Четырнадцать

«Всем привет! Меня зовут Станислав Туманов, я главный кондитер и владелец небольшого уютного заведения «Улей» в одном сибирском городке. Там мы с женой Лилей и парой гениальных ребят готовим для гостей по-домашнему вкусные десерты, нередко пробуя яркие, необычные сочетания вкусов. Ведь даже классика иногда может заиграть по-новому, если в нее добавить пару ноток кулинарного безумия! В этом блоге я буду делиться с вами результатами своего творчества, а иногда и просто наблюдениями о жизни. У меня больше нет от вас никаких тайн!» – закончил печатать приветствие он, и застыл, накрытый волной тревоги, набираясь мужества перед своим решительным рассказом. В голове у Стаса ярко нарисовалась позорная сцена пятилетней давности, за несколько минут скинувшая его с кондитерского олимпа.
«Глупая и самонадеянная затея пытаться объяснить что-то людям… Не глядя, решат, что это  жалкие оправдания неудачника. Да они будут хохотать над тобой! И рецепты твои, наверное, уже никому не нужны… На смену пришли новые кумиры. Молчал почти год! Теперь решил покаяться и размечтался, что примут с распростертыми объятиями! Может пора взглянуть правде в глаза, что ты навсегда вошел в историю как «чокнутый кондитер»? Не надоело видеть ухмылки посетителей за спиной, пытаться отшутиться каждый раз при неудобных вопросах о прошлом?! Так хочется, наконец, рассказать все и освободиться…»
Стас вздохнул, сделал пару глотков остывшего капучино и начал свою историю с самого начала.
«Я с детства любил готовить. Сначала помогал маме, с 12 лет начал печь первые корявые пирожные, чтобы покорять одноклассниц, Все свое время помимо школы я просиживал над кулинарными книгами, которых дома было в достатке. Позже появился интернет, и я смог кормить своего ненасытного внутреннего кондитера гигабайтами новых рецептов.
Сами понимаете, мне судьбой была уготована прямая дорога ¬в кулинарный техником, больше никаких особых талантов и интересов я не проявлял. А родителям-врачам, повздыхав, пришлось смириться, что их сын вместо освоения благородной профессии будет всю жизнь лепить картошку и набивать пальмовым маслом эклеры. Довольна моим выбором жизненного пути была лишь подруга Лиля. Не знаю, кстати, что она во мне нашла, наверное, просто очень любила сладкое. Я в то время был жутким нелюдимым типом, забывавший иногда даже расчесаться в кулинарном экстазе. Все мои мысли были заняты марципанами и макарунами. За ней же увивались лучшие парни района. Она и сейчас у меня необыкновенная красавица!»
«Да только ты предал ее, в одиночестве укатив в Москву после своего оглушительного успеха! Даже не позвал с собой. Помнишь, она смотрела с таким внимательным ожиданием…А ты надменно упаковывал свои венчики и формы для выпечки, собираясь в новую жизнь. Жизнь достойную, наконец, твоего таланта! Но тебе, конечно, было все равно… Противно от того, каким придурком ты был тогда!»
«Итак, к двадцати годам я стал помощником шефа в центральной кондитерской, существовавшей еще с советских времен, где мои творческие порывы жестоко подавлялись десятилетиями используемой книгой «Торты и пирожные по ГОСТу», и участником сложной семейной жизни, отнимавшей время у моего главного увлечения. Лилия, естественно, была недовольна, что я почти все заработанные деньги спускал на первоклассные кондитерские инструменты и кулинарные мастер-классы от известных поваров. Она, как большинство девчонок, мечтала о свадьбе и тихой семейной жизни. Моя же душа стремилась к большему! Я учился и ждал своего звездного часа. Так прошло семь лет…
И вот, три года назад у нас  в городе открылся первый пятизвездочный отель. Устроиться работать туда стало моей навязчивой идей. Это было меню совсем другого уровня и, как я полагал, люди другого уровня. Но шеф-француз был выписан из Москвы, он же привез  с собой большинство команды. Как же я был зол тогда! Готов разнести всю их сверкающе-серебристую, вылизанную кухню!»
В отпуске, куда Лиля потащила меня, чтобы отвлечь от разбившего мои мечты разочарования, я немного оправился. Осваивая колоритную кухню дружелюбного Таиланда, во время забегов на маленькие продуктовые рынки я скупал в свою библиотеку специй ранее неизвестные мне травы и добавки. А по приезду домой с головой окунулся в ароматный мир риса и азиатских пряностей.
Однажды, колдуя над авторским рецептом том-яма на ужин, я наткнулся в своих тайских запасах на непримечательный пакетик с желтым порошком. Я отрыл, по кухне разнесся  нежный увлекающий свеже-сладкий запах. Внутри лежала бумажка с тайскими каракулями, старательно выведенными шариковой ручкой, судя по всему, – название. Я вспомнил, что купил его в деревеньке на острове Ко-Тао у одного милого беззубо-улыбчивого старичка. Подняв большой палец вверх, он дал понять, что штука классная. Потом жестом показал, что надо использовать по чуть-чуть. Рассудив, что буддисты в силу своих убеждений не должны травить людей, я на свои страх и риск насыпал щепотку желтого зелья в кипящий суп.
Не буду вдаваться в подробности, но тот ужин для нас с Лилей оказался волшебным, как и последующая ночь».
Стас взъерошил каштановые непослушные волосы и откинулся на спинку стула, на пару минут погрузившись в сладкие воспоминания.
«А через неделю я узнал о конкурсе в том отеле. В честь празднования Хэллоуина они отбирали рецепт лучшего торта, который станет кульминацией костюмированного бала. Судьба мне давала второй шанс. Взяв отгулы, я неделю изобретал рецепт своего сладкого чуда. Торт я назвал «Чертова дюжина». В него входило 13 ингредиентов, и название мне показалось символичным для случая.
 Сегодня я впервые обнародую его состав: три нежных коржа из миндальной муки (кофейный, фисташковый и яблоко с корицей), пропитанные лучшим Карибским ромом, между ними – воздушный крем из сливочного сыра с вологодским маслом, сахарной пудрой, цедрой лимона и тремя видами орехов, а сверху – глазурь из черного швейцарского шоколада и, для кровавого эффекта, капли желе из красной смородины.
На конкурсе пафосная женщина-организатор бала с пепельно-голубыми волосами мне резко сказала: «Молодой человек, люди любят определенность: ваниль, орех или шоколад! У вас же тут всего понамешано!»
На следующий день я снова принес свой торт, добавив в него секретный ингредиент. Четырнадцатый.
 После восторга, с каким публика приняла «Чертову дюжину» на празднике, в прямом смысле облизывая пальцы от наслаждения, шефу-французу ничего не оставалось, как взять меня в штат главным кондитером. Позже, на волне лестных отзывов, пригласили в один из лучших ресторанов столицы. Люди хотели мою «Чертову дюжину», я же наслаждался успехом. О своем секрете никому не рассказывал, даже Лиле, хотя она, возможно, уже тогда сама догадалась.
В Москве я окунулся в светскую жизнь, став модным и востребованным. Я пек «Чертову дюжину» днями и ночами, поначалу – окрыленный успехом, позже – изнемогая от усталости. Постепенно она поработила меня, и никто уже не видел из-за нее моей личности. Было одиноко.
И я потихоньку начал добавлять себе в кофе тайную специю. Доза постепенно увеличивалась. Уже невозможно было отказаться от эйфории, чувства доброты и единения со всем миром, которые накрывали меня от нее. Я снова как заведенный пек торты, а когда действие проходило, наступало отчаянье.  Запас порошка стремительно таял, и я боялся разоблачения.
 В один особо грустный день я глотнул чайную ложку. Дальнейшие события вы знаете…Про это написано уже немало желтой прессой.
То безумие с песнями и плясками посреди светской толпы, собравшейся в честь дня рождения одного важного и сердитого генерала, сопровождавшееся аккомпанированием себе кухонными инструментами, мне и стыдно, и смешно вспоминать…Под конец своего шоу я даже, помниться, в порыве вселенского счастья поцеловал в губы особо визжащую от негодования дамочку. В общем, из того заведения меня выдворили с позором, репутация и карьера были разрушены.
«Ну ничего, вы у меня тоже еще попляшите, – все же нахально думал я, собирая вещи. – С моим секретом я не пропаду. Я вам снова буду нужен!»
Отправившись в Таиланд, я не без труда разыскал беззубо-улыбчивого старичка с острова. Требовал продать специю, показывая бумажку с каракулями из почти пустого пакетика. Таец лишь улыбался и качал головой. Я начал трясти его, как безумный, требовал свой наркотик, на что он лепетал: «Ноу, ноу».
Вскоре я вернулся с переводчиком. Ответом было: «Нет, я тебе больше не продам. Ни за какие деньги. Я говорил по чуть-чуть! Но ты был очень грустный, поэтому ел много. Чрезмерная радость от него ведет к безумию! Научись радоваться сердцем, и она тебе не понадобится. Мы даем «Силыанг» по две-три крупинки, когда ребенок раскапризничался, взрослым – после тяжелого рабочего дня, иногда в сезон дождей. Но никто не ест постоянно! Я не думал, что до такого дойдет, прости меня».
Тогда, как хищник в поисках добычи, я начал рыскать по всему острову, спрашивать местных. Специя оказалась довольно редкой, но я все же нашел ее у нескольких торговцев. Однако, те, только глянув в мои отчаянно горящие глаза, как сговорившись, отказывались продавать. От воровства тогда меня спас лишь страх отрубания руки. А на материке, как оказалось, об этом средстве знали вообще лишь понаслышке.
Я приехал ни с чем. Совершенно перестал готовить. Целыми днями  просиживал дома, жалея себя. Лиля все время была рядом, но близко не подпускала. Однажды в ответ на мое нытье сказала: «Понимаешь, тебе всегда будет мало, пока ты не увидишь, как много всего вокруг уже дала тебе жизнь. Как много уже внутри тебя…»
Прохаживаясь по подсобке своего кафе, где сидел с ноутбуком, Стас вспомнил тот на первый взгляд обычный майский день, который открыл для него счастье без искусственных добавок.
«Я как всегда не в духе отправился на утреннюю велопрогулку. Это стало уже привычным ритуалом, который хоть немного помогал прочистить мои мутные мозги. Все и все меня бесили. С угрюмым видом я катался по набережной, размышляя о своей несчастной судьбе.
 Неожиданно, вырвавшись из рук матери и погнавшись за голубем, наперерез мне выбежал довольный малыш в джинсовом комбинезоне. Я выругался, резко затормозил и упал, содрав в кровь колено. На что мальчишка лишь захохотал и захлопал в ладоши. Потом, пошатываясь, внимательно рассматривая, подошел ко мне и с обаятельной улыбкой протянул пухлую ручку. Здоровался. Он был переполнен любознательным счастьем до самой своей золотистой макушки. Все его радовало, и все было интересно: и я, и облезлый голубь, и шуршащий фантик от конфеты, который он теребил маленькими пальчиками.
 Так вот, после этой встречи, я будто увидел все его глазами! Тоже начал улыбаться миру.
 Кстати, в своем кафе-кондитерской я снова готовлю тот торт, который сыграл роковую, а может и правильную роль в моей судьбе. Приходите попробовать! Рецепт теперь называется «Четырнадцать», и он – визитная карточка нашего заведения.
Моя умница-жена смогла сделать из всей этой истории красивый конец. Ведь четырнадцатый ингредиент каждый добавляет по своему вкусу: кто-то кокосовое мужество, кто-то имбирную страсть, а кто-то голубичную мечту или малиновую надежду. Для счастья всегда есть варианты!»


Рецензии