Первое интервью Фёдора Емельяненко

МИРОВОЙ ПАРЕНЬ
В России, и в ближнем зарубежье имя Фёдора Емельяненко знают только специалисты, а на Западе, в США, Латинской Америке, Японии и других азиатских странах, где бои без правил – спорт номер один, который увлекает миллионы зрителей – там Фёдора знают все. В стране восходящего солнца ему предлагают создать школу, чтобы тренировал молодых бойцов, передавал свой опыт, а он отвечает: "Ребята, я из Старого Оскола, я из России и пока выступаю, буду биться за Старый Оскол и за Россию». И говорит это, не напрягаясь позвонками, не нагнетая патриотического подтекста – для него это нормально. Мягкая, располагающая улыбка, добродушный взгляд, врождённая скромность, природное мужское обаяние, приятный тембр голоса, как у актёра Кевина Костнера – вот что мне запомнилось после первого знакомства с человеком, неоднократно подтвердившим звание абсолютного чемпиона мира по боям без правил, чемпионом мира по боевому самбо, неоднократным призёром первенств различного уровня. Вычитывая интервью, он добросовестно и грамотно отредактировал текст – привык к любому делу относиться основательно. Все, кого я спрашивала о Фёдоре, отвечали, улыбаясь от удовольствия: мировой парень! Умеет дружить Его отношение к жене – романтическое исключение из печальных правил. Ни капли снобизма – сам настоящий и ценит искренние отношения…
Разглядывая снимок Фёдора, сделанный в Японии, я пожалела, что объёктив не уловил обычного тёплого выражения его глаз – мне не понадобились бы лишние слова.


« Фёдор добрый по большому счёту. Там, где проглядывает обман, хамство, он может быть очень жёстким, не жестоким, а именно жестким. А что касается больших, добрых поступков – здесь он на первой линии. Может на равных поговорить с любым, и открыто высказать своё мнение. Не умеет хитрить, замалчивать. Он не застенчивый, как многим кажется, а спокойный…»
                Владимир ВОРОНОВ, тренер

- Фёдор, декабрь время остановиться, оглянуться на уходящий год. Что скажешь о нём?
- Для меня он сложился наиболее удачно и в спорте, и в личной жизни. Не проиграл ни одного боя. Три победы в боях без правил, семь – в самбо. В начале года был финальный бой в Токио на чемпионате мира. Выиграл чемпионат, перешёл в другую, более жёсткую, но более престижную версию. И в июне выиграл первый бой в новой версии в Токио. А вообще год запомнился тем, что я поступил в Белгородский университет на факультет физкультуры. У меня растёт дочь Машенька – с ней не то что год – каждый день интересен.
- Что такое «версия»? Расшифруй.
- Есть некоторые отличия в поединках. У нас свои версии в поединках, в Америке свои, в Японии свои. Чемпионат мира организовывается под конкретных людей. Особо сильных бойцов не приглашают, чтобы уровень был примерно одинаковым. Мы бьёмся на ринге семь на семь метров, и считается, что все лучшие бойцы – именно в этой версии, которая называется «Прайд». Трансляция поединков идёт по всему миру, прямая трансляция - на Америку. Россия, к сожалению, пока наши чемпионаты не показывает. Может быть, для наших телеканалов это дорогостоящее зрелище? Не знаю.
- Кто представляет твои интересы на чемпионатах?
- Вице-президент Федерации самбо Владимир Погодин. Оплачивает моё участие в чемпионатах Япония – это проезд, проживание, питание… Погодин берёт на себя все организационные вопросы.
- Кто вывел тебя на чемпионат по боям без правил?
- Я попал на этот ринг через десятые руки. Попросил одного человека, тот вышел на другого, на третьего… Длинная история. У нас в России есть два центра, которые занимаются боями без правил – в Туле и Екатеринбурге. Есть спортсмены в Санкт-Петербурге, в Москве, но с ними мы не контактируем. В Туле меня «посмотрел» Владимир Погодин и пригласил на сборы. Там меня уже знали, как члена сборной России по дзюдо и самбо. В первом же бою оценили, на что я способен, стоит ли меня выпускать на международный ринг. Второй бой был в Японии. У японского бойца я выиграл схватку за восемь секунд и этим открыл себе дорогу на чемпионат мира.
В дзюдо и самбо всё по другому. Чтобы стать первым или вторым, надо пройти все судейские ухищрения. Идёт постоянное засуживание. Каждый тянет вверх своего спортсмена, независимо от его данных…
- А что, в Японии нет подсуживания?
Нет, там зрители другие. Если на глазах НАШИХ зрителей будут тянуть к победе НАШЕГО бойца, засуживая другого – наша публику ликует. А в Японии болельщики сразу реагируют на неверные действия судьи – идёт такая горячая волна с трибун – гул негодования, скандирование имени спортсмена, восклицания…
Очень эмоциональный контроль трибун.
Во время боя ринг ярко освещён, трибуны затемнены. Когда бьёшся – никого, кроме соперника не видишь. В Японии я бился на стадионе, где разместилось 22 тысячи болельщиков, в Панаме – 55 тысяч. После боя вышел, окинул взглядом пространство – просто поразился. Ринг – центр. Над ним – трибуны, как бы нависают, и в четырёх углах стадиона – огромные мониторы.. Нас можно видеть и на ринге, и на мониторах.

***

«Фёдор пришёл ко мне от первого тренера Василия Ивановича Гаврилова в 12 лет. Мальчик был бойцом по натуре, а физических данных не хватало. Он – позднего периода взросления. Есть дети от природы гибкие, ловкие, но их приходится постоянно подгонять на тренировках. Феде можно было дать задание и знать, что он его выполнит и перевыполнит. Мы говорили – он себя покажет, когда станет взрослым, и не ошиблись. Хотя, я думаю, основные его достижения впереди».
                Владимир ВОРОНОВ, тренер

- Как ведут себя болельщики после завершения чемпионатов? Оказывают ли внимание русскому богатырю?
- И до чемпионата и после. Узнают на улицах, здороваются, кланяются, желают удачи, говорят, что будут присутствовать на чемпионатах и болеть за меня. А после поединков – просто прохода нет. Для японцев бойцы, спортсмены – это что-то сверхъестественное. Стараются прикоснуться к нам руками, большая честь для них – обмен рукопожатиями со спортсменом. Когда выхожу после боя на фуршет, выстсраивается огромная очередь желающих сфотографироваться. Это и мужчины, и женщины, и дети. Конечно, такое внимание вдохновляет. Отношение к спортсменам в России, как и к врачам, милиционерам, учителям…
В Японии спортсмен, заслуживший право защищать честь страны на международном уровне - национальный герой.
- И что ему это даёт?
- Поддержку в решении всех вопросов. Создаются условия для тренировок, специальные школы, решаются все материальные проблемы – то есть создаётся режим наибольшего благоприятствования.
- Говорят, если бы ты принял гражданство любой из экономически развитых стран, был бы миллионером. Не задумывался об этом?
- Для меня это невозможно. Я никогда не переставал любить свою Родину. Оттуда, издали, она кажется огромной, особенно когда летишь на самолёте. Я всегда осознаю, что выхожу защищать честь своей страны, своего города, своей школы.
- Фёдор, сейчас ты в прекрасной форме, в самой силе, а перспективы?
- Надеюсь, этот пик пройдёт не скоро, и я буду выступать лет до 35. А пока готовлюсь встретить 27-й Новый год в своей жизни. Закончу университет, буду помогать спортсменам своим опытом, знаниями. Может, это будет тренерская работа в школе, может, войду в тренерский состав сборной по дзюдо и самбо. В версии «Прайд» не было россиян, выигравших хотя бы один бой. Самбисты-москвичи даже не рискуют участвовать в таких чемпионатах. Была у нас неплохая команда по боям, но ребятам пора сходить с ринга, а молодой смены нет.
- Ты когда-нибудь произносишь вслух фразу: «Мне больно»?
- Конечно. Бывает на тренировках. Вся моя работа связана с болью. На тренировках я не задаюсь целью выдержать боль. Если партнёр подловил меня, могу и сдаться, лишь бы не было травмы. А вообще мы терпим. Терпим очень сильно, даже на тренировках. На соревнованиях – другое дело. Там само состояние притупляет боль. У меня был случай на первом чемпионате в Японии в августе 2001 года. Я бился за выход в финал с бразильцем, и он меня подловил на болевом приёме. Я ушёл от этого приёма, но почувствовал: что-то хрустнуло в стопе. Довёл бой до конца, выиграл его, затем выиграл чемпионат мира и весь день проходил нормально. Но утром следующего дня я не смог встать на ногу – получил очень «хорошее» растяжение связок.

***
«В последний чемпионат мира по боевому самбо, который проходил в Панаме, заявки на участие сделали восемь спортсменов, а когда узнали, что Емельяненко будет выступать за сборную России, семь человек отказались от поединка. Остался один американец. У американцев завышенная самооценка… После броска Фёдора, чемпиона Америки просто поднимали с ринга. Хотя у Фёдора было два продолжительных перелёта из Японии в Москву, потом в Панаму – в одиннадцать утра прилетел, а в пять часов вечера – бой. Он этого американца «разобрал» на первой минуте. Разобрал – значит, досрочно закончил поединок: на первых секундах бросил, затем удержал, затем послал в нокдаун и, пока боец не успел приземлиться, он его перехватил в воздухе и ещё раз бросил. Опыт показал: чемпион Америки по самбо – никто рядом с чемпионом России».
    Владимир ВОРОНОВ, тренер

               
- Слышала, что спортсмены за рубежом страхуют руки, ноги, головы… Ты застрахован?
- У нас нет такой практики. Если я получу травму, например, на чемпионате, японцы должны будут оказать мне медицинскую помощь и на этом всё…
- Ты производишь впечатление человека мягкого, очень доброго, ироничного, но эти качества никак не укладываются в портрет бойца. Чем отличаются друг от друга Фёдор Емельяненко – чемпион и Фёдор Емельяненко – человек?
- Почти ничем. У меня нет злости на ринге. Голову не затуманивает ярость, злость. Нет и ощущение страха. На ринге я абсолютно спокоен.
Знаю, зачем вышел на ринг мой соперник, знаю, зачем вышел я сам, поэтому с холодным рассудком иду и делаю дело, которое у меня получается наилучшим образом.
- Не может быть, чтобы ты совсем не волновался! Журналисты идут на интервью и то не без волнения. Каким образом можно добиться олимпийского спокойствия?
- Я над этим много работал. Готовясь к соревнованиям, учишься, как выходить на ринг, настраиваться на бой – вырабатываешь определённую систему: что можно делать, чего нельзя, о чём можно думать, о чём нельзя...
- О чём нельзя думать накануне поединка?
- Думать можно о чём угодно, только не о соревнованиях. Если спортсмен зациклится на мыслях о предстоящем бое, он начнёт заводиться. И может так случиться, что он ещё до схватки психологически «перегорит»
Вот так от боя к бою, от интервью к интервью и надо тренировать в себе выдержку, учиться душевному равновесию. У меня есть, конечно, что-то похожее на волнение, но это минимально. В день боя нет внутренней дрожи – это самый большой плюс.
- И вот судья поднял твою руку в знак полной победы. Твои ощущения?
- Есть ребята, которые начинают бегать по рингу, прыгать, издавать ликующие вопли. Я не кричу, не машу руками – у меня всё в душе…
- На твой взгляд, что надо делать для вовлечения детей в массовый спорт? Строить в каждом дворе тренажёрные залы? Поднимать престиж тренерской работы, путём резкого повышения зарплаты?..
- У нас в принципе и сейчас кое-что есть, но это кое-что надо поддерживать. В нашей школе олимпийского резерва имени Александра Невского как раз и связывается массовый спорт с профессиональным. Мы своими успехами стараемся увлечь ребят, показать им плюс регулярных занятий спортом. Вся проблема в России упирается в отсутствие финансов Нужно поддерживать материально имеющиеся школы, закупать инвентарь, оборудование и поднимать – не без того - зарплату тренерам, а уж потом можно создавать и новые спортшколы.
Чтобы заинтересовать детей, необходима реклама, пропаганда спорта. Надо делать дни открытых дверей в спортивных школах с демонстрацией возможностей спортсменов. Подключать к этому средства массовой информации, чтобы у школьников было желание заниматься спортом, и был выбор. Тренер может пройти по учебных заведениям, агитировать, но на 80 процентов развитие физической культуры мальчишек и девчонок зависит от пап и мам. Поэтому большую, если не главную роль здесь должны сыграть родители. Не каждая семья может себе позволить отдать ребёнка в платную спортшколу, но при желании можно всегда найти компромисс с тренерами. Сейчас и дети другие. Когда Николай Михайлович Белоусов набирал в Старом Осколе первых самбистов, записывалось по 500-600 человек. Был колоссальный отбор! Дети шли, просили, умоляли, занимались где-то на стороне, чтобы на следующий год попасть в спортшколу. Сейчас во многих школах недобор. Надо менять подход к решению этой проблемы. Спортсмены нужны не родителям, не школе, даже не городу – России в целом. Надо, чтобы люди нашей страны были выносливыми, здоровыми, красивыми.

***
«Слава может испортить того человека, к которому она пришла быстро, а Фёдор к высоким результатам шёл 15 лет. В большом спорте его имя было известно ещё шесть лет назад. С тех пор он в два раза увеличил нагрузку – спортивные достижения подстегнули к большому труду. Профессионала, который пашет по 10 часов в сутки, слава не может испортить. Я за него рад и горд, но гордиться можно человеком со стороны, а я прекрасно понимаю, каким трудом достаются победы, и помогаю ему в тренировках, в разработке тактических планов. Это успех, который не упал с неба на голову, и мы к нему спокойно относимся. Дай Бог Фёдору здоровья! Дай Бог, чтобы не было травм, чтобы детей в семье прибавилось!»
                Валерий ВОРОНОВ, тренер

- Умные люди утверждают, что за каждым состоявшимся мужчиной стоит великая женщина, и что мальчикам генетически передаётся мироощущение, мировосприятие матерей. Ты с этим согласен?
 -Пожалуй, да. Моя мама, её зовут Ольга Фёдоровна, сделала для меня очень много. Именно она привела меня в спортивную школу, и я, что называется, загорелся. Она была двумя руками за то, чтобы я занимался спортом. Её поддержку и понимание я чувствовал всегда. Она меня не просто любит, как сына, но и уважает, как человека. Я благодарен маме, одобряю все её поступки. Она работает преподавателем в лицее №22.
Большое влияние на меня оказывает и жена Оксана. Это мой надёжный тыл. Были тяжёлые моменты, когда я, являясь членом сборной России по дзюдо и самбо, не имел дохода. Близкие всё понимали, но понимал и я, что не могу сидеть на шее у родителей. Всё не так просто. Мне очень хотелось, чтобы родным жилось полегче – это одна из причин, по которой я занялся боями без правил. В момент ухода у нас был трудный период, но Оксана приняла моё решение, как должное. Сама она молодец, закончила пединститут, работает и учится в МИСиС. Но есть ещё и Машенька – живчик, болтушка, которая греет душу. Ей три года. Я очень люблю свою семью, братьев, сестру, деда Фёдора, который у нас – авторитет, войну прошёл, был строителем. Отца своего уважаю и ценю. Он работает в ЭСПЦ на ОЭМК…
Мне в домашнем кругу очень хорошо и для счастья есть всё. Главное, чтобы мои близкие были живы и здоровы, чтобы у них всё было хорошо!
- Фёдор, какие ассоциации у тебя вызывают слова – праздник, Новый год?
 - Новый год – это что-то особенное. Само предвкушение праздника за две-три недели… Подарков до сих пор жду, надеюсь! (Смеётся). И это предчувствие чего-то необычного – с детства. На дочку смотрю и, помня свои чувства, стараюсь оправдать её предновогодние ожидания.
Пожеланий перед Новым годом много: всем – доброго здоровья! Семейного счастья и благополучия! Мальчишкам и девчонкам желаю иметь головы на плечах, чтобы думали. Все глупости – наркотики, курение, пьянство – оттого, что молодые не понимают последствий, не осознают ответственности перед жизнью. Своей-то судьбой как попало распоряжаются – это ещё полбеды… А ведь за каждым из нас стоят родители, дорогие нам люди – целая цепочка. Надо думать, зачем и для чего живёшь. Очень хочется видеть своих земляков здоровыми, спортивными, добрыми и счастливыми!

Старый Оскол
27.12. 2002 года

На фото: Презентация книги о Фёдоре Емельяненко в день его 30-летия
Фото Валерия Воронова


Рецензии
Страна должна знать своих героев. Замечательное интервью. Если я правильно поняла, оно было записано почти 17 лет назад? И теперь многое изменилось в жизни Фёдора?

Оксана Задумина   05.04.2019 09:32     Заявить о нарушении
Да, Фёдор стал знаменитым на весь мир. Я написала о нём очерк, на основе которого издана книжица о нём с массой фотографий. Владимир Путин минут 40 беседовал с Фёдором, чтобы убедить его стать зам. министра по спорту. Этот мировой парень, при всей его скромности, всегда знает, чего он хочет. Как-нибудь размещу здесь свой очерк о нём.

Ирина Гарталь   05.04.2019 21:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.