О пользе чтения книг. Часть 2

Все-таки был культурный слой в Советской Армии. Я в нём был. Что читал, то и претворял в жизнь.

После обеда, когда все подразделения ушли в автопарк обслуживать технику и в расположении роты остались одни дежурные, я решил взяться за дело. Дневальным свободной смены оказался рядовой Кузнецов. Невысокого роста, аккуратный и добросовестный солдат. При  ближайшем изучении его биографии, я обнаружил,что он китаец, родом из Восточного Казахстана. Кузнецов был кругом положителен и виду не показал, что удивлён. Он выслушал мои указания молча и тотчас приступил к работе.

Порядок был наведен и я с удовлетворением смотрел на расположение своей роты. Все лежало на своих местах. Только крепления этих мест были усилены: прикроватные тапочки прибиты к полу гвоздями; полотенца для лица и для ног на кроватях прошиты белыми нитками и не снимались со своих мест; мыльницы и тюбики зубной пасты прибиты мелкими гвоздиками к тумбочкам. Армейский порядок - это, когда все выровнено по нитке. Табуретки стояли ровно: рядовой Кузнецов прибил их к полу. Наконец-то в воцарится порядок.

Две недели ко мне не было претензий по внутреннему порядку. Все расположено согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил Союза ССР. Ещё через неделю подполковник Ермаков сказал:"Борис, это надо убрать. Командир полка нас не поймет". Я попросил: "Товарищ подполковник, давайте уберем через два дня, мы уходим на полигон на стрельбы". Он согласился.

Но события произошли как раз в эти ближайшие дни. В субботу парко-хозяйственный день, все подразделения в автопарке готовят технику к полевому выходу. А в это время командир полка обходит  подразделения вместе с командирами батальонов. Он уже поругал танкистов, успел наорать на зенитчиков. Мимо моего расположения  он прошел молча,отметив хороший порядок. Поругав кого-то ещё, он пошел в обратном направлении.

Теперь, он заметил один тапочек, который неровно лежал по отношению к другому. Молча, подойдя к нему, он попытался своим до блеска начищенным хромовым сапогом выровнять его. Но тапочек только развернулся вокруг прибитого гвоздя. Если сказать, что товарищ полковник удивился, то значит ничего не сказать. Как говорили мне потом очевидцы этой сцены: раздался вопль раненого бизона. Минут пять он мягко говоря, грубо выражаясь давал указания немедленно вырвать из тапочек гвозди. Вдруг, наступила тишина, присутствующие затаились. Все услышали вопрос: "Где капитан Михельсон?"

К сожалению, все шишки достались Ермакову. Рядовой Кузнецов, ничему не удивляясь, ловко орудовал гвоздодером, освобождая тапочки. Через пару часов, по окончании паркового дня, состоялось построение офицеров. Руководители подразделений доложили командиру полка о проделанной работе. Наконец-то я был замечен. Весь пар уже вышел и командир полка только спросил: "Не прибили ли вы, товарищ капитан, к полу все десять бронетранспортеров, что находятся у вас в подчинении?" Пока оргвыводов не последовало. А комбат Ермаков отчитал меня и приказал, чтобы таких фокусов больше не было.

В конце месяца в актовом зале клуба полка подводились итоги боевой подготовки. Докладчик, командир полка, говорил больше о недостатках, чем о достижениях: "...мало кто из командиров подразделений проявляет инициативу в строгом наведении внутреннего порядка в своих расположениях.(Пауза). Да, никто и не проявляет. Разве, что капитан Михельсон: прибил тапочки к полу. А больше никто...".

Этот случай стал достоянием гласности всего гарнизона и многие офицеры в шутку просили меня поделиться опытом.

Я мог им посоветовать только одно: читать толковые книги.


Рецензии