Увидеть за болезнью человека

Раньше больных младенцев  и стариков сбрасывали со скал.

Фашисты решали, какие люди имеют право на жизнь, какие нет.

Евгеника определяла, какие лучшие представители человечества должны  продлевать  род человеческий  и улучшать   качества человечества, а продолжение каких особей стоит остановить.

 В Средневековье уничтожали так называемых еретеков, которые не так верили, как считала правильным Святая инквизиция.

Сейчас книги, псевдопсихологические статьи пишут о том, что нужно окружать себя позитивными, жизнерадостными людьми, а с не такими общаться не надо.

(О, если бы вы знали, сколько оптимистов сидят у психологов в кабинете и плачут, что не могут показать свою слабость и снять маску оптимизма, потому что боятся быть отвергнутыми.)

То есть, людей отбирают по определенному признаку и решают: достоин этот человек жизни или нет? Достоин общения окружающих или нет? Принять или изолировать?  Помнить или забыть?
Как будто человек измеряется одной формулировкой "жизнерадостный" или "угрюмый" и больше никаких других сторон личности в нем нет.

Угрюмый? Пессимист? В горе?  Болен и не улыбаешься?

Поставить на тебя ярлык, к такой - сякой бабушке, и забыть.


Также у нас относятся и к болеющим.  Если в человеке проявляется сильно болезнь, ему очень плохо, он ушел в депрессивные переживания, не может ходить, много говорит о болезни, то на человеке мысленно рисуют плакат "Сплошная болезнь" и начинают его сторониться. Кто-то пытается воспользоваться слабостью болеющего. Но человек остался человеком. И хоть болезнь заняла большое место в его жизни и повлияла на его состояние, ОНА НЕ СТАЛА САМИМ ЧЕЛОВЕКОМ!

И у него также осталось желание общения, поддержки, обсуждения различных тем. Да, у него есть зацикленность на своей проблеме. А бывает,  что он и не хочет рассказывать, а люди начинают расспрашивать из вежливости, а не из-за сочувствия, человек  рассказывает и получает отвержение. И чем больше болеющий чувствует, что людям не хочется слушать, тем больше он загорается часто и хочет донести свою боль, чтобы его поняли.  Наряду появившейся доминанте на болезни, у человека появляется много страхов, в том числе, страх быть отвергнутым и страх остаться без помощи, не справиться.

На самом деле, самое главное, что хочет человек в беде, в болезни: не быть вычеркнутым из общения, ощущать опору извне, ощущать себя Человеком, который нужен и которого любят.

Поэтому много людей молчит о своих болезнях, боясь быть вычеркнутыми из жизни других. И очень сдержаны в своих рассказах.



Моя подруга умерла от онкологии  в 2015 году от онкологии.

Когда я узнала о болезни Наташи и позвонила ей, спросив: "Чем я тебе могу помочь?", ответ был: "Звоните и разговаривайте со мной, рассказывайте новости".

Фактически ее ответ значил: просто будьте со мной рядом.
 И когда я шла в гости к Наташе, мама моя спрашивала: "О чем ты будешь говорить с такой больной? ",  Я говорила: "Я буду говорить с Наташей, а не с болезнью".

Конечно, мы обсуждали и ее походы по врачам, и ее болезнь, но это было частью наших разговоров, которая воспринималась тоже спокойно.  А не ах, как ужасно об этом говорить. Но жизнь была обширнее болезни.   И мы поднимали вопросы в разных областях. В  Наташе наряду с болезнью оставались и ум, и человечность, и доброта, и удивительная мудрость, и сострадание, и юмор...

Я получила от этого общения очень много! И могу сказать, что у меня не просто была дружба с Наташей, а есть! Она осталась навсегда! Это незыблемое приобретение.

Поэтому навешивание  ярлыков и решение: "Кто достоин, а кто нет:  жить, общаться, быть счастливым, места под солнцем..." лишает прав не только тех, кого вычеркивают, но и обкрадывает тех, кто принимает ярлыковые решения.


Рецензии