Ты - часть культа

Мы счастливы? По-настоящему?  Культы обещают нам безграничное удовлетворение жизнью, сменяющееся мгновениями блаженства, но это обещание они никогда не выполняют. Они заполняют пустоту в нашем сердце всего лишь иным видом пустоты. Разочарование неизбежно наступает - или так было бы, если бы нам позволили хоть немного размышлять обо всем этом. Отсюда первая заповедь культа: не думай. Свободомыслие нарушит транс и откроет тебе перспективы, которые конкурируют с их предложениями. Оно приводит к сомнениям. Что в свою очередь, приводит к поиску ближайшей двери выхода- к побегу.
Ты помнишь, как это произошло впервые? Почему у нас нет ни единого воспоминания об этом? Когда всех нас вовлекли в это?
Первые попытки начались, когда мы были еще совсем молоды. Если ты закроешь глаза, то возможно, вспомнишь некоторые из них.
Тебе четыре года, ты дергаешь маму за рукав в супермаркете. Прямо перед твоими глазами полки с товарами, которые она не может видеть - слишком низко для нее. Крутые продукты с мультяшными лицами на упаковках. Игрушки, знакомые с субботней утренней телепередачи. Ты хочешь их. Она толкает свою тележку. Ты плачешь. Она ничего не понимает.
Тебе восемь. У тебя есть карманные деньги. Ты наслаждаешься возможностью делать покупки. Кока- кола здесь, батончик сникерса там. Каждая маленькая покупка означает не просто удовлетворение желания, а буквально власть. Какие-то несколько минут ты – центр земли. Ты принимаешь решение. Люди улыбчиво суетятся вокруг, пока обслуживают тебя.
На двери твоей спальни висит плакат с Майклом Джорданом. Он твой первый кумир, открывший тебе первый в твоей жизни бренд- Nike. Ты хочешь быть похожим на Майка.
За ним идут следующие. Иногда они рекламируют противоположные вещи: Майкл Джексон пьет пепси, а Майкл Джордан - колу. Кому довериться? Твои друзья лишь подкрепляют желание гнаться за брендами. Одна и та же одежда, одна и та же музыка на всех превращает группку людей в братство.
Ты смотришь телевизор. Это твой алтарь. У него ты не чувствуешь тоску либо одиночество.
Вспомни себя молодым, о, эти бунтарские годы! Ты расхаживаешь по торговым центрам, размахивая банкой Доктора Пеппера, полной скотча, потягивая его прямо под носом у охранников. Однажды ты прикидываешься пьяным и разыгрываешь их, чтобы тебя" арестовали " - только на этот раз банке всего лишь содовая. Ты безмерно доволен собой.
Ты ходишь в колледж, тратишься на покупку ноутбука от Powerbook, катаешься на скутере Vespa,  на тебе обувь  Doc Martens. В вашем городе новый спортивный комплекс и центр исполнительского искусства берут себе название производителя автомобилей и программной компании. Ты настолько далеко забрел в ловушку потребительства, что уже вполне можешь почувствовать запах сыра.
После окончания учебы ты начинаешь понемногу зарабатывать, эта идея довольно соблазнительна. Чем больше у тебя денег, тем больше ты думаешь о них.

Вот ты покупаешь дом с тремя ванными комнатами. Паркуешь свою BMW у двойного гаража. Когда ты впадаешь в депрессию, лучшее, что приходит тебе в голову – это отправиться за покупками.
Рождество, Суперкубок, Пасха, боксерский матч с оплатой за просмотр, летние Олимпийские игры, День матери, День отца, День Благодарения, Хэллоуин - культ требует от тебя совершать новые и новые ритуалы в эти праздники, равномерно распределившиеся по твоему календарю. В каждый из этих дней от тебя требуется нечто определенное – всякая всячина, которую ты должен купить, вещи, которые тебе необходимо сделать.
Теперь ты навечно в этом круговороте. В погоне за большими деньгами ради кучи покупок, ты чувствуешь себя неудовлетворенным, и еще не совсем осознавая, почему, уже бросаешь все свои силы на заработок  еще более крупной суммы для еще более крупных приобретений. Когда "доверие потребителей на нуле", "расходы не окупаются", "розничной торговле нанесен большой ущерб", а "магазины страдают от скупых покупателей", ты вносишь свой вклад в экономику. Ты просто звезда.
Всегда, у тебя всегда было право на мечту. Все эти селф-коучеры, которых ты смотрел по телевизору поздно ночью, уверяли, что даже самые жалкие лентяи могут достичь своих целей – надо просто пользоваться методом визуализации и действовать. Думай и богатей.
Мечты, по сути, должны быть уникальными и творческими. Тем не менее, основная часть населения мечтает об одном и том же. Богатство, власть, слава, секс всегда и везде, перспектива захватывающего отдыха.
Что же с нами такое, если вся культура мечтает об одном и том же?


It is translation of part of book by Kalle Lasn "CULTURE JAM".


Рецензии