Два раза в год они говели

               Вот так  у меня всегда бывает……….Хочешь что-то написать от себя (в данном случае про  питание  россиянина).  То  бишь, как он  вообще –то жил-выживал в разные  моменты своей далеко не благостной  истории, но стоит  обратиться к  Пушкину за эпиграфом, как оказывается, что им  уже  в нескольких строках всё описано и добавить нечего…
Но уж раз  «прокололся», отступать некуда.
Поэтому привожу всю строфу его романа в стихах «Евгений Онегин» (Глава II, Строфа XXXV) описывающую   быт  провинциальной  российской дворянской  семьи    начала 19-го века……

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод;
В день Троицын, когда народ,
Зевая, слушает молебен,
Умильно на пучок зари
Они роняли слезки три;
Им квас как воздух был потребен,
И за столом у них гостям
Носили блюды по чинам.

Она могла бы   послужить  как бы планом изложения этого  эссе.
Однако в целом этот план для меня  излишен, поскольку я не собираюсь  развивать далее пушкинскую иронию насчет того как народ «зевая слушает молебен», простаивая в церкви всю обычно холодную весеннюю ночь до утра в этом мероприятии по сошествии  духа божьего на иудейских отроков. И поэтому, радостно вздохнув по окончании молебна, «умильно на пучок зари они роняли слёзки три» и расходились по домам.
Я не стану  также вникать в привычки милой  сердцу Александра Сергеевича  старины глубокой, которые в своём языческом прошлом для церкви  являются «богомерзостными деяниями». 
Имея в виду, во-первых, его упоминание о безобидных «круглых качелях» - некого прообраза  современного колеса  обозрения (только много меньшего  размера), тем  не мене вызывающие у церкви ненавистный  синдром  человеческой гордыни (в любой  попытке  возвыситься над неким уровнем).
А во-вторых, эти самые «подблюдны песни» - прямое языческое колдовство, в волшебной  мерцающей полутьме над блюдцами с водой, «бесовски» по версии православия, приуроченное как раз к великому  празднику  «рождества христова».
           Эти православные «извращения»  в народе русском я исключить не в силах, но воспользовавшись языческим отношениям к блюдам, как предметам трапезы, попытаюсь прояснить для себя роль  церкви  в той части  быта, которая непосредственно связана с самим существованием нации.  Ведь современная  российская социология  хором «поёт  подблюдные песни» православной церкви в том, что она  своими  ритуалами постов и говений сохранила  в целости и сохранности не только душу россиянина, но и его тело от мерзких присущих  ему привычек.
            При этом я даже не заикаюсь  про то, что  самая вредная их этих привычек – пьянство появилось в древней Руси с приходом  византийского православия (в лице  монахов с бурдюками ракии – крепкой виноградной водки  под рясами). Согласно их же описаниям, они очень удивились этой дикой стране, в которой не было крепкого алкоголя, но  быстренько  переключились с виноградного на самогон из хорошо известного  у русов хмелевого солода.
Любопытных к этой криминальной истории отсылаю к своему эссе «Пить или не пить….», а здесь хочу сам по себе разобраться в особенностях православного питания, основой которого являлось, как мы в том ещё убедимся, чередование голода и обжорства.
          Поэтому  сосредоточимся  на том, что непосредственно касается  особенностей питания и ритуала  застолья  русского человека в 18  и  19 веке.
И так как   у Александра Сергеевича тогда  носили  «блюды по чинам», меня в особенности станет интересовать  питание русского крестьянина – основы  тогдашнего населения России. Поскольку с точки зрения  завзятого  атеиста,  истина, даже  православной  диетологии, состоит в том, как  человек питается, или что ест -  то и он  сам по себе и представляет.
А отсюда и следствие, как долго и  добротно он живёт.
         В этом плане у нашей  либеральной политологии  полно домыслов  в том, что Россиянин во веки веков  питался  хуже  всех  на свете!......Как при этом он многие  тысячелетия  (начиная с  охотников на мамонтов под Воронежем и по сей день) в наших  малоблагоприятных климатических условиях таки выжил, их не интересует.
Важно показать, что  в Росии всегда всё хуже. При этом  основываются на современных данных (к примеру http://en.ostranah.ru/_lists/life_expectancy.php)  согласно которым Россия стоит по продолжительности жизни на 113 месте в мире,  далеко  позади всех развитых стран мира, плюс ряда  тропических (что естественно).
По этим данным россияне в среднем живут 69,8 лет (мужчины 64, а женщины - аж 75,6 лет).
              На самом деле всё тут, как всегда,  не так!
Я тут  собрал из нескольких весьма противоречивых источников   фактические результаты  средней продолжительности жизни россиянина по годам,  включающих  последние годы  существования СССР,  начала «либеральной»  капиталистической экономики в современной России, и современного её состояния.
 
И на взгляд очевидно, что в СССР  средняя продолжительность  жизни   до 1990 года  была на  уровне  69-70 годов и резко пала в начале 90-х, ниже 64-х лет.
А весьма  достоверная  пяти-степенная  полиномная линия  тренда   показывает, что  это падение не было  никак компенсировано до 2010 года. И фактически уровень 1960 года был достигнут  только в 2015 году!
Насколько он  превышает этот уровень  сейчас  достоверно неизвестно, поскольку по данным министра здравоохранения В. Скворцовой он уже  в данное время составляет 73 года, но,  скорее всего,  «бежать вереди паровоза» её заставляет  проводимая сейчас реформа повышения пенсионного возраста. Но, так или иначе, с весьма высокой  (86%) достоверностью нечто подобное может произойти к 2020 году.
               При этом  катастрофическое падение  продолжительности жизни в начале 90-х годов имеет многофакторный   характер. Тут конечно и резкое  падение уровня жизни, и развал медицины, и  психологический социальный фактор – шок  от  «прихватизации»  обще-социальной  советской собственности путем откровенного воровского, да и бандитского,  захвата, который до сих пор  стойко хранится в памяти нашего населения.
Но мне кажется, что  в наибольшей степени  на увеличение смертности в эти годы сказался именно недостаток   привычного  питания  из-за элементарной недоступности  пищевых продуктов в результате  скачкообразного роста цен.
Что было совсем не характерно для всей предыдущей истории России.
 Но о том мы поговорим   далее, а сейчас  всё-таки  про относительную продолжительность жизни в мире и основную причину её  современного продления…..
             По данным  геронтологии и др.) общая  динамика   средней  продолжительности  жизни на нашей планете следующая.
Первобытный Homo sapiens в среднем не доживал и до 20 лет. На что было, конечно же, множество причин, не связанных с  калорийностью  питания, которое как раз и было в те времена  чересчур  питательным  (почти чисто белковым). Тем не менее,  до  современного уровня  продолжительности жизни  доживали  буквально единицы. Во всяком случае,  анализ скелетов кроманьонца показывает  отсутствие долгожителей   свыше 80 лет.
 И вся дальнейшая  почти  15 000 летняя история  уже цивилизационного развития  по уровню продолжительности жизни  мало в чем превосходила  свой исторический прототип.
Средняя продолжительность жизни в Древнем Египте составляла всего 22,5 года. Исследователь быта римлян  Р. Макдонелл пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни в Древнем Риме тоже была не высокой. Она колебалась от 22 (в Риме) до 25 лет (в провинциях).
Продолжительность жизни в Англии с 13 по 15 век составляла 17,3 – 32,7 лет. В последующем средняя продолжительность жизни в Германии (на 1741 год) составила 25,5 года, а в  Англии не превышала 26-28 лет. В Голландии – 30,9 года. В Швеции за 1757—1763 годы  33,2 года.
На протяжении 17-18 веков средняя продолжительность жизни очень медленно, но неуклонно возрастала. Однако не только в начале 19 столетия, но и в его середине величина средней продолжительности жизни во многих странах не превышала 40 лет. В середине 19 века она составляла для Англии 33 года, для Бельгии — 32 года, для Голландии — 34 года. Во Франции в 1861 — 1865 годах  она была равна 39,8 года. Таким образом, вплоть до конца 19 века люди жили очень мало.
                В России в 1896—1897 гг. средняя продолжительность жизни равнялась 32 годам. Сейчас принято считать, что  19-м веке, в пушкинские времена, тридцатилетняя женщина была старухой, а пятидесятилетний мужчина считался глубоким старцем.
Я во много не согласен с этой «побасенкой», о чем подробнее скажем далее. 
Но, как это не печально выглядит с современной точки зрения, России тех времен ничем не отличалась от прочих стран мира. И заметно стала отставать  лишь в начале  20-го века.
В этом плане характерны данные 1913 года, то есть времени  расцвета  капитализма в монархической царской России.  Тогда продолжительность жизни в различных странах составляла: Великобритания — 52 года, Япония — 51, Франция — 50, США — 50, Германия — 49, Италия — 47, Китай — 30, Индия — 23 года. В России — 30,5 лет.
            Причину появления Российской  империи в конце этого списка современная  либеральная политология склонна  традиционно  объяснять нищетой  основного - крестьянского сословия России.
Но это полная чушь!
Стоит только ознакомиться  с мемуарами офицеров русской армии взявшей Париж.
Во всей этой истории капитуляции Парижа 31 марта 1814 года меня  интересует только один факт.
Когда ликующие парижане,  в знак своего  спасения Александром Первым, который, несмотря на огромные потери убитыми своих солдат (более 6000) при штурме  городских укреплений, не выполнил свой  ультиматум:
 - «Он прикажет остановить сражение, если Париж будет сдан: иначе к вечеру не узнают места, где была столица» - толпами высыпали встречать  марш победителей Наполеона   и весьма радушно  размешали на постой многотысячные русские корпуса в окружающих Париж деревнях.
И какого же было удивление  нашего дворянского офицерства, некоторые из которых с детства говорили на французском лучше, чем на родном русском языке, когда они осознали почти криминальную для них бытность!
Оказалось, что крестьянин Великой Французской Империи живет много  беднее  их собственных лапотных крепостных крестьян!?
Это было видно по многим факторам, но основным критерием тут было  наличие в крестьянском хозяйстве коровы…….У французов считалось её присутствие за  наличие богатства, а у русской крестьянской семьи  отсутствие её, как бедность!
Улавливаете разницу?
         Именно это обстоятельство и явилось основой тысячелетнего выживания россиян  в любых лихих условиях жизни. Да смертность была очень высокой. В младенчестве (при отсутствии  даже элементарной  цивильной  медицины, когда лечились в основном  знахарством и собственными познаниями в травах) в нации естественно отсеивалась наиболее слабая в физиологическом отношении часть популяции и выживали  только физиологически от природы одаренные люди.
И эта часть  этноса россиян  жила много дольше, чем  выше приведенные среднестатистические выдумки  о 30-летних старухах и 50 летних стариках….
Сомневающихся в этом, прошу ответит на вопрос: Кто же тогда, скажем при Петре Первом, мог служить в армии 25 лет?
Доки от упертых политологов  могут возразить, что  тогда каждого мальчика дворянского происхождения с момента рождения записывали в предназначенный ему полк!
Но не путайте, как сказано нашим  юмористическим гением Леонидом Гайдаем – «собственную шерсть с государственной». Армейские писари вели учет госслужбы с момента реального  поступления в войсковое соединение. Кроме того  этот срок касался и рядового солдата, который  рекрутировался в основном из крестьян.
 И срок этой службы поначалу был вообще пожизненный.
И только повышение физических нагрузок  службы  в модернизированной армии Петра  Первого заставило ограничить эти сроки для   солдата 25 годами.
Следовательно,  реально отставнику ещё в относительно полном здравии (если прибавить  этот срок службы к возрасту рекрутов 20-35 лет) должно быть не более  45-60 лет!
Чем это  отличается от современного минимального возраста выхода не пенсию российского офицера – в 45 лет!?
             Так что констатируем, совершено очевидный  для меня факт: максимальная продолжительность  жизни  физически  нормально - здорового  индивидуума  мужского пола (не говоря уже о вообще более долгоживущим - женского) во все времена  в России мало менялась.
И  этот статус кво  обеспечивался неким бытовым ритуалом жизни, основу которого, что совершенно для меня очевидно,   составлял  оригинальный российский рацион питания……
              Историко-статистические описания уездов и губерний России, многочисленные публикации этнографических заметок в губернских ведомостях и записки современников 1810;1890-х годов дают  возможность познакомиться с различными сторонами быта наших предков.
В частности, с тем, как они питались.
И меня тут  не очень интересует специфика русской кухни, а больше состав продуктов, которыми в основном питалось русское крестьянство.
Он обосновывался суровой реальностью.
 Во-первых, крестьянин всегда был ограничен в выборе продуктов и способах кулинарной обработки их. Во-вторых, главной целью хозяйки было — накормить семью, работников простой по набору продуктов,  но при том  очень сытной пищей.
Исходя из анализа кулинарных рецептов, мне стало ясно, что  обеспечивало сытность — «нажористость» пищи в 19-м веке.
                Как утверждает современная церковная пропаганда «здорового питания»: Картофель вареный, картофель жареный, картофельная похлебка — с «забелой» (добавлением молока) в скоромный день, с постным маслом — в день постный…Был основой  российского стола.
Но это, как обычно, полная церковная лажа в историческом плане, замещенная на  понятии - слове «постный».
Я уже не говорю за то, что  картофель у нас появился после неимоверных усилий  Петра Первого только  к концу 18-го века. То есть  800 лет из 1000 население России обходилось без него!
Более того,  приевшаяся  церковная рубрика повсеместного использования «постного масла» в приготовлении  блюд во время поста к истории Росии  имеет ещё меньшее отношение.
Для сведения читателя сообщаю, что  под  этим термином понимается  подсолнечное масло, которое в России появилось в широком потреблении  ещё на 100 лет позже картофеля (в 1865-1870-х годах). Поэтому, если речь  в церковной  кулинарии постных блюд вообще  когда-то  заходила  о добавлении масла, то  это про  сливочное масло, производителем которого  была та самая,  выше упомянутая,  обычная для России крестьянская корова.
          Поэтому в 1000-летней истории «постного православного питания» и картофель и  «постное масло» следует исключить.
Оттого  главным национальным  овощем, столпом православной  крестьянской кухни следует признать  капусту. Щи из сырой капусты — с приправой молока или  сметаны. И все это — под черный хлеб.
Таково было ежедневное будничное «меню» обеда и ужина для крестьянина центра России.
Завтрак же и полдник составляли ржаная ватрушка с творогом, либо ржаной пирог с  репой.
От себя замечу, что поскольку мясо в рационе  российского крестьянина присутствовало редко, то эти щи были «пустыми», то есть варились не на мясном бульоне. Мясо русские крестьяне — подневольные вегетарианцы — ели в большие праздники — на Рождество, Крещение, Пасху, Троицу, Рождество и Успение Богородицы, память апостолов Петра и Павла.
             Как же тогда питались в пост!?
Церковная «историография» говорит:
 В пищу шли белая квашеная капуста, сдобренная луком и квасом, редька с маслом, «мура» или «тюря» — смесь из хлебных сухарей, искрошенной картошки, лука и кваса, с добавлением хрена, растительного масла и соли.
Но мы-то знаем, что про картофель и «постное масло» это от «лукавого». Их  не существовало….
Следовательно,  в пост питалось крестьянство «мурой и тюрей» почти без всяких белков и жиров, то есть, в современных понятиях диетологии  впроголодь!
             Правда сейчас  распространена легенда о чудодейственных свойствах  старорусского хлеба, как  чуть ли  не основы национального здоровья  россиян в прошлом. С церковной подачи православия  в рекламе полно  рецептов  приготовления ржаного хлеба  (при этом  муки самого грубого помола) поскольку именно в ней полно всяческих витаминов, которые почему-то отсутствуют в муке тонкого помола.
При этом историкам известно, что россияне предпочитали есть не обычную «чернушку» - хлеб обычного помола, а «мыкотину» или ситный хлеб (то есть просеянный через сито) то есть более мелкого помола.
Эта нестыковка понятий устраняется, стоит только «копнуть»  поглубже.
Для справки привожу данные  химанализа  ржаной муки:
В составе ржаного хлеба содержатся витамины группы А, В, Е, Н, а также РР. Помимо того, польза ржаного хлеба заключается в содержании в его составе таких природных соединений,  как холин, цинк, йод, марганец, фтор, молибден, железо, калий, сера, магний, кальций и другие.  Интересно и то, что биологическая полноценность химического состава ржаного хлеба намного выше, чем у пшеничного варианта хлебобулочного изделия.
Только вот беда:  из-за своей высокой кислотности (которая,  кстати,  позволяет  этому хлебу дольше храниться  без плесневения) усвояемость его  для здорового человека много ниже  питательности  пшеничного хлеба (почти в 1,5 раза). А для  больного с повышенной кислотностью – он вообще может быть  опасен. Хлеб, по содержанию состоящий на 100 % изо ржи, действительно слишком тяжел для ежедневного потребления.
И именно по этому, мне так кажется, рекомендуется православной церковью в посты.
Ведь, что такое пост в православии?
Это, конечно же,  испытание плоти голодом.
А для чего оно  ей нужно?
Для того, что  только  при физическом дискомфорте человеческая личность склонна  предаться  размышлениям о бренности своего существования. А поразмыслив немного, в первую очередь,  пойдет исповедоваться в существующих или будущих грехах в церковь.
Во благостном же состоянии про это поход думается много реже….
Именно оттого в «тёмном» православном календаре  постных дней иногда почти до  2/3 от общих 365 дней в году.  Сколько точно, их  сама церковь по своей путанице в календарных датах не знает, но считает именно эти дни для себя благостными, хотя формально отмечает лишь великие праздники. Вот такое оно  православное фарисейство!
          Как же питались  православные россияне в воскресенья и «небольшие» праздники?
Они питались почти так же, как и в будни. Лишь иногда готовили «творожник». Для этого блюда творог, растертый со сметаной с прибавлением пары яиц и молока, в глиняной плошке выдерживали в русской печи.
Правда, не обходилось дело без лакомств. И ими были не пряники, печенье, конфеты — весьма затратные для крестьянского кошелька.
 Нет, лакомились — пареной репой!
 Любили её дети, а в пост зимой — и взрослые, особенно уважали морс из этого корнеплода.
            У читателя может сложиться впечатление, что при таком «убогом» пищевом режиме, как мог русский мужик работать долгими летними днями в поле?
У меня  на это есть ответ, совсем не очевидный для соврем6ного россиянина.
Это  многотысячелетняя (вовсе не православная) традиция «кашеедства», когда каша представляла собой некий энергетический концентрат для  поддержания  и физической и моральной выносливости. Она применялась обычно в самую пожалуй «жаркую» пору полевых работ – в сенокос. Каждый мужик,  подкрепившись  с утра кашей и взяв  на обед бутыль с молоком и краюхой чёрного хлеба, мог не только «ноги волочить», но и посоревноваться с соседом в рабочей лихости. И в этот момент ему как-то было не до церковных передряг в скоромной или постной пище, поскольку сенокос ничего не ведает про каноны православия, а более сведущ в отношении  близких к нему привычных  славянских языческих богов.
          Поэтому далее несколько подробней о русской каше по ссылке www.zzz74.ru/stati/137-2011-02-27-19-06-23.htm……
В русских письменных памятниках упоминание о каше встречается в документах конца ХII века, однако  в археологических раскопках находят горшки с остатками каш в слоях IХ века.
Само слово "каша" происходит, по мнению лингвистов, от санскритского "каш", что означает «дробить,  тереть».  Отсюда следует, что корни обрядового отношения к столь, казалось бы, простой пище кроются в нашем языческом начале.  В древности нашими предками  каша преподносилась Матери Земле и многочисленным  языческим богам в надежде на благополучие.  И чаще всего  богам земледелия и плодородия, чтобы попросить хорошего урожая на следующий год.
Психотип такого подношения богам понятен. Богам, как известно, предлагалось только все самое лучшее. А иметь возможность есть ежедневно то, что сами Боги могут позволить себе раз в год, согласитесь, приятно.
Каша - это очень полезный, питательный, вкусный и, что немаловажно, недорогой продукт.
Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно значимое событие.  Это отражается в пословицах:
"Каша - кормилица наша"
"Русского мужика без каши не накормишь"
"Без каши обед не в обед"
"Щи да каша - пища наша"
Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда пошло выражение "заварить кашу". Так что каша на Руси "определяла" даже отношения между людьми. О человеке ненадежном и несговорчивом говорили: " с ним каши не сваришь".
              С незапамятных времен на Руси была популярна полбенная каша, которую варили из мелкой крупки, приготовленной из полбы. Полба - это полудикий сорт пшеницы, которая до  ХVIII века выращивалась на Руси в большом количестве. Вернее сказать, полба росла сама по себе, была не прихотлива и не требовала никакого ухода.
В полбе много белка, от 27% до 37%, она богаче железом и витаминами группы В, чем обычная пшеница, и имеет приятный ореховый привкус.
Но самой любимой и популярной кашей у русских была гречневая (грешновая, гречишная, гречнёвая, грешна) и уже в ХVII веке считалась национальным русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно – в начале  ХV века.
             Каша, приготовленная из целых или раздробленных зерен ячменя, называлась: ячная, ячневая, житная,  гуща, глазуха, перловка. Житной эта каша называлась в северных и среднерусских губерниях, где, словом жито обозначался ячмень. Жито толченое, ячневая - каша, приготавливалась из мелкодробленого зерна. Словом «гуща» в Новгородской, Псковской, Тверской губерниях называлась крутая ячменная каша из цельных зерен. Она была там столь популярна, что новгородцев на Руси даже называли "гущеедами". Термин "глазуха" употреблялся для обозначения каши, сваренной из ячменя с горохом. Горох в каше полностью не разваривался, и на ее поверхности были видны "глаза" - горошины.
Перловка - это каша, сваренная из цельных зерен, сизо-серый цвет которых и слегка продолговатая форма слегка напоминали "жемчужное зерно" - перл. Из ячменя делали три вида крупы: перловую - крупные зерна подвергались слабой шлифовке, голландку - зерна более мелкие шлифовались до белого цвета, и ячневую - совсем мелкая крупа из нешлифованного (цельного) зерна. Ячневые каши были любимым кушаньем Петра Первого. Он признавал "ячную кашу самою спорою и вкусною".
           Каша из овса (овсяная каша, овсянка) могла вариться как из цельных, так и раздробленных зерен. Она нравилась своей питательностью и быстротой приготовления. Ее можно было сварить на легком таганке, не растапливая русскую печь или плиту.  Ячменная и овсяная каши варились с глубокой древности по всей России, как в деревнях, так и в городах и подавались, в основном, в будние дни.
             Пшенная каша (просовая, белая - приготовленная из проса), была известна русским также давно, как овсяная и ячменная. Слово пшено впервые упоминается в письменных документах ХI века. Пшенная каша употреблялась как в будни, так и во время праздничного застолья.
            Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши. Слово "манна " - старославянское и восходит к греческому слову "manna " - пища. Она подавалась только детям и готовилась обычно на молоке.
           Рисовая каша появилась в ХVIII веке, когда в Россию был привезен рис, употреблялась в основном в городах. В рацион питания крестьян она входила очень медленно и называлась каша из сорочинского пшена.
           Толокняха приготавливалась из толокна, представлявшего собой ароматную, пушистую муку из овса. Толокно изготавливалось своеобразно: овес в мешке опускался на сутки в речку, затем томился в печке, сушился, толокся в ступах и просеивался через сито. При изготовлении каши толокно заливалось водой и растиралось мутовкой, чтобы не было комков. Толокняха была с ХV века одним из самых употребительных народных кушаний.
            Соломат - жидкая каша из ржаной, ячменной или пшеничной прожаренной муки, заваренной кипятком и распаренной в печи иногда с добавлением жира. Соломат - пища для русских давняя,  упоминается уже в письменных источниках ХV века.  Слово же "соломат " заимствовано русскими из тюркских языков.
           Гороховка - каша из гороховой муки.
Кулага - кушанье, приготовленное из ржаного солода - пророщенного и распаренного в печи зерна и ржаной муки. После варки в печи получалась сладковатая каша.
 Завариха - каша из любой муки, всыпаемая при варке в кипящую воду при непрерывном помешивании.
Густиха - густая каша из ржаной муки. И так далее можно перечислять почти бесконечно……
           Вся эта весьма образная  энциклопедия «кашеварения» как раз для современного россиянина в смысле, как  можно питаться дешево, но «сердито»!
 А как быть с тонизирующими напитками?
Современные  православные диетологи  утверждают, что таким напитком  на Руси являлся чай.
Я ничего не имею против чая. Более того, он для меня самый любимый напиток. Но истина, как говориться, мне дороже. Чай в Росии, впрочем как и  во всей  Европе, появился сравнительно недавно.
Первая версия о появлении напитка в России ссылается еще на 1567 год.
Это был год, когда казачьи атаманы отправились на китайскую территорию и, вернувшись оттуда, описали  традиционный  азиатский  ритуал употребления неизвестного раньше напитка. Источник:  То есть  это примерно было  то  же время, когда  до чая добрались окружным путем  вокруг Африки португальцы (1560 год).  Появление чая  к Европе обычно связывают с голландскими купцами, которые в 1610 году, закупив партию чая в Макао, привезли его на европейский континент на продажу. Успешный маркетинговый ход  привёл  к тому, что Голландская Ост-Индская компания с 1637 года начинает бесперебойные поставки чая в Европу с каждым своим кораблем. Чайный напиток пробуют в Англии, Франции, Германии, Итальянских государствах.
             Первые же  достоверные источники употребления чая в России ссылаются на конец  шестнадцатого  века. Тогда, в 1608 и 1615 годах были совершены две неудачные экспедиции, но в третий раз в 1618 году  экспедиция была  более удачна. Отряд, возглавляемый казаком по имени Иван Петелин,  добрался - таки до Китая.
Предполагается, что в этот год русские  узнали о существовании чая  и  одна из версий утверждает, что после этих экспедиций царь Михаил Федорович Романов получил подарок от китайских послов — сразу несколько ящиков чая. Повара не знали, что с ними делать, пытались приготовить суп, добавляя различные приправы, но очень скоро  разобрались с листьями. Русские оценили чай за его свойства бодрить и бороться с сонливостью.
В середине семнадцатого века был заключен договор с Китаем, обеспечивающий регулярные поставки в Москву. Несмотря на достаточно высокую цену, расходились эти сушеные листья очень быстро, почти всегда оставаясь популярным товаром.
Вот как выглядел Великий  чайный путь….в Россию.
В общем, по  православной  диетологии Чай — как молитва, дважды в день крестьянин пил чай — «душу отводил». Лишь в дни скоромные некоторые из крестьян чаю изменяли — варили жженый цикорий, сдабривали его молоком. Либо молоко добавляли в тот же чай — «для колера».
             Только вот на самом деле  основным напитком на Руси испокон веков был  КВАС!!!
Славянам квас известен  многие тысячи лет до образования Киевской Руси.
В этом плане парадокс нашей  истории  заключается (про то у меня  много чего написано) в том, что до прихода  византийского православия  вообще никакой истории  на Руси не было!?
Поскольку по свидетельству нашей патриархии не было и никакой письменности, которая  могла бы засвидетельствовать эту  историю.
Хотя  исторически, совершенно естественно, письменность у русов была, но почти полностью уничтожена православной церковью в своих  корыстных побуждениях.
Поэтому «исторически»  первое  упоминание о квасе в русских письменных источниках датируется лишь 996 годом. То есть  благодаря писцовой  записи, гласящей:
-  После крещения князь Владимир I Святославич приказал раздать народу «пищу, мёд и квас».
Может князь Владимир в тот же миг и придумал русский квас!?
            Но  православная  теология не столь категорична в своей глупости, и поэтому отодвигает  историю русов (как может, подалее). Исторически  её единственный глашатай – монах  Нестор сообщает, что святой апостол Андрей Первозванный видел, как славяне обливаются квасом в своих банях.
Отсюда следует, что на Руси квас испокон веков был повсеместным и каждодневным напитком, раз возможно  с ним не только питие, но и полоскание. Его готовили и крестьяне, и помещики, и военные, и монахи, а его наличие в доме считалось признаком благополучия.
             Русские крестьяне, отправляясь на работу в поле или другую тяжёлую работу, брали с собой квас, так как считали, что он восстанавливает силы и снимает усталость. Это подтверждают не только народные пословицы и высказывания, но и современные исследования.
Квас вкусный напиток, он великолепно утоляет жажду, это происходит благодаря высокому содержанию в нем уксусной и молочной кислот. К тому же, квас – превосходный энергетик. В квасе содержится огромное количество ценных ферментов, а также большой процент содержания витаминов В1 и Е, и других  витаминов, а также аминокислот и микроэлементов.
 Еще одно свойство кваса — он повышает аппетит.
Содержание  в нем углекислоты, помогает вашему пищеварению.  Его действие подобно действию ацидофилина, кефира или простокваши.
То есть он в древности для россиян был вместо,  скажем,  французского  вина-аперитива перед  обеденным столом.
При  этом он…..
 Регулирует и улучшает обменные процессы в организме, действует как внутренний антисептик, улучшает работу сердечно-сосудистой системы. Благодаря высоким питательным свойствам, квас употребляют в пост, а голодные годы именно этот напиток, многих спас от истощения.
          Для меня  понятна эта роль кваса, который в наших российских  условиях заменял  специфические   психотропные средства, скажем, коренных  племен  нашего Приморского края (про что  знаю  из опыта работы там). С древних времён у жителей Дальнего Востока лимонник китайский был популярен как тонизирующее средство. Высушенные плоды его неизменно входили в рацион охотников — нанайцев и удэгейцев. Горсть плодов, по моим  наблюдениям, способна поддерживать силы на целый день непрерывной ходьбы по  глухой тайге.
           Хлебный квас – исконно русский напиток. Сырьем для изготовления такого кваса служат самые простые компоненты: ржаная мука, сахар, солод (ржаной или ячменный) дрожжи, квасные хлебцы, молочнокислые бактерии и вода.
При этом не следует думать, что это был напиток исключительно для  беднейшего российского сословия- крестьянства. Исторически  неизменной сохранялась широкая распространённость кваса среди всех сословий.
Вот что пишет о русском квасе Джакомо Казанова шевалье де Сенгальт — известный итальянский авантюрист, путешественник и писатель : «У них [русских] есть восхитительный напиток, название которого я позабыл. Но он намного превосходит константинопольский шербет. Слугам, несмотря на всю их многочисленность, отнюдь не дают пить воду, но этот лёгкий, приятный на вкус и питательный напиток, который к тому же весьма дёшев, так как за один рубль его дают большую бочку».
           Удивительно, но как этот пройдоха не прознал про другие виды кваса, которые  содержит алкоголь, в зависимости от «закваски» и рецептуры (до 2,6 %), то бишь крепости  обычного пива!?
Я уже не говорю, что такой квас много полезней  обычного пива, что может, в принципе,  как-то нам побороть  исконно православное  приобретение  россиян – пьянство.
Про это обстоятельство  российская патриархия как-то вообще не задумывается, но  искупать собственный грех перед народом российским  православной церкви вообще как-то  надо!
Или как!?
Между тем русская госпитальная гигиена, приспособляясь к народному вкусу, сделала квас обязательным продуктом продовольствия больных в лазаретах и госпиталях. Уже тогда было известно его благотворное влияние на организм — повышение тонуса, улучшение пищеварения. Квас входил также в обязательное довольствие армии, флота и даже заключённых.
В 1913 году В. С. Сотников доказал, что в квасе гибнут тифозные и паратифозные микроорганизмы. Квас даже считали чудодейственным напитком, помогающим при всех болезнях.
           В посты, особенно в летнее время, главную пищу простого народа составлял квас с зелёным луком и чёрным хлебом. Квас почитался почти священным напитком и обязательно присутствовал в многочисленных обрядах. Например, перед свадьбой в обряде мытья невесты в бане девушки лили на каменку квас с хмелем, остатки которого потом допивали. После венчания родители жениха встречали молодых хлебом и квасом (соль появилась значительно позже).
Квас был также как оберег.
 При пожаре, вызванном молнией, считалось, что потушить его можно только молоком или квасом.
 В общем, по народному поверью:
- Квас, как хлеб, никогда не надоест.
- Русский квас. Много народу спас!
               В первой половине 1990-х годов в России квас уступил место зарубежным газированным напиткам,  потребителями  которых  стали миллионы  людей.
Если вы думаете, что это всем  во благо, я привожу историю самого популярного  альтернативного  напитка, который теоретически мог как-то конкурировать в физиологической полезности  с нашим квасом.
Речь пойдёт о Кока-Коле….
Первоначально  основные ингредиенты «Кока-Колы» были таковы: три части листьев коки (из которых  в 1859 году Альберт Ниман  выделил особый компонент и назвал его кокаином) на одну часть орехов тропического дерева колы.
Получившийся напиток был запатентован как лекарственное средство «от расстройств нервной системы» и как активнейший биостимулятор. При этом создатели напитка утверждали, что   «Кока-Кола» исцеляет от импотенции и что на неё можно перейти тем, кто пристрастился к морфию.
В то время кокаин не являлся запрещённым веществом, и о его вреде для здоровья не было известно, поэтому  у воодушевленных американцев среднего Запада Кока-Кола шла нарасхват!
              Но с тех времен утекло много «воды» - кокаин стал  почти повсеместно под запретом, про орех Кола тоже подзабыли, а «бренд»  супер тонизирующего напитка остался!......
Вот его настоящий состав……
Компонентами «классического» варианта «Кока-Колы» являются:
очищенная газированная вода;
сахар;
натуральный краситель карамель (зарегистрированный канцероген);
регулятор кислотности ортофосфорная кислота;
натуральные ароматизаторы;
кофеин
То бишь,  в ней кроме воды, кофеина  и огромного количества сахара  ничего нет, плюс  возможность подхватить рак печени…..Нет  там ни Колы, ни Николы……
Однако почему-то (исходя из таинственных соображений)  этот напиток  церковь не придает «анафеме» в смысле  запрета употребления в пост.
         Но довольно о печальном. Посмотрим,  как ранее говели на Руси….
То есть речь уже пойдет реально об обжорстве.
Если исключить стол в «особых» случаях (во время «помочей» - некого  добровольного схода всем селом), когда общими усилиями ставили избу за световой день, а затем  хозяин всем воздавал
 сполна, то  и в остальных случаях   «до отвалу» бывало и мяса, и «печева» из белой муки, и прочих яств, в том числе и закупленных в городе или в сельской лавке.
А если учесть, что престолов в сельских храмах бывает, кроме главного, еще несколько, можно представить себе, сколько поводов было для  «гулежа».
Праздники эти длились нередко  до 7;10 дней. Если это был престольный либо семейный праздник, в каждый дом съезжалось множество гостей — родные или просто хорошо знакомые с хозяевами люди, да не поодиночке, а семьями, с женами и детьми (и взрослыми, и малыми — кроме девиц!), в праздничных одеждах.
Тогда же и вина, и чаю пили тоже вдоволь.
               Об экономических последствиях  этих говений тогдашняя «просвещенная общественность» писала, что средств потраченный на  такие  гуляжи обычному крестьянину было  бы достаточно, чтобы оплатить все его   подати, причитающиеся за год.
Более того, обеспокоенный таким разгулом Михайло Ломоносов,  по случаю ссылаясь на европейские традиции,  представил даже доклад императрице Екатерине о  массовом  прибытке смертей  простого люда  в первых двух неделях, опосля пасхи.
Но  она не дала ему никакого хода, заявив, что  и Масленица, и Красная горка, и прочие празднества…. есть признак широкой русской души, которая, в отличие от скупердяйной французской, умеренности не приемлет.
         Конечно, она мало что знала о реальном разнообразии  стола  крестьянина, но наверняка разделяла  дворянский восторг  истинно  русской кухни  обеденного стола, описанного в стихотворении Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская», которая  остается одним из самых «аппетитных» в истории русской литературы.
Державин, видимо вместе со своим другом  Новгородским епископом Евгением и другими гостями следует к обычному обеденному столу:
Бьет полдня час, рабы служить к столу бегут;
Идет за трапезу гостей хозяйка с хором.
Я озреваю стол – и вижу разных блюд
Цветник, поставленный узором:
Багряна ветчина, зелены щи с желтком,
Румяно-желт пирог, сыр белый, раки красны,
Что смоль, янтарь, икра, и с голубым пером
Там щука пестрая – прекрасны!
Прекрасны потому, что взор манят мой, вкус;
Но не обилием иль чуждых стран приправой,
А что опрятно все и представляет Русь:
Припас домашний, свежий, здравой.
         Не знаю, как у вас, но у меня эти стихи вызывают  павловский  слюнной эффект….
Как говориться – есть к чему стремиться!
Это, так сказать, образец  здравого пасхального питания, который мог себе позволить  интеллектуал Державин. В то время отставной  Генерал прокурор Правительствующего совета при Екатерине Великой и министр юстиции, уволенный с прописью «за чрезмерное  усердие» в смысле борьбы с государственным воровством, и ощутивший, наконец, полное блаженство российской  сельской жизни в своём имении под Новгородом.
            В противовес  хочу привести  репризу  на сей счёт нашего  первого великого  российского  сатирика-юмориста   Николай Васильевича Гоголя в его описании российского обжорства в обычном дворянском обеде  Чичикова у Собакевича:
«Что ж, душенька, пойдем обедать», – сказала Собакевичу его супруга.
«Прошу!» – сказал Собакевич.
 Засим, подошедши к столику, где  была закуска, гость и хозяин выпили, как следует, по рюмке водки, закусили, как закусывает вся пространная Россия по городам и деревням, то есть всякими соленостями и иными  возбуждающими благодатями, и потекли все в столовую; впереди их, как плавный гусь, понеслась хозяйка…
«Щи, моя душа, сегодня очень хороши! – сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками. Эдакой няни, – продолжал он, обратившись к Чичикову, – вы не будете есть в городе, там вам черт знает что подадут!»
«… Возьмите барана,–продолжал он, обращаясь к Чичикову, – это бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре на рынке валяется! Это все выдумали доктора немцы да французы; я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом! Что у них немецкая жидкокостная натура, так они воображают, что и с русским желудком сладят! Нет, это все не то, это все выдумки, это все…У меня не так. У меня, когда свинина, всю свинью давай на стол; баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует».
Собакевич подтвердил это делом: он опрокинул половину бараньего бока к себе на тарелку, съел все, обгрыз, обсосал до последней косточки…… За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками…
               Не знаю, как вам, а по мне так любой пост лучше такого говенья!
Тем более, что сам факт православного говенья не оригинальная церковная разработка, а чистый плагиат  язычества. Я имею в виду  Масленицу (по Александру Сергеевичу Пушкину), который утверждал, что  в преданьях старины глубокой «у них на Масленице жирной водились русские блины».  По мнению академика Б. А. Рыбакова в дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у ряда народов, использующих солнечный календарь, является началом нового года.
Он считал главной целью масленичных обрядов стимуляцию плодородия, особо актуальную в связи с грядущим началом полевых работ.  Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы сжигалось  и пепел от него, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям.
А  символом масленичного праздничного застолья были  те самые  дрожжевые масленичные блины.
            Я не пытаюсь даже перечислять многочисленные рецепты их приготовления, хотя перлом питательности  и вкуса их можно считать доступные сейчас лишь элите общества – русские блины с черной  или красной икрой (см. встречу Путина и Си Цзиньпина).
А во времена Пушкина нечто подобное могли  опробовать и  городские мещане и зажиточные крестьяне. Но не станем особо расстраиваться!
Ведь круглый, румяный и  горячий блин по древнерусской символике — символ яркого солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных счастливых браков. А их изготовление и коллективное поедание отмечало победу дня над ночью, света над тьмой.
В подтверждение этой версии академиком Б. А. Рыбаковым приводятся исторические данные существования   в русских деревнях IX—X веков древних  круглых глиняных  сковородок  с зубчатыми краями и с прочерченным ещё по сырой глине крестом, знаком солнца.
Вероятно, они делались для выпечки масленичных блинов. И вся небольшая сковорода (диаметр 20 см) с её лучистыми краями являлась как бы моделью солнца.
              Так что подведем итоги пищевым предпочтениям россиян, да и их символике.
Если  отключиться от надуманного календаря - ритуала постов и говений  в православии, то  чисто арифметически  (при почти равном количестве тех или других дней в году) получается так, что день поста чередуется со днем говенья.
Мне думается, что ни одна современная система диетологии  такого абсурдного  графика питания не поддерживает. Напротив она рекомендует регулярное полноценное, по экономической  возможности, питание.
Так в чем же тут  состоит суть православной  психологии?
Она говорит, что в здоровом теле следует поддерживать и здоровый дух.
Кто против!?
Только как тут найти баланс при  очевидно стрессовом компоненте – чередовании  стресса голодания и переедания?
Выходит  дело тут не в здоровом,  а наоборот – нездоровом теле, которое психически поддерживается на грани некого беспокойства.
Беспокойства, как говорит нам православная церковь, которое состоит в борьбе со страстями человеческими, под которыми понимается «смертные грехи» человечества.
Вот как это обстоятельство трактуется православной теологией:
Пост – аскетическая практика, состоящая в воздержании тела от пищи животного происхождения (также и от перенасыщения и услаждения постной пищей) и сладострастия, а души от злых помыслов, дел и слов; время сугубого покаяния и трезвения. Цель поста состоит в борьбе со страстью чревоугодия, которая лежит в основе 5-ти из 8-ми основных страстей, поэтому борьбе с ней и уделяется такое большое внимание.
             Раз в борьбе с этой напастью  церковь уделяет особое внимание, я  не могу для себя  не уяснить суть замысловатой формулы:  8 – 3 = 5….. ?!
Покопавшись во множестве  православных писаний на данную тему, выяснил, что в конце IV века Евагрий Понтийский, чтобы  придать  логичность  церковному покаянию, изложил  состав «смертных грехов»  в сочинении «О восьми злых помыслах».
 «Есть восемь всех главных помыслов, от которых происходят все другие помыслы. Первый помысел чревоугодия, и после него — блуда, третий — сребролюбия, четвёртый — печали, пятый — гнева, шестой — уныния, седьмой — тщеславия, восьмой — гордости. Чтоб эти помыслы тревожили душу, или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти, или не приводили, — это зависит от нас».
        Я опускаю последний тезис о том, что церкви желательно бы иметь  свою паству вообще  без всяких страстей, типа овечьего стада, что  сосем не по-человечески.
 Но это, в первую очередь, неугодно самой церкви, поскольку нет страстей – нет и грехов!
 А нет грехов – нет причастия! Нет причастия – нет отпущения грехов!
А нет отпущения грехов  грешнику, на что жить церкви?.......
Но, как говориться,  это не моя забота.
Я пытаюсь уяснить себе, каким  образом можно  «притянуть за уши» 5 остальных «грехов» к одному чревоугодию.
           Современная  сексологии  и диетология  утверждают, что чревоугодие само по себе физиологически не способствует блуду. Наоборот – переедание, как впрочем, и  голодание, идут тут во вред. На пользу блуду идет  пьянство, но оно вполне разумно  (вспомним его историю появления на Руси) никак отдельно не порицается православием.
           Третий грех сребролюбия -  вообще идет во вред чревоугодию. Ведь,  любой  россиянин знает, чтобы предаться  чревоугодию, надо пожертвовать не малой толикой «серебра» из собственного кармана. Оттого ни один истинно сребролюбывый гражданин не станет  его расходовать на жратву, во вред собственному здоровью (вспомните про «Скупого рыцаря» в маленькой трагедии А.С.Пушкина).
           Четвёртый – пятый  грехи  (печаль, гнев и уныние) это вообще нормальные психологические состояния (как и альтернативная им  радость) обусловленные переживаниями утраты неких ожиданий и иллюзий в обычной жизни.  Отнести их у «смертельному греху» может только воистину человеколюбивая «православная» церковь.
         Что касается тщеславия, то пристегнуть его  к греховности обжорства можно только в том случае, когда чревоугодник, вместо того, чтобы заниматься привычным делом, выставляет  сам процесс на обозрение. И с мой точки зрения это невесть какой грех, главное чтобы  эта презентация     не долго продолжалась и дорогущая жратва не испортилась.
          И про последний – 8-й грех, о котором  следует сказать  отдельно…….
Его  совсем недаром  Евагрий Понтийский - хитрованистый грек,  византийский монах и философ,
поставил на последнее место.
Во-первых, он точно знал, что гордость человеческая  не связана с полнотой желудка. И наиболее  неприятные церкви еретики, имея гордость смертельного противостояния мировоззренческому абсурду христианства,  уж точно не страдали обжорством в застенках инквизиции.
А во-вторых, ему надо было как-то  скрыть или отодвинуть  на задний план действительно смертельно опасный для существования церкви  «грех человеческой гордыни», которая по большому счету суть идея независимости человека, как поощрение желания добиться всего собственными усилиями, без рабских просьб к  богам.
Вспомните слова Воланда из романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова —  адресованные Маргарите: «...Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут».
Этот зарок гордого человека и есть основной смертельный грех с точки зрения православия!
А все остальные только лишь для обоснования своей «христоматии» - постного подчинения,  желательно бесстрастной паствы,  своему приходу.
            О реальном  восприятии Пушкиным этой «христоматии» в его стихе  более чем откровенно сказано.  Тем не менее, исторически для русского крестьянства  бытовая схема православной жизнедеятельности:  действия-бездействия  была физиологически достаточно приемлема по своей естественной периодичности.
Летом страда – зимой на печи!
А зимой для развлечения   рыбки подо льдом половить (благо рек и речек на Руси множество) или какую другую живность добыть (лесов тоже хватало).
              В этом плане сравнительно недавно появившийся капиталистический конкурентный рационализм  современной жизни  такой расхлябанности в жизнедеятельности  никому позволить не может.
Если хочешь жить – умей вертеться!
А сами понимаете, любое физическое вращение требует постоянного притока энергии. Потому «здоровый дух» конкуренции может существовать только в здоровом  теле.
Европейский прихожанин, уже привыкший  за последние 100 лет  надеется на свои собственные силы, всё меньше и меньше склонен считать себя ущербным грешником пред церковью, а потому  покаянная суть постов для него становится всё более архаичной.
               У нас в России с подачи государственной власти всё обстоит  с точностью наоборот.
Церковь пребывает в дремучем византийском сне древнего православия, в натысячелетие утвержденном ритме  приема  пищи при непременном поминании того, что она прислана богом.
В эту притчу, пожалуй, воистину верующих  православных не найдется даже среди монашеского сословия. Ведь вся её «паства» точно знает, на какой «ниве» она «пасется» и каким образом ей достигается «хлеб насущный» без церковного «божьего  участия».
Именно поэтому сложная  церковная конструкция   малоактивного постного тела  россиянина в сочетании с  вдохновенным  покаянием  вписывается в современную мировую концепцию «массового добровольного отлучения» от церкви.
                Ну, не хочет современный россиянин поститься и в результате.………
Непреднамеренно полнеет!
Согласно данным исследования https://iom.anketolog.ru/2018/07/30/rossiyane-i-lishnij-ves и др. примерно 67% россиян  знают, что  имеют повышенный вес. Но признавая  этот факт, только 62% из них считают, что это  определенно вредит их здоровью.
И эта диспропорция генетически сидит в сознании  российского прихожанина. Он завсегда понимал пост, как наказание.
Мне самому это стало под конец данного  повествования,  ещё и потому, что  Александр Сергеевич  в своём стихе  про привычки  милой старины глубокой ни словом не обмолвился о посте…….
Правда и про говенье сказал, что «Два раза в год они говели……».
Так что сами думайте, как вам жить да поживать!
             Патриархальный  церковный стереотип  питания в настоящее время уходит достаточно споро. Ведь ещё совсем недавно (не помню точно кто из наших великих биологов, кажется Илья Мечников) утверждал, что если поменять русского и индуса местами, то ни тот, ни другой не выживут.
Имелась в виду именно  физиологическая несовместимость национального  питания. Однако  сейчас эти границы  начинают стираться. Самым ярким примером может служить появление  на Руси ранее невиданных фруктов. Я уже не говорю о ставших  обычными бананах, кокосах  и  ананасах. Это  вообще  экзотические: манго, папайя, гуава и даже удивительный Дуриан – фрукт с адским запахом и божественным вкусом (как считают наши гурманы).
В то же время любой индус может  купить на рынке ранее неведомые ему яблоки  или груши, правда   по баснословной для нас цене, но это уже детали.
И совершенно естественно меняется ассортимент продуктов обычного питания, и самое главное –  много большая  доступность для населения белковой пищи.  Что никак не способствует церковной  «постной идеологии» и наоборот даёт психологический перекос  в этом противостоянии  перееданию-говенью.
            Но оставим  эту проблему  православной теологии (буде ей чем занять себя) а для воистину верующих в здравый смысл  православного  поста – недоедания или говленья – переедания я
привожу  необходимый баланс основных питательных веществ, потребных, с точки зрения современной науки, ежедневно  нашему организму.
Во-превых, по массе – это углеводы, которые  служат для организма основным источником энергии, помогающим  работать нашим мышцам. Они необходимы для нормального обмена белков и жиров. В комплексе с белками они образуют определенные гормоны, ферменты, секреты слюнных и других образующих слизь желез и прочие важные соединения.
Средняя норма углеводов в суточном рационе должна составлять 400-500 г.
Углеводы подразделяются на простые и сложные.
Простые углеводы отличаются от сложных химической структурой. Среди них различаются моносахариды (глюкоза, галактоза, фруктоза) и дисахариды (сахароза, лактоза и мальтоза). Простые углеводы содержатся в сладких продуктах - сахаре, меде, кленовом сиропе и т.п.
Сложные углеводы называют полисахаридами, их источником являются растения - злаковые, овощи, бобовые. К сложным углеводам относятся крахмал, гликоген, клетчатка, пектины, гемицеллюлоза и др. Полисахариды составляют основу пищевых волокон, поэтому они играют важную роль в питании.
Простые углеводы усваиваются организмом  быстро, сложные много медленнее.
          Белки – основа для построения  всего нашего организма. Только вот в природе не существует такого продукта, который по своему составу совпадал бы с белками тканей Homo sapiens, то есть напрямую мог бы быть утилизирован в процессе метаболизма. Поэтому этот процесс идет ступенчато: через разложение попавших нам в рот  исходных белков на составляющие их аминокислоты, и затем через синтез из них своих собственных беков.
Различные белки содержат разные комплексы аминокислот, поэтому очень важно, чтобы организм постоянно получал полный набор необходимых белков. Поэтому в рацион необходимо включать белковые продукты, как животного, так и растительного происхождения. При этом животных белков должно быть не менее 1/3.
 Средняя норма белка в суточном рационе взрослого человека составляет 100—120 г, при тяжелой физической работе ее следует увеличить до 150—160 г.
           Жиры - наиболее мощный источник энергии нашего организма, но в тоже время самый мало уважаемый компонент нашего существования. Поэтому про них – чуть подробней…. .
Жировые ткани - активный резерв энергетического материала.  Жировые отложения («депо» жира) защищают организм от потери тепла и ушибов, а жировые капсулы внутренних органов служат им опорой и защитой от механических повреждений. Депонированный жир является основным источником энергии при острых заболеваниях, когда аппетит снижается и усвоение пищи ограничивается.
Источником жира являются животные жиры и растительные масла, а также мясо, рыба, яйца, молоко и молочные продукты. Жиры содержат насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты, жирорастворимые витамины А, В, Е, лецитин и ряд других веществ, необходимых организму. Они обеспечивают всасывание из кишечника ряда минеральных веществ и жирорастворимых витаминов.
          Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Они могут образовываться из углеводов и белков, но в полной мере ими не заменяются. Это обстоятельство должно быть интересно для многочисленных наших граждан, страдающих синдромом переедания.
К примеру, вегетарианец, питающийся исключительно  летними овощами, часто  недоумевает по поводу того, что он никак не худеет!?
Так ведь он, в один присест, съедает по полведра всяческой зелени, пока почувствует насыщение.
А в нём содержится столько  всяческих сахаров, сколько организм не может утилизировать, и их избыток идет в жировые запасы самой сохраняемой формы.
По своему опыту знаю, что стоит только  задобрить эту «постную зелень» небольшой порцией  подсолнечного масла, как  рефлекс сытости  наступает  сразу же по мере  заполнения желудка.
И этот размер  исчисляется уже не литрами и килограммами, а сотней - другой граммов.
Другими словами я вроде бы утверждаю парадоксальные вещи: типа устранения ожирения  при помощи жира. Но  я ничего не выдумываю. Это закон диалектики – динамического единства противоположностей……
            Обеспечить потребности организма можно только сочетанием животных и растительных жиров, поскольку они дополняют друг друга жизненно важными веществами.
Различаются насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты, входящие в состав жиров. Насыщенные кислоты, к которым относятся стеариновая, пальмитиновая, капроновая, масляная, легко синтезируются в организме. Они обладают невысокой биологической ценностью и отрицательно влияют на жировой обмен, работу печени, содействуют развитию атеросклероза. В большом количестве кислоты этого типа содержатся в животных (бараньем, говяжьем) и некоторых растительных (прежде всего в кокосовом) жирах.
Ненасыщенные жирные кислоты — это биологически активные соединения, принимающие активное участие в жировом и холестериновом обменах. Они также повышают эластичность и снижают проницаемость кровеносных сосудов, предупреждают образование тромбов. Эти кислоты, особенно полиненасыщенные (линолевая, линоленовая и арахидоновая), не синтезируются в организме - они должны поступать туда с пищей. Кислоты такого типа содержатся в свином жире, подсолнечном и кукурузном масле, рыбьем жире.
               Помимо жирных кислот, в жирах содержатся жироподобные вещества — стеарины и фосфатиды. Они участвуют в секреции гормонов, процессе свертывания крови, образовании клеточных мембран.
Наиболее известный из стеаринов — холестерин, который в больших количествах содержится в продуктах животного происхождения. Избыток холестерина в организме приводит к нежелательным изменениям в кровеносных сосудах, способствует развитию атеросклероза. Поэтому рекомендуется ограничить в питании продукты, богатые холестерином (яичный желток, мозги, сливочное масло, жирное мясо, сыр и т.д).  На этот счёт у нас полно  рекламных  препаратов для снижения  уровня холестерина в крови.
           Поэтому важно не бросаться в крайности – холестерин  является основным компонентом для построения клеточных мембран, без него  наше существование в принципе невозможно.
Суточная норма жира для взрослого человека — от 100 до 150 г при тяжелой физической работе, особенно на холоде.
           Подводя итог этой небольшой лекции  по здоровому питанию, я сам удивляюсь скромному балансу  необходимых для существования  человека компонентов питания. Нам максимально, даже при работе в тяжелых условиях, требуется в сухом остатке  всего 800 граммов  (500  сахаров, 150 белков и столько же жиров)!
И при уменьшенном  потреблении (до 610 граммов)  пропорции сохраняются, как 64-19-18.
             Как хотите, но с моей точки зрения эта простая арифметика стоит всей тысячелетней пищевой галиматьи православного церковного богослужения.
Она  позволяет сохранять в себе не только  «привычки милой старины», но и  ощущение радости  современной жизни каждый день, а не только  «два раза в год» по Пушкину.   


Ноябрь 2018


Рецензии
Читается с интересом. В таблице проверьте года и исправьте.
Галина

Галина Дейнега   17.11.2018 19:53     Заявить о нарушении
+Спасибо, исправил!

Айболит 2   18.11.2018 15:53   Заявить о нарушении