Осенняя пушкинистика. Индусские мотивы
Итак, к вопросу о вкладе индусов в российскую литературу. Когда рассказывают, что некто Визапур (князь Александр Иванович А. Порюс-Визапурский), франко-русский индус, душа общества, балагур, поэт, заядлый театрал, кутила и ловелас, соблазнил бабушку поэта Марию Пушкину, в замужестве Ганнибал, то почему-то забывают упомянуть его приблизительный возраст и привести хотя бы несколько основных фактов из его биографии. Вместо этого упорно декламируют популярный стишок про то, что «нашлась такая дура», которая «пошла за Визапура», который якобы относится к Марии Пушкиной, хотя её имя в стишке не упоминается, да и, кроме того, Мария за Визапура не «пошла» и никогда не «ходила». Она в то время со своим беспутным Осипом юридически не была разведена и замуж ни официально, ни фактически больше не выходила. Ей и одного знойного мужа хватило для общих впечатлений о любви и браке. А пошла за Визапура совсем другая женщина, москвичка Надежда Александровна Сахарова, дочка купца сахарозаводчика и богатая наследница (1), состояние которой весельчак-муж немедленно и радостно промотал. Свадьба состоялась 7 октября 1804 года, и вот об этом-то событии и был сочинён следующий забавный стишок:
«Нашлась такая дура,
Что не спросясь Амура,
Пошла за Визапура.» (2)
Что касается биографии сладкоречивого искусителя, вернее существенной для бабушки Пушкина её части, то, хотя год рождения Визапура и не известен, но первая доподлинно упомянутая дата из его российской жизни такова: «В России отпрыск раджей Биджапура появился на рубеже 70-80-х годов XVIII века. Известно, что 1 января 1783 года крещеный индийский мальчик был записан сержантом в Киевский гренадерский полк и определен в элитный Сухопутный шляхетный кадетский корпус.» (2) Сколько лет ему было за 9 лет до этого, в 1774 году? Дочь Марии Алексеевны Надежда родилась 21 июня (2 июля) 1775 года, так что, если принять на веру индусско-цыганские теории, то её, замужнюю двадцатидевятилетнюю женщину (она родилась в 1745 году), уже успевшую потерять своего первенца - сына Николая, совратил совсем ещё невзрослый человек, если и не полный ребёнок, а потом вероломно бросил. Как говорится, из огня да в полымя. При этом не вполне понятно, каким образом шаловливый юнец познакомился с Марией Алексеевной. Говорят – сосед по имению. Но имена владельцев имений в окрестностях Санкт-Петербурга в этот период, к счастью, сохранились для истории. Семейство Ганнибалов в этих списках представлено, а вот никаких Порюсов-Визапурских и в помине нет. (3) Может, малыш/подросток гостил в тех краях у кого-нибудь, но у кого именно, и откуда это известно тем, кто подобрал Пушкину нового родственника? Об этом они – ни слова, такая вот загадка!
Как и большинству почитателей таланта Пушкина, мне глубоко безразлично, мавр он, арап, индус или цыган, и изменила ли бабушка Пушкина своему нелюбимому мужу. Для меня он величайший русский лирик, сатирик, историк и невольный создатель современного русского литературного языка. Поэтому, если приверженцам индусской версии известны хоть какие-нибудь недавно обнаруженные исторические документы, доказывающие, что Визапур, основатель российской династии Порюсов-Визапурских, в 1774 году действительно проживал по соседству с имением Ганнибала Суйда Санкт-Петербургской губернии и уже достиг, приношу извинения за банальное выражение, половой зрелости, то я готова их внимательно изучить и принять эту концепцию. Для этого им достаточно поместить ссылки на эти документы, воспоминания, дневниковые записи или письма. Мне пока, сколько я ни искала, таких ссылок не попадалось, поэтому на данный момент я не вижу возможности поверить в индийские корни нашего русско-африканского гения. Тот факт, что профессором П. И. Люблинским в 1938 году было опубликовано «разлучное» письмо Марии Алексеевны от 18 мая 1776 года, заверенное её братом Михаилом, в котором она просит о свободе и возвращении ей её дочери в обмен на отказ от всех имущественных претензий, вряд ли можно принять как доказательство индийского происхождения Александра Сергеевича Пушкина. Равно, как и ответ на это письмо Осипа Ганнибала от 29 мая того же года, предоставлявшего Марии желанную свободу, в котором он называет младенца не «наша дочь», а «ваша дочь» и укоряет жену в различных обидах, которые он от неё претерпел. (См. полный текст писем в Примечании «4».) Правда, он забывает упомянуть, что успешно промотал ярославское имение, полученное им за женой в приданое. Распространяемые то ли Осипом, то ли другими досужими языками сплетни о том, что Мария «спуталась с конюхом-цыганом» так же вряд ли указывают на то, что отцом Надежды Осиповны оказался непоседливый малолетний талантливый индус.
В этой драматической ситуации поражает вот что: если предположить, что Осип Ганнибал не считал девочку-младенца своей дочерью, а Мария как мать знала это наверняка, то как объяснить тот факт, что она, убежав в Москву, оставила малышку на произвол человека, которому чужая дочь явно не нужна и с которым в этом случае её дочь подвергалась бы реальной опасности, поскольку была бы совершенно беззащитна? Интересно, что среди авторов этой «визапурской» версии не заметно женских имён. Видимо, авторы-женщины понимают, что ни одна любящая мама на такое никогда не пойдёт, а Мария Алексеевна была именно такой любящей мамой. Проблема с этими письмами в том, что исследователи «вчитывают» в них некий дополнительный смысл, которого там нет. Так, например, просьба матери вернуть её дочь в обмен на отказ от всяких финансовых притязаний на оплату её содержания воспринимается как её признание того, что эта девочка не является законной дочерью её мужа. А это очень субъективная оценка, и сомнительно, что именно такой смысл вкладывала Мария Алексеевна в свою просьбу. Она ведь без всякого страха оставила Надежду с мужем и отправилась к своей семье за поддержкой в получении согласия на раздельное проживание с мужем. Скорее всего ей это пришлось сделать потому, что Осип ей сказал, что она может уходить на все четыре стороны, но девочка останется в его доме. Поэтому Марии и понадобилась заверенная братом официальная петиция. Да и по одному факту упоминания Надежды в контексте «ваша дочь» невозможно сделать заключение о её незаконнорожденности. В ответном письме Осипа не звучит ярость мужа-рогоносца: это упрёки жене в отсутствии любви к нему и в огорчениях им переживаемых в связи с этим. Необходимо помнить, что на момент написания этого письма с момента зачатия младенца (снова приношу извинения за вынужденную «биолексику») уже прошло год и восемь месяцев, за которые чаши терпения обоих супругов вполне могли и переполниться, особенно если учесть, что почти сразу же после этого Осип завёл себе новую «законную» жену. А впрочем, почитайте текст сами. Но не могу удержаться от мысли, что, если бы сам Пушкин почитал эти намёки на «бесчестное» поведение своей бабушки, он бы тут же вызвал каждого из экспертов в её интимной жизни на дуэль!
Интересны также воспоминания современников Пушкина о его внешности, мало напоминавшей индуса. Так В. П. Бурнашев, впервые встретившись с Пушкиным на «четверге» у Греча вспоминал: «В лице его было что-то необыкновенное, будто напоминавшее наружность мулата: нос несколько приплющенный, губы очень красные и широкие, а обнаруженные веселой улыбкою зубы – белизны необыкновенной.» Он же описывал внешность Пушкина так: «кудрявый, желтовато-смуглый брюнет с довольно густыми, темными бакенбардами, с смеющимися живыми глазами и с обликом лица южного, как бы негритянского происхождения…» (В. П. Бурнашов. Мое знакомство с Воейковым. Рус. вестник, 1871, № 11) Впечатления члена «Арзамасского кружка» Ф.Ф. Вигеля были аналогичны: «Он по матери происходил от Арапа и гибкостью членов, быстротой телодвижений несколько походил на негров и на человекоподобных жителей Африки.» А вот каким запомнился он властителю школьных учебников по литературе в прошлых веках Ивану Тургеневу: "Помню его смуглое, небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых, крупных зубов, висячие бакенбарды, темные, желчные глаза под высоким лбом почти без бровей – и кудрявые волосы…" (5) Хотя в последние годы вновь возродилась тенденция считать, что, по воспоминаниям родных Пушкин был в детстве белокур, это утверждение ошибочно, и это недоразумение объяснил своему младшему брату сам Пушкин. В 1814 году юный поэт написал стихотворение на французском под названием «Mon portrait», в котором он действительно описал себя как белокурого парнишку невысокого роста, который не может сравниться с теми, кто выше его, но зато у него свежий цвет лица, белокурые волосы и курчавая голова. Когда брат Лев указал Пушкину на то, что он на самом деле темноволосый, Пушкин пояснил ему, что ему просто надо было строку зарифмовать, и французское слово «светловолосый» идеально уложилось в ритм и рифму: «plus longs» и «cheveux blonds». Хотя Александр, по словам Льва Сергеевича, никогда не был белокурым, он тем не менее запомнился брату лицейского товарища Пушкина П. А. Корсакова ПОЧТИ светло-русым, что и было указано в примечании к стихотворению «Мой портрет», опубликованному в 1840 году, и так родилась эта легенда. Но не только младший брат Пушкина её всегда отрицал, но и его соученик по лицею Граф М. А. Корф в своих воспоминаниях утверждал, что «вопреки составившемуся как-то преданию, Пушкин в детстве никогда не был белокурым, а еще при поступлении в лицей имел темнорусые волосы». Упоминал «густые темно-русые кудри» Пушкина также и В. П. Горчаков, встретивший его «в первых числах марта 1821 г., в Кишиневе» (5) Да и сама бабушка Мария Алексеевна любила рассказывать внуку разные байки из истории рода Ганнибалов, в том числе и про Арапа Петра Великого.
Если отцом Надежды Осиповны всё-таки был не Осип Ганнибал, то его бесполезно искать среди индусов, с которыми в округе было «не густо». Скорее можно было бы увлечься турком или действительно цыганом отнюдь не голубых кровей. Недаром же, «по рассказам товарищей Пушкина, он, в первые два года лицейской жизни, написал роман в прозе: Цыган» (5). Откуда же в роду Пушкина вдруг появился новый потенциальный предок князь Визапур? Создаётся впечатление, что потомкам необходимо было отвести подозрения от конюха-цыгана, который не годился бы в предки уже прочно водружённому на пьедестал российскому гению. Уж если не Ганнибал, то хотя бы кто-нибудь не менее достойный, поэтически и драматургически одарённый, блестяще владеющий французским, короче - душа парень, заграничный аристократ королевских кровей. Вот и подобрали, а если с возрастом что не так, то кто считает их, эти года!
А что сам Пушкин думал о своём происхождении? Считал ли он себя индусом? Косвенный ответ на этот вопрос можно найти в его словах, сказанных им в Одессе его приятелю и, в некотором смысле, коллеге И. П. Липранди о мавре – капитане коммерческого судна: «у меня лежит к нему душа: кто знает, может быть, мой дед с его предком были близкой родней». (5) А мудрый Липранди был человек «не просто вам так», но это уже совсем другая история.
Литература:
(1) Фамилия Порюс-Визапурский. Портал Центра генеалогических исследований. http://rosgenea.ru/?a=16&r=4&s=-
(2) Мурашев, Аркадий. Русский индус (http://academy-document.narod.ru/Murashevindus.htm)
(3) Дворянские Усадьбы Санкт-Петербургской Губернии. Тосненский Район
(4) Лацис, Александр. Почему плакал Пушкин.
Тексты писем:
«Когда дочери еще не исполнился год, Мария Алексеевна навсегда покинула мужа, вернулась из имения Суйда Санкт-Петербургской губернии в Москву, к своим родителям. Затем "майя 18 дня 776 года" послала разлучное письмо.
"Государь мой Осип Обрамович!..уже я решилась более вам своею особою тягости не делать, а растатся на век и вас оставить от моих претензий во всём свободна…. от вас и от наследников ваших ничего никак требовать не буду, и с тем остаюсь с достойным для вас почтением, ваша, государь, покорная услужница, Марья Ганнибалова".
"Во уверение сего и что оное письмо подписано рукою сестры моей родной подписуюсъ, орденского кирасирского полку подполковник. Михайла Пушкин".
П. И. Люблинский опубликовал и ответ Ганнибала от 29 мая.
"Письмо ваше от 18-го числа сего майя я получил, коим… требуете только, чтоб отдать вам дочь вашу Надежду… и на оное имею объявить, что я издавна уж… нелюбовь ко мне чувствительно предвидел и увеличившиеся ваши, в досаждение мое, и несносные для меня поступки и поныне от вас носил с крайним оскорблением;… как себе от вас приемлю, так и вам оставляю от меня, свободу навеки; а дочь ваша Надежда припоручена от меня… управителю… для отдачи вам, которую и можете от него получить благопристойно….и затем желаю пользоваться вам златою волностию, а я в последния называюсь муж ваш Иосиф Ганнибал".
(
(5) В. Вересаев. Пушкин в жизни. http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w/text_0130.shtml
Бабушка Пушкина (Мария Алексеевна Ганнибал) (из цикла «Забвенью брошенный дворец…», http://olgaveiga.ru/mariya_alekseevna_pushkina/)
© 2018 Светлана Холмогорцева
Свидетельство о публикации №218111101738