Ницше и пессимизм

Ф. Ницше в своём сочинении "Рождение трагедии или эллинство и пессимизм" дал нам интересное толкование,относительно пессимизма. Эта тема у него,в духе его философии и методе изложения, сплетена с рядом других тем, но суть - генезис новой психологии или нового человека из руин старого.
Сперва я процитирую соответствующие места из Ницше, а потом дам свой комментарий.

1. Ницше о пессимизме и прочем.(Ф. Ницше. Сочинения в 2-х т.: т.1. М., "Мысль"1990. "Рождение трагедии или эллинство и пессимизм".С.47.

  Опыт самокритики.(4.)


 а) “Пессимизм силы”. Из здоровья,благополучия,полноты жизни.                “Интеллектуальное предрасположение к жестокому,ужасающему,злому, загадочному в существовании”. (С.48.)
 Ужасное - достойный враг. Мужество, испытание своей силы,борьба,опыт(“научение”) страха.Истина. (С.49.)

Меланхолия,чувство Боли - жажда противоположного.
Стремление к безобразному,к трагическому мифу и образу всего                страшного,злого,загадочного,уничтожающего,рокового. От этого                получаем удовольствие. =Дионисийское исступление.(С.51. =  Безумие. (с. 54 -                инстинкт жизни.)

НАУКА - увёртка от пессимизма.


ПЕССИМИЗМ по ту сторону ДОБРА-ЗЛА. Эстетическое отношение к миру. ИЛЛЮЗИЯ.

(1.)

б) Современный европейский пессимизм - признак падения, упадка, жизненной неудачи, утомлённых и о(7),  (2),(4.):
ослабевших инстинктов. (С. 48.)


ПЕССИМИЗМ:(С.51):
Посюстороннее утешение. Священный вещий смех.
Героическое стремление к ЧУДОВИЩНОМУ. Поколение истребителей драконов.
Быть дионисийским чудовищем. (О Заратустре).
Страдание как радость(О дионис-х гр. оргиях.) (С.64.)

ОПТИМИЗМ. Довольство, РАДОСТЬ Теоретика. Убиение ТРАГЕДИИ. (С.49.) (= падение, усталость)  = Разумность, утилитарность, МОРАЛЬ. (С.50.)

В сочинении "Человеческое,слишком человеческое"(Отдел 1. 5.) Ницше предлагает "лечение" пессимизма.

19.   Лечение ПЕССИМИЗМА. Стать “свободным умом” (“болезнь), затем “новым человеком” (выздоровление). (5: 236. “Чел-ое…” Отд.1.)

2. МОЙ КОММЕНТАРИЙ:


Итак, пессимизм двух родов - как борьба с негативным и его преодоление, причина перерождения старого человека в нового. И как упадок, ослабление, деградация человека. Второй тип присущ интеллектуалу и моралисту (“теоретику”) Поэтому положительный пессимизм первого типа стимулирует деятельность, а пессимизм второго типа её ослабляет. Человек через действие, а не мысль, должен прийти к своему перерождению. Причём Н. здесь не призывает быть чудовищем, а напротив, предполагается, образно говоря, борьба с драконами. Закалка, развитие способностей выживания. Так и надо понимать призыв быть “дионисийским чудовищем” (Быть борцом, человеком действия. Бороться же нужно не с обывателями, а с сильным противником, становясь постепенно сильнее его. Пессимизм психологически - “тяга к чудовищному”. Но здесь возможны два пути - стать жертвой этого “чудовищного” или бороться с ним. Стать жертвой - погибнуть и никакого перерождения личности здесь быть не может. Но Н. призывает не к гибели, а к победе. Победа как бы заранее предполагается, но это уже оптимизм. Так и надо понимать здесь “пессимизм” первого типа. И тогда у нас получается то, что хотел Ницше, но так и не сформулировал в этом месте ясно - “оптимистический пессимизм”. Это и есть “Пессимизм силы”. Почему же “пессимизм”? Здесь намёк на то, что этот “пессимизм” глубок, прозревает негативное. Ведь чтобы бороться с чудищами, надо сперва их “увидеть” глазами или в смысле осознания негатива. Оптимизм более “слеп”, поверхностен,замечает прежде всего то, что может доставить ему удовольствие и внести комфорт в его жизнь.Поэтому в борьбе,если она случится, он лишён стойкости,слаб,несостоятелен.

Ницше был по характеру пессимистом,но хотел быть оптимистом,но не верхоглядом. В конце концов ему пришлось синтезировать пессимизм и оптимизм и у него получился "героический трагизм". Он хорошо выражен в одном из известных нам афоризме:"Лучше погибнуть стоя,чем жить на коленях". Ницше реально пришлось бороться с чудовищами - с его болезнями. Сдаться,означало погибнуть.Ницше не закрывал глаза на своё состояние и ничего хорошего оно ему не обещало. Следовательно, оптимистом он быть просто не мог. А пессимизм ослаблял,шептал,что борьба бессмысленна.Ницше же хотел борьбы - с собой за себя. Поэтому он тёмную силу пессимизма через свою философию превратил в светлую силу - в героику противоборства против всего чуждого. Но борьба с болезнями ради борьбы с болезнями - это было пошло.Ницше же желал чего-то великого,высшей цели. Философствуя,он её нашёл: перерождение личности в ходе "борьбы",сопротивления, развития способности не только к выживанию, но и формированию новой психологии действия.Нужно стать "свободным умом" и это поможет перерождению из слабого человека в человека сильного, умного, многогранного. Этот путь привёл Ницше к идее "Сверхчеловека". Разумеется,сам Ницше не чувствовал и не мыслил себя сверхчеловеком - это был идеал человека, то что мыслилось как грядущее сперва избранных, а потом и всего человечества. Это была мечта о земном рае,хотя сам Ницше был ярым противником религии.
      


Рецензии