96. Тешить бесов

Есть такое расхожее христианское выражение, как "тешить бесов":
- это делается на потеху бесам!
- что ты бесов тешишь?
- бесы-то радуются!
- когда христианин злится - бесы торжествуют

И так далее.

Изучая такие мистические феномены, как беснование и юродство (внешне похожие крайние формы соединения человека с мистической частью бытия), не могла пройти мимо этих слов - что они означают? Кто такие "бесы", и как их можно "потешить"? Естественно, заповедь "блаженны жаждущие правды, яко тии насытятся" распространяется и на такой интерес, поскольку он не праздный: как я могу "перестать тешить бесов", если я не понимаю в принципе - что это такое?

Постепенно изучая материал, подаваемый Господом для вразумления, сумела сложить его в какую-то такую схему:

- бесы - это состояние "активного отсутствия Бога". Бывает пассивное состояния отсутствия Бога, оно, как правило, проявляется отсутствием смысла жизни, мотивов на движение и саморазвитие, апатией и так далее. Пассивное состояние - это дистанцирование от Жизнодавца, как если бы машина пыталась ехать без бензина. Тогда как бесы - это состояние активного отсутствия Бога: знание Его, понимание Его требований и - сопротивление им. То, что называется "поймать Бога за бороду" - схватиться за Него, за жизнь, за радость но - не по заповедям, а по каким-то своим собственным правилам. Как если бы зимой прицепиться к бамперу машины, едущей по заснеженной дороге - прикольно, весело, особенно, если ботинки скользят, но - пока машина едет медленно. Представим, что машина набрала полный ход, а отцепиться - невозможно, и это - на МКАДЕ... Весело? Вряд ли, зато - не скучно.
- к кому может прицепиться человек, страдающий активным отсутствием Бога? (животных и растения в расчет не беру, они, как всегда, заложники произвола людского) К верующему, очевидно.

И вот тут - интересно.

Что такое "бес чревоугодия"?
Это "коллективное полуосознанное", состоящее из комплекса личных, семейных и социальных стереотипов, означающих "если не буду есть, то помру", "мне кусок в горло не лезет из-за твоей диеты!", "тщательно пережевывая пищу ты помогаешь государству".

В этом "коллективном полуосознанном" плавают мириады людей. Совершенно не бесноватых, просто они разделяют это убеждение, с которым, вообще-то, и спорить-то глупо, ибо на самом деле, без еды долго не протянешь, ближние наши страдают, видя, как мы худеем, а государству нужны бодрые налогоплательщики.

И вот некто,  кто искренне верует в историю изведения Израиля из Египта, и что это возможно - питаться манной, пить воду из скалы и так далее, вот он решает: "А попробую-ка и я поститься!". Предположим, в Великий Пост, чтобы "как все порядочные христиане".

Что происходит со сродниками "некты" по плоти, с сослуживцами, с соседями по многоэтажке, которые разделяют не "Моисеевы скрижали", а - рекомендации Минздрава и Минтруда?
Они раздражаются.
Ну - раздражаются, и все тут, потому что - да что за бред? Без мяса человек жить не может! Без молока, без масла - вообще без никакого масла, даже без растительного! Это ж ни в какие ворота! Гастрит, и хорошо, если не язва желудка!

И у того самого "некты" возникает дилемма:
- поститься тайно, скрываясь, не посещая столовую, избегая семейных обедов, придумывая спортивные диеты и так далее, либо
- поститься напоказ, демонстрируя - насколько вкусны постные блюда, насколько они соответствуют рекомендациям ведущих диетологов мира, насколько они очищают организм от шлаков и так далее, то есть, выбирая мотив опять же без упора на главное: "я пощусь, потому что пощусь!".

И во всех трех случаях бесы - радуются.

Потому что находятся те, кто "ловит человека": "Ты опять?! Опять жрешь эту гадость? Сдохнуть хочешь?!" или "А в Китае давно уже это практикуют! И в Израиле! А нашараша только-только догадалась..." и "Да! Надо как в Матрице! Перейти вообще на белок! С ароматизаторами! А то - природу изгадили!" и так далее.

Ловят и привешивают собственные понятийные ярлыки к действию, истинный смысл которого заключается в одном: умерщвление плоти ради того, чтобы привыкнуть к состоянию успения, когда душа - жива, и земные привычки - все при ней, и способность получать радость от пищи - никуда не делась, а вот кушать в гробу - увы, нечего. Это ли не ацкие мучения? Не удобнее ли подготовиться заранее? Памятуя о словах: "Кто постыдится Меня перед людьми -  того и Я постыжусь перед Отцом Моим!" - Бог Отец ведь как евреев в пустыне кормил манной, так и мертвецов в гробах в состоянии кормить, поить и так далее, была бы земная привычка к манне небесной, а уж как Он это сделает, Один Бог только и знает. И - всего лишь просьба Сына о "голодном покойнике".

Как радуются бесы?

Некто постится, его поймали на этом, привесили свои понятийные ярлыки, привязав действие к коллективному бессознательному "кушать надо! и активность состояния "нам без Бога хорошо" повышается от факта: "либо ты делаешь ПОНЯТНО для нас, которые сами поститься не хотят и не будут, потому что это вредно, либо - изыди от нас подальше!".

Бес чревоугодия доволен: если приписывают пощение пользе ради похудания, то это плюс к идее "тело - доминанта существования" (ну, чрево, так-то. Худение как угождение чреву). Если приписывают пощение "да смотри, как вкусна постная пища!" - это опять ему, чреву. А если постящегося камнями забьют - вот то вообще классно, нефига поститься!

Большая радость.


Рецензии