало его душу, его мысли и совершающего, к конце концов, благородный поступок. Но все это получилось не вымученно, как было в героико-приключенческом кино тех лет, а естественно. Душевные качества этого паренька, поначалу глубоко запрятанные, пробивались постепенно сквозь напускную браваду и развязное поведение, за которыми стояли стеснительность и стремление утвердить свою независимость и, главное, «взрослость»…  Ему удавалось показать все это на экране – мастерски! И дальше ему не раз приходилось открывать в своих героях доброе и благородное. В примитивно написанных сценарных персонажах умел найти характер и человеческое своеобразие, от того и запоминался зрителю, как было и в популярной комедии режиссера Ивана Пырьева «Трактористы». Ну, кто не помнит там весельчака который поёт: «… Здравствуй милая моя, я тебя заждалси! Ты пришла, меня нашла, а я и растерялси…» Умора, в этой сногсшибательной сцене он затмил самого Крючкова! А в комедии режиссера Н. Садковича «Шуми городок», сюжет позволил артисту попробовать себя в лирических сценах, он там играл влюбленного юношу.
 Потом пошли повторы образов и найденных к ним клише, просто режиссеры использовали уже найденные в нём амплуа. Так проще, взять типаж и эксплуатировать его, пока не надоест. И посыпались фильмы такие, как «Пятый океан», «Случай в вулкане» и др. А Петру Мартыновичу хотелось играть разные роли, решать сложные творческие задачи…
Однажды судьба ему улыбнулась. Режиссер Александр Роу, наш знаменитый сказочник, пригласил Алейникова на роль Иванушки в «Коньке-горбунке». Выбор был не случаен. Кто из актеров мог бы лучше, чем он, сыграть героя русских сказок – чудаковатого и простоватого, доверчивого и душевного, мудрого и лукавого, отважного и изобретательного? Удивительно проникновенно и широко он сыграл эту роль, обнаружив такие творческие возможности, какие трудно было предполагать у молодого актёра. Может быть секрет его обаяния именно в том, что созданный им образ был очень близок и симпатичен зрителю, уставшему от тогдашних штампованных героев? Да, это так. Алейников открыл экрану новый характер робкого, стыдящегося своей душевности юноши, готового к добру, жадного к веселью, озорного, но в тоже время мудрого и талантливого. Даже когда актёр играл пустоватых юношей, он всегда оставлял ощущение, что есть в них «что-то большее».
Я читала старую критику о нем, где говорилось, что неповторимость облика артиста и постоянство определенных черт, должны были заинтересовать создателей комедий. И в самом деле, вспомним, хотя бы, что успех западных комедий принесли именно актеры определенного типажа: Макс Линдер, Чарли Чаплин, Гарольд Ллойд, Фатти, Тото, Фернандель, Бурвиль и Луи де Фюнес, они создавали определенный социальный тип, характерный для своего времени. Многие жалели, что Алейников не стал таким героем. Но, в том-то и дело, что он не западный актер, шарнирный и штампованный, марионеточный типаж, в нем как раз и не было постоянства определенных черт, как считала тогдашняя критика. Он был наполнен более высоким, чем то, в чём играл. Я, например, не могу его представить в роли постоянного комика, как многие кинокритики, да ещё похожего на вышеперечисленных. Вглядитесь в его глаза, неужели в них много комичного? Там драма, поиски себя, жизнь! Вот чем полны они, а не шутовскими колпаками и погремушками. Потому и брали его режиссеры не в комедии а в полные трагедии и жизненной драмы фильмы, такие как: « Она защищает Родину», «Непобедимые», «Во имя Родины», «Морской батальон», «Небо Москвы»... Там он не раскрывал свой старый характер, там он создавал новый, был другим! Долой образную статику, тут движение вверх, тут жизнь! Не менее существенно и то, что актёр в этих серьезных фильмах о суровых и тяжких годах в истории нашей страны сохранил юмор, но не комический, а юмор, как проявление народного оптимизма, жизнерадостности.
Алейников не замыкался в кругу достигнутого, но многим режиссерам он по-прежнему казался Курским и Молибогой. Но не всем, к счастью. Иначе мы никогда бы не увидели на экране бригадира-инвалида из фильма Л.Кулиджанова «Отчий дом». Из последних его ролей очень запомнилась именно эта. Бывший фронтовик, честный труженик стоит перед оскорбившим его прорабом «отходников», строящих в деревне коровник. И вот, он оскорбленный, уходит. Уносит на своих плечах эту безмерную боль, а сколько её было в глазах его в сцене разговора с тем грубым бригадиром! И председатель смотрит с грустью ему вслед, и тут же принимает единственно правильное решение, убрать отсюда этих «отходников», куда подальше. Какая это была сцена! Одна из самых ярких в фильме, когда только глазами и выражением лица актёр рассказал всю горькую историю своего персонажа. Вот тут и видно большого мастера в маленькой роли!
Последняя роль в кино у Алейникова была в фильме Б.Мансурова «Утоление жажды», в котором он снимался вместе с дочерью Ариной и сыном Тарасом. Арина исполняла роль дочери героя фильма, Тарас – молодого геолога. Говорят, детей пригласили там сыграть не случайно, актер тогда уже болел и ему на съемочной площадке требовалась помощь близких. Алейников играет опустившегося старика бульдозериста. Артист безжалостен к своему герою, он не ищет для него снисхождения в обстоятельствах, которые, конечно же, были немилостивы. Бульдозерист, украв деньги у своих товарищей, на коленях вымаливает у них прощение. В этом человеке не всё потеряно, у него есть стержень, который помогает ему возродиться. С большой достоверностью и силой раскрывает это актер в своем герое. Он удивительно правдив, показывая, как возмущен бульдозерист, когда в момент катастрофы стяжатель, только на определенных, рваческих условиях соглашается помочь в беде. Оттолкнув подлеца, старик вместе с дочерью присоединяется к тем, кто самоотверженно бросился на спасение дамбы и людей.
  Исключительно интересна эта последняя роль талантливого артиста, Алейников, как бы ещё раз, утверждает мысль, которую всегда нёс с экрана – нужно быть Человеком! И в первую очередь это зависит от самого человека.

( В статье использованы материалы Н.Кладо).


Рецензии
Как хорошо, что Вы вспомнили об этом талантливом, неповторимом актере. Океан воспоминаний и о нем и о собственной юности. Спасибо Вам.

Артем Кресин   23.08.2019 09:10     Заявить о нарушении
О них никогда нельзя забывать. Наше Великое искусство было освечено их неповторимыми талантами!
Спасибо Вам, что прочли и откликнулись!
С уважением!

Ольга Азарова 3   23.08.2019 18:57   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.