Исповедь забытой дочери 6

   Маме очень нравилась её работа. Преподавала она продтовары в торгово-кулинарном техникуме. Девушки уважали и любили молодую учительницу, работалось легко и интересно. Одно угнетало - приходилось ездить в Ульяновск на автобусе из Новоульяновска, а до дома родителей в селе ещё два километра идти пешком. Когда уроки заканчивались поздно, оставалась ночевать в учительской на диване.
 
   В тот злополучный день был педсовет, который затянулся допоздна. Ночевать на работе не было смысла - назавтра выходной день. Она опоздала на последний автобус. Долго стояла на трассе и ловила попутные машины. Высокая и красивая, мама была одета по последней моде - носила вещи, привезенные из Польши. На ней был жёлтый плащ в черную клеточку, туфли лодочки на каблуках, на шее пестрая газовая косынка, на руке поблескивали золотые часы. Наконец остановился какой-то рабочий автобус и мама села. Автобус оказался почти пустой, только пара мужиков в телогрейках возвращались со смены. Они вышли по дороге, а в автобус подсел подозрительный тип. Он сразу приметил нарядную пассажирку с золотыми часами на руке.
 
   Попутчик о чём-то говорил с водителем и посматривал на маму. Она всегда определяла людей по тембру голоса - этот был явный преступник. Хриплый, скрипучий голос, словечки, принятые в уголовной среде - у женщины мороз пробежал по спине.
 
   Она сошла на конечной остановке и быстро направилась домой по грунтовой дороге. Было уже темно, дорогу освещали только окна сельских домов. Люди ещё не спали. Она услышала шаги за спиной и ускорила шаг. Преследователь тоже ускорился! Тогда она побежала.
 
   - Стой! От меня не уйдёшь! - крикнул бандит. Она оглянулась и увидела как в руке у преследователя блеснуло лезвие ножа.
 
    Мама бежала и громко звала на помощь. Она стучала в окна домов, но никто не вышел на её зов. Бандит схватил маму за полу плаща, но она вырвалась и с криком побежала быстрее. И тут в одном месте отворилась калитка и она нырнула в темноту двора. Тёмная фигура быстро затворила калитку на запор. Преследователь замешкался.

   - Это кто тут в темноте шляется? - услышала она уверенный женский голос, - Ваня! Неси топор - к нам воры лезут! А ну пошёл отсель, а то лопатой башку снесу! - мама забежала в раскрытую дверь избы. Следом за ней вбежала хозяйка и заперев дверь, с чувством перекрестилась .
 
   - Кажись, вовремя успела! Ну что ты там, жива что-ль? - спасительница рассматривала маму в упор, - ну, рассказывай что-ли, чё с тобой приключилась? Меня Тосей кличут, а тебя как?
 
   - Лида, - дрожащим голосом ответила мама, - её все ещё колотил озноб от пережитого страха. Зубы выбивали мелкую дрожь, - а Ваня ваш где? - спросила она осматривая скромное жилище своей спасительницы.
 
   - Ваню моего на войне убили. Вдовая я уже больше двадцати лет, - призналась Тося, - это я для острастки крикнула. Одна живу. Ты проходи, да раздевайся - чаю попьём. Он поди, ушёл уже. Женщина погасила свет и вгляделась в темноту улицы.
 
   - Ан нет! Стоит курит у забора! Посидим в темноте - вдруг у него пистолет при себе? - покурив, бандит медленно повернул назад и вскоре его силуэт растворился в темноте.
 
   Хозяйка наглухо закрыла занавески и поставила чайник на плиту. Вскоре они уже пили чай с печеньем и рассказывали друг дружке о своей жизни. Мама благодарила свою спасительницу, а та была рада неожиданной гостье. Спать легли далеко за полночь.
 
   На следующий день, мама купила бутылку водки, конфет и колбасы. Пошла к Тосе и они весело отметили чудесное спасение.
 
   - Вот, оказывается, как бывает! - восклицала мама, - ведь в домах были мужики! А отворила дверь и защитила меня, только одинокая пожилая женщина! До конца своих дней мама вспоминала Тосю и молилась за свою спасительницу.
 
    Дома особо не беспокоились - думали что мама заночевала на работе, но когда она рассказала о своем приключении, муж ударил кулаком по столу и заявил:
 
   - На хрен такую работу! Увольняйся! Как нибудь прокормлю вас с дочкой. Старики его активно поддержали и мама уволилась с любимой работы, с большим сожалением и  тоской в сердце.

   Вскоре отец получил комнату в семейном общежитии в Новоульяновске и они с мамой переехали туда жить, а я осталась у бабушки и деда в сельском доме, по решению семьи. Мама устроилась на работу рядом с домом в городской торг. 
 
   Хочу заметить, что моя мама была очень честным и совестливым человеком. Было это в эпоху дефицита, когда продавцы прятали ценные товары под прилавок и потом продавали знакомым и "нужным" людям. В торговле воровали, испорченные продукты списывали и передавали в столовые - это называлось "пропустить через общепит", а свежие уносили домой. Мама взялась бороться за справедливость и вскоре её невзлюбили и дружно выжили с работы.

   Я отчетливо помню себя в три года. Родители взяли меня в общежитие. А там, вот чудо - у соседей тоже есть дети моего возраста и зовут меня играть с ними! Я рвусь к ним, но мама не пускает - дети недавно перенесли коклюш и я могу заразиться. Меня снова отводят к бабушке. Но я где-то успела подцепить ветрянку и вскоре лежу с высокой температурой, а всё тело нестерпимо чешется. Я всё же содрала ногтями пару болячек и на всю жизнь остались маленькие оспины.
 
   На Волге, в заливе стоят два сказочных корабля - мне так хочется туда! Взрослые называют их "брондвахтами". Говорят, что старые отработавшие свой век теплоходы, отдали под общежитие людям. Семьи с детьми живут в тесных каютах, а мусор кидают прямо в воду. Через время жильцов расселили, а старые корабли сожгли. Мне их было очень жалко, а мама говорила что там полно клопов и тараканов.
 
   А потом отец получил однокомнатную квартиру в центре Новоульяновска и у нас началась новая жизнь.
 
      Продолжение http://www.proza.ru/2018/11/11/1893


Рецензии
Тяжело жили люди в то время. И жилья не хватало, и клопы с тараканами часто в квартирах были. Жуть просто. А случай этот с бандитом просто кровь леденит, а всё же спас Бог Вашу маму с помощью Тоси. Волнующая глава, но интересная.
Спасибо, Ниночка.

Мила Стояновская   23.10.2022 14:37     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила! Вашим предкам ещё более страшные испытания выпали. В шестидесятые годы ещё сильно помнилась война и хозяйство не успели восстановить. Люди жили в бараках и коммуналках, одевались в ватные телогрейки и радовались, что остались живы. Но жизнь с каждым годом становилась лучше.

Нина Джос   23.10.2022 16:09   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.