Открытый урок

Со времен института не люблю открытых уроков. Это волнительная ситуация превращает человека в робота, или в порхающую птицу, орущую и бьющуюся в конвульсиях. Редко кто справляется с волнением, поскольку все живые люди.Но не только. Волнение наступает еще и потому, что сама искусственно созданная ситуация сигнализирует "ожидай худшего", "сейчас все увидят этот позор", "обязательно по протоколу будут искать недостатки", "будет присутствовать мой конкурент, порадующийся за проколы" и много других моментов, вызывающих тревогу, дрожание коленок и стресс.

Открытый урок обязательно принудительно нужно обсудить. Это как сказать тост человеку, которого ты видел всегда издалека, но никогда с ним не жил и не работал в одном классе. Т.Е. обязательно найти достоинства и отрыть недостатки.

Конечно, нельзя категорично сказать, что вокруг открытого урока ходят только "хищные звери". Много и доброжелателей, которые будут защищать. Даже если урок-говно. Они будут стоять насмерть за вас, потому что вы просто совпадаете по звездам, выручали друг друга не раз, отбивались вместе от родителей или просто на большой перемене пьёте вместе чай в столовой и орёте на тех, кто украдкой хочет свалить свой обед в помойку.

Поскольку это устойчивое явление "открытый урок" в ближайшее время не выкорчевать из нашей школы (это дикое допотопное явление профессионального соответствия)- предлагаю психотерапевтическую формулировку поведения во время и после открытого урока.

Конечно, подготовиться к уроку желательно тщательно:

1. Выбираете самую короткую и удобную для вас технологическую карту и заполняете ее поэтапно. Распечатываете на всех коллег, участвующих в обсуждении (короткое и понятное всегда приятно видеть и никто не спустит в мусор, а еще возьмет за образец).

2.Старайтесь не злоупотреблять презентацией, видео и не пишите подробный конспект. Если вы склонны к волнению, то потеряетесь обязательно в этом электронно-бумажном море.Для себя сделайте просто план урока- что у вас за чем идет. По структуре урока это от 6-8 пунктов и НЕ БОЛЕЕ!Иначе не успеете уложить все в один урок.

3. Представьте себе грузинскую свадьбу. Шум, гости, вино, песни! К вам как раз пришли люди за этим. Расслабьтесь. Они забудут ваш урок через три дня.Потому что есть народная мудрость: "Каждое диво - три дня диво". Потом все забывают и привыкают.

4.Очень важное - не терять самообладания. Не переходить на крик. Даже, если что-то пошло не так, старайтесь вину не перекладывать на детей, а пошутить. Сказать с улыбочкой (а не с испуганным лицом!!):"Извините, пожалуйста, сейчас исправим, найдем". Не бойтесь небольших молчаливых пауз - это даст вам возможность сосредоточиться, а всем остальным - выдохнуть.

5. И последнее - основная тенденция школы - давать свободу детям - учитель как бы в стороне. Поэтому не бойтесь присаживаться,и не стойте как часовой с выпрямленной как струна спиной и с указкой наперевес. Руководите процессом из "центра управления". Не вы вокруг вселенной, а вселенная вокруг вас. Не вы за детей и вместо детей, а дети прыгают (условно)вокруг вас как цыплятки.


Теперь про обсуждение урока.

Есть такое понятие как самоанализ. С чего обычно и начинается обсуждение урока. Это ваш звездный час.

НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ повторю НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ, если у вас урок, на ваш взгляд не удался, НЕ ГОВОРИТЬ, что вы недовольны. Он не удался не потому что вы плохой учитель, или у вас мало опыта, или вы недоучка. Он не удался ПОТОМУ, что каким-то людям хочется доказать самим себе, что в школе работают профессионалы.

ВОТ и докажите.

1. Начните с того, что у вас технологическая карта по последней моде.

2. Дальше- по ФГОС - вы давали детям свободу и старались руководить процессом издалека.

3. Дальше перечисляйте, какие интересные задумки были на уроке, даже если они не реализовались.

4 И последнее - есть умники, которые анализируя ваш урок будут говорить " я бы вот сделала иначе"- это подтекст - читай: "у меня бы получилось лучше, чем у этой клуши". НЕ ВЕРЬ!! Они так же волнуются, и уроки могут дать в десять раз хуже.(Проверено на собственном опыте.) Таким умникам есть один ответ: "Этого не было в материале урока." Чаще всего это на само деле так. Но даже если это было, никто из лени не полезет проверять.

Удачи! И ничего не бойтесь. Вернее, прекратите бояться! Скажите себе: ну не война, не смерть, не чума. Надо быть смелым. Нас косит страх. Наберитесь смелости. И СПОКОЙНО, как в гамачке, с удовольствием для себя. И тогда все получится!!

 







 


Рецензии