По горней отчизне тоскою полна...

По мотивам поэмы "Демон" Михаила Юрьевича Лермонтова.

1.
По горней отчизне
Тоскою полна,
Стремления к жизни
Не знала она.

И дни проходили
Бесследно, пусты.
Цветок увядал,
Не отдав красоты.

Но ясною ночью
Под белой луной
Он тихо возник,
Шелестя за спиной:

"Пойдём же со мною,
Что мучиться зря?
Там гордые реки
Вскрывают моря.

Там огненной лавой
Струится поток,
Что Солнце ведёт,
Раздувает Восток.

Там горы безмерны,
Равнины чисты,
Такой ты не знала
Ещё красоты."

И руки протянуты,
Руки берёт
И в дали златые
Чудесно ведёт.

2.
И вот, проживает
Красавица там.
Года и минуты –
Все равны векам.

Там время остыло,
Замедлило ход,
И Солнце пустынно
По небу бредёт.

С рождением ночи
Приходит Луна,
Прекрасней и звонче
Сияет она.

Любуясь бессонно
Все дни напролёт,
Познала, что снова
Душа не поёт.

И к Демону,
Страстной мольбою полна,
Опять обратилась
С надеждой она.

«О, Демон прекрасный!
Ты полон душой,
Ты мой безучастный
Усилил покой.

Я думала: стану
Сиять и гореть,
Когда перестану
На землю смотреть,

Где много страданья
И мерзко больны
Подлунного мира
Стяжатели тьмы.

И нужно признаться:
Покой я нашла,
Красой пропитаться
Успела сполна.

Изведать сумела
Стихию и лёд,
Но эта дорога
На свет не ведёт.

Сильнее и чище
Сияют лучи,
Но горнего смысла
Ты в них не ищи!»

«Что ж», - Демон ответил,
Свой взор затая, -
«Такого блаженства
Не знаю и я.

С рожденья прикован
К мирам красоты,
Я мёртвого смысла
Лишь знаю черты.

Оправиться сложно
От этого сна:
Чудесною ложью
Жить можно сполна.

Веками кипучий,
Наземный народ
Прекрасною ложью
Живёт и живёт.

Я к правде и свету
Не знаю пути,
Придётся на землю
Обратно идти.

Лишь там, узнавая,
Чем радостен звук
Неровных шагов
И неправильных рук,

Неправильных лиц,
И чем доля сладка,
Вручённого смерти
Живого цветка…

Я слышал, что там лишь
Находят покой,
Что там только можно
Проснуться душой.
 
И если ты этот
Проделаешь путь,
То сможешь потом
И ко мне заглянуть.

Поделишься светом
И станет живей
Холодное сердце
Одной из теней».

3.
По горней отчизне
Тоскою полна,
Стремление к жизни
Узнала она.

Вернулась на землю
Отведать щедрот,
Что горе, страданье
И смерть нам даёт.

Узнать, как душа
Погибает от мук,
Как много на свете
Испорченных рук

И дум, что чернее
Земли и угля,
Как сердце немеет
Куском янтаря.

Как праведной сложно
Стезёю идти.
Как серою ложью
Размыты пути.

4.
И вот, час приходит
Для смерти её.
В сияние входит
В сияньи идёт.

Лицо и одежда,
И пламя души
Таинственным светом
Делиться спешит.

И правда не знает
Границ и преград,
Но правды сиянью
Наш Демон не рад.

Он в очи златые
Взглянуть не посмел,
И словно от боли
Застыв, онемел.

«Пойдём же со мною,
Что мучиться зря»
Туда, где всё время
Сияет заря.

Туда, где прекрасный,
Живой небосвод
В душе безучастной
Твоей запоёт.

Где люди и дети,
И звери чисты,
Где гибкие ветви,
Живые листы.

Но Демон печально
Качал головой.
«Я Демон, идти
Не могу за тобой.

Мой жребий – парить
В тех холодных мирах.
Я телом силён,
Но душа моя – прах.

Мне горнего мира
Губителен зной,
Он глаз нестерпимо
Палит белизной.

Светил круговой
Непрерывен полёт -
Чужая звезда
В этот мир не войдёт.

А горы прекрасны
И реки чисты,
Довольно в своих мне
Мирах красоты».

И руки красавицы
Падают вниз,
С бессильем взирает
На бездны глазниц.


То Демон прекрасный,
Исполнен собой,
К мирам безучастным
Прикован душой.

Там сильно и чисто
Сияют лучи,
Но горнего смысла
Ты в них не ищи…

(2015)


Рецензии
Вам удалось выдержать длинно и красиво все изложить...
Я думал короче будут стихи и был приятно удивлен умением ДЕРЖАТЬ ТЕМУ

Виталий Нейман   05.10.2019 00:47     Заявить о нарушении
Очень приятна и значима для меня Ваша оценка. Первое у меня произведение такое.

Наталья Ковылина   06.10.2019 02:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.