Женский труд

Нам с товарищем под  восемьдесят, но по сравнению с женщинами, которые живут
в нашем доме, мы совсем ещё зелёные, так они нам говорят, а мы и не спорим.
Людмиле Ивановне  Кузяевой, пол года назад, отмечали девяносто пятилетие.
А она ещё трудится, не покладая рук.  Эта трудолюбивая женщина за домом раскопала
участок, на котором сажает картофель.  Я ни разу не видел, что бы цвела ботва.
Но в конце августа, начало сентября, Людмила Ивановна снимает урожай.
Я ни разу не видел, какие клубни она снимает.  Но вот уже десяток лет подряд,
женщина сажает, пропалывает и окучивает ботву.  Значит урожай, какой – никакой,
а есть.  Рядом на грядке выращивает Кузяева цветы, есть ещё рябина и пару кустов
сирени.  И все её цветы и кустики, какие – то чахлые, может солнца не хватает,
может ещё чего.  Но работает Людмила Ивановна, почти каждый день и в любую
погоду, может, поэтому и живёт так долго. Мой товарищ, когда женщина, по какой – то
причине не выходит на участок, ставит ей прогул, и обещает её наказать.
А вот как он её хочет наказать, не говорит.  Её соседке по квартирам, стукнуло
девяносто один, эта женщина занимается только цветами, да ещё выгуливает
собачонку.  Собака,  говорит Петровна, хорошей породы, и Нина Петровна Осокина
в месте с собачкой поливает цветы.  Нина Петровна ругает собачку, но не в серьёз.
Собачку  Дину, всё же она любит больше, нежели цветы.
А вот третья женщина, самая молодая, всего лишь под девяносто, а участок у неё,
самый маленький.  Сажать цветы, женщина сажает, а вот ухаживать, почему - то
забывает.  В соседних домах, также имеются старушки, и в таком же солидном 
возрасте.  Вот я и задумал взять над ними шефство, что рабочие руки пропадают
напрасно.  А то иногда соберутся десятка полтора женщин, и ну чесать языками
Мы с товарищем провели с ними беседу, хотите жить долго и не болеть,
через год – полтора, будете вы, как пятидесяти летние.  А половина из вас,
выскочит замуж.  Вы ведь хотите замуж, пожить по  человечески на старости.
Женщины загалдели и притом все сразу; хотим, хотим, хотим замуж.
Но что бы выйти замуж, надо трудиться, трудиться в поте лица.
И никаких прогулов, мы ведь серьёзно хотим вам помочь.  Достаю блокнот
и ручку, записываю всех желающих.  Желающих набралось целая дюжина,
аж двенадцать человек, да нас мужчин трое.  Несколько женщин отказались,
но мы и не настаивали.  Эти женщины совсем не понимают, что им желаем мы
добра, а они от добра бегут, как черти от ладана.  А может все они замужние,
и не надо никуда им стремиться.  Ещё раз предупредили, чтобы не было
прогулов, иначе  будем увольнять, нам бездельники не нужны.
На общем собрании решили: с понедельника надо начинать трудиться.
Велели принести, что у кого есть, ломы, лопаты, топоры.
Мой товарищ в молодости, играл на гармошке, и знает множество частушек.
По его словам, был первый парень на деревне, и не одной свадьбы без него.
И чтобы  веселее  женщинам было, я назначил его гармонистом.
Кто же знал, что частушки у него, сплошь матершинные.  Рабочий день
будет всего четыре часа, в виду пожилого возраста.  Да и на личные дела
необходимо время. И так, на следующий день к десяти ноль - ноль,
собрались все двенадцать человек, с лопатами, топорами и ломиками.
Я велел им всем идти за мной, к лесу, благо лес был совсем  близко,
дорогу перешёл и вот он. А вот вам и работа, надо выкорчевать вот эти
три пня.  На каждый пень пришлось, по четыре человека.
Нас мужчин всего трое, но себя я считать не буду, не моё это дело,
махать ломиком. Я вроде прораба на стройке: а вот женщинам  будет
помогать и подсказывать, самый молодой Иван Ломов с должностью
бригадира.  Итак, работа началась, через каждые сорок пять минут, перерыв
и вновь работа.  Два дня велись подкопы, рубились корни.  И только
на третий день, выкорчевали самый маленький пенёк. С этого времени,
работа пошла быстрее, пней оставалось всего два, по шесть человек на каждый.
Трое работают, трое отдыхают: ещё через день вытащили и второй пень.
А моего товарища, женщины уволили из гармонистов.  Потому что пел он
только матом, и слов других не знал, да и играл он, мягко говоря, не очень.
И велели ему женщины, взять лопату или топор, будет  больше пользы,
говорили они ему. И только на шестой день, когда последний пень начал
поддаваться, одна из женщин спросила, а для чего мы корчевали пни,
никому они ведь ни мешали.  А для того, чтобы вас сплотить, чтобы вы
почувствовали себя коллективом.  Посмотрите на себя, подношу им зеркало,
какими вы стали.  А ведь  неделя всего прошла, а что будет с вами через
полгода  год,  вас хоть сейчас замуж выдавай, ни один мужчина не откажется.
Если живы останемся, добавила одна из женщин, по всей видимости, это
сказала женщина, которая спросила, зачем корчевали пни.
А вот теперь, когда вы стали коллективом, я нашёл вам отличную работу.
Лет десять тому назад, завезли рабочие песок, несколько машин.
Вероятнее всего, завезли его для строительства дорог, или для постройки
зданий.  Но вот прошло десяток лет, а гора песка стоит и до сего дня,
зарастает травой.  Вот я и предложил женщинам, засыпать выбоины песком,
а то не проехать, не пройти.  И внукам вашим будет приятно, а ведь есть
у некоторых из вас и правнуки. Н что? берёмся за работу, берёмся, берёмся,
мы замуж хотим, загалдели все разом.  А вот для сей работы,   надо
инструмент, пару ломиков, на всякий случай,  совковые лопаты, и
несколько тачек.  И в понедельник, как обычно, начинаем трудиться.
А, ведь, бригада моя не ахти, какая, строго спрашивать с них не стану,
главное, что бы двигались.  И так, работа началась, кто с ломиком, кто
с лопатами, а кто песок  возит.  Возить надо  метров за двести, а вскоре
будет ещё дальше. А кто сказал, что будет легко.  Самая тяжёлая работа
возить.  Два – три раза отвезли, поменялись местами, и так всего четыре
часа. После рабочего дня, девяносто пятилетняя так увлеклась работой,
что и не заметила, как подружки покинули рабочее место.
Людмила Ивановна, домой пойдём, тем паче, тебе ещё цветы поливать
надо.  Как быстро время пробежало, вот также быстро, и моя жизнь прошла,
говорит старуха.  Это вы напрасно, вам жить ещё да жить, лет до
ста двадцати, не меньше, это я вам говорю, если будите трудиться.
На следующий день, всё началось сначала, кто наполняет, кто равняет,
а кто возит.  Самая молодая из женщин, захотела взять лопату
у Людмилы Ивановны Кузяевой, но старушка не поняла намерения
молодой женщины, кричит ей, не замай.  Да я хотела, что бы вы отдохнули
немного.  Не хочу я отдыхать, вон работы непочатый край, а вам только
отдыхать.   Обидела  молодуху старуха, и та больше никому  не предлагала
помощи.  Вот так и трудились целый месяц, насыпали,  возили, равняли.
Мужики  удивлялись, ни за что, просто так, работают  старушки.
Это надо же их организовать, легче  стадо строем научить ходить, чем
женщин, да ещё  таких пожилых.  Ну и ну говорит народ, а ведь молодцы
старушки, не надолго, но дорога то стала лучше.
А насчёт замужества  сказал я не всерьёз. Ну, кто возьмёт восьмидесяти-
летнюю,   не говоря уж о девяносто с хвостиком.  Мужики  до этих лет
 не доживают.  Но в ходе работ, я стал замечать, что одна молодка,
как я и думал сначала, на самом деле шестьдесят два ей стукнуло, но
выглядит не старше пятидесяти. Поглядывает на бригадира и где работает
Татьяна, непременно оказывался Иван.  Нарисовалась и вторая пара, не
поверите, Михаил ругаться стал гораздо реже, а когда заругается  тут – же
поглядывает на Зинаиду. Женщина, как – то предупреждала Михаила, будешь
ругаться, не пожалею лопаты, перекрещу.  Зинаида женщина умная, к её словам
женщины прислушиваются. Однажды, я спросил Михаила, нравиться
Зинаида, спрашиваешь, такая женщина наверное, всем понравиться.
А ты понимаешь, что эта женщина, не потерпит, если ты будешь валяться
на диване, когда она работает.  Да и мат Зинаида Ивановна долго не выдержит,
выгонит взашей.  Да понимаю я всё, отвечает, ну раз понимаешь, тогда
действуй. А я  тем временем нашёл им ещё работу, но работать будем по весне,
когда тепло будет.  Ещё думаю, весной рабочих рук поубавится, четверых
можно смело из списка вычёркивать.   Будут в поте лица трудиться,  но только
на своих участках. И только в конце жизни понял я, что женщинам на пользу
общественный труд, тогда они старость и одиночество легче перенесут.


Рецензии