Истребительный авиационный полк ПВО Особого Назнач

Истребительный авиационный полк ПВО Особого Назначения.

(краткая историческая справка)

Истребительный авиационный полк ПВО Особого Назначения сформирован в период с 2 сентября 1942 года по 29 сентября 1942 года на основании Приказа НКО СССР №00179 от 17 августа 1942 года на аэродроме Химки по штату 015/325 из лётчиков Истребительной Авиации ПВО имеющих боевой опыт.

Нахождение в строю:

С 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года (225 дней).

В составе действующей армии:

С 1 октября 1942 года по 14 апреля 1943 года (196 дней). Перечень №11.

В составе объединений:

С 2 сентября 1942 года по 29 сентября 1942 года – в составе Истребительной Авиации ПВО.
С 1 октября 1942 года по 14 апреля 1943 года – в составе Воронежско- Борисоглебского дивизионного района ПВО (в оперативном подчинении Воронежского Фронта).

В составе дивизии:

С 1 октября 1942 года по 14 апреля 1943 года – в составе 101-й истребительной авиационной дивизии.

Командир полка:

Подполковник Терешкин Александр Алексеевич – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года. Назначен на должность командира 910-го истребительного авиационного полка ПВО Особого Назначения.

Заместитель командира полка по политической части:

Майор Скудин Григорий Филиппович – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года. Назначен на должность заместителя командира 910-го истребительного авиационного полка ПВО Особого Назначения по политической части.

Начальник штаба полка:

Подполковник Бурдаев Николай Петрович – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года. Назначен на должность начальника штаба 910-го истребительного авиационного полка ПВО Особого Назначения.

Участие в операциях и битвах:

Формирование – с 2 сентября 1942 года по 29 сентября 1942 года.
ПВО объектов в полосе Воронежского Фронта – с С 1 октября 1942 года по 14 апреля 1943 года.

Герои Советского Союза:

14 февраля 1943 года. Шавурин Пётр Иванович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи истребительного авиационного полка Особого Назначения 101-й истребительной авиационной дивизии Воронежско- Борисоглебского дивизионного района ПВО удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда №703.

Потери:

27 декабря 1942 года. Шавурин Пётр Иванович. Старший лейтенант. Лётчик истребительного авиационного полка ПВО Особого Назначения. Сбит на самолёте Як-7 при выполнении воздушного тарана в районе Алонцево. Выбросился с парашютом. Жив. Вернулся в полк.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.

Воздушные победы:

27 декабря 1942 года. Шавурин Пётр Иванович. На истребителе Як-7 сбил тараном Ju.88 в районе Алонцево.
6 января 1943 года. Борисенков и Власов. На истребителях Як-7 сбили в паре Ju.88.
10 января 1943 года. Иванов и Ивлев. На истребителях Як-1 сбили в группе FW.200 юго-восточнее Клётская.
10 января 1943 года. Козлов Николай Александрович. На истребителе Як-1 сбил в группе FW.200 восточнее Венцы.
10 января 1943 года. Денчик и Шкурупий. На истребителе Як-1 сбил в паре Ju.88 в районе станицы Нижне-Чирская
13 марта 1943 года. Шкурупий Алексей Тарасович. На истребителе Як-1 сбил Ju.88 в районе Чугуев.
16 марта 1943 года. Белый Анатолий Романович. На истребителе Як-7 сбил Bf.109 юго-восточнее Купянск(3)
18 марта 1943 года. Бабич Виктор Иванович. На истребителе Як-1 сбил Bf.109 в районе Купянск(4)
18 марта 1943 года. Иванов Степан Гаврилович. На истребителе Як-1 сбил в паре Bf.109 южнее Купянск.
19 марта 1943 года. Коблов Сергей Константинович. На истребителе Як-1 сбил He.111 в районе Ольховатка.
19 марта 1943 года. Часнык Николай Леонтьевич. На истребителе Як-1 сбил Ju.88 восточнее Белый Колодезь(3)
19 марта 1943 года. Коблов  и Часнык. На истребителях Як-1 сбили в группе Bf.109 в районе Валуйки.
19 марта 1943 года. Коблов  и Часнык. На истребителях Як-1 сбили в группе Bf.109 в районе Валуйки.
19 марта 1943 года. Коблов  и Часнык. На истребителях Як-1 сбили в группе Bf.109 в районе Валуйки.
19 марта 1943 года. Коблов  и Часнык. На истребителях Як-1 сбили в группе Bf.109 в районе Валуйки.
28 марта 1943 года. Козлов Николай Александрович. На истребителе Як-1 сбил Ju.88 западнее Тим(14)
29 марта 1943 года. Власов Иван Демьянович. На истребителе Як-7 сбил в паре Ju.88 районе Городище.
29 марта 1943 года. Иванов Степан Гаврилович. На истребителе Як-1 сбил Ju.88 юго-западнее Касторное(5)
29 марта 1943 года. Коблов Сергей Константинович. На истребителе Як-1 сбил He.111 в районе Валуйки.
29 марта 1943 года. Козлов Николай Александрович. На истребителе Як-1 сбил Ju.88 южнее Тим(15)
29 марта 1943 года. Часнык Николай Леонтьевич. На истребителе Як-1 сбил He.111 в районе Белый Колодезь(4)
5 апреля 1943 года. Власов Иван Демьянович. На истребителе Як-7 сбил в паре Ju.88 севернее быстриково.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

Награждены орденами СССР:

Приказ командира 101-й истребительной авиационной дивизии №028/н от 23 января 1943 года.

Борисенков Владимир Николаевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды(1).
Власов Иван Демьянович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Шкурупий Алексей Тарасович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Истребительной Авиации Войск ПВО Территории Страны №015/н от 30 января 1943 года.

Борисенков Владимир Николаевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды(2).

Приказ командира 101-й истребительной авиационной дивизии №039/н от 1 февраля 1943 года.

Ивлев Борис Сергеевич. Старший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года. Москва.

Шавурин Пётр Иванович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Ленина(1)

Приказ Командующего Войсками Протививоздушной Обороны Территории Страны №03/н от 1 апреля 1943 года.

Бабич Виктор Иванович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Пасюк Николай Маркович. Лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Гришков Николай Калинкович. Капитан. Штурман полка. Орден Отечественной Войны I  степени.

Приказ Командующего Истребительной Авиацией ПВО Территории Страны №061/н от 1 апреля 1943 года.

Бабич Виктор Иванович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Отечественной Войны I степени.
Крючков Михаил Сергеевич. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Отечественной Войны I степени.
Мирошниченко Виктор Ефимович. Капитан. Заместитель командира эскадрильи по политической части. Орден Отечественной Войны II степени.

Приказ Командующего Истребительной Авиацией ПВО Территории Страны №077/н от 1 мая 1943 года. Москва.

Гусев Григорий Яковлевич. Старший техник-лейтенант. Старший техник эскадрильи. Орден Красной Звезды.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

Вооружение:

Як-7 – с сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года.
Як-1 – с сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года.

Дислокация:

Химки – с 2 сентября 1942 года по 29 сентября 1942 года.
Желтухино
Борисоглебск

УТОЧНЯЕТСЯ

14 апреля 1943 года истребительный авиационный полк ПВО Особого Назначения переименован в 910-й истребительный авиационный полк Особого Назначения.

Дополнительная информация:

Герои Советского Союза проходившие службу в полку (8)

Денчик Николай Фёдорович – с декабря 1942 года по 14 апреля 1943 года.
Елдышев Анатолий Алексеевич – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года.
Иванов Виктор Павлович – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года.
Иванов Степан Гаврилович – с октября 1942 года по 14 апреля 1943 года.
Коблов Сергей Константинович – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года.
Козлов Николай Александрович – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года.
Часнык Николай Леонтьевич – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года.
Шавурин Пётр Иванович – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года.

Лётчики-ассы проходившие службу в полку (13)

Белый Анатолий Романович – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года. 1 личная победа в составе полка.
Власов Иван Демьянович – с октября 1942 года по 14 апреля 1943 года. 3 групповые победы в составе полка.
Денчик Николай Фёдорович – с декабря 1942 года по 14 апреля 1943 года. 1 групповая победа в составе полка.
Елдышев Анатолий Алексеевич – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года. Побед в составе полка нет.
Жилин Юрий Васильевич – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года. Побед в составе полка нет.
Иванов Виктор Павлович – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года. Побед в составе полка нет.
Иванов Степан Гаврилович – с октября 1942 года по 14 апреля 1943 года. 1 личная и 2 групповые победы в составе полка.
Ивлев Борис Сергеевич – с ноября 1942 года по 14 апреля 1943 года. 1 групповая победа в составе полка.
Коблов Сергей Константинович – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года. 2 личные и 4 групповые победы в составе полка.
Козлов Николай Александрович – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года. 2 личные и 1 групповая победа в составе полка.
Фёдоров Константин Фёдорович – с октября 1942 года по 14 апреля 1943 года. Побед в составе полка нет.
Часнык Николай Леонтьевич – с 2 сентября 1942 года по 14 апреля 1943 года. 2 личные и 4 групповые победы в составе полка.
Шкурупий Алексей Тарасович – с октября 1942 года по 14 апреля 1943 года. 1 личная и 1 групповая победа в составе полка.

Личный состав полка:

Бабич Виктор Иванович
Белый Анатолий Романович
Борисенков Владимир Николаевич
Бурдаев Николай Петрович
Власов Иван Демьянович
Гришков Николай Калинкович
Гусев Григорий Яковлевич
Елдышев Анатолий Алексеевич
Жилин Юрий Васильевич
Иванов Виктор Павлович
Иванов Степан Гаврилович
Ивлев Борис Сергеевич
Калачёв Валерий Григорьевич
Коблов Сергей Константинович
Козлов Николай Александрович
Крючков Михаил Сергеевич
Мирошниченко Виктор Ефимович
Осипенко Николай Степанович
Пасюк Николай Маркович
Пехов Виктор Николаевич
Скудин Григорий Филиппович
Терешкин Александр Алексеевич
Фёдоров Константин Фёдорович
Часнык Николай Леонтьевич
Шавурин Пётр Иванович
Шкурупий Алексей Тарасович

СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ

О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru

Версия от 26 августа 2020 года.

Денчик Николай Фёдорович

Родился 1 мая 1920 года в посёлке Ольшаны (ныне посёлок городского типа Дергачёвского района Харьковской области Украины). Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал слесарем на паровозостроительном заводе в Харькове, одновременно учился в аэроклубе. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов.
С 12 июля 1941 года сержант Н. Ф. Денчик на фронтах Великой Отечественной войны в составе частей ПВО территории страны. С марта по сентябрь 1942 года служил в 33-м ИАП, летая на ЛаГГ-3. С декабря 1942 года по май 1943 года - в 910-м ИАП, летал на Як-1. За это время выполнил 385 боевых вылетов, сбил 1 самолёт лично и 4 в паре (в материалах наградного листа говорится о 3 личных и 2 групповых победах). С 5 мая 1943 года и до конца войны сражался в составе 64-го Гвардейского ИАП. Летал уже на Як-7, Як-9 и Як-3.
За период с 5 мая по сентябрь 1943 года заместитель командира эскадрильи 64-го Гвардейского истребительного авиационного полка (4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант Н. Ф. Денчик совершил 63 боевых вылета, в 18 воздушных боях сбил лично и в составе группы 10 самолётов противника (в материалах наградного листа говорится о 10 личных и 1 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2819).
К маю 1945 года Гвардии капитан Н. Ф. Денчик выполнил 534 боевых вылета, проведя более 80 воздушных боёв, сбил 16 самолётов противника лично и 5 в паре с другими лётчиками.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 1946 года Гвардии майор Н. Ф. Денчик - в запасе. Жил и работал в Харькове. Умер 24 августа 1996 года. Похоронен в Харькове на кладбище № 2.
Награждён орденами: Ленина (04.04.1944), Красного Знамени (28.05.1942, 19.07.1943, 30.01.1945), Отечественной войны 1-й степени (02.08.1943, 11.03.1985); медалями.

Елдышев Анатолий Алексеевич

Родился 20 апреля 1922 года в деревне Варваровка, ныне Медынского района Калужской области. С 1930 жил в городе Коломна (Московская область). Образование получил среднее, в 1939 году окончил городской аэроклуб (его инструктором был старший брат - Иван Елдышев). С 1940 года в рядах Красной Армии. Окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
С 22 июня 1941 года сержант А. А. Елдышев на фронтах Великой Отечественной войны в составе 16-го ИАП, летал на МиГ-3. В сентябре 1941 года направлен в 565-й ИАП. С января по сентябрь 1942 года служил в 487-м ИАП. В сентябре 1942 года младший лейтенант А. А. Елдышев направлен для продолжения службы в 910-й ИАП ОН ПВО (в октябре 1943 года преобразован в 148-й Гвардейский ИАП ОН), где летал уже на "Яках" (Як-1, Як-7 и Як-9).
К 23 мая 1943 года лётчик 910-го истребительного авиационного полка особого назначения ПВО (101-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны) лейтенант А. А. Елдышев совершил 272 боевых вылета, в 17 воздушных боях сбил лично 10 в составе группы 2 самолёта противника. [По данным наградного листа, на 19 мая 1943 года имел 11 личных и 7 групповых побед, но эта информация не подтверждается какими-либо оперативными и отчётными документами.] Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
17 декабря 1943 года старший лейтенант А. А. Елдышев погиб при выполнении очередного задания под Киевом (согласно некоторым источникам, сбит в воздушном бою, воспользовался парашютом и приземлился на вражеской территории; не желая попасть в плен, окружившим его немецким солдатам, застрелился). К тому времени выполнил около 300 боевых вылетов, провёл около 20 воздушных боёв, сбил 11 самолётов противника лично и 2 в группе с другими лётчиками.
Награждён орденами: Ленина (09.10.1943), Красного Знамени (14.02.1943); медалями.

Иванов Виктор Павлович

Родился 29 декабря 1919 года в деревне Анашкино, ныне Новоржевского района Псковской области. Окончил 7 классов и курсы счетоводов. Работал в колхозе. Окончив Великолукский аэроклуб, стал лётчиком-инструктором планерного клуба. С 1937 года жил в Ленинграде, где работал механиком на заводе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.
С июня 1941 года младший лейтенант В. П. Иванов на фронтах Великой Отечественной войны. Воевать начал в составе 147-го истребительного авиационного полка, летал на И-153. С марта 1942 года сражался в составе 768-го ИАП ПВО на английских истребителях "Харрикейн" и американских "Киттихауках". Всего в Заполярье выполнил около 200 боевых вылетов, сбил 1 самолёт противника лично и 11 в группе с другими лётчиками.
В августе 1942 года капитан В. П. Иванов был отозван с фронта и как один из сильнейших лётчиков системы ПВО страны направлен во вновь формируемый в Химках истребительный авиационный полк ПВО Особого назначения (позднее - 910-й ИАП, 148-й Гвардейский ИАП). Часть создавалась из лучших пилотов-истребителей ПВО на самолетах Як-1Б и Як-7, предполагалось, что это будет "полк асов", аналогичный армейским 434-му ИАП и 9-му ГИАП.
К маю 1944 года командир эскадрильи 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка (148-я истребительная авиационная дивизия, Войска противовоздушной обороны страны) Гвардии капитан В. П. Иванов совершил 556 боевых вылетов, в 33 воздушных боях сбил 15 самолётов противника (5 лично и 10 в группе). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4102).
К концу войны Гвардии майор В. П. Иванов выполнил более 600 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 17 самолётов противника (5 лично и 12 в группе). Кроме выше перечисленных типов, летал на Як-9 и Як-3 (в конце войны несколько таких истребителей было получено для звена управления полка).
После войны продолжал службу в Военно-Воздушных Силах СССР. В 1952 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы командиров частей ВВС в Липецке. Служил в строевых частях ВВС, командовал авиационным полком. Летал на МиГ-9, Як-15, Як-17, Як-17БФ, МиГ-15, МиГ-17. С 1959 года Гвардии полковник В. П. Иванов - в запасе. Жил в Ленинграде (ныне - Санкт-Петербург). Умер 24 августа 1997 года.
Награждён орденами: Ленина (22.08.1944), Красного Знамени (29.11.1941, 14.02.1943, 14.02.1944), Александра Невского (27.03.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды; медалями.

Иванов Степан Гаврилович

Родился 20 марта 1914 года в селе Тауш, ныне Чернушинского района Пермской области. Окончил 6 классов Таушинской средней школы, Свердловский автодорожный техникум в 1936 году и аэроклуб. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Оренбургское военное авиационное училище лётчиков. Служил в ВВС Ленинградского военного округа. Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 72-го смешанного авиационного полка, летал на И-15бис, сбитых самолётов противника не имел. Затем служил в 152-м истребительном авиационном полку ВВС Архангельского военного округа.
С ноября 1941 года лейтенант С. Г. Иванов в действующей армии в должности командира звена 152-го ИАП (Карельский фронт), летал на И-153 и "Харрикейне". Принимал участие в боях в районе Мурманска, Кандалакши, Кестеньги. В апреле 1942 года переведён на должность заместителя командира эскадрильи в 769-й ИАП (122-я ИАД, Мурманский район ПВО), где продолжал летать на "Харрикейне". С октября 1942 года служил в 910-м ИАП (9 октября 1943 года преобразован в 148-й Гвардейский ИАП ОН). Летал на Як-1, Як-7 и Як-9. С декабря 1942 года - командир эскадрильи, затем - штурман полка и заместитель командира полка.
В 1942 году 910-й ИАП передан в состав Западного фронта ПВО и прошёл боевой путь от Сталинграда до Берлина, принимал участие в Сталинградской битве, боях Курской дуге, под Корсунь-Шевченковским, защищал небо Белоруссии и Украины.
К апрелю 1944 года заместитель командира, он же штурман 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка Особого назначения (148-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО территории страны) Гвардии майор С. Г. Иванов совершил 325 боевых вылетов, в 42 воздушных боях сбил лично и с группе 12 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года Удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
К концу войны Гвардии майор С. Г. Иванов совершил около 500 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, в которых сбил 9 самолётов противника лично и 4 в составе группы.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. В 1950-1953 гг. командовал 735-м истребительным авиационным полком, затем был начальником отдела боевой подготовки 88-го истребительного авиационного полка Войск ПВО страны. С декабря 1959 года Гвардии полковник С. Г. Иванов - в запасе. Жил в городе Евпатория (Крым). Работал директором станции юных техников. Умер 19 июля 1983 года. На здании Таушинской средней школы, в честь Героя, установлена мемориальная доска. Почётный гражданин города Евпатория.
Награждён орденами: Ленина (22.08.1944, 16.10.1957), Красного Знамени (07.11.1941, 14.02.1943, 24.02.1944, 22.02.1955, 30.12.1956), Красной Звезды (19.05.1940, 13.06.1952); медалями.

Коблов Сергей Константинович

Родился 9 (22) ноября 1915 года в селении Коб Трусовского ущелья Северной Осетии (ныне село Коби Казбегского района Грузии). Окончил 7 классов 1-й Осетинской опытно-показательной средней школы № 30 во Владикавказе, а в 1936 году - авиационную школу Гражданского Воздушного Флота в городе Батайске (Ростовская область). Работал заместителем начальника аэроклуба в Цхинвале. С марта 1941 года в рядах Красной Армии. В том же году окончил курсы командиров звеньев истребительной авиации (в Кировобаде), после чего проходил службу в 160-м авиационном полку.
С августа 1941 года младший лейтенант С. К. Коблов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 2-й ОИАЭ ПВО, летал на МиГ-3. С апреля 1942 года воевал в 182-м ИАП (Северо-Кавказский и Закавказский фронты), где летал на МиГ-3 и Як-1.
К сентябрю 1942 года командир звена 182-го истребительного авиационного полка (105-я истребительная авиационная дивизия, ПВО страны) старший лейтенант С. К. Коблов в 17 воздушных боях сбил лично 5 и в составе пары 2 самолёта противника (в наградном листе говорится о 9 личных победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
С сентября 1942 года - заместитель командира эскадрильи 910-го ИАП (9 октября 1943 года преобразован в 148-й Гвардейский ИАП), летал на Як-1 и Як-9. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 701).
С апреля 1944 года воевал в 787-м ИАП (125-я ИАД, Северный и Западный фронты ПВО), летал на Як-9. С 16 августа 1944 года - командир этого полка. К маю 1945 года Гвардии майор С. К. Коблов совершил около 400 боевых вылетов, провёл более 50 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 и в составе группы 7 самолётов противника.
После окончания войны продолжал службу в ВВС. В 1947 году окончил Высшие курсы усовершенствования офицерского состава. Командовал авиационным полком. 17 июня 1954 года Гвардии подполковник С. К. Коблов погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в Пантеоне города Владикавказа. Имя Героя носят улицы во Владикавказе и Цхинвали. В городе Казбеги установлен его бюст.
Награждён орденами: Ленина (14.02.1943), Красного Знамени (10.06.1943); медалями.

Козлов Николай Александрович

Родился 17 (30) апреля 1917 года в деревне Красково (ныне Пустошкинский район Псковской области). С 1927 года жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1932 году окончил 7 классов, в 1934 году - школу ФЗУ, в 1936 году - 3 курса Ленинградского электромеханического рабфака. В 1934-1937 гг. работал слесарем-инструментальщиком на Ленинградском механическом заводе № 1, в 1937-1938 гг. - председателем комитета физкультуры в добровольном спортивном обществе "Рот-фронт". В 1937 году окончил Ленинградский аэроклуб. С ноября 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в частях ВВС Западного особого военного округа.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант Н. А. Козлов на фронтах Великой Отечественной войны. Боевую деятельность начал в должности заместителя командира эскадрильи 162-го ИАП, летал на И-16 и МиГ-3. 24 сентября 1941 года таранным ударом сбил вражеский бомбардировщик Ю-88. Сам получил тяжёлое ранение левой ноги, приземлился на парашюте. До декабря 1941 года лечился в госпитале.
С февраля 1942 года - заместитель командира эскадрильи 439-го ИАП (102-я ИАД Сталинградского района ПВО), где продолжал летать на МиГ-3. 25 мая 1942 года совершил второй таран, сбив вражеский бомбардировщик Ю-88. Получил лёгкое ранение при вынужденной посадке, несколько дней провёл в госпитале. С июня 1942 года - командир эскадрильи 788-го ИАП (той же 102-й ИАД ПВО), летал на Як-1.
К сентябрю 1942 года командир эскадрильи 788-го истребительного авиационного полка (102-я истребительная авиационная дивизия, ПВО территории страны) капитан Н. А. Козлов совершил 495 боевых вылетов, в 101 воздушном бою сбил лично 13 и в составе пары 1 самолёт противника (в наградном листе говорится о 12 личных и 5 групповых победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
С октября 1942 года - командир эскадрильи 910-го ИАП (101-я ИАД ПВО), летал на Як-1 и Як-7. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 702).
С августа 1943 года воевал в составе 907-го ИАП (Западный и Северный фронты ПВО), летал на Ла-5 и Ла-7. С 4 сентября 1943 года майор Н. А. Козлов - командир этого полка. К маю 1945 года подполковник Н. А. Козлов совершил 620 боевых вылетов, провёл 130 воздушных боёв, в которых сбил лично 19 и в составе группы 3 самолёта противника.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. В ноябре 1948 года окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС (в Липецке). Занимал различные командные должности. С апреля 1976 года генерал-майор авиации Н. А. Козлов - в запасе. Жил в Москве. Умер 11 июля 2005 года, похоронен на Кунцевском кладбище.
Награждён орденами: Ленина (14.02.1943), Красного Знамени (25.04.1944, 22.02.1968), Александра Невского (23.08.1944), Отечественной войны 1-й степени (05.11.1942, 11.03.1985), Красной Звезды (18.09.1941, 05.11.1954, 21.02.1974); медалями, иностранными наградами.

Часнык Николай Леонтьевич

Родился 26 октября 1921 года в городе Орша, ныне Витебской области Белоруссии. Окончил 10 классов в городе Злынке и 2 курса Московского медицинского института. С 28 февраля 1940 года в Красной Армии. По комсомольской путёвке направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил 21 июня 1941 года и был оставлен там лётчиком-инструктором.
С 15 февраля 1942 года старшина Н. Л. Часнык на фронтах Великой Отечественной войны в составе 630-го ИАП, сформированного в основном из инструкторов Борисоглебской лётной школы. Воевал сначала на И-16 и ЛаГГ-3, позднее на американском "Киттихауке". В мае 1942 года назначен командиром звена. В сентябре 1942 года младший лейтенант Часнык направлен в формирующийся Истребительный авиационный полк Особого назначения (позднее - 910-й ИАП, 9 октября 1943 преобразован в 148-й Гвардейский ИАП ОН) войск ПВО территории страны, где летал на Як-7 и Як-9.
В ночь на 2 апреля 1944 года вражеские бомбардировщики пытались прорваться к важному объекту у города Сарны. При отражении этого налёта, Николай Часнык тараном уничтожил бомбардировщик противника (ударил Хе-111 консолью левого крыла по правой плоскости). Сам на повреждённой машине сумел долететь до аэродрома и благополучно приземлиться.
К маю 1944 года заместитель командира эскадрильи 148-го Гвардейского истребительного авиационного полка (148-я истребительная авиационная дивизия, Войска ПВО страны) Гвардии старший лейтенант Н. Л. Часнык произвёл 685 боевых вылетов, в 39 воздушных боях сбил лично 14 и в составе группы 9 самолётов противника. 7 июля 1944 года одержал последнюю победу (в паре), но и сам был сбит огнём зенитной артиллерии противника, попал в плен и был освобождён после войны. Всего выполнил около 700 боевых вылетов, в 46 воздушных боях сбил 14 самолётов противника лично и 10 в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8010).
После войны продолжал службу в ВВС страны. Летал на МиГ-15 и МиГ-17. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию, командовал истребительным авиационным полком войск ПВО. С 1958 года Гвардии полковник Н. Л. Часнык - в запасе. Работал в Гражданской авиации (в аэропорту города Ростова-на-Дону). Умер 7 декабря 1993 года.
Награждён орденами: Ленина (22.08.1944, ...), Красного Знамени (19.11.1942, 10.06.1943), Александра Невского (27.03.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды; медалями.

Шавурин Пётр Иванович

Родился 23 апреля 1918 года в городе Екатеринослав. Русский.
Окончив 7 классов и школу ФЗУ, Пётр Шавурин работал слесарем в трамвайном депо.
После окончания Днепропетровский аэроклуб, работал там инструктором.
Петра Ивановича Шавурина в ряды РККА призвали в 1938 году, а уже в 1940 году окончил Батайскую военно-авиационную школу пилотов.
В боях Великой Отечественной войны Пётр Иванович Шавурин принимал участие с июня 1941 года.
Заместитель командира эскадрильи 722-го истребительного авиационного полка (Войска ПВО страны) старший лейтенант Пётр Шавурин 27 июля 1942 года на подступах к городу Горький и 27 декабря того же года в районе станции Поворино (Воронежская область) протаранил два гитлеровских бомбардировщика.
В КПСС вступил в 1942 году
27 июля 1942 года лейтенант Пётр Шавурин на самолёте МиГ-3 патрулировал в районе Горький — Павлово — Лысково. Через 15 минут после начала патрулирования со стороны Арзамаса показался Ju-88. Используя преимущество в высоте, Шавурин атаковал его. Заметив преследование «юнкерс» рванул вверх. Его стрелки открыли огонь. Сблизившись с противником на высоте 8000 м, Пётр Шавурин открыл огонь и поразил стрелка. Со второго захода он поджог левый мотор. В следующей атаке он поймал в прицел кабину пилота и нажал на гашетку, но патроны уже кончились. Враг продолжал лететь. Тогда Шавурин увеличил обороты двигателя и, выбрав момент, нанёс удар винтом по хвостовому оперению. «Юнкерс» рухнул на землю. Вошёл в штопор и МиГ-3. Шавурин приземлился на парашюте. Это был первый сбитый им самолёт.
27 декабря 1942 года в 10:00 старший лейтенант Пётр Шавурин вылетел на самолёте Як-7Б в паре с капитаном Николаем Козловым на перехват вражеского воздушного разведчика, появившегося над аэродромом Желтухино (Воронежская область) на высоте 6000 м. Когда истребители набрали высоту, они обнаружили Ju;88. Шавурин оказался в более выгодном положении и пошёл в атаку. Пытаясь оторваться от преследования, «юнкерс» начал маневрировать. Шавурин набрал высоту и оказался выше противника. Разгоняясь со снижением, он атаковал со стороны солнца и с дистанции 300 м открыл огонь. Отстреливаясь, «юнкерс» стал приближаться к кромке облаков. На вторую атаку времени уже не оставалось. Чтобы не дать противнику скрыться в облаках, Шавурин решил таранить. Настигнув врага, он слегка накренил машину влево и нанёс удар винтом по его хвостовому оперению. Лишившись управления, разведчик вошёл в отвесное пике и врезался в землю в районе станции Поворино. Имея большую скорость, истребитель проскочил вперёд, задел плоскостью левую консоль «юнкерса» и тоже стал падать. Шавурин покинул самолёт и приземлился на парашюте.
Звание Героя Советского Союза присвоено 14 февраля 1943 года.
После войны Пётр Шавурин продолжил службу в ВВС.
Окончил Военно-воздушную академию.
После демобилизации в 1974 году полковник Пётр Шавурин жил в Днепропетровске, где работал в аэропорту.
Герой Советского Союза (медаль «Золотая Звезда» № 703 — 14.02.1943);
два ордена Ленина;
орден Отечественной войны 1-й степени;
орден Красной Звезды;
медали.
В честь его подвига на Троицкой горе в городе Павлово Нижегородской области воздвигнут 10-метровый обелиск с надписью : «27.VII.1942 г. Над городом Павловом военным летчиком Героем Советского Союза Шавуриным П. И. совершен героический подвиг — таран фашистского самолета». Каждый год, в канун праздника Победы, около обелиска проходят митинги, где отмечается вклад советских лётчиков в нашу общую Победу.
Почётный гражданин городов Павлова, Горького (15.09.1977) и Днепропетровска (1998).
Именем Шавурина был назван пионерский отряд школы № 10 в Днепропетровске. Фронтовая бригада сборочного цеха Горьковского авиационного завода носила имя Петра Шавурина.
В 2014 году именем Героя Советского Союза названо ДОО «Город Мастеров», работающее на базе МБОУ СОШ № 10 города Павлово Нижегородской области.


Рецензии