Есть обнажённые слова...

          

   Название поэтическому  сборнику  дала строка югорского поэта  Игоря Герасимова из его же стихотворения:

  Есть обнажённые слова,
Прямые, как натяжка лука,
И обрываются, едва
Произнесёшь: «Печаль». «Разлука».

От них никто не защищён.
Их говорящий – беззащитен.
Но ими разум возмущён,
И в них – загадочность событий.

Не приедаются, не жмут,
Не клеятся к дежурной фразе,
А выстрелами сердце жгут
И – разрываются в экстазе!
----------------------------------
Есть обнажённые слова...

      Книга лирики объединила творчество двух современных поэтов: Игоря Герасимова и Татьяны Теневой.  Сквозная тема, звучащая камертоном, летящая то светлыми аккордами нежности, то алыми всполохами страсти, - это тема ЛЮБВИ,
   Поэтому в заголовок эссе я беру слова С.Надсона.

          «ВЕРЬ В ВЕЛИКУЮ СИЛУ ЛЮБВИ!»

    Рассказывать о любви в наше время… Это и несложно, и сложно одновременно.  Несложно из-за обилия  исследований в области психологии,  а в литературе – засилья  общих мест и литературных  штампов, где  так легко скатиться в обыденщину  пошлости  или, наоборот, взлететь в заоблачные выси привычного для темы романтизма. 

     Очень сложно сказать СВОЁ слово в этой теме.  Ещё сложнее – почти невозможно! -  сделать это так, чтобы чьё-то сердце «поразить навылет», заставив сжиматься от боли, или рыдать, или, радуясь с героями, смущённо улыбаться…

      Но, к счастью,  самым талантливым  удаётся не просто сказать своё слово, но пропеть его с такой искренней страстностью, что  оно никого не оставит равнодушным. И такие поэты  перед вами!   Это Игорь Герасимов и Татьяна Тенева, авторы сборника.
      На мой взгляд, удачен заголовок сборника, потому что  самое главное достоинство лирических произведений, включённых в эту книгу,  – их необыкновенная искренность,  фактически «обнажённость» чувств и слов. Поражает  исповедальность повествования,  особая аура чистоты сердец  и неподдельности чувств.
 
     Поистине  удивителен лирический дуэт:  интимные признания и соперничество,  сближение  и расставание, горечь разлуки, испепеляющее отчаяние  и вера, возрождённая из пепла,  – всё отражено в прихотливом узоре тонкой  поэтической ткани.
    Это дуэт сердец, наполненных Любовью и Нежностью.
 Два голоса,  переплетаясь созвучиями,  исполняют  торжествующе вечную, то возвышенно высокую, то намеренно приземлённую  Песнь любви. Вчитаемся в проникновенные строки:
      
Мы блуждали в прозрачных словах,
Где гуляет сиреневый ветер.
Ты раскинул незримые сети –
Я запуталась в их кружевах.

Ты в словесных аркадах паришь,
Их рисунком ажурным прельщаешь.
Взглядом ласковым рай обещаешь.
В крайнем случае – грешный Париж!        /Т.Тенева/
                *** 
Люблю тебя распахнутой душой:
И грусть твою, и смех твой виноватый;
Весеннюю! Цветущую мечтой!
И просто женщину с фигурой полноватой.

Медовый взгляд – и годы в полумгле…
Твой аромат, твоё прикосновенье:
Всё так отрадно, вожделенно мне,
Что я кричу:
          - Притормози, мгновенье!                /И.Герасимов/   

    Читательское внимание не может не привлечь психологический параллелизм текстов, оттенённый изначально разными психотипами  лирических героев, что отражает и общее, и в то же время  разное  отношение к миру и жизни.

    Стихи  Игоря Герасимова, мужские по сути,  наполнены  страстью и жаждой действий, и выражена она  чаще всего  «скупыми, жёсткими  словами»:
 
    Перечёркнута жизнь, перекроена вновь,
    Кровью выкрашен век, обрывающий жилы…
    Обретают значенье – ярость, любовь –
    И взрывается мир пережатой пружиной!

Обилие глаголов подчёркивает  энергию, поставившую знак равенства между любовью и трагедией:
 
    Там, где ты, там не властвует мгла.
     Мне навстречу - как солнечный луч.
    Точно сердце пронзает стрела –
     Бьёт прицельно Амур из-за туч.
     Ты идёшь - а меня  будто влёт! –
     Словно птицу…
 
           Совсем иное – женская ипостась поэзии, нежно жертвенная, чаще всего смиренно покорная судьбе, как в стихах Татьяны Теневой:

    Выпью задумчивой грусти
    С привкусом талой воды
    И задохнусь от предчувствий
    Новой любви и беды…

  Но и она может неожиданно взорваться:

       Меня сжигает страсть,
       И грех её стыдиться! –
       Всего-то! – Миг украсть
       И губ твоих напиться...
               
       Стихи её  расцвечены необычно образными эпитетами - окказионализмами:

Нежноснежна, светоносна
Утра северного рань.
Рощица белоберёзна –
Серебро и филигрань…
 
     А рядом - соседство  с конкретными, узнаваемыми  картинами городского пейзажа:
Спят скамейки, выгнув спинки,
Ощетинились кусты,
Перечёркнуты тропинкой
Снега белого листы…

     Лёгкая ирония смягчает торжественность:

Но берёзы мне пророчат,
Что, когда зима  уйдёт,
Между нами светлой ночью
Что-нибудь произойдёт.
 
      Любовь  в  поэтических строках обоих поэтов  – единственная  вера и мера вещей, самое естественное и в то же время самое одухотворённое  – вернее сказать, ЖИВОЕ чувство!
      Читатель видит  свет её рождения:

    Мы ждём её, как солнца ждут из тьмы.
    Она нахлынет, словно озаренье, -
    Внезапный свет, который видим мы
    В час волшебства, присущего рожденью.    /И.Герасимов/
                ***
    Играла я нахмуренною бровью,
    Потупил ты отчаявшийся взгляд.
    Стояли мы, сражённые любовью…
    Так громом поражённые стоят.                /Т.Тенева/
               
           Становится свидетелем  сомнений, обжигающих души  тревогой:

          Сомнения! – Их – сонм.
           Живу я или грежу?
           Кто б знал, каким трудом
           Мой дух самоотвержен!
           Кто б знал, какой ценой
           Даётся мне отрада
           За серою стеной
           Задумчивого взгляда!                /И.Герасимов/
                ***
              В Вашем имени горечи много –
              Безутешной разлуки печаль…
              И горит в нём пожаром тревога:
              Не обжечься бы вновь невзначай!           /Т.Тенева/

      Неизбежны страдания:

             Не тебе ли знать, как плоть измучена?
             Не твои ли руки душу выкрали? –
             И сожгли глаза благополучию,
             И укрыли прах моими крыльями…                /И.Герасимов/
                ***
             Ты волен всё: уйти, не оглянуться…
             Ведь стыд и боль не делят на двоих.
             Горят уста и бредят о твоих,
             А бездна глаз зовёт тебя вернуться.
             Пугает страсть безумными мечтами,
             В крови, темнея, бродит, как вино…              /Т.Тенева/

          И не только страдания! Отчаяние, ужас, боль несёт предчувствие потери:

          Бывает так: не пишется, не спится…
          Когда душа с рассудком не в ладу,
          В ночь окунаю чистую страницу
          И в тайну снов сомнамбулой иду.
        …Срываюсь камнем, в ужасе крича.        /И.Герасимов/
                ***
       Сметать, крушить последние  мосты,
       Отдаться ослепленью безраздельно!
       И жечь стихов злосчастные листы,
       Поняв, что слово грешное смертельно.
       Исчезнуть – «с глаз долой, из сердца – вон!»
       Расстаться недоступными, чужими…
       Крестом разлуки с четырёх сторон
       Перечеркнуть пылающее имя.                /Т.Тенева/

             Но, какими бы жестокими  ни были отчаяние и скорбь, истинная любовь, как птица Феникс,  не исчезает. Она возрождается и прорастает через расстояния и годы. 

     Люблю тебя. Твой облик – предо мной:
    В глазах – азарт и золото измены.
    Ты душу вскрыл решительно, как вены, -
    Поэзии источник внеземной…
    Безмерно сострадая и скорбя,
    Стихи твои с пристрастием читаю
    И чудится, что вечность обретаю.
    Неистово и бережно любя.                /Т.Тенева/
 
        Лирический герой И.Герасимова  возвышает женщину до идеала. В природной естественности видит он  покоряющую чувственность и душевную открытость:

     Мне ли  судьбою обещано
     Диво горячих кровей –
     Осень – цветущая женщина –
     Благоговею пред ней.                /И.Герасимов/

      Проза жизни, грязь и зло не проникают в этот мир, но вот Ревность… её избежать трудно!  Удивительны  эмоциональная объёмность образов и сила трагического предвидения :

       Неужели забыл мой изменчивый нрав?
       Оставайся с другой! (Скоры чёрные вести)…
      Что случится потом, поразительней мести:
      Ты полюбишь меня, навсегда потеряв…          /Т.Тенева/
                ***
     И вьюжат ветры Ойкумены,
     Нас отрывая от земли…   
     И гибнем мы в штормах измены,
     Как погибают корабли.                /И.Герасимов/

       Приём «намекающего письма»:  зыбкие грани, скупые, но выразительные  сравнения скрывают  глубинный  подтекст. Лаконичная деталь делает ненужным длинные описания.

   Великолепно поэтическое мастерство обоих поэтов.  Красив и возвышен  образный строй, отражённый в магически прихотливом   кристалле  поэзии  чувств.  Именно он  расцвечивает волшебными  красками   тончайшие оттенки чувств, даёт полноту  ощущений. Как бы задыхающиеся восклицания и вводные конструкции,  раскованный синтаксис – всё  помогает передать волнение лирических героев.

      И теперь – так обманчива близость! –
       Стоит руку тебе протянуть…
      Я б в руках твоих даже не билась:
     Замерла б иль упала на грудь…
     «Да, люблю, - но об этом ни слова!»
     «Никому», - отвечают глаза…                /Т.Тенева/
                ***
    Но есть мечта –
    Она сильнее смерти! –
    Надежда, неподвластная годам.
    А наши души,  - только верьте! –
    Всегда принадлежали небесам!           /И.Герасимов/

Поражает языковая свобода и неожиданность классических образов.

         Совсем немного времени у нас:
         Снежинкой   на ладони тает вера…
         Раскается воинствующий Марс –
         Засветится застенчиво Венера.         /Т.Тенева/
                ***
         Здравствуй, Троя и Рим! Заплутал паладин.
        Где твой праведный сын? – Расскажи, Иудея.
        Мы – на кромке земли, мы – один на один.
        Видишь, я пред тобой не сутулюсь, робея.    /И.Герасимов/    
   
           Вообще-то, по мнению классиков,  бесполезно  препарировать  стихи, то есть проверять «алгеброй гармонию».      

      Стихи  надо, оставшись наедине с ними,  читать  и слышать  голос  страдающего сердца, взыскующего понимания  и… только понимания! Ничего, кроме понимания!

      Оторваться от  обычных забот о работе,  деньгах  и повседневных проблемах. Уйти от  неискренних речей и нудных дел. Открыть  книгу  с исповедальным названием –  «ЕСТЬ ОБНАЖЁННЫЕ СЛОВА»…

        Поэтам свойственно влюбляться:
        Прекрасный жар у них – в крови.
        Высокой боли не боятся
        И даже – смерти от любви.

        Признанья их чистосердечны,
        И в каждом – искренность нова.
        А чувства… что ж, они – не вечны.
        Их обессмертили слова.               
      
               Эти строки Татьяны Теневой открывают сборник.
      Заключительное стихотворение  Игоря Герасимова:

          И не важно, каким я был,
          И не важно, каким я стал.
          Просто здесь я тобою жил.
          Ну, а жизнь – временной причал…

                И вторит ему нежный женский голос:

Когда-нибудь (о чём – не зная толком),
Взгрустнув, в ночное небо посмотри:
Я взорвана любовью изнутри! –
Там несть числа сверкающим осколкам...

      Невольно вспоминаются слова  Г.Сенкевича: «В мире зла, глупостей, неуверенности и сомнений, называемых существованием, есть одна вещь, для которой ещё стоит жить и которая, несомненно, сильна, как смерть: это – любовь»
            
     Взгляните в небо, друзья!  Проникновенные  строки Игоря Герасимова и Татьяны Теневой подарят вам крылья, чтобы  вы могли  взлететь над  обыденностью жизни,  распахнув  душу  искреннему, духовному, светлому и, по утверждению  Афанасия Фета, «хотя на мгновение вздохнуть чистым и свободным воздухом  ПОЭЗИИ».
                *****

Татьяна Ивановна Тенева, Игорь Витальевич Герасимов
"Есть обнажённые слова… " Любовная лирика.
Издательство «Амфора». Омск — 2014 г.


Рецензии
Интересно, когда стихи пишут, не менее интересно, когда их "разбирают"...
Попадёт ли рецензент "в унисон" с автором, или увидит что-то своё?
С уважением

Ольга Андрис   09.04.2024 15:24     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Ольга!

Элла Лякишева   10.04.2024 22:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 84 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.