Профессор Покровский
Он был серьезно ранен пулеметной очередью в ноги, когда командовал в бою танкера «Юкагир» на Северном флоте с налетевшими немецкими самолетами в начале мая 1944 года. Командовал отец сначала, стоя на мостике, а потом раненым, сидя, до победного окончания боя. В 1946 году мой отец, демобилизовавшись, был капитаном учебной шхуны «Профессор Визе». Исполнилась его заветная мечта – походы на парусниках. В дальнейшем ровно через десять лет по Советскому радио одновременно следили и за полетом первого Спутника, и за легендарным кругосветным плаванием парусного трехмачтового барка «Товарищ» с визитом Дружбы во многие страны. Поход «Товарищ» в пространстве был величиной в 24 тысяч миль, а во времени – семь месяцев. Это не путешествие по асфальту. Достаточно вспомнить шторм более девяти баллов у мыса с соответствующим ему названием - Мыс Бурь. И рвались паруса, и опытный боцман Бабич только успевал их чинить несмотря на имеющую смену парусов.. А какого было молодым юношам в такой шторм их крепить, выполняя команды капитана, его помощников и боцманов. Не зря в этом рейсе был опытный врач, который во время шторма удачно удалил аппендикс курсанту по жизненным показаниям. Ассистировать доктору пришлось старпому капитана Соколову Льву Геннадьевичу.
Но вернемся в Ленинград к шхуне «Профессор Визе» и к его радисту Дмитрию Покровскому. На учебном судне курсанты проходили морскую практику. Кстати, отец им преподавал этот предмет. А Дмитрий Покровский – предметы, соответствующие его профессии - по радиотехнике, по работе радиста на кораблях. Но откуда у меня взялся портфель, когда я пошла в первый класс школы №240 на Крюков канале? Портфель был большой зеленого цвета с испорченным замком и с металлической табличкой, на которой был написано: профессор Покровский. Потом я не заметила, как этот волшебный портфель куда-то исчез, а у меня появился какой-то заурядный портфель, который я и не помню. Первые три класса у меня не получилось "взаимопонимания" с первой учительницей Зинаидой Николаевной. Мама тяжело болела, и мне было далеко до «гламурного» вида и успеваемости круглых отличниц нашего класса. Училась я, в основном, на тройки у Зинаиды Николаевны, которую раздражала частым насморком и, как она написала в моей характеристике, странными вопросами. Я подошла к ней и спросила: «Есть ли Бог на Небе?» и «Откуда произошел человек?». Ответа я не получила, но в пионеры меня не принимали. В четвертом классе я тяжело заболела и пришла в школу только в декабре. Новая учительница с золотыми волнистыми, аккуратно убранными волосами мне приветливо улыбнулась. Меня это взволновало и удивило. Я не привыкла к такому отношению к себе в школе. Учительница аттестовала меня за первое полугодие, так как я хорошо написала итоговые контрольные работы. К концу учебного года я была принята в пионеры. Я забыла имя и отчество этой необыкновенной учительницы, но ее никогда не забуду. Помню ее улыбку и то, что один глаз у нее был темно коричневый, а другой синий. Четвертый класс я закончила только с одной тройкой (по чистописанию). Я стала хорошо учиться. Но каково было удивление круглых отличниц, когда учительница химии Анастасия Никитична поставила за мою контрольную работу единственную отличную отметку в классе. Я поверила в себя, в свои силы. Как это произошло? Болезнь и человеческая чуткость! Чуткость врача, профессора. Я имени его не знаю. И разве в имени дело. Вполне возможно у моих благодетелей - феи подобной учительницы и у профессора, который вылечил меня, могла быть фамилия Покровский.
Светлая Вам память Вам, профессора, врачи и ученые старой Санкт-петербургской школы. Этот профессор Ленинградского института детских инфекций стал мною заниматься после рецидива болезни Боткина. Я почти поправилась. Но, защищая маленьких девочек от семиклассницы, я стала жертвой ее злых насмешек. Причем, она сделала так, что маленькие девочки ее поддерживали. Внешне я не подавала виду. Но беззвучно плакала под одеялом. В результате я снова пожелтела. Мне было стыдно признаться в своей слабости. Я сказала неправду, что хуже стало после съеденной котлеты. Но мудрые врачи перевели меня в отдельную палату. У меня был строгий постельный режим. Ко мне часто приходил профессор с усами на носогубной складке лица. На мое удивление он назвал меня умной девочкой и похвалил за то, что я много читаю.
Дорогие взрослые и родители! Как много значит доброе слово для ребенка! Его будущая жизнь, его судьба и даже его здоровье зависят от слов веры, любви, поддержки! И действительно стал меняться мой созерцательный характер! Сам процесс лечения способствовал формированию воли. Встреча с этим мудрым врачом для меня особенная и еще и потому, что в середине пятидесятых годов я смогла испытать на себе их тактику ведения больных с гепатитом. А именно: режим, лечебное питание, виноград в качестве передач, глюкоза внутривенно, инсулин подкожно (для усвоения глюкозы) и «комполон» (препарат из бычьей крови) внутримышечно.
Профессор, по сути, благословил меня на глубокий интерес к гомеопатии, лечению "подобное подобным". Врачи старой Санкт-петербургской, Ленинградской школы! Светлая Вам память! Когда я проходила медицинский осмотр, мама спросила доктора о причине моих частых насморков. Врач успокоила ее. Приблизительно к 12-14 годам, эти проблемы пройдут сами по себе. Так и случилось. И я на лекциях студентам и врачам показываю графики темпов развития разных систем у детей и подростков. Лимфатическая система бурно развивается в 7-9 лет. И не во всех случаях есть необходимость в оперативных вмешательств по поводу «гланд» и аденоидов у детей.
Но я забыла о сыне профессора Покровского, дяде Диме, с личностью которого связана моя судьба. Его пожелание: «Оля! Хоти знать!» всегда звучит в моей душе. И я благодарна ему за книгу по радиолокации. Меня интересовали такие науки, как химия, физика. Как писал Борис Пастернак: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…». Возможности ультразвука в технике, в медицине, в разнообразных исследованиях безграничны. Дядя Дима это предвидел. Он любил нашу семью, особенно моего отца. Вспоминаю последнюю встречу. Садясь в автобус №107 у Финляндского вокзала, я увидела дядю Диму. Лицо его было трагически грустным. Мы сели в автобусе рядом. Я спросила его, что случилось, чем он расстроен? Но вдруг его лицо засияло в улыбке. Он вспомнил моего отца, старого морского волка. Он весело сказал, как бы мой отец отреагировал по этому поводу.
Да, это мой отец! Вспоминаю один телефонный разговор с отцом. Он поинтересовался, как я устроилась на новом месте после переезда. Я ответила, что из-за шума на улице не могла уснуть. Ответ был такой: «Пустое. Мы спали при бомбежке». Я наблюдала за отцом во время шторма, когда нам с мамой было физически плохо. Папа забежал в каюту, отрезал кусок хлеба с салом. Вид у него был радостный. Но посмотрев на нас, с сочувствием, "морской волк" направился на капитанский мостик. Там была его стихия.
Дядя Дима Покровский не мог любить отца только за его мужество. Зная отца, я поняла, каков редкий идеал мужчины. Это сочетание мужества и нежности, тонкости, доброты, щедрости натуры, не считая воспитания, широких интересов и познаний. Но путь до "морского волка" не мог быть простым. Как личность человека влияет, воспитывает другого? Как мы проникаемся личностью другого человека близкого или далекого? Отец дома был редко - только в отпуске. Вспоминается голландская печка. Горит огонь в ней. Начало пятидесятых годов. Отец смотрит на небо в окне и говорит мне: «Там Миры Миров», а потом взгляд устремляет на мою руку и продолжает: «И там – Миры Миров. И нельзя ходить по Земле и смотреть только "под ноги". Надо смотреть и на Небо, и на Звезды, и в Себя... Или мне, маленькой девочке, он объясняет основы философии, рассказывает так просто, что мне хочется дальше и познавать, и думать. Или отец поет нам с братом известную песню на слова М.Ю. Лермонтова (самого моего любимого поэта в юные годы) «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французам отдана?». И наши маленькие сердца трепещут от большой любви к своей Отчизне... Или он рассказывал о своих незабвенных родителях, брате, родных так, что мы их чувствовали, любили и любим. Отец научил нас любить близких, если даже мы их никогда не видели и их уже не было в живых. Ведь они погибли в блокадном Ленинграде. И не только в Ленинграде... Бабушка , снятая с поезда в Бежецке умерла 29 апреля 1942 года, не доехав до г. Калинин. Из Ленинграда пытались вывести самых слабых взрослых и детей. Для моего маленького двоюродного брата и его мамы Ладога не была "дорогой жизни"...
И что профессор Покровский, с портфеля которого началась моя учеба в школе? В отечественной науке многие дисциплины знают это имя: и богословие, и исторические науки, и медицина, и многие другие.
Подобно таблице Д.И.Менделеева, академик А.А. Покровский создал таблицу пищевых веществ, необходимых человеку для покрытия суточных энерготрат, в 3000 ккал. Эта таблица имеет так же, как таблица Д.И. Менделеева белые пятна пополняется и уточняется на глазах. Это видно потому, как отличается питание первых космонавтов и последующих. А.А. Покровский был и нутрициолог, и диетолог, и биохимик.
Да здравствуют настоящие ученые со званиями и без оных, профессора, доценты и учителя, воспитатели, включая родителей! От этой гвардии зависит жизнь, настоящее и будущее отечества!
Вчера я позволила себе купить элегантный, на мой взгляд, небольшой итальянский коричневый портфель (или сумку), который украсит некоторый путь на моем любимом поприще - познания «хоти знать», которое получило благословение и защиту и от портфеля профессора Покровского!
Свидетельство о публикации №218111200075