40 лет солдату Алёше

«Куда пойдём гулять?» - спрашивала я когда-то сына Алёшу. И он отвечал: «К солдату Алёше».
«Куда пойдём на этот раз?» - спрашиваю я внука Никиту. И он с таким же упорством, как его папа в детстве, говорит: «К солдату Алёше!» И мы, взявшись за руки, идём на площадь Славы. Обходим монумент вокруг, стоим у Вечного огня, поднимаем головы к небу и смотрим на солдата.
Все эти годы, суров, прост и величественен, стоит он – солдат Победы на площади Славы в Балашихе.

Алёшей его назвали рабочие Балашихинского литейно-механического завода, где он отливался в период с ноября 1972 года по май 1973. Об этом узнала, поинтересовавшись историей памятника и монумента в целом.

АЛЁША РОДИЛСЯ В ЦЕХЕ АЛЮМИНИЕВОГО ЛИТЬЯ БЛМЗ

Фигура солдата была сделана в цехе алюминиевого литья БЛМЗ. Сейчас начальник этого цеха - Юрий Иванович Калягин. Он пришёл на завод в 1974 году, через год после описываемых событий, и начинал формовщиком на том самом участке, где отливалась фигура солдата для монумента. Работал вместе с теми, кто был причастен к этому памятному для завода и города событию. Он первым рассказал мне ставшие легендами истории, связанные с этими работами, и вспомнил тех руководителей и рабочих, кто трудился в цехе в те годы. Одна история - о пропавшей голове солдата, другая – о вывозе памятника с завода. Юрий Иванович среди цеховых участников и очевидцев назвал в первую очередь Алексея Петровича Мещанинова.

Алексей Петрович Мещанинов более 50 лет отработал на БЛМЗ. В последнее время был выбивальщиком литья, а в 70-ые годы - мастером формовочного участка. Алексей Петрович припомнил, когда я с расспросами обратилась к нему в 2008 году, что цеху было дано задание подготовить в самом конце формовочного участка специальную площадку. Не на формовочном плацу, где в три смены изготавливались формы для технического литья, а так, чтобы это была самостоятельная зона. Это было сделано. Основу бригады составляли 3 или 4 специалиста Мытищинского завода художественного литья, которые приезжали в вечернюю смену, потому что для них это была дополнительная работа.
Были привезено около тридцати гипсовых моделей частей фигуры солдата. Формовочная смесь для этого исторического заказа была специальной. Каждый из элементов (руки, ноги, голова и т.д.) делился на отдельные части, те в свою очередь формовались самостоятельно, потом собиралась общая форма для заливки одного элемента. Предварительно форму сушили в камерном сушиле, а затем собирали в общую опоку (алюминиевую раму, удерживающую форму). Дополнительно форму засыпали вокруг серийной формовочной смесью, чтобы во время заливки металл не «уходил» (не вытекал) на формовочный плац. Литейный сплав – силумин – готовили плавильщика цеха алюминиевого литья №2 БЛМЗ. Заливали формы заливщики того же цеха.

Юрий Иванович Калягин назвал формовщиков, которые в то время работали на участке. Каждого – с именем и отчеством. Это Василий Анатольевич Васильев, Владимир Васильевич Корнеев, Михаил Семёнович Гусев, Виктор Владимирович Куракин, Владимир Петрович Серёгин, Павел Андреевич Феоктистов, Михаил Назарович Игнатенко. Все они были асами своего дела.
Сплав готовился на плавильном участке, которым руководил Владилен Фёдорович Шаруда. Помню его и я, но уже начальником технологического бюро цеха, досконально знавшим все технологические процессы и цеховую номенклатуру фасонных отливок. Сложностей с приготовлением сплава и заливкой, пожалуй, не было: обычный силумин. Это не то, что высокопрочные алюминиевые сплавы или пищевые сплавы для товаров народного потребления. Юрий Иванович Калягин вспомнил плавильщиков-заливщиков Николая Андреевича Соловьева, Виктора Петровича Пурденко, Виктора Афанасьевича Голованова, Алексея Петровича Короткова, Михаила Семёновича Евзовича.

Затем следовала выбивка и отделка литья, сборка конструкции. Опытные высокопрофессиональные цеховые сварщики Александр Николаевич Марусин и Вячеслав Петрович Путев сваривали отдельные элементы, вваривали стальную арматуру. Фигура располагалась в горизонтальном положении в литейном цехе недалеко от пандуса – выезда для машин, тракторов, электрокар. Механик цеха Николай Александрович Орлов должен был обеспечить погрузку изготовленной фигуры.

Начальником цеха тогда был Виктор Матвеевич Феоктистов. Именно он от БЛМЗ отвечал за это важное и срочное дело. Пришёл на завод по мобилизации ещё в 1943 году, работал стерженщиком, формовщиком, окончил техникум, стал мастером, начальником участка, начальником цеха. Был опытным производственником. Ему-то и доложили о том, что исчезла уже отлитая голова солдата, а потом именно ему директор завода Анатолий Михайлович Берёзко не разрешил вывоз изготовленной скульптуры с территории.

«НАСТОЯЩЕЕ ДЕЛО» ПОЛНОГО КАВАЛЕРА ОРДЕНОВ СЛАВЫ

Подробности этих, почти детективных, историй поведал человек, которого можно назвать главным героем описываемых событий. В разговоре он сказал мне: «Из всей жизни для меня это самая большая память. Это настоящее дело, которое я сделал». Заметьте, это сказал человек, который прошёл войну, является полным кавалером орденов Славы! Сооружение памятника воинам-землякам, отдавшим жизнь за Родину, стало его победой в мирной жизни. Речь идёт о нашем земляке, Почётном гражданине города Балашиха Николае Максимовиче Яганове.

Мы познакомились в 2008 году, когда исполнялось 35 лет со дня открытия монумента. Николай Максимович позвонил мне и сообщил, что готовится телесъёмка на площади Славы. Тут же отделом по связям с общественностью БЛМЗ на проходных и в заводской столовой были вывешены объявления с просьбой к заводчанам сообщить все известные факты участия завода в изготовлении памятника и имена участников. Последовали звонки и встречи. Эти отклики людей особым теплом наполнили мне душу. Сейчас, когда даже президент России говорит о необходимости воспитывать в молодёжи патриотизм, мне хотелось бы отметить этот простой, из глубины сердец идущий патриотизм простых людей, их уважение к прошлому и гордость за свою, даже маленькую, причастность к общему делу.
Николай Максимович Яганов рассказал, что постановление о создании мемориала на площади Славы Балашихи было принято горисполкомом ещё в 1964 году. Был объявлен конкурс, который выиграл Николай Сергеевич Любимов. Напомню, что Н.С. Любимов - скульптор, член Союза художников России, почётный гражданин города Балашиха. Только для нашего городского округа, не говоря о других работах, он создал герб г.Балашихи; въездной знак в город на шоссе Энтузиастов; ряд скульптурных композиций, посвящённых павшим воинам. Он - автор установленных в Балашихе памятников-бюстов композитору Г.В. Свиридову, поэту Ф.И. Тютчеву, маршалу В.И. Чуйкову, памятной доски русскому поэту Н.Ф. Дмитриеву.

Так вот, работы по монументу начались, но затянулись. Не было гранита на обелиск. Фигуру солдата начали делать из бетона, но не смогли. Николай Максимович Яганов вспоминает, что на заседаниях горисполкома кто-то из депутатов начал настойчиво спрашивать: «Когда будет закончен памятник?» Председатель городского Совета депутатов трудящихся Юрий Николаевич Волков отвечал: «В следующем году». Однажды пригласили в исполком Н.М. Яганова, Н.С. Любимова, директора Мытищинского завода художественного литья и ещё кого-то, чтобы активизировать работы. Николай Максимович сам на этом совещании вызвался: «Поручите мне. Я памятник построю». Ему это дело и доверили.
- Что тебе для этого надо? – спросил Ю.Н. Волков.
- Ничего. Чтобы никто, кроме Любимова, не вмешивался.

Самым трудным делом, как рассказал Николай Максимович, было достать гранит для строительства мемориала. Это стоило громадных усилий и даже хитрости. Гранит был материалом, который можно было получить только по постановлению Госплана. Помогли закалка разведчика и опыт работы в правительственных структурах: спокойно и напористо действовать в любой экстремальной ситуации. Так или иначе, но гранит добыть удалось, порядка 10 вагонов привезли из Запорожья. Всё остальное, что было связано с изготовлением из металлов и бетона, можно было решить уже местными - балашихинскими и подмосковными - силами. Фигуру солдата, которую теперь решили изготовить из алюминия, как вы уже поняли, поручили делать БЛМЗ.

Памятник обошёлся в 108 тысяч рублей, из них 13 тысяч было израсходовано на гранит. Средства собирались из разных источников, аккумулировались на счёте горкома комсомола. Не всё было предусмотрено сразу. Пришлось не раз обратиться на все заводы Балашихи за помощью.

Отражают дух того времени воспоминания Людмилы Ивановны Морозовой, бывшей стерженщицы цеха алюминиевого литья БЛМЗ. Людмила Ивановна вспомнила, как весь коллектив цеха собрался, чтобы принять решение по просьбе парткома завода отработать 3 дня в фонд строительства памятника. В то время секретарём заводского парткома был Юрий Петрович Святобогов. Конечно, все поддержали это предложение, считая это долгом каждого, малой данью тем землякам, кто не вернулся с войны. На субботники выходили все до единого! В свободные минуты, как рассказала Людмила Ивановна, стерженщицы бегали на формовочный участок, чтобы посмотреть, как продвигаются работы. Она тоже вспомнила, что была какая-то история с пропажей то ли головы солдата, то ли ноги.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

Настойчиво расспрашиваю Николая Максимовича Яганова: ведь именно такие подробности о трудностях, о непредвиденных обстоятельствах делают историю живой, не приглаженной. Николай Максимович, конечно, рассказал о «человеческом факторе», который всегда и во всех делах присутствует. Бывает, мешает, а бывает, помогает. Представляете, за несколько дней до намеченных на 9 мая 1973 года торжеств на площади Славы, когда практически уже оставалось только доставить фигуру солдата из литейного цеха на городскую площадь, смонтировать по месту и покрасить, возникли два непредвиденных препятствия.

Вначале о первом из них. Утром 6 мая фигура солдата лежала для вывоза на пандусе литейного цеха БЛМЗ, но … головы у неё не было. Николай Максимович Яганов просто обомлел, когда это увидел, но не ему, разведчику, сдаваться. Всю жизнь в экстремальных ситуациях он действовал хладнокровно и расчётливо. «Так, выяснить причину», - сказал он себе. Оказалось, человек, отвечавший от Мытищинского завода художественного литья за изготовление фигуры солдата, решил не отдавать голову памятника, пока не получит все причитавшиеся ему за работу деньги под расчёт. Он спрятал алюминиевую голову где-то в многочисленных закоулках громадного главного литейного корпуса БЛМЗ. «Принять решение и действовать», - подумал Николай Максимович и, чтобы не терять драгоценное время, в присутствии Н.С. Любимова рассчитался личными деньгами, отдал рабочему свои двести рублей. Кстати, как вспомнил Николай Максимович, рассказывая мне об этом эпизоде, ему эти деньги так и не вернули потом. Человек из Мытищ заверил: «Приезжайте к 11 часам, всё будет сделано».
К одиннадцати приехали на завод. Скульптура готова. Мастер говорит: «Через минут 20-30 лак подсохнет, и можно забирать». Все вздохнули с облегчением, а тут – второе препятствие. Подходит начальник цеха В.М. Феоктистов:
- Неприятность! Берёзко звонил, чтобы не отдавали, пока с заводом не рассчитаются.

Тогдашний директор БЛМЗ Анатолий Михайлович Берёзко отказался дать разрешение на вывоз с завода отлитой, сваренной и покрашенной скульптуры, потому что использованный сплав и работы не были оплачены. Никакого счёта Н.М. Яганову не передавалось, времени уже нет. Называлась сумма в 7 тысяч рублей. Каким-то образом это не было заложено в смету. Возможно, считалось, что завод сделает всё из собственных средств. Если бы это выяснилось раньше, оплату можно было бы произвести со счёта горкома комсомола, где собирались денежные средства. И вот тут, когда не было возможности терять время на решение финансовых вопросов, надо было опять действовать в боевом порядке. После безуспешных переговоров с директором завода попытались обратиться к секретарю парткома завода, но тот ответил, что это не партийный вопрос.

МИРНЫЙ ПОДВИГ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

В то время начальником ВОХР (военизированной охраны) завода был Герой Советского Союза Пётр Николаевич Цыганков. На Великую Отечественную войну он ушёл с Балашихинского литейно-механического завода, на родной завод вернулся со Звездой Героя, орденом Ленина, орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу». Именно он был удостоен чести доставить из Москвы, от могилы Неизвестного солдата, Вечный огонь к монументу погибшим воинам-землякам на площадь Славы в Балашихе.

К нему-то, к Пётру Николаевичу, уже ночью, в двенадцать часов, после всех других неудавшихся попыток, позвонили ответственный за сдачу объекта Николай Максимович Яганов, автор монумента Николай Сергеевич Любимов и председатель оргкомитета по открытию памятника Юрий Михайлович Мариничев. Объяснили ситуацию, просили помочь. Пётр Николаевич говорит: «Да меня директор с работы выгонит!» А Николай Максимович ему: «Выпусти! Ты же понимаешь, что иначе нельзя. Потом три дня не выходи на работу, пока всё не затихнет. Если потребуется, мы тебе «больничный» добудем». И пошёл в канун Дня Победы Пётр Николаевич Цыганков на подвиг в мирное время. Дал самоличную, под свою ответственность, команду утром выпустить за ворота завода ценный художественный груз – солдата Алёшу, символ солдата войны. Солдата, которым был и сам.

Фигура солдата в полной готовности была доставлена на площадь Славы в полпятого утра 7 мая. Здесь уже стоял кран с 345-го механического завода, сварочный аппарат. Алёшу поставили по месту, приварили его солдатские сапоги к «земле».

В ТАКОМ ДЕЛЕ МЕЛОЧЕЙ НЕТ

Покраску памятника вели маляры ремонтно-строительного участка БЛМЗ Анатолий Егорович Тезин и Григорий Григорьевич Куракин, каждый из которых отработал к тому времени уже более 10 лет на заводе. Вот что рассказал Г.Г. Куракин:

- Перед 9 Мая, по-моему, седьмого числа, мы занимались покраской фигуры солдата, установленной на площади. Краску готовили сами. Использовали «серебрянку» на олифе с добавлением лака для наружных работ и чёрный колер, то есть делали «расколеровку» под стальной цвет. Работали художественно под руководством, наверное, автора скульптуры или архитектора. Он ходил с длинной линейкой и нам говорил, в каких местах оттенок должен быть светлее, в каких темнее. С БЛМЗ привезли компрессор, и мы красили из пульверизатора. Ушёл весь день. С погодой повезло: была солнечная, сухая. За сутки краска высохла.

Далее Григорий Григорьевич добавляет:
- Приблизительно через год-два была небольшая реставрация памятника. Мне довелось опять красить Алёшу. Завод следил за сделанной когда-то скульптурой. По первой команде от городского руководства делали бригаду и реставрировали. В День Победы и в День города я часто участвовал в концертах на площади, потому что пел в народном коллективе. У меня дома хранятся фотографии, сделанные в те годы. Поглядывал на памятник солдату Алёше и думал: «А я ведь его красил!».

8 мая 1973 года монумент был готов к торжественному открытию.

Мемориальные доски городам-героям, отлитые из титанового сплава в цехе титанового литья БЛМЗ, появились там позже, в 1985 году. Борис Георгиевич Церковский, который в те годы был начальником технологического бюро в цехе, рассказывает, что по сложности этот заказ был такой же, как и ответственное авиационное литьё. Отлить ровную плиту без поверхностных дефектов очень трудно. Работами руководили мастер формовочного участка Пётр Иванович Подлеснов, начальник плавильного участка Владимир Пантелеевич Сахаров, мастера Валерий Иванович Комков, Юрий Петрович Коршунов. Была и ещё одна сложность – политическая: какую надпись - «Сталинград» или «Волгоград» отливать на одной из плит. Пройдите к этому памятному месту ещё раз, и вы увидите, какое было принято решение. А пока, в 1973 году, были только бетонные коробки.

Бронзовая звезда у подножия памятника, изготовленная на заводе «Рубин», была готова принять Вечный огонь. Начальником производства на заводе в то время был Сергей Филиппович Окулов. В работах участвовали модельщики Николай Семёнович Косых, Борис Васильевич Рубцов, Валентин Константинович Кузнецов, плавильщики-заливщики Яков Васильевич Кондратенко. Механической обработкой командовал начальник участка ремонтно-механического цеха Алексей Емельянович Полухин.
«Утром, часов с десяти, стали тренироваться снимать покрывало с памятника, как это принято делать при открытии монументов, - продолжает свой рассказ Н.М. Яганов. – Это дело ответственное. Памятник укрывался громадным атласным полотном. Над головой солдата завязывался специальный узел. Был только один профессионал, который мог это делать: гранильщик-каменотёс, который жил в Никольском. Он эту процедуру обеспечивал при открытии многих памятников. Не сразу у нас получилось, но на торжестве всё прошло, как надо.

Каким было открытие памятника и празднование Дня Победы, можно увидеть в сохранившемся с того дня фильме. Кажется, все балашихинцы собрались на площади и прилегающих улицах. Даже все крыши домов были заняты людьми. Из каждого города-героя была привезена гильза с землёй и заложена в памятном месте. Жаль, что потом эти гильзы были кем-то унесены и теперь их там нет. В краеведческий музей передал Н.М. Яганов все документы, которые у него были по памятнику. Дикторами в день открытия памятника были Лидия Николаевна Шамрай, которая много лет руководила ДК «Спутник» Балашихинского литейно-механического завода, и Станислав Николаевич Дмитриевич, работник АК «Рубин». В 2008 году балашихинское телевидение по инициативе Н.М. Яганова сняло замечательный фильм о создании памятника, пригласив на съёмки участников событий тех лет.


… Пролетели десятилетия, но по-прежнему, суров, прост и величественен, стоит солдат Победы на площади Славы в Балашихе, как стоят солдаты Победы в тысячах городах и посёлках нашей страны и братских стран. Идут к ним люди. Старшее поколение и дети. Грустят, вспоминают. Смеются и мечтают. Катаются на велосипедах, скейтбордах. Везут малышей в детских колясках. А рядом горит Вечный огонь – символ человеческой благодарности и памяти. И пусть он горит в сердце у каждого, потому что сегодня историю пишем мы. Каждый наш день тоже станет историей. И каждый из наших поступков. Так пусть они будут такими, чтобы было чем гордиться нашим потомкам.

С преклонением перед поколением Победителей,
с благодарностью тем,
кто увековечил их память и рассказал нам с вами об этом,
Галина РОМАНОВА.


Рецензии