Душа артиста, или Пусть всегда будет счастье расск

   1
-Зритель просит! Публика зовёт!
Арсений небольшими перебежками снова оказался на ярко освещённой сцене, и изо всех сил попытался продемонстрировать счастливую гримасу на своём усталом лице…
Его искромётный талант плескался в овациях, а невероятное обаяние не единожды было вознаграждено абсолютно искренними комплиментами и признаниями… После дебютных гастролей молодого клоуна в городе на Неве, ещё несколько дней Санкт-Петербург не мог оправиться от насыщенного и лучезарного выступления!
-Как будет называться ваш следующий номер? – недовольно подступил к парню директор. – Или, быть может, с данным выступлением вы будете гримасничать ещё не один десяток лет?
-Я всерьёз подумаю над вашими словами!. Натянуто улыбнувшись, Арсений вплотную подошёл к раковине, и несколькими резкими телодвижениями смыл разноцветный грим…
Пожилой актёр снова цинично фыркнул, и бросив, что «машина ждёт у выхода из цирка», стремительно удалился из гримёрки…
-Эта многогранная маска будто скрывает мой истинный облик, - ещё раз повнимательнее вглядевшись в зеркало, смутно вымолвил Арсений. –Быть может, это и к лучшему: теперь я известный комик, и многочисленной публике совершенно не нужно знать, какой я есть на самом деле…
А на самом деле, в простой и обыденной жизни, совершенно далёкой от сцены и кулис, Арсений Новиков был абсолютно простым молодым человеком, которому довелось родиться с незаурядным и редким дарованием…
Ещё с малых лет общительный Сеня щедро даровал свой талант благодарному зрителю: вначале это были близкие,  значительно позже яркие ироничные номера воцарились на сцену городского театра, а спустя несколько лет после окончания учебного заведения, вопреки многочисленным возражениям своего окружения, Арсений уверенно ступил на порог местного цирка…
То был не просто дебют, а личный триумф молодого, ещё искушённого в славе молодого человека. Будучи неброским, местами закомплексованным юношей, который прислушивался к каждому завистливому вздоху, Арсений невероятным усилием воли сделал из себя совершенно иного человека. 
-Пусть мои личные разочарования и тревоги останутся  глубоко в душе, - стойко решил однажды отчаявшийся юноша. – А плотный грим и радужное одеяние станут моим настоящим, невымышленным образом…
Впрочем, самим собой молодой артист чувствовал себя только пребывая дома: в своём непреодолимом, отчуждённом мирке, в котором не находилось места отдыху и развлечениям, а вся напряжённая обстановка была преисполнена одиночества, и грустных философских размышлений…
-Моё сердце до сих пор не заполучило доброй и верной подруги, - напряжённо размышлял молодой человек. – Верно, предназначенное для любви время ещё не пришло, а значит, нужно верить и надеяться… Надеяться и верить…
Юный артист никогда не терял надежд: даже тогда, когда его душу посетило первое серьёзное чувство, потерпевшее скорую погибель, он сдержанно и уравновешенно произнёс:
-Не нужно таить обиды… Если она действительно была мною любима, будет лучшим отступить: не мучить её истерзанную душу, просто понять и искренне вымолвить: «Желаю счастья…»
Арена и кулисы стали для Арсения настоящими, верными товарищами… Порой, длительными зимними вечерами он коротал время именно здесь: разучивая текст нового выступления, или просто раздумчиво бредя по деревянной сцене…
Небольшой цирк в самом центре маленького городка стал для артиста самым важным  и судьбоносным местом в его жизни… Именно здесь ему в первый раз яро рукоплескал восторженный зритель, а афиша с его именем и жизнеутверждающей надписью «пусть всегда будет счастье», снова и снова призывала местных жителей к очередному концерту…
2
Пылкое солнце неожиданно выбралось из-за горизонта, и внезапно посетило сонное течение города…
Арсений был в прекрасном расположении духа: на улице стояла  знойная летняя погода, намедни в цирке должно было произойти очередное представление с его участием… Ну чем не повод, чтобы невзначай порадоваться жизни?!
Быстро распахнув красочную входную дверь родного цирка, под шумный гомон суетливых артистов, клоун прытко и весело достиг узкой гримёрки…
-Прекрасно выглядишь, Арсений! – чуть растянув губы в улыбке, проговорил Василий Иванович, и вежливо кивнул в знак приветствия молодому коллеге…
-Настроение даёт о себе знать! – смущённо пожал плечами Арсений, и искоса взглянул на пожилого фокусника, который невесть почему насмешливо потупил свой взор после последней фразы клоуна.
-Должно быть, познакомился с хорошенькой девушкой? – осторожно поинтересовался фокусник. – Дотоле я не замечал такой бурной восторженности  на твоём лице!
-Вы как всегда остроумны! – не преминув наградить старика колким взглядом, произнес молодой человек, и спешно занялся гримом…
Фокусник поражённо пожал плечами, и натянув на голову тёмный цилиндр, быстро  отправился на генеральную репетицию…
-И снова я преисполнен грустными домыслами, - нанося последние штрихи на своё растерянное лицо, протянул Арсений. – Вот странность: чтобы испортить человеку настроение, нужно всего лишь порадоваться его оптимистичному облику…
И в очередной раз взглянув на своё отражение в старом зеркале, Арсений удовлетворённо вздохнул, и вяло поплелся по направлению к сцене…
3
Просторный зрительный зал был преисполнен как никогда раньше: счастливые возгласы сменялись не менее эмоциональными овациями, а когда из-за кулис послышалось: «… а сейчас на арене выступает клоун Сеня со своим полюбившимся номером,»- поставленный тембр вдруг сменился на более низкий тон, и диктор медленно и вкрадчиво продекламировал: «пусть всегда будет счастье»…
Со стороны гримёрки  послышалось невнятное бормотание раздражённого директора, который уже не первый месяц требовал того, «чтобы Арсений всерьёз занялся разработкой другого выступления…»Но именитый клоун до последнего стоял на своём: даже когда за кулисы важно прошествовал худощавый силуэт пожилого артиста, юноша деловито пожал плечами вслед недовольному возгласу циркача, и под бурные аплодисменты поспешил к публике…
По-обыкновению начиная свой ироничный номер с искромётной шутки, молодой человек и на этот раз не разочаровал зрительный зал: после длительного анекдота, публика разразилась громким и искренним смехом…

Продолжительный номер плавно подходил к логическому завершению: Арсений благодарно откланялся под громогласные возгласы восхищённой толпы, и собрался было покинуть сцену, но тут его блуждающий взор поразила очаровательная девушка из зрительного зала, сидящая прямо подле деревянной арены, на которой статный облик незнакомого актёра целиком и полностью был поражён её миловидностью и красотой…
4
-Она явно подивилась моему обаянию! – счастливо размышлял Арсений по возвращении за кулисы. – Бурные аплодисменты и смущённый взгляд, обращённый прямо на меня, целиком подтверждают мою догадку!
Снова наполнившись оптимизмом и жизнерадостностью, молодой человек избавился от разноцветного одеяния, и облачившись в свой  естественный облик,  поспешил отправиться в холл, где вот-вот на антракт должны были собраться шумные зрители…
-Скорее всего, та очаровательная девушка захочет досмотреть представление до конца, - словно успокаивая своё разбушевавшееся сердце, говорил молодой артист. – А значит, она должна будет присутствовать в вестибюле…
Разочарование настигло Арсения не сразу: не заприметив привлекательную незнакомку на антракте, артист решил, что та выжидает продолжения концерта в зале… Но когда молодой человек вновь оказался на сцене и устремил взгляд к месту в первом ряду, то кротко и невесело подумал: «Не нужно было совершать таких преждевременных решений»…
5
Чудовищно медленно потекло время с той поры, как душа молодого артиста потерпела новое, но вместе с тем не менее острое и тяжёлое разочарование…
Циркачи всё чаще стали замечать ещё более переменчивое настроение Арсения: молодой артист стремительно утратил свой звонкий смех, на репетиции приходил мрачнее тучи, а если самостоятельно выступал на очередном концерте, то невесть отчего грустно и разочарованно взирал на одинокое кресло в первом ряду актового зала…
6
Арсений  всё чаще стал замечать, что при каждой новой встрече с директором цирка, тот смотрит на него ещё более пронзительным и холодным взглядом… Вроде бы в этом не было ничего необычного: невесть почему суровый циркач с самого дебютного выступления молодого артиста сразу же невзлюбил талантливого и искромётного клоуна… Быть может это было вызвано твёрдым чувством зависти, (директор также  когда-то носил многоцветный балахон, веселил народ и считался самым популярным артистом у местного зрителя)…Но Арсений долго надеялся на то, что все те лукавые вздохи директора, которые он слышит у себя за спиной, всего лишь исход неважного настроения пожилого циркача, и ни во что более никогда не смогут обратиться...
 -Присаживайтесь, Арсений Николаевич.
7
Пожилой директор сухим жестом правой руки указал Арсению на мягкое кресло, стоящее чуть поодаль от его стола.
-Ефим Андреевич, я вас внимательно слушаю, - вкрадчиво и медленно проговорил клоун, вероятно, начиная собираться с духом и готовиться к самому худшему…
-Не знаю, известна ли вам причина, по которой я вызвал вас к себе, или быть может, вы догадываетесь, почему до сих пор не приобрели у меня расположения…- Циркач неожиданно замялся, будто пытаясь подобрать нужное слово, напрягся, и несколько раз коснулся ладонью обнажённого затылка.
-Наверное, вы хотите сообщить мне нечто неприятное? – был порядком утомлён долгой беседой с директором Арсений.
-Ну, можно сказать и так: мое скоропалительное заявление может не только вас расстроить, но и быстро повергнуть в шок… Но я человек  решительный, своих замыслов не оставляю до самого конца, и уж если так случилось, что к нам присылают нового клоуна…
-Не продолжайте, Ефим Андреевич, - чуть слышно изрёк осознавший свою беду Арсений. – Я прекрасно понял, к чему вы клоните…
И под облегчённый вздох ехидного директора, молодой человек стойко и уверенно покинул судьбоносное, любимое, и самое родное место в своей жизни…
8
Многообразие афиш с его инициалами, великое изобилие фанатов, признание, слава, удача на сцене… Всё это осталось в далёком, незыблемом прошлом комика Арсения Новикова…
-Мне не единожды в жизни было невероятно хорошо, - нарочито успокаивал себя Арсений. – Думаю, ещё не время вешать нос, нужно просто собраться с духом, и всем сердцем ждать  этого неуловимого, сладостного Счастья…
Однако как не пытался талантливый, а теперь уже бывший артист хоть на чуточку приблизится к своему, личному и незамысловатому желанию  - разыскать ту обворажительную зрительницу, которая так плотно поселилась в его душе и сердце, мечта так и оставалась мечтой…
Арсений нарочито обошёл добрую половину родного города, практически все немногочисленные развлекательные заведения, но судьба словно не хотела подпускать юношу к его  туманным, но сильным и желанным грёзам о взаимной любви…
9
Бесконечная череда пеших прогулок следовали одна за другой: и дотоле не прочь медленно брести по вечернему городу, Арсений не забросил это незатейливое занятие и сейчас…
-Нынче у меня довольно много свободного времени, - непринуждённо и несколько отстранённо размышлял молодой человек, совершая очередную вечернюю прогулку. – К тому же, живу я один, и одному Богу известно, сколько ещё времени я буду томиться в гордом одиночестве. Поэтому, нужно как-то устранять время… Продолжительные прогулки в конце каждого дня, весьма кстати не только для души, но и для хорошего самочувствия…
Юноша медленно вдохнул пылкий летний воздух, пестреющий запахом сонной набережной, берёзового сока, и отчего-то терпко-пряным ароматом свежего арбуза…
-И всё-таки, я живу в достаточно привлекательном месте, - невольно залюбовавшись романтическими пейзажами, промолвил Арсений. – Вглядеться только в эти непроглядные сумерки, плавно охватывающие весь город! А как прекрасны эти величавые ели, затерявшиеся во глубине старого парка!
Сам того не замечая, Арсений вышел в самый центр города, где у малой лесной опушки горделиво возник небольшой шатёр цвета июльской радуги, с бронзовым куполом во главе…
То был цирк… Его цирк, настоящий друг и соратник, истинное убежище от томного дыхания Грусти и бесконечных, непрерывных тревог и переживаний…
Как только его тонкая кисть ненароком соприкасалась с тёмно-бордовыми кулисами, сердце нежданно норовило выпрыгнуть из груди, а всё существо настолько горело нуждой обратиться к публике, что Арсению ничего не оставалось, как поддаться волнующему чувству, и покориться сцене…
Этому поразительному и поистине феноменальному чувству, он привык давать короткое, но очень яркое название: «душа артиста»…
С этой душой Арсений жил на протяжении всей своей недолговременной жизни… Он жил сценой, в далёком детстве ею бредил, и вдруг злая воля высокомерного директора оборвала тонкую струну его внутреннего мира, терпкую и хлипкую нотку его души…
-Не описать словами, - пребывая в довольно необъяснимом состоянии, мягко и кротко произнёс бывший клоун, но стойко и уверенно направился к большой и мощной частичке своего внутреннего мира…
И ничто не удерживало и ни колебало его твёрдую и неукоснительную волю, которая целиком и полностью была уверена, что так нужно, и во что бы то ни стало он должен достичь желанного и родного местечка…
10
Всё произошедшее с ним в то волшебное мгновение, много после он считал не иначе как магическим воздействием неведомых мистических сил… Или, быть может, судьба смилостивилась пред Арсением настолько, что снизошла до его бренного бытия, и плавно обратилась в облик девушки, которая была для него истинным предзнаменованием… Настоящей Судьбой, с которой Арсению было предопределено провести  великий остаток своей сладкой Жизни…
У старого и потрёпанного плаката с его артистическим обликом, горько и уныло стояла добродушная и миловидная девушка… Тонкими концами указательных пальцев она смахнула две одиноко возникших слезы, и собралась было раствориться в непроглядной власти пепельного сумрака, но тут откуда не возмись, прямо у её ног возник высокий и статный юноша…
-Он поразительно схож с тем прекрасным молодым человеком, который исполнял роль ироничного клоуна, - мгновенно всплыл в её памяти недавний фрагмент циркового представления. – Те же голубые глаза, вишнёвые губы, даже волосы точь-в-точь такие, как у того талантливого артиста! Огненно-рыжие, ликующие, жизнерадостные!
-Наверное, вы меня не узнали? – ненадолго отрёкся Арсений от власти своих пылких чувств. – А мне сразу стало понятно, что это именно вы были тогда на моём выступлении! Это поразительно, но я даже запомнил где вы сидели! – И в доказательство своей стремительной реплики юноша проговорил: «- крайнее место в первом ряду!»
-Должна признаться, мне тоже знаком ваш облик, - мягко и стеснённо ответила незнакомка. – У вас поистине чудесное дарование, с таким довольно редко появляются на свет…
Арсений вовремя понял, что их неожиданная беседа может затянуться довольно надолго, поэтому собрался с духом, и резко коснувшись стройной руки обаятельной незнакомки, едва слышно произнёс:
-Можешь обращаться ко мне на «ты». Ведь мы теперь… вместе?
-Ты и я отныне- мы, - решительно взяв Арсения за талию, быстро проговорила девушка. И словно для пущей убедительности своей фразы, ещё раз произнесла:
- Ты и я навеки-МЫ…
ЭПИЛОГ…
 «Всего одна нелепая фраза недоброжелателя  в дальнейшем может лишить человека возможности жить по- прежнему». Мне кажется, эти слова очень близки Арсению, главному герою нашей истории. Из-за неожиданного заявления своего начальника он чуть было не потерял веры в доброту и искренность людей… И совершенно вовремя Судьба преподнесла ему настоящее вознаграждение за его длительные муки… А как иначе назвать то, что произошло с Арсением после увольнения? Ведь он жил по довольно устоявшимся правилам, некому «жизненному сценарию, и был совершенно не готов к его неожиданному изменению. «Дом- работа- дом,» таковым было его название. И молодой человек совершенно упустил тот факт, что из-за длительных гастролей
и продолжительных  репетиций он до сих пор одинок…  А человеческой душе, тем более душе артиста, так важна и необходима большая и взаимная любовь…


Рецензии