Введение. Сто сорок лет со дня прибытия Семёна Гур
История возникновения и развития любого поселения, большого или малого, – захватывающее событие. Еще более потрясающим является прогнозирование дальнейшей судьбы села или города.
С давних времен в глухой тайге, между Синим и Восточно-Синим хребтами Сихотэ-Алиня, в долине с востока на запад протекает небольшая река – Халаза. Около ста пятидесяти лет назад на ее берегах в разных местах поселились люди. Эти земли относились к восточной окраине Российской империи.
Первая группа, расположившаяся выше по течению, образовала хутор Халаза. Вторая – в нижнем течении – выселки Ново-Петропавловка. Там обосновалось семь семей староверов, которые после катастрофического наводнения, затопившего село Петропавловка, перебрались на правый высокий берег речки Халазы.
Между этими поселениями чуть позже срубил свою избу первопроходец Семен Гурьев из староверов. Он искренне считал себя первым жителем этих мест, пока не обнаружил других поселенцев. Но именно к нему стали прибиваться все новые и новые семьи, прибывавшие из западных губерний России. Они и назвали это место селом Семеново.
Пройдет некоторое время, и все три поселения – хутор Халаза, выселки Ново-Петропавловка и село Семеново – преобразуются в село Семеновку. И произойдет это в сентябре 1902 года.
Минует еще 35 лет, и в селе Семеновка, где уже несколько десятилетий проживали поселенцы-первопроходцы, начнется большая стройка – будет возводиться авиастроительный завод. И благодаря ему появится сначала поселок, а затем город Арсеньев. И возникнет он в декабре 1952 года.
Пройдет еще 90 лет. Население города Арсеньева, уменьшающееся в течение нескольких лет, резко возрастет и к 2042 году достигнет психологически важной отметки – ста тысяч человек, заняв по количеству населения прочное пятое место в крае после Владивостока, Уссурийска, Находки и Артема.
Причиной увеличения населения города явилось то, что краевыми властями в 2022 году было принято решение построить в центре региона два новых завода. Один завод – по утилизации старых иномарок совместно с японской корпорацией Arai Shoji Co.Ltd. План по утилизации иномарок был установлен в 750 тысяч из полутора миллионов автомобилей, состоящих на учете в Приморье. Он стал первым заводом на Дальнем Востоке и решал проблемы транспортных средств с выработанным ресурсом.
Второе предприятие, родственное первому, построенное рядом с ним, – завод по строительству электромобилей. Эти автомобили на электрической тяге не только продаются на российском Дальнем Востоке, но и экспортируются в южно-азиатские страны.
Новые заводы в Арсеньеве расположились за районом Кирзавод, образовав вокруг себя целый городок высотных 20-этажных домов со всей необходимой инфраструктурой – стадионом, кинотеатром, двумя торгово-развлекательными комплексами, кафе и ресторанами.
Новый квартал сохранил за собой старое название – Кирзавод. Основной центр города соединился с Кирзаводом большим троллейбусным кольцом, включающим улицы Жуковского – Октябрьскую – проспект Арсеньева – Стахановскую, известную с давних времен, как гострасса «Осиновка – Рудная Пристань».
Проспект Арсеньева прошёл по новому микрорайону посредине, разделив его на две части. Проспект построили с запасом – по четыре полосы в обе стороны.
Воздух в городе Арсеньеве уже в течение последних 15 лет стал чистым по всем санитарным нормам, как и вода, не только холодная, но и горячая.
В 2030 году границы города, о чем периодически настаивали патриотически настроенные горожане, наконец, расширились до села Таежка на юге и села Новосысоевки на севере, по реке Арсеньевке, включая село Пухово на западе, и до водохранилища на востоке. Все лесные массивы на этой территории вошли в лесопарковую зону Арсеньева.
В городе развилась и туристическая отрасль, и Арсеньеву было что показать не только отечественным, но и зарубежным путешественникам.
Свидетельство о публикации №218111200521