Февральский переворот по Александру Блоку

Александр Блок, секретарь комиссии Временного правительства по расследованию преступления царского режима так описывает февральскую революцию.
Революция происходила на улицах Петрограда, на заводах и фабриках, в учебных заведениях, в казармах казаков и солдат. В верхах, т.е. в Государственной Думе, Государственном совете, Совете министров речь не шла о перевороте, там при живом и не отрекшемся императоре уже вовсю делили портфели.
22 февраля  1917 года император убывает из Царского Села в ставку Верховного Главнокомандования в Могилеве. А 23 февраля в Петербурге начинаются и ширятся волнения (начатые женщинами, авт.), связанные с нехваткой хлеба. И это при том, что муки в городе было предостаточно, как и запасов пшеницы и ржи. По моему, очень похоже на спланированность происходящего.
Александр Блок так не считает. Он исходит из проведенного расследования на сей счет. Оно выяснило, что дело было в неразберихе властей военных. На воинскую службу призвали большое число городских пекарей. Грубо говоря, некому стало выпекать хлеб. Это поправили, но как всегда за длительное время. И поезд уже ушел.  Забастовали фабрики, заводы, студенты. Заволновались воинские части. Запахло революцией. Сразу выяснилось, что фавориты царицы, военный министр Беляев, генерал Хабалов, отвечавший за порядок в столице, министр внутренних дел Протопопов, просто напросто растерялись в возникшей ситуации. Сама императрица в нервном состоянии ухаживала за враз заболевшими детьми (корь). Ну а люди, метившие во власть, занялись ее дележом. С самого Николая взятки были гладки. Он был, как всегда, невозмутим. Для него главное, принятие пищи, чаепития, прогулки, выслушивание докладов без принятия решений. Но Блок пишет, что царь все-таки нервничал, но виду не подавал.
Ну а какие же группы сил решили воспользоваться волнениями. Из записок Блока они быстро выявляются, хотя сам он только приводит факты, не делая из них выводов.
Ясно, что данные группы, или люди, вокруг которых создаются группы, это (тут уже, по мнению Вашего автора) следующие.
Во-первых, председатель Государственной Думы М.Родзянко, этот надоедливый толстяк, по мнению царя.
Во-вторых, брат царя, великий князь Михаил Александрович, начавший проявлять неожиданную активность, предлагая себя в роли регента при недееспособном императоре или его наследнике.
И левые силы, их лидер в это время Александр Керенский, предложивший казнить императора (на одном из заседаний Думы).
Просматривается и фигура князя Львова, пытающегося примирить стороны, делящие еще не покинутую власть.
Что дальше? Председатель Совета министров Голицын покидает пост без всякого согласия Николая, хотя и покидать то было уже, особенно, и нечего.
Беляев, Протопопов и Хабалов мечутся по столице, в которой остается все меньшее число верных присяге частей. Наконец, оказываются в Адмиралтействе. И тут морской министр (ИО министра, министр болел) принимает историческое решение для судеб февраля. Выпроваживает непрошенных гостей из здания, ссылаясь на его историческую ценность. Сохранить здание важнее, чем жизни этих никчемных людей. После этого, их не сразу, но арестовывают.
Наконец, императрица принимает единственно верное решение, хоть и с больными детьми, поехать в ставку для воссоединения с Николаем. Но, увы! Николай снова не на высоте. Дает телеграмму, ни в коем случае. Я выезжаю сам в Царское село, наведу порядок, и все будет хорошо. Вот такой император. Хороший, конечно, человек, но если бы не принял такое решение (а принять, хоть какое-нибудь решение, для него мука), то не был бы, видимо, святым русской православной церкви, как и вся его семья. Это я уже от себя, как Вы понимаете.
А Александр Блок подробно описывает последствия этого решения императора.  Он оказывается по существу один в поезде, никому не нужный.. Поезд  переводят с одних путей на другие, ссылаясь, что следующая станция в руках революционеров. Но он все-таки еще император. А Родзянко уже формирует Временное правительство с собой во главе. Хозяева города Родзянко и Гучков. Идут аресты министров и генералов.
Но находится сила,  противодействующая все более активно,  этому правительству. Это создаваемые по опыту революции 1905 года Советы рабочих (Советы рабочих, определение Блока). И их влияние непрерывно растет.
А в Царском Селе появляются «народные войска». Пути бегства царице перекрываются. Императорский поезд находится на станции Дно. Родзянко едет на встречу с Николаем. Почти едет. Принимается решение, что переговоры с царем об отречении вместе с Родзянко должен вести В.Шульгин. Родзянко постепенно оттирают от власти. Тем временем царский поезд идет к Пскову.
Дальше Блок цитирует придворного историографа Дубенского: «1 марта едет к Государю Родзянко в Псков для переговоров. Старый Псков опять занесет на страницы своей истории великие дни, когда пребывал здесь последний самодержец России Николай II, и лишился своей власти как самодержец». Заметьте, вопрос об отречении уже вроде бы решен, а о Михаиле, брате царя, нет ни слова.
В Пскове командующий  фронтом Рузской подготавливает Николая «идти на все уступки, сдаваться на милость победителя и давать полную Конституцию, иначе, анархия будет расти, и Россия погибнет».
Царь шлет телеграмму Родзянко, который решил не ехать на встречу с Николаем. Смысл ее, Родзянко может сам составить Министерство, но назначения на посты министра иностранных дел, военного министра и морского остаются за Николаем.
Дальнейшие переговоры с Петроградом ведет уже Рузской.
Родзянко отвечает, что речь может идти только о регентстве Михаила Александровича. В Петрограде анархия, господство черни, жидов, оскорбления офицеров, аресты министров.
Я, кстати, забыл. А Николай перед отъездом из Ставки, назначил «диктатором» генерала Иванова с подчинением ему всех силовых структур. Он в это время находится в Вырице.
На встречу с Николаем едут Гучков и Шульгин. Великий князь Николай Николаевич и все военное фронтовое руководство  умоляют царя «отречься от престола и передать его наследнику при регентстве великого князя Михаила Александровича».
Царь решает сделать именно так, но отречься телеграммой, а не на встрече с Гучковым и Шульгиным.
Телеграмму пытались вернуть, но не успели. Вся свита плакала, а Николай улыбаясь прогуливался с принцем Лейхтенбергским и шутил напропалую. Или уже не государь?
Дубенский пишет, что Николай был уверен, что ему разрешат жить вместе с сыном и семьей, как простому обывателю (как сейчас Горбачеву, к примеру, авт.) «Он отрекся от престола, как сдал эскадрон».
Далее А.Блок описывает встречу царя с Гучковым, Шульгиным, Рузским. Гучков долго убеждал царя в необходимости отречься от престола. И предложил подождать пока Николай примет решение.
Царь спокойно ответил: «Я этот вопрос уже обдумал и решил отречься».
А дальше самое любопытное.
Гучков говорит:  «Царю придется расстаться с сыном, никто не решится доверить судьбу и воспитание будущего государя тем, кто довел страну до настоящего положения».  И Николай мгновенно меняет решение. Он не может расстаться с сыном и передает престол брату Михаилу.
Гучков был шокирован происходящим, его обыденностью. «Ему пришло в голову, что он имеет дело с человеком ненормальным, с пониженной сознательностью и чувствительностью».
Последними своими актами Николай назначил Верховным Главнокомандующим Николая Николаевича, председателем Совета министров князя Львова.
Царь спросил Гучкова, что ему теперь делать. Оставаться в ставке, ехать в Царское село или что-то еще. Гучков не знал, что посоветовать. Николай возвращается в Могилев. Пишет его императорскому величеству Михаилу. Просит разрешения вернуться в Царское село. Генерала Иванова смещают. Командующим войсками Петроградского округа назначается Корнилов.
Тем временем, в Петрограде все уверены, что царь отрекся в пользу наследника.
Михаил был как раз за этот вариант. Но, узнав, что царь отрекся в его пользу, сам отрекается от престола.


Рецензии
Очень подробно, ярко и интересно, а главное, показательно. Ну, слабоумные на Руси всегда считались святыми, а тут, ну, совсем недалекий человечек. Единственно, я всегда огорчался, что Николая растреляли, а Горбачева, который был ну, такой же, никто не тронул и до сих пор жив. с уважением. удачи в творчестве.

Александр Михельман   17.02.2022 21:12     Заявить о нарушении
Неожиданно. Это я про Горбачёва.

Игорь Тычинин   17.02.2022 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.