Молчанов

№ 3

Запись беседы с В. И. Молчановым

Беседа с ним состоялась 13 февраля 2005 г. с целью уточнить и дополнить его фронтовые воспоминания, написанные примерно год назад (тогда мы попросили организовать среди сотрудников ИГГФ такую работу одного из ветеранов института – Б.С.Вахтина). Мой телефонный звонок был встречен очень благожелательно, и уже примерно через час я беседовал с Владимиром Иннокентьевичем. Ветеран для своих лет выглядит весьма бодро, хотя и сильно хромает – это следствие фронтового ранения. Правда,  затрудняла общение его глухота, поэтому часть вопросов осталась без ответа, а часть просто не имело смысла задавать.

Мы беседовали на кухне типичной для Академгородка трехкомнатной полногабаритной квартиры.  Время от времени появлялась его супруга, которая в конце беседы принесла нам чаю с вареньем, а затем весьма активно включилась в разговор (она сотрудник  того же института).

Биографические данные собеседника таковы: родился 1924 г. в горняцком поселке Халярта в Читинской области, но сразу после его рождения семья переехала в Томск. Отец также был геологом – вначале горным инженером, а затем профессором Томского технологического института. Так что здесь мы видим целую геологическую династию, поскольку некоторые родственники В. И.  также стали учеными-геологами.

В 1942 г. из десятого класса средней школы В. И. был призван в армию и направлен в Томское артиллерийское училище. Он участвовал в битве на Курской дуге, в Корсунь-Шевченковской и Ясско-Кишиневской операциях, взятии Будапешта.

После  войны В. И. завершил среднее образование и затем поступил на геологический факультет Томского политехнического института. После его окончания он в этом же вузе начал свою преподавательскую деятельность, защитил кандидатскую диссертацию. Затем был приглашен на работу в Новосибирск, и с начала 60-х гг. до сегодняшнего дня его профессиональная деятельность связана с Институтом геологии и геофизики. В. И. является доктором  наук, известным специалистом в нефтяной геологии, одним из соратников А. А. Трофимука.

После завершения основной темы о войне, я попросил разрешения задать вопрос о некоторых эпизодах послевоенной биографии моего собеседника, – конкретно о событиях 1968 г. в Академгородке.

Я напомнил ему, что при обсуждении «подписантов» в Институте геологии его позиция была наиболее жесткой.

Вопреки моему опасению, он сказал, что вполне помнит эти события, а что касается его позиции, то, улыбаясь, проговорил:

«Вот до какой степени я наверное был “испорчен войной”».

Далее он подтвердил неизменность своего нынешнего взгляда на «подписантов», повторив свои слова 1968 г. о их «составе преступления» – «сношение с противником».

А в подтверждение правомерности сурового наказания за такого рода действия привел фронтовой эпизод (не совсем понятный), когда солдата из соседней части арестовали за  «переговоры» с немецким  солдатом (вроде того, что они где-то приватно встречались)…

Помимо прочего, мой собеседник сказал, что за свои высказывания в 1968 г. он сильно пострадал – на 10 лет была задержана защита его докторской диссертации. 

Тут в разговор вмешалась его жена и подтвердила трудность защиты, упомянув противодействие со стороны министра геологии (!?).

Я так и не смог уточнить подоплеку этой ситуации. Мой собеседник произнес по этому поводу не понятную мне фразу:

«Я тогда попал в выкресты (и сделал характерный крестообразный жест руками), – Вы знаете что такое выкресты?»…

Личный архив автора-составителя.


Рецензии