Священник, который не продал свою гитару

Прот. Михаил Ходанов


Страшно подумать, что я мог не придти сегодня вечером в библиотеку. Накопилось много работы, редактор требовал давно обещанный материал. А в лесах ждали десятки несфотографированных видов грибов, которые скоро без следа исчезнут. И мне хотелось посвятить этот вечер работе. Выручило старое правило жизненного опыта – если тебя куда-то зовут, то надо идти. Так что, если сама Алла Валерьевна пригласила меня на этот вечер, отказаться было нельзя.

Конечно же, для моего поколения Высоцкий был кумиром. Не запрещённый, но и официально не признанный. Талантливый, многообразный, не похожий ни на кого из современников. Его творчество привлекает и сейчас многих исследователей. Многие исполняют его песни, пытаются копировать его манеру. И, в общем-то, не было бы большой сенсацией, что к нам, в город Московский приехал один из таких исследователей и исполнителей. Не было бы, если б наш гость не был бы клириком Русской православной церкви.

К церковным чадам Владимира Семёновича отнести никак нельзя. У всех на слуху слова из его песни – «Нет, и в церкви всё не так». Да и его увлечение алкоголем, а в конце жизни и наркотиками, никак не приближали его к церкви. И вдруг – песни Высоцкого поёт... протоиерей!

Некоторый опыт общения с церковными людьми и с клириками у меня был. Как правило, у них зачастую преобладает внешнее благочестие. Ведь внутреннее ещё надо разглядеть, а внешнее сразу бросится в глаза. И если это внешнее выбивается из канонов, церковный люд из простых может смутиться: «Ой, грех-то какой!». Или по-Грибоедовски: «Что скажет Марья Алексеевна!». Так когда-то святитель Дмитрий Ростовский отредактировал жития русских святых, убрав из них все спорные моменты. Таким образом, создаётся представление о человеке святом как о каком-то неотмирном, ином, чем прочие люди. Такая позиция приводит к тому, что праведность является уже не образцом для подражания, а каким-то недостижимым, сказочным образом. А мне самому приходилось слышать о священнике, который убедил матушку-музыканта продать свою скрипку, дабы прихожане не смущались её занятиями.

Но священник Михаил Ходанов не производит впечатления человека, который продал бы свою гитару. Да и зачем? Ведь в его руках гитара превращается в инструмент для проповеди Христа. О. Михаил принадлежит к роду искренних людей, без показного благочестия, без какой-то искусственности в речи и в поведении, которыми иногда стараются отличиться некоторые церковные люди. И именно такая искренность подкупает, привлекает подобных честных и искренних людей.

На вечере мне пришлось разрываться. Мне нужно было делать и какие-то заметки, а также ловить в видоискателе камеры интересные моменты (а тут ещё вспышка стала глючить), а хотелось просто сидеть и слушать. Вынужденно переключаясь от одного к другому, я многое пропустил.

Но нельзя было не запомнить главного. О. Михаил решил защитить Высоцкого от нападок не слишком умных людей, которые, не давая себе труда разобраться в его творчестве, клеймят его как закоренелого грешника,   Самое опасное, что такие люди пытаются говорить от лица Церкви. Ох, как же это просто, не смысля ни бельмеса в искусстве, обвинить художника в «неправославности». Мне такие люди напоминают древнего разбойника Прокруста. Конечно же, тех, кто ещё ниже их, они попытаются вытянуть до своего уровня. Но те, кто выше, не дают им покоя. Будь их воля, таковые лишились бы головы. Зато никто бы не выделялся. Да простят меня люди церковные, но уподобление общности верующих стаду и овечкам играет негативную роль, так как понимается слишком буквально.

Но о. Михаил заявляет таким хулителям:
- Владимир Высоцкий, безусловно, был великим русским поэтом. При этом он оставался обычным человеком – со своими взлётами, падениями, искушениями и грехами. Но он, в отличие от вас, не таясь, обо всём рассказывал зрителям языком своих песен и стихов. Так что прежде чем обливать помоями человека такого масштаба, поднимитесь сюда, на эту сцену, и публично покайтесь в своих грехах! И исполнение песен Высоцкого для о. Михаила – не самоцель. Это подтверждение заключений исследователя творчества поэта и певца.

Высоцким Миша Ходанов увлекался с детства. Он вспоминал, как 12-и летним пареньком родители познакомили его с певцом. Мальчик признался, что очень любит песню из фильма «Вертикаль», а также песню о Нинке. Конечно же, тогда он не понимал смысла слов об отношениях героини песни и обитателях Ордынки. Высоцкий предположил, что эту песню слушать Мише рановато. Родители пожаловались, что их сын не успевает по некоторым предметам. Высоцкий пожелал мальчику успехов в учёбе, чтобы у него не было проблем.

Потом были годы учёбы на журфаке МГУ. Затем Михаил Ходанов работал в переводчиком в Международном отделе Института общественных наук при ЦК КПСС. Негласно этот отдел называли «3-м Коминтерном». Там учились революционной деятельности коммунистические кадры из Чили, Уругвая, арабских стран. В церковь Михаил Ходанов пришёл в 1988 г. В те годы он особенно ясно почувствовал, что «мир во зле лежит» и это положение дел нужно исправлять. В 1995 г. он окончил Московскую духовную семинарию и академию.

И хотя песни, по мнению о. Михаила – не самоцель, именно они и составляли основу встречи. Высоцкого нельзя повторить. Когда это пытаются сделать, выходит нелепо. О. Михаил поёт Высоцкого по-своему, как он его понимает. И когда я следил за исполнителем через видоискатель камеры,   в некоторые моменты он настолько преображался, что мне казалось, что я вижу самого Высоцкого. Вполне возможно, что много лет изучая творчество поэта и исполняя его песни, о. Михаил настолько сросся с ним, что приобрёл даже некоторую похожесть.

Искренность нашего гостя, нежелание обходить острые темы, и, главное, великолепное исполнение песен кумира нашей молодости настолько расположили к себе аудиторию, что зрители просили о. Михаила спеть песни по заявкам слушателей. Один дядечка даже предложил встретиться и поговорить «по душам».  И каждый из присутствующих захотел приобрести книгу автора о Высоцком и компакт-диск с записями.

Эта встреча открыла перед нами новую, и, пожалуй, главную сторону личности Высоцкого – его отношение к Всевышнему. Ведь раньше считалось, что поэт умер некрещёным. Однако, о. Михаил узнал, что Высоцкий тайно крестился в Армении. Тайно, потому что не хотел, чтобы были неприятности у отца-офицера и у режиссёра театра на Таганке Юрия Любимова. О. Михаил считает, что человек, твёрдо придерживающийся нравственных ориентиров, ненавидящий ложь, рано или поздно придёт к Богу, пусть даже в зрелом возрасте.

Особенно точно характеризует отношение Высоцкого к Богу его стихотворение, посвящённое Марине Влади:

Мне меньше полувека — сорок с лишним,
Я жив, двенадцать лет тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

В этих строках отсутствует традиционное смиреннословие, принятое в церкви. Однако, эти слова свидетельствуют о личных, особых отношениях поэта с Господом. А именно такие – свои, особенные – и являются настоящими и искренними. И именно такими – настоящими и искренними - были песни Высоцкого. Такими же они и прозвучали в исполнении протоиерея Михаила Ходанова.

11 октября 18 г., библиотека 259, г. Московский


Рецензии