Приехал однажды ко мне зять

(На рассказ Силантия Лукича )

Приехал однажды ко мне зять.Свалился.как говорят в таких случаях ,точно снег
 на голову,нежданно -негаданно.Без телеграммы,без звонка,без предварительного
предупреждения иного характера и, в конце-концов без моего твёрдого согласия,что
 немаловажно для любых подобных встреч и подобного рода визитов. Я и опомнится не успел .как оказался перед фактом такого свидания.Бац! и вот оно уже здесь,в лице мной ненавидимого  ,мной презираемого-человека, на дух которого я не переношу и не переносил.от первого дня нашего с ним знакомства.
-Не ждал старый?- достаточно развязно,я бы сказал: бесцеремонно и самоуверенно , изрёк зять с порога,угрожая мне,сразу, не одним днём прибывания,а вселением на неопределённый срок,повергая меня тем самым в состояние смятения и шока. Паническая тревога
охватила меня там же.Сознание моё помутилось мгновенно.Оно сделалось враждебным в
отношении моего визитёра; оно сделалось аппозиционным, амбициозным,готовым на конфликт любой сложности...
-Принесла нелёгкая?-бурчу я ему пренебрежительно,-сквозь зубы,давая понять ,что не испытываю на его счёт,ни малейших симпатий,а также дружелюбия, такта,и признаков радости.
Но не люб он мне,вот и вся  правда-жизни .А как его можно любить? И за что?... Ведь редкостный баламут, враль и пройдоха .Характер ветреный ,ум легкомысленный... Обещает одно...делает другое,думает про третье...
Про такого ещё говорят: Он свободный художник (от слова,худо)! Ему жить  не на что,а он отпуска устраивает,наслаждается праздностью. Вот и теперь веселиться
 небось приехал (так я подумал),а не как уж, не с предложением помощи по-хозяйству. Всегда в поиске развлечений и лёгкого времяпрепровождения...Понадеяться на такого-нельзя! Свяжешься-подведёт непременно.Каждый раз ,спрашивая денег взаймы ,планирует их не отдать ,либо затянуть  их возвращение ,изо всех сил. И старается он тогда;и из кожи своей лезет  вон,чтобы как можно подольше протянуть.Чтобы жаждущий их получить назад, кредитор, разуверился  ждать этот долг,позабыл про него,а то и вовсе простил. Я, ,не верю ему не на грамм,ни на йоту.Не верю и всё-таки даю ему взаймы,потому-что вместо себя, он, путём  примитивного обмана, давно уже использует мою дочь.Ханжа,тунеядец... Приличной работы никогда не имел и иметь не собирается. Стремление  найти её-  трудоустроиться лучше,им утрачено навсегда и бесповоротно. Сам труд для него-обезьяний  удел, занятие  малоприятное, унизительное.. .
 Любые формы труда омерзительны ему, и им  презираются!..Спорщик и скандалист-знающий про всё
и не знающий  ничего . Не с кем и не с чем не считается. Опыт человека познавшего жизнь,для него ничто,пустячок,не аргумент.
-Старость,выедает мозг!-заявляет он с полной уверенностью и убеждая других,в том ,что это его "умудрённое" высказывание, непременно является истиной для всего человечества.
Это говорит тот,для которого понятие -Родина, ассоциируется  с чемоданом доверху
 набитым ассигнациями ; с чемоданом .с которым переезжая с места на место,чувствуешь себя одинаково комфортно,и чужбина не кажется вовсе чужбиной,а потеря страны не кажется- великой потерей. Ну каков негодяй!!! А противоречивый какой...
Таких ещё поискать надо ,как мой зять.Деньги любит до безумия,но не имеет их никогда. Редкостный гуляка... ежели и имеет копеечку спустит тотчас же.Ни одну юбку мимо себя не пропустит,чтобы не  поиметь её хотя бы глазами.Бестактность его
не знает границ. Выводы им не делаются даже из горьких случаев. Бывает такой выдаст перл, вслед уходящей красотке,что хоть стой .хоть падай  . Со стыда не знаешь куда глаза деть . Сколько раз был очевидцем малоприятных сцен Скажет  например.что-нибудь наподобие:И стояли они трое;он.она и у него.Выразится паразит пошлостью откровенной, вгоняя порядочную девицу в краску
 и уж тогда счастлив, смеётся ,аж заходится. А что тут собственно говоря смешного? Глупость -она глупость и есть!Но гаже всего в нём,даже не эти житейские мелочи внешней стороны,
где этот сквернослов, на кого-то, что-то сказал, или с кем-то, зацепился и повздорил, а то ,что он, находясь в браке с моей дочерью ,ни то что,не любит  её, как женщину и как мать- его детей,а элементарного,не знает к ней уважения и подхода. Груб с ней и придирчив, слёз её не жалеет...Ни сам по себе.не в присутствии постороннего,лишний раз не глянет на неё;словом добрым не побалует, не пометит поцелуем ,как у других это водится. Только и слышно от него: Подай скоренько ! Принеси! Убери!Ну же ...живей! Сколько раз говорил ей:" Бросай ты его, одумайся.. какие твои годы?.Не бросает... Любит она его сильно-при сильно,не передать .как любит... оттого терпением золота и на терзания  и самопожертвования готова. А он,.. не чувствует к ней ничего. И как всякий-негодяй и эгоист,даже в часы её болезни и отчаяния заботится больше о своём-личном,нежели о ней, и о своих детках. Вообщем .закралась у меня идейка не так давно.Навязчивая-ненавязчивая?..Не важно теперь! Вообщем, решился я его-эту скотину,эту гадину, со свету изжить. И первое что взбрело мне  в башку ,застрелить его из двуствольного ружья, висящего у меня в одной из дальних  комнат. -Бесстыжая физиономия,-говорил про него, я себе, каждый раз,стоило мне
 только озариться на его счёт,не лучшими воспоминаниями.
-Застрелю,доведёшь ты меня!-угрожал я ему тайно, в потёмках души своей,но не стрелял и откладывал каждый раз,свою задумку- на потом,на другой  приезд  его...Потому-что никак решиться не мог-переступить через заповедь божью и взять на себя грех наивысший. А сегодня... я твёрд, и хладнокровен. Я пожил своё,-говорю я философически,- бояться мне более нечего и некого! Тюрьмой пугать,хорошо молодых.Старому одинокому человеку,тюрьмой кажется уже сама жизнь. Иду в комнату за ружьём,а его представьте   на месте нет!
-Куда девалось ружьё висевшее на стене?Где оно?-кричу я взбешённо на весь дом,поднимая на этом основании неистовый шум .А оно, уже в руках этого
мерзавца,точно он предвидел  мои действия наперёд, вовремя обезоружил меня...и помешал таким образом- из него, из зятя, сделать мне в конечном итоге,  натуральное сито.
-Отдай!- взялся  я намертво,дёргая изо всех сил, вцепившись в цевьё - Отдай,я тебе говорю!-поглядывая на зятя снизу вверх несколько раз повторяю я.
-Не отдам!-двумя руками отбивается тот,подбрасывая меня повисшего на ружье. Он-
как не покорявшийся никому и никогда утёс,я как блоха взявшаяся факт этот опровергнуть и оспорить.Так и стоим мы оба сцепившись накрепко. Он тянет на себя ,я к себе.
-Зачем тебе ружьё? Что ты  собрался им делать,скажи?-проявляю я интерес  ,а сам чувствую .что силы мои, меня потихонечку, оставляют и оставляют.Вот- вот без
ружья останусь.А он мне и говорит всё подёргивая:
-Решил я скрасить однообразие здешнего отдыха и отпуск ,дабы мой не пропал даром,
посвятить  часам охоты и удовольствиям от рыбной ловли)... 
 Чувствую, ведь врёт мне мерзавец  ;подозреваю я,что он придумывает на ходу всё как всегда,изворачивается,как уж.В глазах его прочитывается  сарказм и неуважение ко мне,недобрая улыбка пробегает по его устам в виде ухмылки.
-Когда ты успел разочароваться в отдыхе-то, ежели ты прибыл,полчаса обратно?-говорю  я с недоверием,  заглядывая ему прямо в его бесстыжие глаза. За пустой перепалкой получаю такое объяснение.Он,идя со станции ко мне,
срезая расстояние на половину,через наши живописные   луга, встретил  зайца, и не
одного  представьте себе, а с его слов , превеликое множество...И жирные все,как один были те зайцы...аппетитные.
-Похоже год на зайчатину,выдался богатейшим,-сообщает он мне далее,понимая,что информацию эту мне,стоя здесь на месте,  не проверить,никак.-Так что с меня жаркое ...а с тебя,тесть мой дорогой,обязательным условием, магарыч! И не отвертишься ты на этот раз, так и  знай!Не задерживаясь в избе... так и не отдав моего ружья ,он ушёл в те самые луга ,где ему повстречались,либо померещились потерявшие страх зайцы.В доме я остался один, погружённый в свои мысли и переживания.
Я редко,когда желал зла  кому-то.Но теперь,здесь и сейчас...встретившись опять лицом к лицу с этим ничтожеством и невежеством ,я злился сам ,и желал зла ему. И провалиться мне,на этом самом месте.если это было не так.







Есть вещи которых простить нельзя.Они ,задевают твою честь и достоинство,изматывают тебя забирая последние усилия.
Обида моя требовала отмщения.Новая идейка не заставила себя долго ждать.
Она озарила меня своей простотой и непринуждённостью исполнения.
-В подвале есть весьма эффективное средство для уничтожения грызунов.
Подмешай ...в тот же магарыч... И дело считай уже сделано... Вариант безотказный ,проверенный временем, отравителями и отравительницами разных сословий. На все века  получивший одобрение и признание... Таким мышьяком можно завалить ни только любого грызуна при желании,но и индийского  слона весом в несколько тонн.-
убеждала меня идейка,обуздать которую  я даже  не пытался. . И я,откинув с горловины- крышку ,полез не задерживаясь под пол...опускаясь спиной в тёмную от мрака дыру подвала.Промазав на одной из лестничных ступеней,оступившись и сломав
 сразу пару... я полетел с грохотом и криком вниз.
Ударившись об пол,достаточно серьёзно и болезненно я понял .что это всё, для меня-финишная черта;наказание за мои последние осуждения,за мой чрезмерный гнев к зятю и  характер моих помыслов.
Спровоцированное падением тело, уже стонало и охало; на ногу искалеченную
 если и не переломом,то серьёзным вывихом, или ушибом, было не встать.Кровь в ней остановилась,замедлилась, или циркулировала неправильно.Вся нога до тазобедренного сустава покрылась опухолью. И это означало,что наверх самостоятельно,без чьей -либо дополнительной помощи, с травмой такой сложности мне уже не выбраться однозначно.Лежу и трепещу.
-Что,как мой охотник и вовсе не объявиться- не теперь,не завтра,не послезавтра?Что,как он вообще не объявиться?Или объявиться с опозданием,прямо-к остывшему телу моему? Что тогда?И чем больше я запугиваю себя, накручиваю и стращаю вопросами ,тем меньше иллюзий остаётся у меня на собственное спасение. С чувством глубочайшей  паники, вспоминаю я опять, какой у меня зять и нахожу сразу ряд негативных причин ,по которым он больше здесь может не объявиться.Бесконечные подозрения,лезли из меня,как черви лезут из падали.Я мучил себя и добивал дурацкими догадками.Я говорил себе снова и снова:"Это так!Я убеждён!Теперь он на сто процентов поступит именно так: Он ушёл по бабам,а ни на какую-такую охоту.А ещё он не расчёлся со мной-за должок и это тоже серьёзная мотивация ,чтобы оставить меня заживо погребённым".Я пустословил и матерился;я осознавал,что каждый прибавочный  к ходу времени -час, приближает меня к проблеме серьёзной-проблеме погибели.
-Ведь я в доме один-одинёшенек .И всякое сражение моё- за жизнь, без воды и без  пищи, уже через несколько суток,станет делом решительно обречённым для меня; не в мою пользу, без выигрышным в этой борьбе, и проигранным наконец основательно.Как жертва несчастного случая,но при уцелевших чудом- мозгах,я это понимал прекрасно.
 С досады, не зная  по-прежнему для себя облегчения , продолжал я время от времени выкрикивать разные глупости, выражаться нелепо в адрес отсутствующего зятя и звать его же-на помощь, и это как не странно   не казалось мне
 здесь парадоксальным невозможным, потому-что,звать мне решительно было некого...Зов мой обречённый быть не услышанным ,  угасал раз от разу ;голос мой сделался тихим,не зычным, жалким, и в конце-концов, безнадёжно осипший пропал и сник вовсе.  У каждой смерти есть своё предназначение и свой час-х...Моё предназначение и мой час-х, уже  мне казались не за горами.
-Паршива жизнь,паршив её закат!-думал я. И вот когда,я окончательно ,разуверился ждать, когда я смирился
 с незавидным своим положением,и рухнувшей надеждой, объявился мой спаситель,мой
 можно сказать-ангел хранитель,мой шанс.Столкнувшись с пустотой и отсутствием моим  в доме, переполошившись -как следует, стал он меня искать,рыскать по комнатам и испугавшись  не на шутку, громогласно выкрикивать слова  ,обращаясь через раз ко мне- то безымянно ,,то по имени -отчеству. И вот у меня над головой,над моей ужаснейшей обстановкой,загорается долгожданный свет-надежды. Его часть проникает  сразу в подпол- ко мне, и найдя меня там же , показывает,как это делает поисковая собака.
Корячась, и устраиваясь на корточках заглядывает сверху туда же ,мой зять.Видя моё распластавшееся тело и сломанную на верхнем уровне лестницу, он очевидно перво -наперво подумал,что мне уже крышка.Но, моё, внезапное шевеление, взбодрило его,с лица   у него   спал ужас , и он,
заговорил в своей обычной манере, демонстрируя заносчивость,высокопарность  с  которой любил говорить  постоянно, или в большинстве случаев:
-Слава тебе Господи! Ты жив чёрт старый ... малахольный... Напугал то как!Что случилось? Неужели прибывание в темноте,для тебя ,кажется более комфортным и приятным ,нежели со светом? Разве не удобнее искать те же маринованные грибочки,пользуясь
привычным электрическим освещением? Он шутил и потешился ,а мне признаюсь было не до того,чтобы вместе с ним разделять подобное веселье. По-прежнему,тело моё
безжалостно болело ,а опухшая нога не переставала адски изводить своим нытьём.
-Кажется ,я переломал на себе буквально всё-до последней косточки.Чёртова ступень!-с неимоверным усилием,хрипя и шепелявя -змею подобно, изрёк я, и добавил:"Самостоятельно наверх мне не
 выбраться никак" !Глядя из амбразуры чёрного отверстия,над которым рассеивался
электрический свет маячило умолкнувшее лицо, моего зятя.Спаситель он мой либо наоборот? Я ещё твёрдо поверьте не знал! Уверенности на все сто процентов у меня к нему не имелось.
Поэтому и историю с собственным разоблачением я решил не торопиться,ему рассказывать и попридержать откровения  до лучших времён.
Поведай я ему, всю правду -на чистоту, о своих зло намерениях и кознях к нему и, не заладившийся денёк в моём личном календаре и гороскопе, мог оказаться для меня роковым и вероятно последним.(пропуск )Jktu atynbcjd ).


На этой ноте  не будь я самокритичным-по природе своей, и можно было бы закончить моё повествование ;будь я немногим по-хитрее, и не подставляй я себя сам, под
жёсткие удары морали и  сатиры . Но...   в этом случае драматизм истории был бы частично утрачен,сюжет получился б неполным -до конца,не завершённым,
а жирная-прежирная точка, к мной уже сказанному-наверх, дополненная исключительно народной мудростью:Не рой яму другому,сам в неё угодишь.- потеряла бы  эффективность...а может быть и актуальность! Именно  такое положение...и в особенности  курьёзность всей моей дальнейшей ситуации,просто обязывают меня этого не делать, настоятельно требуют, чтобы я без  какой-либо утайки изложил всё  детально - до конца,в подробностях, и точку запланированную мной раннее  всё-таки перенёс.
-Я за верёвкой...Без неё мне тебя не достать,-выдал зять,вытянувшись на своих
длинных,палкообразных ногах. Его долго не было,  как показалось мне.На самом то деле,прошло
не более четверти часа. Где он нашёл эту бельевую верёвку? В каком углу?..
Была ли она,достаточно надёжной и проверенной?...Трудно сказать!Да,я, собственно, как-то и не думал тогда, про это. Бросив мне конец,велел он его,зафиксировать узлом крепким, на брючном ремне моём,а сам принялся
выбирать наверх верёвку со своей стороны,поднимая меня  техникой, многим хорошо известной  и знакомой по жизни.
Дважды ещё,хорошенько так... я загремел вниз,и как следствием того,переломал ещё
одну ногу и дополнительно ко всему- руку.Виновен в том зять был? Не виновен?
Трудно сказать мне теперь... Но я,был благодарен,по любому,своему спасителю.Ведь ,как бы там ни было ,остался я искалеченным,но живым.  Ведь могло быть и хуже,не объявись он? Не так  ли?
А по-сему...Мой вам всем добрый совет ,напоследок:Любите друг друга и живите
дружно... в мире и согласие...Как это делаю я ,с недавнего времени!

 


Рецензии