Жалость без любви...

Не так давно мы с коллегами рассуждали о жалости, любви, сочувствии. Говорилось о том, что жалость унижает, лишает человека ответственности.  Что жалость не есть сострадание.

У меня есть свой взгляд на этот вопрос. И хочу с вами поделиться.

В словаре  Ожегова жалости дано следующее определение: сострадание, соболезнование.


Разве это плохое чувство по отношению к другому человеку?  На мой взгляд, нет.  Человек имеет право на сострадание и соболезнование.


 В древности на Руси слово жалеть   было синонимом любви. И, кстати, в толковых словарях, если  Вы  откроете слово «жалеть», найдете четвертое  значение – любить.

Помните с каким чувством пела Людмила Зыкина «Женщина скажет «Жалею тебя»?


 А прекрасный стих Ирины Снеговой «Любовь»:

У нас говорят, что мол любит и очень,
Мол, балует, холит, ревнует, лелеет.
А помню, соседка старуха, короче,
Как в старь в деревнях говорила: жалеет.

И часто, платок затянувши потуже,
И вечером в кухне усевшись погреться,
Она вспоминала сапожника мужа,
Который не мог на неё насмотреться.

Поедет он смолоду, помнится, в город,
глядишь — уж летит, да с каким полушалком!
А спросишь, чего мол управился скоро?
Не скажет, но знаю: ему меня жалко…

Зимою мой хозяин тачает, бывало,
А я уже лягу, я спать мастерица,
Он встанет, поправит на мне одеяло,
Да так, что не скрипнет в ногах половица.

И сядет к огню в уголке своем тесном,
Не стукнет колодка, не звякнет гвоздочек,
Дай бог ему отдыха в царстве небесном,
И тихо вздыхала: жалел меня очень.

В ту пору все это смешным мне казалось,
Казалось, любовь, чем сильнее, тем злее,
Трагедии, бури… какая там жалость!
Но юность ушла. Что нам ссорится с нею.

Недавно, больная бессонницей зябкой,
Я встретила взгляд твой — тревога в нем стыла,
И вспомнилась мне вдруг та старая бабка,
Как верно она про любовь говорила

 

 Так почему же люди говорят о том, что жалость оскорбительна?

Я пришла к заключению, что жалость становится оскорбительной, когда она не является одной из форм  проявления любви и уважения. Да, в дальних контактах говорить о любви слишком громко, пожалуй, но об уважении за то, что рядом с тобой человек, вполне  возможно.



Слушая  песню в исполнении Людмилы Зыкиной, слышишь о том, как женщины русские всем сердцем любят своих мужей и поэтому их жалеют. В стихотворении Ирины Снеговой показана забота любящего мужчины и желание, что его второй половине было хорошо. Здесь нет пафоса, унижения, желания возвыситься. А много любви, сострадания, радости, когда любимому хорошо и огорчения, когда плохо.

Но, когда жалость лишается сердцевины: любви  и уважения, она становится насмешкой для другого человека, к кому она обращена.

А для чего же в таких случаях человек проявляет жалость? Зачем ему это надо?

Причин несколько и часто они самим человеком не осознаются:

- Я должен быть в своих глазах и других быть хорошим, быть христианином, порядочным. Поэтому, терпеть его не могу, но покажу, как я выше этого;
- Детям, женам, мужьям приходится ухаживать за больными родителями, супругами. По каким-то причинам любви нет или глубоко заблокирована, но чувство долга и сострадание, человеческие качества говорят, что это нужно делать. Тот случай, когда всё-таки свой долг лучше выполнить, чем бросить близкого человека в беде;
- Человек через жалость может показывать, что он выше того человека, которому помогает, и пусть он это ощутит, почувствует разницу. Бывает, что данная ситуация  может принимать прямо садистические формы: смотри, как у меня всё хорошо и в каком ты дерьме. Смотри и завидуй;
- Развита у того, кто проявляет жалость, родительская функция. Взять неразумное дитя на воспитание, в опеку и контролировать наши взаимоотношения по принципу мать – младенец;
 - Чувство вины: «Я чувствую, что не люблю его и хочется чем-то откупиться, чтобы не чувствовать себя виноватым».
  И, конечно, такая жалость унижает. Человек начинает ощущать себя убогим, никчемным, жалким и ему хочется отгородиться от ТАКОЙ жалости, чтобы почувствовать себя ЧЕЛОВЕКОМ, а не бездомным котенком. Как будто уже похоронили его личность, крестик поставили  и пытаются  что-то делать для его оболочки. А никто не согласен  быть оболочкой.

 


Рецензии