Религия и гуманизм

С большим интересом прочла статью замечательного автора Олега Ярошенко.

 Идеи, им озвученные (опубликованные), совершенным образом совпадают  с моими. С удовольствием прочту и следующие части трилогии.Благодарна автору. Всем, кто желает взглянуть широко на  ошибки далёкого прошлого (собственно, сутью своей, продолжающиеся по нашему неведению и теперь) и  всем, кто далее не желает  слепо жить и также слепо верить, стоит прочесть  данную статью.

Религия и гуманизм




Часть III трилогии о религии:   «Верить – не верить. Антипроповедь»,   «Сотворение Мира»,   «Религия и гуманизм»

        К читателю, искренне верующему в Бога: прошу это эссе не читать и отзывов не оставлять.


        1. Данное эссе написано мною, как завершающая часть трилогии на темы, так или иначе, связанные с религией. В процессе работы над этой частью я использовал собственные знания истории религии и гуманизма, почерпнутые из различных источников в течение всей сознательной жизни. Фактический материал, подтверждающий мои уже сложившиеся взгляды, я отыскал в интернете.
 
        Здесь же я нашел и примеры бесчисленных преступлений, совершенных именем Христа, как государственными, так и религиозными деятелями.
        И, хотя, «пепел Клааса стучит в моем сердце» еще с детства, я должен сразу же заявить, что ни в коем случае не считаю современных служителей Господа в моральном отношении хуже мирян или атеистов. Я уверен в том, что, в среднем, они не хуже, хотя и не лучше.

        И в жизни, и на Прозе. Ру, можно найти свидетельства нередко встречающихся в среде и первых, и вторых, и третьих таких пороков, как пьянство, чревоугодие, меркантилизм, гордыня. В то же время, я уверен, что очень многие из священнослужителей честно и преданно несут свою службу, искренне веруя во Всевышнего. Среди них есть немало подвижников, бескорыстно сеющих добро в народных массах.

        Правда, мне думается, что не меньшая доля подвижников есть и среди неверующих людей – в среде ученых, врачей, учителей, защитников отечества, закона и природы.

        Мне хорошо известно также и то, что в течение многих веков, в отсутствие общеобразовательных школ, светской литературы и СМИ, церковь играла немаловажную роль в формировании нравственных ориентиров простых людей, в обучении их грамоте и даже – в зарождении европейской науки.   

        2. Из википедии: «Религия – это общественный институт, занимающий важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе».

        Положительной стороной религии, я считаю, является воспитание нравственности с целью удержания людей от проявлений всяческого бытового произвола: явной несправедливости, оскорбления, насилия, неприкрытого грабежа, то есть, от хаоса, который, вообще-то, препятствовал бы общественному развитию.

        Конечно же, религия способствует организации людей и их сплочению.  Но, с другой стороны, разные религиозные течения разделяют людей (даже в одном государстве), приводя к межрелигиозным разногласиям, террору и войнам.

        Что же может заменить религию в части ее позитивной деятельности? Возможно – учение о гуманизме.

        3. Из википедии: «Гуманизм (от humanitas – «человечность») – демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что люди имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.

        Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей».
 
        Можно добавить, что гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности, как высший критерий оценки любой общественной деятельности. Этим он в первую очередь и отличается от религии, провозглашающей, что человек – «раб божий».
 
        Как, очень коротко и точно, выразился В. А. Кувакин, гуманизм – это образ жизни.

        4. В отличие от религии, гуманизм интернационален и надконфессионален, и поэтому он способен, в противовес религии, объединять, а не разделять людей, даже если их верования различны.

        Гуманизм, как и религия, в состоянии положительно влиять на общественные отношения, ведь нравственность и этика – слова-синонимы, выражающие одно и то же понятие.

        Но, в противовес религии, гуманизм, не является общественным институтом, а значит, не выступает как форма организации совместной жизнедеятельности людей. В связи с этим, да еще и по своему определению, он не способен возлагать на себя репрессивные функции.

        Он может воздействовать лишь методами гуманистического образования и воспитания, распространяя идеалы разума, свободы, личного и общественного согласия и демократии во всем мировом сообществе.

        5. Из истории гуманизма: «Как черта мировой культуры, гуманизм проявился еще в древнем мире. Уже от эпохи Древнего царства в Египте (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: "Я спасал несчастного от более сильного...Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего..."

Большое количество подобных текстов свидетельствует о существовании сильной гуманистической струи, пронизывающей культуру Древнего Египта.

Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. В древнеегипетской культуре все погружено в атмосферу религиозности, но вместе с тем все одновременно имеет мощные корни в глубинах чистой человечности.

Проявления гуманизма заметны на протяжении всей истории. Зародилось гуманистическое мировоззрение – о единстве, целостности и уязвимости человеческого общества, нуждающегося во взаимодействии и взаимной поддержке, в добровольном отказе от социального неравенства, от паразитизма сильных на угнетенных.

 В качестве примера достаточно обратиться к Нагорной проповеди Христа.
Но еще задолго до христианства и позже него идеи гуманизма неоднократно ясно и глубоко осознавались самыми мудрыми представителями человечества (Платон, Конфуций, Ганди и др.). Со временем человечество признало их.
В основе христианской, мусульманской и буддистской этики лежат принципы гуманизма». (Реферат: История идеи гуманизма. РЕФЕРАТБАНК).

        6. Можно привести примеры известных государственных деятелей, также не чуждых гуманизма. Например, древнеримский император Тит Флавий (39-81), разгромивший в те жестокие времена иудейское восстание, отличался щедрой социальной политикой, сурово наказывал доносчиков, и в историографии идеализирован как гуманный правитель.

        Светоний пишет: «Вспомнив, что за весь день он не совершил ни одного благодеяния, Тит воскликнул: «Друзья, я потерял день!».

        Заметьте, читатель, что приблизительно в те времена, как раз и были написаны Евангелия, составившие впоследствии Новый Завет. Правда, христиане тогда периодически подвергались гонениям и до принятия Римской империей христианства еще оставалось более двух веков.

        7. Марк Аврелий (121-180) – древнеримский император-философ, стоик, оставался одиноким гуманистом среди привыкшей к крови и роскоши римской знати.

        Стоики провозглашают внутреннюю свободу человека, как высшую ценность, равные права и равную свободу слова и – царское правление, которое уважает более всего свободу управляемых. Одна из идей стоической философии – о равенстве людей – постепенно проникает в сферу государственного управления.

        В годы правления Марка Аврелия разрабатывается ряд социальных проектов, направленных на помощь бедным слоям общества, на образование для малообеспеченных граждан. Открываются приюты и больницы, работающие за счет государственной казны.
 
        Под финансированием Рима действовали и четыре факультета Афинской Академии, учрежденной Платоном.

        Многие годы Марку Аврелию пришлось вести на границах империи вынужденные оборонительные войны, в большинстве успешные, но за славой или богатством он не гнался. Главное, чем руководствовался философ – это общественное благо.

        8. Государственным деятелем (лорд-канцлер) был и английский гуманист Томас Мор (1478-1535), автор сочинения «Утопия». Обвинен в государственной измене королем Генрихом VIII и казнен.

        Причина его разногласий с королем – все та же религия. А точнее, провозглашение короля главой церкви Англии. А это – полностью развязывало королю руки для произвола в личных и государственных делах, в чем он и без того был очень грешен.

        9. Зачатки нравственности заложены и в Ветхом Завете иудеев в виде заповедей. Совершенно ясно, что десять заповедей даны были древнееврейским племенам для того, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла.

        Но, вместе с этими заповедями, якобы переданными пророку Моисею Всевышним, тот получил от него еще и множество указаний следующего содержания: «И истребишь все народы, которые Господь, Бог твой, даёт тебе (Израилю); да не пощадит их глаз твой».

        И Моисей послушно и ревностно выполнял эти указания. Все, что имелось в городах других народов, должно было быть принесено в жертву Господу: «и мы поразили… весь народ его… взяли… все города его, и предали заклятию все города, мужчин, женщин и детей, не оставили никого в живых».

        Не зря же некоторые авторы на портале Проза.ру высказывают мнение, что эти десять, переданных иудеям заповедей, подразумевают, что они не должны приносить зла только лишь представителям своего, избранного Богом, народа: не укради у иудея, не убий иудея и так далее. То есть, с инородцами и иноверцами можно поступать так, как тебе заблагорассудится! И чем жестче, тем лучше для иудеев!

        10. Точно так же по велению Бога действовал и преемник Моисея Иисус Навин: «…взяли город. И предали заклятию всё, что в городе, и мужей, и жён, и молодых, и старых, и волов, и овец, и ослов, всё истребили мечом… А город и всё, что в нём, сожгли огнём».

        Подобные зловещие строки повторяются многократно во всех новых главах Ветхого Завета. В некоторых случаях удавалось выжить животным или отдельным предателям, например, проститутке Раав, приютившей иудейских лазутчиков.
 
        Вот, как истолковывают это событие современные религиозные теоретики: «они уничтожили в Иерихоне все живое, не пощадив и скота; только Раав и ее домашние были оставлены в живых (стих 16). Известны критические замечания на этот счет, что, мол, разрушение Иерихона легло пятном на Ветхий Завет. Ясно, однако, что евреи действовали согласно Божиему повелению! Все, что имелось в Иерихоне, должно было быть принесено в жертву Господу».

        Эти, с позволения сказать, служители Господа сами уже не замечают, что своим толкованием низводят могущественного Творца нашей бесконечной Вселенной на уровень слабосильного злобного существа, принуждающего иудеев приносить ему кровавые человеческие жертвы! А, где же гуманизм Сына божьего!?

        11. Мне же думается, что дело не столько в жестокости библейских персонажей (в те времена она была в порядке вещей), сколько в том, что Моисей и те его последователи, которые на самом деле писали Ветхий Завет, намеренно и весьма расчетливо запугивали свою паству. Они ссылались на выдуманные ими жестокие повеления Бога для того, чтобы удерживать свой народ в безропотном подчинении, управлять им и жить за его счет.

        С той же целью, без существенных изменений, изуверский Ветхий Завет был включен в Библию последователями Христа, написавшими и распространившими Новый Завет, не лишенный духа гуманизма.

        Понадобилось такое же устрашение и императору Константину I,  узаконившему в IV веке христианскую религию в Римской империи. Пользовались им и все последующие христианские монархи и первосвященники, хотя это прямо противоречило заповедям Христа.

        12. И здесь, мне волей-неволей хочется согласиться с мнением Александра Захваткина («Правда и ложь Нового Завета», Проза.ру), впрочем, слегка смахивающим на очередную «теорию заговора»:
 
«Вообще, общее впечатление от изучения «Нового» и «Ветхого Завета» складывается такое, что одна из религиозных оппозиционных общин трансформировала жесткий национальный иудаизм в беспринципный интернациональный эрзациудаизм под названием христианство.

…существование такого центра, где была разработана многолетняя стратегия религиозно-нравственного переподчинения физических поработителей в нравственных рабов, можно считать вполне реальным... 

Мощность этого движения оказалась так велика, что под ней оказались обломки не только Римской Империи, но и почти трети современного мира… Началась эпоха мирового господства христианства».

        13. В результате такого господства (но – и не без других причин) на несколько веков затормозилось культурно-общественное и экономическое развитие Европы.

        Дело дошло до верха жестокости и абсурда. Католическая инквизиция, якобы отстаивая христианские ценности, сжигала на кострах людей, объявляемых еретиками, совершенно забывая о главном в этом учении – гуманизме основателя данной религии – Иисуса Христа.

        Понятно, что на самом деле светская власть и религиозная верхушка, защищая свои интересы, запугивали народ и устраняли опасных для них людей.
 
        В Европе сожжение еретиков на костре стало практиковаться с X-XI веков, а начиная со второй половины XIII века инквизиторские костры запылали во многих европейских странах. За девять веков (вплоть до XIX века) сожжены сотни тысяч человек.

        14. «Свидетельствует Е. Рерих: Инквизиция была установлена не для преследования только жалких ведьм и колдунов, большей частью медиумов, но для уничтожения всех инакомыслящих. И среди таких врагов, прежде всего, насчитывались все наиболее просвещенные умы, все служители общего блага и истинные последователи заветов Христа.

Католическая церковь не терпела конкурентов и инакомыслящих. На протяжении столетий костры инквизиции неизменно пылали там, где пробивались ростки нового, передового, нетрадиционного, свободного от догм и табу.

Церковная и светская власти паразитировали на самых низменных чувствах масс — зависти, мести и корыстолюбии — ведь имущество казнимых доставалось доносчикам и властям.

Распущенность церковников практически не скрывалась: вице-король Перу в своем отчете королю докладывал, что монахи и священники публично сожительствуют со многими женщинами, развратничают, нарушая все церковные каноны». (Игорь Гарин «Католическая инквизиция в Европе». Проза.ру.)

        15. В России в XIII-XVIII веках, тоже были казнены через сожжение сотни еретиков. Так, о каком же гуманизме христианских священнослужителей может идти речь?
        И, кстати, о моральном облике самих служителей церкви.  Известны семь самых развратных понтификов в истории Ватикана: (Иоанн X (860 – 929 гг.), Иоанн XII (937 – 964 гг.), Бенедикт IX (1012 – 1055 гг.), Павел II (1417 – 1471 гг.), Александр VI (1431 – 1503 гг.), Юлий II (1443 – 1513 гг.), Юлий III (1487 – 1555 гг.).
        Всем им была присуща половая распущенность и те или иные половые извращения из следующего перечня: гомосексуализм, инцест, педофилия, содомизм, оргии с мужеложеством и скотоложеством. Кое-кто из них был замечен в коррупции, хотя весьма активно и ревностно искоренял ересь. 

        В настоящее время случаи педофилии стали известны в католической церкви Ирландии, в церкви Англии, отдельные случаи – в православной церкви России.

        16. Кроме упомянутых выше корыстолюбия и коррупции, нередко встречающихся в среде духовенства католической церкви, можно вспомнить весьма широко распространенную в средние века практику отпущения грехов за деньги, путем продажи индульгенций. Отменный бизнес!

        Вообще, подавляющее число священнослужителей никогда не занималось производительным трудом. Еще священники древних иудеев начали взимать с трудящихся соплеменников налог – десятину, значительная часть которого шла на их содержание.
 
        Завершая характеристику морального облика служителей Всевышнему, можно добавить, что совсем не преданность Господу верхушки украинской православной церкви привела к недавнему расколу ее на Московский и Киевский патриархаты и к последующим дрязгам между ними с участием прихожан. 

        17. При желании читатель легко может найти в интернете материалы по истории жестоких религиозных войн и крестовых походов, на которые христианская церковь вдохновляла средневековых монархов Европы.

        Невозможно забыть и бесчисленные преступления, и грабежи, совершенные колонизаторами именем Христа в Азии, Африке и обеих Америках в XVI – XIX веках.

        18. В XX веке уже не церковь вершила судьбы людей. На «путь истинный» народы направляли не религиозные идеологии, а политические. Но такая одиозная личность, как Адольф Гитлер, инициировавший уничтожение миллионов, вовсе не был атеистом. Сразу после прихода к власти он запретил организации, поддерживающие свободу вероисповедания, и организовал «движение против безбожников».
 
        Бог в его мыслях занимал не последнее место. Гитлер был католиком, хотя на самом деле его публичное отношение к религии и было весьма конъюнктурным и оппортунистическим. «Мы должны привести германский народ к признанию истинного Бога!» – заявлял он.

        19. Что же касается еще одного душегуба – Иосифа Сталина, безраздельно посвятившего свою жизнь созданию счастливого коммунистического общества методами принуждения и террора, то он называл себя атеистом.

        При этом, несмотря на осуществляемые им жесточайшие массовые репрессии против священнослужителей, он не побрезговал воспользоваться их услугами в трудное время, когда под ударами войск вермахта катастрофически разваливалась оборона страны. Это говорит о том, что и его отношение к религии тоже было конъюнктурным.

        В юности Сталин почти пять лет проучился в духовной семинарии и, возможно, в душе оставался тайно верующим человеком. Имеются авторитетные свидетельства о том, что в конце жизненного пути он молился и исповедовался в кремлевской церкви (она находилась по пути в кинозал).
 
        Во всяком случае, беспощадные расправы Сталина с инакомыслящими на основании доносов, часто ложных,  говорят о том, что он очень хорошо усвоил опыт борьбы христианской церкви с ересью.

        20. А, как вы, читатель, думаете, почему верхи США, уже в XXI веке, так агрессивно и методично стараются извести Россию, считая ее «империей зла»? Да, потому, что они очень религиозны и консервативны! Исходя из протестантского вероучения, они стараются навязать всему миру свое понимание добра.
 
        Навязчивость, безапелляционность и агрессивность, как я уже отмечал ранее в данной трилогии, характерные черты многих поборников христианства.

        При этом, искренне верующие американцы совсем не стесняются грабить население Земли за счет обращения своего, подверженного обесцениванию, доллара и разжигать военные конфликты по всему миру.

        21. Десятки статистических исследований, проведенных с целью выяснения влияния религии на снижение уровня преступности, показали отсутствие такой зависимости. Наоборот, отмечено, что Дания и Швеция «по-видимому, наименее религиозные страны в мире, и вероятно, во всей мировой истории, имеют самый низкий уровень преступности в мире и самый низкий уровень коррупции».
 
        Работа Грегори Пола 2005 года говорит о том, что "в целом, более высокий уровень религиозности и церковности коррелирует с более высоким уровнем насильственной смертности, юношеской и ранней взрослой смертности, половых инфекций, подростковой беременности, абортов в зажиточных демократиях, " и "Во всех светских демократиях за столетия наблюдается падение уровня убийств до исторического минимума, за исключением США (с высоким уровнем религиозности) и «набожной» Португалии".

        Нужно сказать, что и в России наибольшая доля верующих отмечена среди заключенных, то есть, так или иначе, среди низов общества.

        Следовательно, религия уже перестала быть стражем нравственности и фактором сдерживания бытовой и прочей преступности в человеческом обществе. В этих смыслах ее место постепенно занимают светская культура, образованность, чисто человеческие и другие естественные ценности.

        22. Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что роль религии в истории человечества весьма неоднозначна. Во всяком случае, христианская религия за две тысячи лет, с момента распятия ее основоположника, так и не смогла сделать христианина совершенным и счастливым человеком, а вот вреда принесла немало.

        И сейчас, как и тысячи лет назад, религия нужна, прежде всего, ее служителям (шаманам, жрецам, священникам, муллам и т. д.) для удержания власти над людьми и их эксплуатации.

        Допускаю также, что еще нуждаются в религии страждущие души, не верящие в свои силы и, так или иначе, ищущие защиты и утешения у Всевышнего.

        23. Всем известный прогресс в человеческих отношениях и рост общественных свобод, которые мы наблюдаем с момента начала европейского Возрождения, являются заслугой гуманистов и осуществились не благодаря, а вопреки религии.
 
        Все это дает нам надежду на то, что человеческое общество с ростом уровня образования и культуры, с развитием науки и экономики постепенно будет освобождаться от лживых религиозных пут.

        Для меня же, лично, совершенно очевидно, что не Бог и не вера в него сделают в будущем человека высоко гуманным, а он сам – себя: через самопознание, самосовершенствование, самоограничение и при непременном участии научно-технического прогресса.

        Порядочным человеком можно быть и без религии. И это совсем не мой собственный вывод!

        «Человечество научится в будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия религии» (Людвиг Фейербах).


 


Рецензии
Очень убедительно и злободневно!
Многие древние учения сознательно искажены для манипулирования массами
http://www.proza.ru/2016/11/06/1426

Алеф Нун   22.05.2019 22:37     Заявить о нарушении
Если пожелаете, можете для начала ознакомиться с этим: http://www.proza.ru/2016/12/01/458 . Прочла предложенное. неубедительно.

Валентина Анисимова   23.05.2019 02:04   Заявить о нарушении
Замечательно! Обязательно воспользуюсь предложением.
Каким образом конкретно можно использовать информацию для стабилизации развития общества? Готов принять посильное участие.

Алеф Нун   23.05.2019 11:50   Заявить о нарушении